Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 августа 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Грибиниченко О.Г.,
судей Осиповой С.П., Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С.,
при участии:
- от заявителя автономной некоммерческой организации "Институт городского хозяйства" (ОГРН 1021801142648, ИНН 1831073899): не явились;
- от заинтересованного лица Административной комиссии Администрации Первомайского района г. Ижевска (ОГРН 1031800554400, ИНН 1826001137): не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя автономной некоммерческой организации "Институт городского хозяйства"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 29 мая 2012 года
по делу N А71-6106/2012,
принятое судьей Глуховым Л.Ю.,
по заявлению автономной некоммерческой организации "Институт городского хозяйства"
к Административной комиссии Администрации Первомайского района г. Ижевска
об оспаривании постановления от 28.02.2012 N 245 о привлечении к административной ответственности,
установил:
автономная некоммерческая организация "Институт городского хозяйства" (далее - заявитель, институт) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением об отмене постановления Административной комиссии Администрации Первомайского района города Ижевска (далее - заинтересованное лицо, административный орган, административная комиссия) от 28.02.2012 N 245 о назначении административного наказания, согласно которому заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое, предусмотрена ч. 1 ст. 11 Закона Удмуртской Республики N 57-РЗ от 13.10.2011 "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" (далее - Закон N 57-РЗ), в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.05.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что установление требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах относится к исключительному ведению органов государственной власти, а не органов местного самоуправления, в связи с чем, Правила благоустройства, утвержденные органами местного самоуправления г. Ижевска не могут применяться. Кроме того, приводит доводы о недоказанности вины заявителя в вменяемом ему правонарушении. Приводя доводы о допущенных административным органом существенных процессуальных нарушениях, выразившихся в составлении акта осмотра с нарушением ст. 27.8 КоАП РФ, указывает на недопустимость использования его, а также фотоматериалов, полученных при таком осмотре, в качестве допустимых доказательств факта совершения административного правонарушения.
В представленных дополнительных пояснениях к апелляционной жалобе заявитель приводит доводы о том, что протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания составлены административным органом при отсутствии сведений о надлежащем извещении заявителя о времени и месте рассмотрения дела по адресу местонахождения института; ненаправлении протокола в адрес законного представителя. Также отмечает, что в оспариваемом постановлении не приведено обоснования назначения наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб. при отсутствии отягчающих обстоятельств.
Заинтересованное лицо письменного отзыва на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 15.02.2012 с 11 ч. 40 м по 11 ч. 41 м путем непосредственного обнаружения должностным лицом административного органа выявлено, что у жилого многоквартирного дома N 156 по ул. Красная в г. Ижевске не очищена от крупногабаритного мусора и картона придомовая территория, на контейнерной площадке не обеспечена чистота - лежит мусор, два контейнера не находятся на контейнерной площадке, то есть для них площадка не оборудована, тем самым, заявителем нарушено требование п. 2.2, п. 2.3, п. 2.4 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в городе Ижевске, утвержденных решением Городской думы города Ижевска от 25.09.1995 N 116 (далее - Правила N 116) и п. 4.1.1, п. 4.1.2, п. 4.1.3., п. 4.1.5, п. 4.1.14, п. 5.2 Правил по регулированию очистки территории муниципального образования "Город Ижевск" от отходов, утвержденных решением Городской думы г. Ижевска от 03.10.2006 N 146 (далее - Правила N 146). Должностным лицом составлен акт осмотра территории (объекта) от 15.02.2012 (л.д. 44), сделаны фотографии придомовой территории (л.д. 45).
По факту выявленного нарушения административной комиссией в отношении заявителя был составлен протокол от 22.02.2012 N 19 об административном правонарушении (л.д. 39).
Установив в действиях заявителя состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 11 Закона N 57-РЗ, административным органом 28.02.2012 вынесено постановление N 245 (л.д. 12-13), согласно которому заявителю назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, институт обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из доказанности административным органом наличия в действиях заявителя состава правонарушения, отсутствия существенных процессуальных нарушений.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва, проверив правильность применения и соблюдения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 11 Закона N 57-РЗ нарушение Правил благоустройства населенных пунктов, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Решением Городской Думы г. Ижевска от 25.09.1995 N 116 утверждены Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в городе Ижевске.
Согласно п. 1.2 Правил N 116 настоящие Правила устанавливают обязательные для исполнения требования в сфере благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в городе Ижевске и распространяются на всех физических и юридических лиц независимо от форм собственности.
В целях соблюдения чистоты и порядка в г. Ижевске лица, перечисленные в п. 1.2 общей части Правил N 116, на принадлежащих им на праве собственности, вещном либо обязательственном праве и иных законных основаниях объектах в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими Правилами, самостоятельно и(или) посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств обязаны, в том числе, обеспечивать содержание территории, прилегающей к объекту недвижимости, а также территории земельного участка, принадлежащего на праве собственности, ином вещном, обязательственном праве и иных законных основаниях, в том числе уборку мест общего пользования жилых помещений, общественных зданий и сооружений, очистку территорий от мусора, снега, скоплений дождевых и талых вод, технических и технологических загрязнений, удаление обледенений, регулярный полив зеленых насаждений; производить очистку от несанкционированной расклейки частных объявлений, печатной продукции, рекламных материалов.
Границы для содержания, в том числе уборки, определяются в соответствии с границами земельного участка, принадлежащего на праве собственности, вещном, обязательственном праве или ином законном основании, а также в соответствии с условиями заключенных в отношении объектов недвижимости договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров.
Содержание территорий осуществляется систематически (п. 2.3. Правил N 116).
В соответствии с п.п. 2.2, 2.4 Правил N 116 в целях соблюдения чистоты и порядка в г. Ижевске лица, перечисленные в п. 1.2 общей части настоящих Правил, на принадлежащих им на праве собственности, вещном либо обязательственном праве и иных законных основаниях объектах в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими Правилами, самостоятельно и(или) посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств обязаны: содержать в чистоте и исправном состоянии контейнерные площадки и прилегающие к ним территории, обеспечивать своевременный сбор и вывоз отходов производства и потребления. Деятельность по обращению с отходами осуществлять строго в соответствии с требованиями действующего законодательства и Правилами по регулированию очистки территории муниципального образования "Город Ижевск" от отходов, утвержденными решением Городской думы города Ижевска от 03.10.2006 N 146 (далее - Правила N 146).
Согласно п. 1.3 Правил N 146 данные правила обязательны для выполнения физическими и юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими свою деятельность на территории муниципального образования "Город Ижевск".
Сбор отходов от объектов, перечисленных в п. 4.1 Правил, производится в: урны; контейнеры для отходов, установленные на оборудованных площадках; специальный автотранспорт, работающий по установленному графику (п. 4.1.1. Правил N 146).
Рядом с контейнерными площадками организуются площадки для сбора крупногабаритного мусора площадью не менее 6 кв. м. Размещение контейнерных площадок согласовывается со структурным подразделением Администрации города, уполномоченным в сфере архитектуры и градостроительства, и органами Роспотребнадзора (п. 4.1.3. Правил N 146).
Все юридические и физические лица - собственники строений и временных сооружений, а также владеющие или управляющие данным имуществом по основанию, предусмотренному законодательством или договором, обязаны: обеспечивать в любой момент времени чистоту на площадке по сбору отходов и прилегающей к ней территории; своевременно очищать от снега территорию, прилегающую к площадкам по сбору отходов, а также подходы и подъезды к ним; обеспечивать исправность, чистоту и покраску мусорных контейнеров, наличие информации о владельце контейнера; контролировать соблюдение графика вывоза мусора (п. 4.1.5. Правил N 146).
Ответственность за организацию сбора и вывоза отходов с территории жилых многоквартирных домов возлагается на лицо (юридическое или физическое), которое осуществляет функции управления данным многоквартирным домом (п. 4.1.14. Правил N 146).
Запрещается: засорять проезжую часть улиц, тротуаров, дворы, набережные, скверы, парки, городские леса, пляжи, родники и другие места общего пользования; устраивать несанкционированные свалки (п.п. 5.2. Правил N 146).
Согласно подпункту "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Из материалов дела следует, что заявитель является управляющей компанией многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Красная, 156, соответственно, является субъектом административного правонарушения, установленного ч. 1 ст. 11 Закона N 57-РЗ.
Факт совершения заявителем вмененного административным органом нарушения подтверждается представленными по делу доказательствами, в том числе, фотоснимками (л.д. 45), протоколом об административном правонарушении от 22.02.2012 N 19 (л.д. 39).
Доводы заявителя жалобы о том, что спорные правоотношения относятся к исключительной компетенции органов государственной власти, в связи с чем, правила, утвержденные органом местного самоуправления не применимы, судом апелляционной инстанции отклоняются, как основанные на ошибочном толковании действующего законодательства.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях института события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11 Закона N 57-РЗ.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследовав и оценив в порядке ст. 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих принятие заявителем всех зависящих от него мер для предотвращения правонарушения.
Вина заявителя установлена административным органом и подтверждена материалами дела. Заявителем не представлено доказательств, опровергающих выводы административного органа и суда первой инстанции в данной части.
Доводы апеллятора о недоказанности его вины исследованы апелляционным судом и отклонены, поскольку они основаны на неправильном толковании норм права и опровергаются материалами дела.
Представленные институтом доказательства того, что заявителем приняты меры по соблюдению требований Правил и норм об отсутствии его вины в совершенном правонарушении не свидетельствуют, как и не свидетельствуют о невозможности соблюдения действующих требований.
Как верно отмечено судом первой инстанции, заявитель как управляющая компания, должен установить такую систематичность уборки его придомовой территории, вывоза мусора и ТБО с контейнерной площадки, которая обеспечивала бы содержание данной территории в должном состоянии.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности наличия в действиях заявителя состава административного правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
При этом, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (ч. 3 ст. 26.2. КоАП РФ).
Судом апелляционной инстанции признаны обоснованными доводы апелляционной жалобы о составлении акта осмотра с нарушением ст. 27.8 КоАП РФ.
В соответствии с положениями ст. 27.8 КоАП РФ, осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ, в присутствии их представителей и двух понятых (п.п. 1, 2 ст. 27.8 КоАП РФ).
Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, который подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица, или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми. Копия протокола вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю, индивидуальному предпринимателю или его представителю (п.п. 4, 6 ст. 27.8 КоАП РФ).
Из материалов дела следует, что уполномоченным лицом административного органа производился осмотр прилегающей территории объекта, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Красная, 156. Представленный в материалы дела акт осмотра от 15.02.2012 составлен единолично представителем административного органа в отсутствие представителей юридического лица и понятых.
Вместе с тем, допущенное административным органом нарушение не является основанием для признания оспариваемого постановления незаконным, поскольку в силу п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволили полно и всесторонне рассмотреть дело.
В рассматриваемом случае событие административного правонарушения зафиксировано в протоколе об административном правонарушении, основанием для составления которого в силу п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, явилось непосредственное обнаружение должностным лицом административного органа достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Таким образом, составление акта осмотра территории с нарушением требований ст. 27.8 КоАП РФ является процессуальным нарушением, которое не носит существенный характер, поскольку данное обстоятельство не помешало административному органу полно и всесторонне рассмотреть настоящее дело.
Поскольку из материалов дела усматривается, что контрольные мероприятия, которые регламентируются Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ, в данном случае не проводились, доводы заявителя со ссылкой на положения данного Закона не принимаются. Достаточным основанием для привлечения виновного лица к административной ответственности является фактическое обнаружение признаков правонарушения уполномоченными лицами административного органа.
В силу ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
В этой связи, не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции доводы апеллятора о том, что представленные в материалы дела фотоматериалы не могут расцениваться в качестве допустимых доказательств.
Представленные в материалы дела доказательства, в их совокупности и взаимосвязи позволяют установить объективную сторону правонарушения.
Привлекаемому лицу была предоставлена возможность участия при составлении протокола и вынесении постановления. Соответствующие доводы опровергаются материалами дела.
Как усматривается из материалов дела извещение-вызов от 21.02.2012 о явке на 22.02.2012 к 14 ч. 00 м законного представителя на составление протокола об административном правонарушении (л.д. 43) заявителем получено своевременно, что подтверждается явкой на составление протокола представителя Стяжкиной Г.В., действующей на основании доверенности, выданной законным представителем.
Суд апелляционной инстанции, учитывая имеющуюся в материалах дела телефонограмму (л.д. 79), оформленную на бланке института с указанием адресных реквизитов места нахождения заявителя в г. Ижевске по ул. Нижняя, д. 18, полагает, что административным органом были приняты необходимые меры, направленные на надлежащее извещение лица, привлекаемого к административной ответственности. При этом судом также принимается во внимание присутствие на составлении протокола представителя заявителя по доверенности, выданной законным представителем, свидетельствующее о получении указанного извещения им.
С учетом изложенного, довод апеллятора об участии в составлении протокола представителя, действующего по общей доверенности, отклоняется, поскольку данное обстоятельство не является процессуальным нарушением в связи с наличием надлежащего извещения заявителя.
О времени и месте рассмотрения административного дела заявитель также извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует подпись представителя по доверенности в протоколе от 22.02.2012.
На основании вышеизложенного, существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.
Заявитель привлечен к административной ответственности в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
С учетом обстоятельств дела судом апелляционной инстанции не принимаются доводы о том, что штраф в размере 30 000 руб. не отвечает требованиям справедливости и соразмерности. Наказание, назначенное институту за совершенное административное правонарушение, соответствует санкции ч. 1 ст. 11 Закона N 57-РЗ.
Оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным и применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, не установлено.
Доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ. Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта доводов, апелляционная жалоба заявителя не содержит.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29 мая 2012 года по делу N А71-6106/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу автономной некоммерческой организации "Институт городского хозяйства" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО
Судьи
С.П.ОСИПОВА
Е.Ю.ЯСИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.08.2012 N 17АП-7078/2012-АК ПО ДЕЛУ N А71-6106/2012
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 августа 2012 г. N 17АП-7078/2012-АК
Дело N А71-6106/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 августа 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Грибиниченко О.Г.,
судей Осиповой С.П., Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С.,
при участии:
- от заявителя автономной некоммерческой организации "Институт городского хозяйства" (ОГРН 1021801142648, ИНН 1831073899): не явились;
- от заинтересованного лица Административной комиссии Администрации Первомайского района г. Ижевска (ОГРН 1031800554400, ИНН 1826001137): не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя автономной некоммерческой организации "Институт городского хозяйства"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 29 мая 2012 года
по делу N А71-6106/2012,
принятое судьей Глуховым Л.Ю.,
по заявлению автономной некоммерческой организации "Институт городского хозяйства"
к Административной комиссии Администрации Первомайского района г. Ижевска
об оспаривании постановления от 28.02.2012 N 245 о привлечении к административной ответственности,
установил:
автономная некоммерческая организация "Институт городского хозяйства" (далее - заявитель, институт) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением об отмене постановления Административной комиссии Администрации Первомайского района города Ижевска (далее - заинтересованное лицо, административный орган, административная комиссия) от 28.02.2012 N 245 о назначении административного наказания, согласно которому заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое, предусмотрена ч. 1 ст. 11 Закона Удмуртской Республики N 57-РЗ от 13.10.2011 "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" (далее - Закон N 57-РЗ), в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.05.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что установление требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах относится к исключительному ведению органов государственной власти, а не органов местного самоуправления, в связи с чем, Правила благоустройства, утвержденные органами местного самоуправления г. Ижевска не могут применяться. Кроме того, приводит доводы о недоказанности вины заявителя в вменяемом ему правонарушении. Приводя доводы о допущенных административным органом существенных процессуальных нарушениях, выразившихся в составлении акта осмотра с нарушением ст. 27.8 КоАП РФ, указывает на недопустимость использования его, а также фотоматериалов, полученных при таком осмотре, в качестве допустимых доказательств факта совершения административного правонарушения.
В представленных дополнительных пояснениях к апелляционной жалобе заявитель приводит доводы о том, что протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания составлены административным органом при отсутствии сведений о надлежащем извещении заявителя о времени и месте рассмотрения дела по адресу местонахождения института; ненаправлении протокола в адрес законного представителя. Также отмечает, что в оспариваемом постановлении не приведено обоснования назначения наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб. при отсутствии отягчающих обстоятельств.
Заинтересованное лицо письменного отзыва на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 15.02.2012 с 11 ч. 40 м по 11 ч. 41 м путем непосредственного обнаружения должностным лицом административного органа выявлено, что у жилого многоквартирного дома N 156 по ул. Красная в г. Ижевске не очищена от крупногабаритного мусора и картона придомовая территория, на контейнерной площадке не обеспечена чистота - лежит мусор, два контейнера не находятся на контейнерной площадке, то есть для них площадка не оборудована, тем самым, заявителем нарушено требование п. 2.2, п. 2.3, п. 2.4 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в городе Ижевске, утвержденных решением Городской думы города Ижевска от 25.09.1995 N 116 (далее - Правила N 116) и п. 4.1.1, п. 4.1.2, п. 4.1.3., п. 4.1.5, п. 4.1.14, п. 5.2 Правил по регулированию очистки территории муниципального образования "Город Ижевск" от отходов, утвержденных решением Городской думы г. Ижевска от 03.10.2006 N 146 (далее - Правила N 146). Должностным лицом составлен акт осмотра территории (объекта) от 15.02.2012 (л.д. 44), сделаны фотографии придомовой территории (л.д. 45).
По факту выявленного нарушения административной комиссией в отношении заявителя был составлен протокол от 22.02.2012 N 19 об административном правонарушении (л.д. 39).
Установив в действиях заявителя состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 11 Закона N 57-РЗ, административным органом 28.02.2012 вынесено постановление N 245 (л.д. 12-13), согласно которому заявителю назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, институт обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из доказанности административным органом наличия в действиях заявителя состава правонарушения, отсутствия существенных процессуальных нарушений.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва, проверив правильность применения и соблюдения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 11 Закона N 57-РЗ нарушение Правил благоустройства населенных пунктов, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Решением Городской Думы г. Ижевска от 25.09.1995 N 116 утверждены Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в городе Ижевске.
Согласно п. 1.2 Правил N 116 настоящие Правила устанавливают обязательные для исполнения требования в сфере благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в городе Ижевске и распространяются на всех физических и юридических лиц независимо от форм собственности.
В целях соблюдения чистоты и порядка в г. Ижевске лица, перечисленные в п. 1.2 общей части Правил N 116, на принадлежащих им на праве собственности, вещном либо обязательственном праве и иных законных основаниях объектах в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими Правилами, самостоятельно и(или) посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств обязаны, в том числе, обеспечивать содержание территории, прилегающей к объекту недвижимости, а также территории земельного участка, принадлежащего на праве собственности, ином вещном, обязательственном праве и иных законных основаниях, в том числе уборку мест общего пользования жилых помещений, общественных зданий и сооружений, очистку территорий от мусора, снега, скоплений дождевых и талых вод, технических и технологических загрязнений, удаление обледенений, регулярный полив зеленых насаждений; производить очистку от несанкционированной расклейки частных объявлений, печатной продукции, рекламных материалов.
Границы для содержания, в том числе уборки, определяются в соответствии с границами земельного участка, принадлежащего на праве собственности, вещном, обязательственном праве или ином законном основании, а также в соответствии с условиями заключенных в отношении объектов недвижимости договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров.
Содержание территорий осуществляется систематически (п. 2.3. Правил N 116).
В соответствии с п.п. 2.2, 2.4 Правил N 116 в целях соблюдения чистоты и порядка в г. Ижевске лица, перечисленные в п. 1.2 общей части настоящих Правил, на принадлежащих им на праве собственности, вещном либо обязательственном праве и иных законных основаниях объектах в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими Правилами, самостоятельно и(или) посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств обязаны: содержать в чистоте и исправном состоянии контейнерные площадки и прилегающие к ним территории, обеспечивать своевременный сбор и вывоз отходов производства и потребления. Деятельность по обращению с отходами осуществлять строго в соответствии с требованиями действующего законодательства и Правилами по регулированию очистки территории муниципального образования "Город Ижевск" от отходов, утвержденными решением Городской думы города Ижевска от 03.10.2006 N 146 (далее - Правила N 146).
Согласно п. 1.3 Правил N 146 данные правила обязательны для выполнения физическими и юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими свою деятельность на территории муниципального образования "Город Ижевск".
Сбор отходов от объектов, перечисленных в п. 4.1 Правил, производится в: урны; контейнеры для отходов, установленные на оборудованных площадках; специальный автотранспорт, работающий по установленному графику (п. 4.1.1. Правил N 146).
Рядом с контейнерными площадками организуются площадки для сбора крупногабаритного мусора площадью не менее 6 кв. м. Размещение контейнерных площадок согласовывается со структурным подразделением Администрации города, уполномоченным в сфере архитектуры и градостроительства, и органами Роспотребнадзора (п. 4.1.3. Правил N 146).
Все юридические и физические лица - собственники строений и временных сооружений, а также владеющие или управляющие данным имуществом по основанию, предусмотренному законодательством или договором, обязаны: обеспечивать в любой момент времени чистоту на площадке по сбору отходов и прилегающей к ней территории; своевременно очищать от снега территорию, прилегающую к площадкам по сбору отходов, а также подходы и подъезды к ним; обеспечивать исправность, чистоту и покраску мусорных контейнеров, наличие информации о владельце контейнера; контролировать соблюдение графика вывоза мусора (п. 4.1.5. Правил N 146).
Ответственность за организацию сбора и вывоза отходов с территории жилых многоквартирных домов возлагается на лицо (юридическое или физическое), которое осуществляет функции управления данным многоквартирным домом (п. 4.1.14. Правил N 146).
Запрещается: засорять проезжую часть улиц, тротуаров, дворы, набережные, скверы, парки, городские леса, пляжи, родники и другие места общего пользования; устраивать несанкционированные свалки (п.п. 5.2. Правил N 146).
Согласно подпункту "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Из материалов дела следует, что заявитель является управляющей компанией многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Красная, 156, соответственно, является субъектом административного правонарушения, установленного ч. 1 ст. 11 Закона N 57-РЗ.
Факт совершения заявителем вмененного административным органом нарушения подтверждается представленными по делу доказательствами, в том числе, фотоснимками (л.д. 45), протоколом об административном правонарушении от 22.02.2012 N 19 (л.д. 39).
Доводы заявителя жалобы о том, что спорные правоотношения относятся к исключительной компетенции органов государственной власти, в связи с чем, правила, утвержденные органом местного самоуправления не применимы, судом апелляционной инстанции отклоняются, как основанные на ошибочном толковании действующего законодательства.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях института события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11 Закона N 57-РЗ.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследовав и оценив в порядке ст. 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих принятие заявителем всех зависящих от него мер для предотвращения правонарушения.
Вина заявителя установлена административным органом и подтверждена материалами дела. Заявителем не представлено доказательств, опровергающих выводы административного органа и суда первой инстанции в данной части.
Доводы апеллятора о недоказанности его вины исследованы апелляционным судом и отклонены, поскольку они основаны на неправильном толковании норм права и опровергаются материалами дела.
Представленные институтом доказательства того, что заявителем приняты меры по соблюдению требований Правил и норм об отсутствии его вины в совершенном правонарушении не свидетельствуют, как и не свидетельствуют о невозможности соблюдения действующих требований.
Как верно отмечено судом первой инстанции, заявитель как управляющая компания, должен установить такую систематичность уборки его придомовой территории, вывоза мусора и ТБО с контейнерной площадки, которая обеспечивала бы содержание данной территории в должном состоянии.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности наличия в действиях заявителя состава административного правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
При этом, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (ч. 3 ст. 26.2. КоАП РФ).
Судом апелляционной инстанции признаны обоснованными доводы апелляционной жалобы о составлении акта осмотра с нарушением ст. 27.8 КоАП РФ.
В соответствии с положениями ст. 27.8 КоАП РФ, осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ, в присутствии их представителей и двух понятых (п.п. 1, 2 ст. 27.8 КоАП РФ).
Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, который подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица, или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми. Копия протокола вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю, индивидуальному предпринимателю или его представителю (п.п. 4, 6 ст. 27.8 КоАП РФ).
Из материалов дела следует, что уполномоченным лицом административного органа производился осмотр прилегающей территории объекта, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Красная, 156. Представленный в материалы дела акт осмотра от 15.02.2012 составлен единолично представителем административного органа в отсутствие представителей юридического лица и понятых.
Вместе с тем, допущенное административным органом нарушение не является основанием для признания оспариваемого постановления незаконным, поскольку в силу п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволили полно и всесторонне рассмотреть дело.
В рассматриваемом случае событие административного правонарушения зафиксировано в протоколе об административном правонарушении, основанием для составления которого в силу п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, явилось непосредственное обнаружение должностным лицом административного органа достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Таким образом, составление акта осмотра территории с нарушением требований ст. 27.8 КоАП РФ является процессуальным нарушением, которое не носит существенный характер, поскольку данное обстоятельство не помешало административному органу полно и всесторонне рассмотреть настоящее дело.
Поскольку из материалов дела усматривается, что контрольные мероприятия, которые регламентируются Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ, в данном случае не проводились, доводы заявителя со ссылкой на положения данного Закона не принимаются. Достаточным основанием для привлечения виновного лица к административной ответственности является фактическое обнаружение признаков правонарушения уполномоченными лицами административного органа.
В силу ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
В этой связи, не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции доводы апеллятора о том, что представленные в материалы дела фотоматериалы не могут расцениваться в качестве допустимых доказательств.
Представленные в материалы дела доказательства, в их совокупности и взаимосвязи позволяют установить объективную сторону правонарушения.
Привлекаемому лицу была предоставлена возможность участия при составлении протокола и вынесении постановления. Соответствующие доводы опровергаются материалами дела.
Как усматривается из материалов дела извещение-вызов от 21.02.2012 о явке на 22.02.2012 к 14 ч. 00 м законного представителя на составление протокола об административном правонарушении (л.д. 43) заявителем получено своевременно, что подтверждается явкой на составление протокола представителя Стяжкиной Г.В., действующей на основании доверенности, выданной законным представителем.
Суд апелляционной инстанции, учитывая имеющуюся в материалах дела телефонограмму (л.д. 79), оформленную на бланке института с указанием адресных реквизитов места нахождения заявителя в г. Ижевске по ул. Нижняя, д. 18, полагает, что административным органом были приняты необходимые меры, направленные на надлежащее извещение лица, привлекаемого к административной ответственности. При этом судом также принимается во внимание присутствие на составлении протокола представителя заявителя по доверенности, выданной законным представителем, свидетельствующее о получении указанного извещения им.
С учетом изложенного, довод апеллятора об участии в составлении протокола представителя, действующего по общей доверенности, отклоняется, поскольку данное обстоятельство не является процессуальным нарушением в связи с наличием надлежащего извещения заявителя.
О времени и месте рассмотрения административного дела заявитель также извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует подпись представителя по доверенности в протоколе от 22.02.2012.
На основании вышеизложенного, существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.
Заявитель привлечен к административной ответственности в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
С учетом обстоятельств дела судом апелляционной инстанции не принимаются доводы о том, что штраф в размере 30 000 руб. не отвечает требованиям справедливости и соразмерности. Наказание, назначенное институту за совершенное административное правонарушение, соответствует санкции ч. 1 ст. 11 Закона N 57-РЗ.
Оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным и применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, не установлено.
Доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ. Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта доводов, апелляционная жалоба заявителя не содержит.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29 мая 2012 года по делу N А71-6106/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу автономной некоммерческой организации "Институт городского хозяйства" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО
Судьи
С.П.ОСИПОВА
Е.Ю.ЯСИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)