Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Капитальный ремонт многоквартирного дома
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мацко Ю.В., судей Зорина Л.В. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании истца - Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан, ответчиков: товарищества собственников жилья "Ленина-18", общества с ограниченной ответственностью "Вертикаль-Т-лифт монтаж", Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Махачкалы, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства (почтовые уведомления N 59140-59144), рассмотрев кассационную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Махачкалы на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 24 июля 2009 года (судья Аблешова Н.Б.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2009 года (судьи Параскевова С.А., Казакова Г.В., Винокурова Н.В.) по делу N А15-611/2009, установил следующее.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с иском к ТСЖ "Ленина-18" (далее - товарищество), ООО "Вертикаль-Т-лифт монтаж" (далее - общество) и Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Махачкалы (далее - администрация) с иском о признании недействительным проведенного администрацией открытого аукциона на право выполнения подрядных работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, объектов благоустройства и соцкультбыта по лоту N 208; о признании недействительным решения аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом конкурсе на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, объектов благоустройства и соцкультбыта по лоту N 208, оформленного протоколом от 22.08.2008 N 9/208; о признании договора от 20.12.2008 на выполнение работ, заключенного между товариществом и обществом, недействительным с применением последствий его недействительности (уточненные требования).
Решением суда от 24 июля 2009 года, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 10 ноября 2009 года, заявленные требования удовлетворены частично. В удовлетворении требований о применении последствий недействительности договора отказано. Судебные акты мотивированы тем, что отбор подрядной организации произведен с нарушением требований Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и принятого Правительством Республики Дагестан постановления от 05.08.2008 N 290 "Об утверждении Положения о порядке привлечения товариществами собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты. В кассационной жалобе администрация указывает на действительность результатов проведенного аукциона, поскольку на момент его проведения постановление Правительства Республики Дагестан от 05.08.2008 N 290 "Об утверждении Положения о порядке привлечения товариществами собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Законом" не было принято.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, товариществу в рамках федеральной программы реформирования ЖКХ поступили федеральные средства в виде субсидий на капитальный ремонт жилого многоэтажного дома, расположенного по адресу: г. Махачкала, пр. Р. Гамзатова, 18.
Товарищество 16.06.2008 обратилось в администрацию с просьбой о проведении конкурса по выбору подрядчиков на заключение подрядного договора на капитальный ремонт дома (замена кровли и 10 лифтов). На основании данного обращения товарищество и администрация заключили соглашение от 16.06.2008 на оказание услуг технического исполнителя по организации и проведению конкурсного отбора подрядной организации.
По исполнение соглашения администрацией в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд" подготовлена конкурсная и техническая документация на капитальный ремонт дома. Открытый аукцион на право выполнения подрядных работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, объектов благоустройства и соцкультбыта, расположенных в г. Махачкале объявлен 01.08.2008.
Согласно протоколу от 22.08.2008 N 9/208 при рассмотрении заявок на участие в открытом аукционе на участие по лоту N 208 (замена лифтов многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Махачкала, ул. Р. Гамзатова, 18) установлено, что поступила только одна заявка от общества.
По итогам проведения аукциона заявка общества была признана единственной и соответствующей требованиям аукционной документации и цене контракта. Товариществу рекомендовано заключение с обществом контракта на замену лифтов.
Между товариществом и обществом 20.12.2008 заключен договор на выполнение подрядных работ по установке 10 лифтов в жилом доме, расположенном по адресу: г. Махачкала, ул. Р. Гамзатова, 18. Стоимость работ составила 10 млн рублей.
Управление обратилось в арбитражный суд, полагая, что конкурс, на основании которого был заключен данный контракт, проведен администрацией с нарушениями действующего законодательства.
Пунктом 8 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформирования ЖКХ" порядок привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с законом, может устанавливаться субъектом Российской Федерации. Порядок выплаты товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо собственниками помещений в многоквартирном доме средств на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирного дома, в том числе порядок, предусматривающий возможность предоставления рассрочки выплаты таких средств, определяется органом местного самоуправления.
В соответствии с положениями данной статьи Правительством Республики Дагестан от 05.08.2008 N 290 утверждено "Положение о порядке привлечения товариществами собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Положение).
Согласно пункту 6 Положения заказчиком на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, включенного в Программу, выступает товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив либо выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме управляющая организация.
Из пункта 1.3 Положения следует, что организатором комиссионного отбора является товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме управляющая организация либо юридическое лицо, привлеченное на основании договора заказчиком для осуществления функций организатора комиссионного отбора. Организатор комиссионного отбора организует подготовку документации, публикует сообщение о проведении комиссионного отбора, представляет документацию и дает необходимые разъяснения, обеспечивает сбор и хранение представленных заявок на участие в комиссионном отборе. Организатору комиссионного отбора запрещается осуществлять действия, которые могут привести к ограничению конкуренции (пункт 3.2 Положения).
В соответствии с пунктом 4 Положения комиссионный отбор подрядных организаций осуществляется товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией.
Согласно пункту 6.1 Положения сообщение о проведении комиссионного отбора публикуется организатором комиссионного отбора в печатных изданиях, в которых публикуются официальные материалы органов местного самоуправления, и размещается на официальном сайте органа местного самоуправления по согласованию не менее чем за 30 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в комиссионном отборе.
Из пункта 9 Положения следует, что не допускается привлечение подрядных организаций без предварительного рассмотрения предложений не менее чем по трем подрядным организациям. Решение о выборе подрядной организации должно содержать перечень подрядных организаций, предложения которых были рассмотрены и оценены.
В нарушение указанных требований Положения администрация, являясь организатором комиссионного отбора, провела аукцион на право выполнения подрядных работ. В состав комиссии, рассматривавшей заявки на участие в открытом аукционе, не входили представители заказчика (товарищества). По лоту N 208 (замена лифтов в многоквартирном доме) предварительное рассмотрение предложений не менее чем по трем подрядным организациям отсутствует. Процедура рассмотрения заявок на участие в аукционе проводилась до истечения установленного пунктом 6.1 Положения срока. Данные обстоятельства установлены судом и самой администрацией не оспариваются.
Доводы кассационной жалобы о том, что на период проведения конкурса отсутствовало указанное Положение не принимаются судом кассационной инстанции, поскольку из материалов дела следует, что аукцион проведен 22.08.2008 N 9/208, т.е. после принятия данного Положения (05.08.2008).
В кассационной жалобе администрация указывает, что поскольку на момент проведения аукциона Положение принято не было, она при проведении конкурса руководствовалась положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Данный довод также надлежит отклонить, поскольку Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" устанавливает условия предоставления целевых средств на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, а также порядок их использования. Кроме того, им устанавливается специальный контрольный порядок за целевым использованием средств фонда.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 24 июля 2009 года и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2009 года по делу N А15-611/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 22.01.2010 ПО ДЕЛУ N А15-611/2009
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Капитальный ремонт многоквартирного дома
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2010 г. по делу N А15-611/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мацко Ю.В., судей Зорина Л.В. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании истца - Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан, ответчиков: товарищества собственников жилья "Ленина-18", общества с ограниченной ответственностью "Вертикаль-Т-лифт монтаж", Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Махачкалы, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства (почтовые уведомления N 59140-59144), рассмотрев кассационную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Махачкалы на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 24 июля 2009 года (судья Аблешова Н.Б.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2009 года (судьи Параскевова С.А., Казакова Г.В., Винокурова Н.В.) по делу N А15-611/2009, установил следующее.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с иском к ТСЖ "Ленина-18" (далее - товарищество), ООО "Вертикаль-Т-лифт монтаж" (далее - общество) и Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Махачкалы (далее - администрация) с иском о признании недействительным проведенного администрацией открытого аукциона на право выполнения подрядных работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, объектов благоустройства и соцкультбыта по лоту N 208; о признании недействительным решения аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом конкурсе на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, объектов благоустройства и соцкультбыта по лоту N 208, оформленного протоколом от 22.08.2008 N 9/208; о признании договора от 20.12.2008 на выполнение работ, заключенного между товариществом и обществом, недействительным с применением последствий его недействительности (уточненные требования).
Решением суда от 24 июля 2009 года, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 10 ноября 2009 года, заявленные требования удовлетворены частично. В удовлетворении требований о применении последствий недействительности договора отказано. Судебные акты мотивированы тем, что отбор подрядной организации произведен с нарушением требований Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и принятого Правительством Республики Дагестан постановления от 05.08.2008 N 290 "Об утверждении Положения о порядке привлечения товариществами собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты. В кассационной жалобе администрация указывает на действительность результатов проведенного аукциона, поскольку на момент его проведения постановление Правительства Республики Дагестан от 05.08.2008 N 290 "Об утверждении Положения о порядке привлечения товариществами собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Законом" не было принято.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, товариществу в рамках федеральной программы реформирования ЖКХ поступили федеральные средства в виде субсидий на капитальный ремонт жилого многоэтажного дома, расположенного по адресу: г. Махачкала, пр. Р. Гамзатова, 18.
Товарищество 16.06.2008 обратилось в администрацию с просьбой о проведении конкурса по выбору подрядчиков на заключение подрядного договора на капитальный ремонт дома (замена кровли и 10 лифтов). На основании данного обращения товарищество и администрация заключили соглашение от 16.06.2008 на оказание услуг технического исполнителя по организации и проведению конкурсного отбора подрядной организации.
По исполнение соглашения администрацией в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд" подготовлена конкурсная и техническая документация на капитальный ремонт дома. Открытый аукцион на право выполнения подрядных работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, объектов благоустройства и соцкультбыта, расположенных в г. Махачкале объявлен 01.08.2008.
Согласно протоколу от 22.08.2008 N 9/208 при рассмотрении заявок на участие в открытом аукционе на участие по лоту N 208 (замена лифтов многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Махачкала, ул. Р. Гамзатова, 18) установлено, что поступила только одна заявка от общества.
По итогам проведения аукциона заявка общества была признана единственной и соответствующей требованиям аукционной документации и цене контракта. Товариществу рекомендовано заключение с обществом контракта на замену лифтов.
Между товариществом и обществом 20.12.2008 заключен договор на выполнение подрядных работ по установке 10 лифтов в жилом доме, расположенном по адресу: г. Махачкала, ул. Р. Гамзатова, 18. Стоимость работ составила 10 млн рублей.
Управление обратилось в арбитражный суд, полагая, что конкурс, на основании которого был заключен данный контракт, проведен администрацией с нарушениями действующего законодательства.
Пунктом 8 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформирования ЖКХ" порядок привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с законом, может устанавливаться субъектом Российской Федерации. Порядок выплаты товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо собственниками помещений в многоквартирном доме средств на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирного дома, в том числе порядок, предусматривающий возможность предоставления рассрочки выплаты таких средств, определяется органом местного самоуправления.
В соответствии с положениями данной статьи Правительством Республики Дагестан от 05.08.2008 N 290 утверждено "Положение о порядке привлечения товариществами собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Положение).
Согласно пункту 6 Положения заказчиком на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, включенного в Программу, выступает товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив либо выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме управляющая организация.
Из пункта 1.3 Положения следует, что организатором комиссионного отбора является товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме управляющая организация либо юридическое лицо, привлеченное на основании договора заказчиком для осуществления функций организатора комиссионного отбора. Организатор комиссионного отбора организует подготовку документации, публикует сообщение о проведении комиссионного отбора, представляет документацию и дает необходимые разъяснения, обеспечивает сбор и хранение представленных заявок на участие в комиссионном отборе. Организатору комиссионного отбора запрещается осуществлять действия, которые могут привести к ограничению конкуренции (пункт 3.2 Положения).
В соответствии с пунктом 4 Положения комиссионный отбор подрядных организаций осуществляется товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией.
Согласно пункту 6.1 Положения сообщение о проведении комиссионного отбора публикуется организатором комиссионного отбора в печатных изданиях, в которых публикуются официальные материалы органов местного самоуправления, и размещается на официальном сайте органа местного самоуправления по согласованию не менее чем за 30 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в комиссионном отборе.
Из пункта 9 Положения следует, что не допускается привлечение подрядных организаций без предварительного рассмотрения предложений не менее чем по трем подрядным организациям. Решение о выборе подрядной организации должно содержать перечень подрядных организаций, предложения которых были рассмотрены и оценены.
В нарушение указанных требований Положения администрация, являясь организатором комиссионного отбора, провела аукцион на право выполнения подрядных работ. В состав комиссии, рассматривавшей заявки на участие в открытом аукционе, не входили представители заказчика (товарищества). По лоту N 208 (замена лифтов в многоквартирном доме) предварительное рассмотрение предложений не менее чем по трем подрядным организациям отсутствует. Процедура рассмотрения заявок на участие в аукционе проводилась до истечения установленного пунктом 6.1 Положения срока. Данные обстоятельства установлены судом и самой администрацией не оспариваются.
Доводы кассационной жалобы о том, что на период проведения конкурса отсутствовало указанное Положение не принимаются судом кассационной инстанции, поскольку из материалов дела следует, что аукцион проведен 22.08.2008 N 9/208, т.е. после принятия данного Положения (05.08.2008).
В кассационной жалобе администрация указывает, что поскольку на момент проведения аукциона Положение принято не было, она при проведении конкурса руководствовалась положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Данный довод также надлежит отклонить, поскольку Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" устанавливает условия предоставления целевых средств на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, а также порядок их использования. Кроме того, им устанавливается специальный контрольный порядок за целевым использованием средств фонда.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 24 июля 2009 года и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2009 года по делу N А15-611/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Ю.В.МАЦКО
Судьи
Л.В.ЗОРИН
Т.В.ПРОКОФЬЕВА
Ю.В.МАЦКО
Судьи
Л.В.ЗОРИН
Т.В.ПРОКОФЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)