Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "22" декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "28" декабря 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Борисовой Т.С.
судей Веряскиной С.Г., Жевак И.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кутилиной Н.А.,
при участии в судебном заседании представителя открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" Лычагиной Е.С., действующей по доверенности N 221 от 11.01.2011
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (г. Астрахань)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 21 сентября 2011 года по делу N А06-3634/2011 (судья Цепляева Л.Н.)
по заявлению открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" (г. Астрахань)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (г. Астрахань),
третье лицо: Лебедева Татьяна Анатольевна (г. Астрахань)
о признании недействительным решения от 14.04.2011 по делу N 10-К-03-11,
установил:
открытое акционерное общество "Астраханская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - УФАС по Астраханской области, антимонопольный орган) от 14.04.2011 по делу N 10-К-03-11, которым Общество признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 21 сентября 2011 года в заявленные ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, УФАС по Астраханской области обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм Закона о защите конкуренции, просит отменить решение по основаниям, изложенным в ней, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления ОАО "Астраханская энергосбытовая компания". Из апелляционной жалобы следует, что в рассматриваемом случае злоупотребление ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" доминирующим положением выражается в создании угрозы ущемления интересов собственников помещений путем выставления им счета на оплату сбытовой надбавки гарантирующего поставщика на точку поставки в нарушение постановления Службы по тарифам Астраханской области от 22.12.2009 N 139. По мнению антимонопольного органа, угроза ущемления Обществом интересов собственников помещений выражается в том, что неоплата ими выставленных заявителем счетов могла привести к введению гарантирующим поставщиком ограничения режима потребления электрической энергии.
ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором Общество возражает против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а апелляционную жалобу - удовлетворения.
В ходе судебного заседания представитель ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" возражал против доводов апелляционной жалобы, дал пояснения, аналогичные, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Представитель УФАС по Астраханской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседании Управление извещено надлежащим образом, в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается наличием в материалах дела уведомления о вручении почтового отправления N 410031 40 95661 6.
Дело рассмотрено в апелляционной инстанции в порядке пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания представителя УФАС по Астраханской области.
Выслушав представителя Общества, изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, постановлением N 139 от 22.12.2009 службой по тарифам Астраханской области установлены тарифы на электрическую энергию, применяемые гарантирующим поставщиком ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" в границах зоны его деятельности, а также сбытовые надбавки гарантирующего поставщика ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" на 2010 год.
01.02.2010 ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" выставило собственникам помещений многоквартирного дома по адресу: г. Астрахань, ул. Керченская, 1 "А", счет N 596 на оплату сбытовой надбавки гарантирующего поставщика на точку поставки в размере 7823,4 рублей (л.д. 168).
На основании поступившего в УФАС по Астраханской области заявления депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Шеина О.В. от 14.12.2010 N 7044/1-ОШ-3, содержащего сведения о выставлении собственникам помещений многоквартирного дома по адресу: г. Астрахань, ул. Керченская, 1 "А" вышеуказанного счета, антимонопольным органом в отношении ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.
По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства УФАС по Астраханской области принято решение N 10-К-03-11 от 14.04.2011, в соответствии с которым действия ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", совершенные на рынке розничной реализации электрической энергии собственникам помещений многоквартирного дома по адресу: г. Астрахань, ул. Керченская, 1 "А" и выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением на данном рынке в виде выставления собственникам помещений многоквартирного дома по адресу: г. Астрахань, ул. Керченская, 1 "А", счета от 01.02.2010 N 596 на оплату сбытовой надбавки гарантирующего поставщика на точку поставки, результатам которого могло явиться ущемление интересов указанных собственников помещений, нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Считая принятое УФАС по Астраханской области решение незаконным, нарушающим права и законные интересы хозяйствующего субъекта, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеназванным заявлением.
Удовлетворяя заявленные ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" требования, суд первой инстанции сделал вывод о том, что само по себе выставление счетов Абоненту при отсутствии негативных последствий для Абонента не посягает ни на частные интересы последнего, ни на публичные интересы, охраняемые частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Кроме того, суд признал основанным на предположении, не содержащим ссылок на доказательства довод антимонопольного органа о том, что выставление ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" в нарушение постановления Службы по тарифа Астраханской области от 22.12.2009 N 139 счета на оплату сбытовой надбавки на точку поставки собственникам помещений многоквартирного дома по адресу: г. Астрахань, ул. Керченская, 1 "А", могло привести к ущемлению интересов собственников помещений и повлечь введение ограничения режима потребления электрической энергии.
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права в силу следующего.
Установлено, что 01.01.2008 между ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" и собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: г. Астрахань, ул. Керченская, 1А (абоненты) в лице уполномоченного представителя собственников дома Т.А. Лебедевой, заключен договор энергоснабжения N 440681, по условиям которого Общество обязалось поставлять абонентам электрическую энергию для бытовых нужд.
01.02.2010 Общество выставило собственникам помещений многоквартирного дома по адресу: г. Астрахань, ул. Керченская, 1А, счет N 596 на оплату сбытовой надбавки гарантирующего поставщика на точку поставки в размере 7823,4 рублей.
Данный счет подписан Обществом и скреплен его печатью.
Из оспариваемого решения антимонопольного органа следует, что на заседании комиссии УФАС по Астраханской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Лебедева Т.А. подтвердила факт выставления Обществом указанного счета.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования), тарифы на электрическую и тепловую энергию подлежат государственному регулированию.
В силу пункта 57 Основ ценообразования регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям, представляют собой сумму определенных названной нормой слагаемых, одним из которых является сбытовая надбавка гарантирующего поставщика.
Согласно пункту 54 Основ ценообразования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на очередной финансовый год устанавливают на розничном рынке тарифы на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных минимальных и (или) максимальных уровней тарифов на тепловую энергию.
Пунктом 57.1 Основ ценообразования определено, что величина сбытовой надбавки гарантирующего поставщика устанавливается в соответствии с Методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 24.11.2006 N 302-э/5.
Данными Методическими указаниями предусмотрено, что расчет ставки сбытовой надбавки гарантирующего поставщика для всех тарифных групп, за исключением потребителей группы "население", осуществляется посредством определения ставки сбытовой надбавки за единицу электроэнергии и ставки сбытовой надбавки на точку поставки.
Согласно постановлению Правительства Астраханской области N 49-П от 06.04.2005 Служба по тарифам Астраханской области является исполнительным органом государственной власти Астраханской области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов), регулирование которых отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, контроль за применением регулируемых ею и Правительством Астраханской области цен (тарифов), государственный контроль в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса
Постановлением Службы по тарифам Астраханской области от 22.12.2009 N 139 установлены тарифы на электрическую энергию, применяемые гарантирующим поставщиком ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" в границах зоны его деятельности, а также сбытовые надбавки гарантирующего поставщика.
Данным постановлением установлена сбытовая надбавка ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" на точку поставки для всех тарифных групп, за исключением потребителей группы "население", в рублях за точку поставки, действующую с 01.01.2010.
В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования Федеральная служба по тарифам утверждает методические указания по формированию групп (категорий) потребителей электрической энергии (мощности) и тепловой энергий (мощности) и применению указанных критериев.
Приказом от 06.08.2004 N 20-э/2 Федеральной службой по тарифам утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, в соответствии с пунктом 27 которых определены четыре тарифные группы потребителей электрической энергии (мощности), в том числе тарифная группа "население", к которой отнесены граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды.
В ходе рассмотрения дела об антимонопольном нарушении УФАС по Астраханской области установило, что собственники помещений многоквартирного дома по адресу: г. Астрахань, ул. Керченская, 1А на основании заключенного с ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" договора энергоснабжения N 440681 от 01.01.2008 приобретают у Общества электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а потому относятся к тарифной группе "население". Такими абонентами в силу вышеперечисленных нормативных правовых актов оплата сбытовой надбавки гарантирующего поставщика на точку поставки не предусмотрена.
Данный вывод антимонопольного органа ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" не опровергнут.
Суд апелляционной инстанции считает, что счет N 596 от 01.02.2010 по договору N 440681, выставленный ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" уполномоченному представителю Лебедевой Т.А., является предложением собственникам помещений многоквартирного дома по адресу: г. Астрахань, ул. Керченская, 1А, оплатить сбытовую надбавку на точку поставки в сумме 7 823,4 руб.
Это является нарушением положений Основ ценообразования, постановления Службы по тарифам Астраханской области от 22.12.2009 N 139.
При таких обстоятельствах УФАС по Астраханской области сделало правильный вывод о том, что выставление ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" в нарушение постановления Службы по тарифам Астраханской области от 22.12.2009 N 139 счета на оплату сбытовой надбавки на точку поставки собственникам помещений многоквартирного дома по адресу: г. Астрахань, ул. Керченская, 1А, ущемляет интересы собственников помещений.
В целях защиты прав потребителей Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307), в соответствии с пунктом 8 которых их действие распространяется на правоотношения, возникающие между ресурсоснабжающей организацией и потребителями коммунальных услуг по поводу поставки коммунальных ресурсов.
Плата за коммунальные услуги вносится согласно пункту 37 Правил N 307 на основании платежных документов, представляемых исполнителем.
Следовательно, потребителю коммунальных услуг при осуществлении расчетов с ресурсоснабжающей организацией надлежит руководствоваться выставляемыми в данном случае ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" платежными документами.
Пунктом 179 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, установлено, что отказ потребителя от признания задолженности не является препятствием для введения ограничения режима потребления электрической энергии.
Таким образом, отказ потребителя от оплаты выставляемых ему поставщиком электрической энергии счетов может повлечь введение ограничения режима потребления электрической энергии.
Согласно приказу Министерства по топливно-энергетическому комплексу и природным ресурсам Астраханской области от 13.10.2006 N 51-0 ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" является на территории Астраханской области гарантирующим поставщиком.
Приказами УФАС по Астраханской области от 19.12.2006 N 145-п и от 27.02.2009 N 25-п ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, по товарной группе "розничная торговля электрической энергией" в географических границах Астраханской области, с долей более 50 процентов.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Федерального закона N 135-ФЗ помимо доказанности факта доминирования, необходимо доказать, что доминантом совершены действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление доминирующим положением, при которых ущемляются права контрагента либо создается угроза наступления таких последствий.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" определено, что арбитражным судам следует обратить внимание на то, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции и в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
В рассматриваемом случае злоупотребление ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" доминирующим положением выражается в создании угрозы ущемления интересов собственников помещений путем выставления в нарушение постановления Службы по тарифам Астраханской области от 22.12.2009 N 139 счета на оплату сбытовой надбавки гарантирующего поставщика на точку поставки, не действующим законодательством предусмотренной для тарифной группы "населения". При этом угроза ущемления Обществом интересов собственников помещений выражается в том, что неоплата ими выставленного Обществом счета могла привести к введению гарантирующим поставщиком ограничения режима потребления электрической энергии, поскольку согласно пункту 179 Правил N 530 отказ потребителя от признания задолженности не является препятствием для введения такого ограничения.
Доводы ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" о длительном разрешении вопросов, регулирующих и контролирующих органов по применению Обществом установленной для него сбытовой надбавки, неоднократном внесении Службой по тарифам Астраханской области изменений в Постановление от 22.12.2009 N 139, ошибочном выставлении спорного счета на оплату сбытовой надбавки на точку поставки, последующей корректировке счетов, не свидетельствуют об отсутствии в действиях Общества состава вменяемого антимонопольного нарушения.
Действие ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" по выставлению собственникам многоквартирного дома счета на оплату не предусмотренной действующим законодательством сбытовой надбавки гарантирующего поставщика на точку поставки совершено хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, которое ущемляет права собственников и создает угрозу наступления неблагоприятных последствий.
При таких обстоятельствах УФАС по Астраханской области правильно квалифицировало действия ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для признания недействительным решения Управления от 14 апреля 2011 года по делу N 10-К-03-11.
Суд апелляционной инстанции считает, что при принятии решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, что в силу пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 21 сентября 2011 года по делу N А06-3634/2011 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 14.04.2011 по делу N 10-К-03-11 отказать.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Астраханской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья
Т.С.БОРИСОВА
Судьи
С.Г.ВЕРЯСКИНА
И.И.ЖЕВАК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.12.2011 ПО ДЕЛУ N А06-3634/2011
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 декабря 2011 г. по делу N А06-3634/2011
Резолютивная часть постановления объявлена "22" декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "28" декабря 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Борисовой Т.С.
судей Веряскиной С.Г., Жевак И.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кутилиной Н.А.,
при участии в судебном заседании представителя открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" Лычагиной Е.С., действующей по доверенности N 221 от 11.01.2011
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (г. Астрахань)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 21 сентября 2011 года по делу N А06-3634/2011 (судья Цепляева Л.Н.)
по заявлению открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" (г. Астрахань)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (г. Астрахань),
третье лицо: Лебедева Татьяна Анатольевна (г. Астрахань)
о признании недействительным решения от 14.04.2011 по делу N 10-К-03-11,
установил:
открытое акционерное общество "Астраханская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - УФАС по Астраханской области, антимонопольный орган) от 14.04.2011 по делу N 10-К-03-11, которым Общество признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 21 сентября 2011 года в заявленные ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, УФАС по Астраханской области обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм Закона о защите конкуренции, просит отменить решение по основаниям, изложенным в ней, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления ОАО "Астраханская энергосбытовая компания". Из апелляционной жалобы следует, что в рассматриваемом случае злоупотребление ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" доминирующим положением выражается в создании угрозы ущемления интересов собственников помещений путем выставления им счета на оплату сбытовой надбавки гарантирующего поставщика на точку поставки в нарушение постановления Службы по тарифам Астраханской области от 22.12.2009 N 139. По мнению антимонопольного органа, угроза ущемления Обществом интересов собственников помещений выражается в том, что неоплата ими выставленных заявителем счетов могла привести к введению гарантирующим поставщиком ограничения режима потребления электрической энергии.
ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором Общество возражает против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а апелляционную жалобу - удовлетворения.
В ходе судебного заседания представитель ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" возражал против доводов апелляционной жалобы, дал пояснения, аналогичные, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Представитель УФАС по Астраханской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседании Управление извещено надлежащим образом, в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается наличием в материалах дела уведомления о вручении почтового отправления N 410031 40 95661 6.
Дело рассмотрено в апелляционной инстанции в порядке пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания представителя УФАС по Астраханской области.
Выслушав представителя Общества, изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, постановлением N 139 от 22.12.2009 службой по тарифам Астраханской области установлены тарифы на электрическую энергию, применяемые гарантирующим поставщиком ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" в границах зоны его деятельности, а также сбытовые надбавки гарантирующего поставщика ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" на 2010 год.
01.02.2010 ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" выставило собственникам помещений многоквартирного дома по адресу: г. Астрахань, ул. Керченская, 1 "А", счет N 596 на оплату сбытовой надбавки гарантирующего поставщика на точку поставки в размере 7823,4 рублей (л.д. 168).
На основании поступившего в УФАС по Астраханской области заявления депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Шеина О.В. от 14.12.2010 N 7044/1-ОШ-3, содержащего сведения о выставлении собственникам помещений многоквартирного дома по адресу: г. Астрахань, ул. Керченская, 1 "А" вышеуказанного счета, антимонопольным органом в отношении ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.
По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства УФАС по Астраханской области принято решение N 10-К-03-11 от 14.04.2011, в соответствии с которым действия ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", совершенные на рынке розничной реализации электрической энергии собственникам помещений многоквартирного дома по адресу: г. Астрахань, ул. Керченская, 1 "А" и выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением на данном рынке в виде выставления собственникам помещений многоквартирного дома по адресу: г. Астрахань, ул. Керченская, 1 "А", счета от 01.02.2010 N 596 на оплату сбытовой надбавки гарантирующего поставщика на точку поставки, результатам которого могло явиться ущемление интересов указанных собственников помещений, нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Считая принятое УФАС по Астраханской области решение незаконным, нарушающим права и законные интересы хозяйствующего субъекта, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеназванным заявлением.
Удовлетворяя заявленные ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" требования, суд первой инстанции сделал вывод о том, что само по себе выставление счетов Абоненту при отсутствии негативных последствий для Абонента не посягает ни на частные интересы последнего, ни на публичные интересы, охраняемые частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Кроме того, суд признал основанным на предположении, не содержащим ссылок на доказательства довод антимонопольного органа о том, что выставление ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" в нарушение постановления Службы по тарифа Астраханской области от 22.12.2009 N 139 счета на оплату сбытовой надбавки на точку поставки собственникам помещений многоквартирного дома по адресу: г. Астрахань, ул. Керченская, 1 "А", могло привести к ущемлению интересов собственников помещений и повлечь введение ограничения режима потребления электрической энергии.
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права в силу следующего.
Установлено, что 01.01.2008 между ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" и собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: г. Астрахань, ул. Керченская, 1А (абоненты) в лице уполномоченного представителя собственников дома Т.А. Лебедевой, заключен договор энергоснабжения N 440681, по условиям которого Общество обязалось поставлять абонентам электрическую энергию для бытовых нужд.
01.02.2010 Общество выставило собственникам помещений многоквартирного дома по адресу: г. Астрахань, ул. Керченская, 1А, счет N 596 на оплату сбытовой надбавки гарантирующего поставщика на точку поставки в размере 7823,4 рублей.
Данный счет подписан Обществом и скреплен его печатью.
Из оспариваемого решения антимонопольного органа следует, что на заседании комиссии УФАС по Астраханской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Лебедева Т.А. подтвердила факт выставления Обществом указанного счета.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования), тарифы на электрическую и тепловую энергию подлежат государственному регулированию.
В силу пункта 57 Основ ценообразования регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям, представляют собой сумму определенных названной нормой слагаемых, одним из которых является сбытовая надбавка гарантирующего поставщика.
Согласно пункту 54 Основ ценообразования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на очередной финансовый год устанавливают на розничном рынке тарифы на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных минимальных и (или) максимальных уровней тарифов на тепловую энергию.
Пунктом 57.1 Основ ценообразования определено, что величина сбытовой надбавки гарантирующего поставщика устанавливается в соответствии с Методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 24.11.2006 N 302-э/5.
Данными Методическими указаниями предусмотрено, что расчет ставки сбытовой надбавки гарантирующего поставщика для всех тарифных групп, за исключением потребителей группы "население", осуществляется посредством определения ставки сбытовой надбавки за единицу электроэнергии и ставки сбытовой надбавки на точку поставки.
Согласно постановлению Правительства Астраханской области N 49-П от 06.04.2005 Служба по тарифам Астраханской области является исполнительным органом государственной власти Астраханской области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов), регулирование которых отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, контроль за применением регулируемых ею и Правительством Астраханской области цен (тарифов), государственный контроль в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса
Постановлением Службы по тарифам Астраханской области от 22.12.2009 N 139 установлены тарифы на электрическую энергию, применяемые гарантирующим поставщиком ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" в границах зоны его деятельности, а также сбытовые надбавки гарантирующего поставщика.
Данным постановлением установлена сбытовая надбавка ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" на точку поставки для всех тарифных групп, за исключением потребителей группы "население", в рублях за точку поставки, действующую с 01.01.2010.
В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования Федеральная служба по тарифам утверждает методические указания по формированию групп (категорий) потребителей электрической энергии (мощности) и тепловой энергий (мощности) и применению указанных критериев.
Приказом от 06.08.2004 N 20-э/2 Федеральной службой по тарифам утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, в соответствии с пунктом 27 которых определены четыре тарифные группы потребителей электрической энергии (мощности), в том числе тарифная группа "население", к которой отнесены граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды.
В ходе рассмотрения дела об антимонопольном нарушении УФАС по Астраханской области установило, что собственники помещений многоквартирного дома по адресу: г. Астрахань, ул. Керченская, 1А на основании заключенного с ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" договора энергоснабжения N 440681 от 01.01.2008 приобретают у Общества электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а потому относятся к тарифной группе "население". Такими абонентами в силу вышеперечисленных нормативных правовых актов оплата сбытовой надбавки гарантирующего поставщика на точку поставки не предусмотрена.
Данный вывод антимонопольного органа ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" не опровергнут.
Суд апелляционной инстанции считает, что счет N 596 от 01.02.2010 по договору N 440681, выставленный ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" уполномоченному представителю Лебедевой Т.А., является предложением собственникам помещений многоквартирного дома по адресу: г. Астрахань, ул. Керченская, 1А, оплатить сбытовую надбавку на точку поставки в сумме 7 823,4 руб.
Это является нарушением положений Основ ценообразования, постановления Службы по тарифам Астраханской области от 22.12.2009 N 139.
При таких обстоятельствах УФАС по Астраханской области сделало правильный вывод о том, что выставление ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" в нарушение постановления Службы по тарифам Астраханской области от 22.12.2009 N 139 счета на оплату сбытовой надбавки на точку поставки собственникам помещений многоквартирного дома по адресу: г. Астрахань, ул. Керченская, 1А, ущемляет интересы собственников помещений.
В целях защиты прав потребителей Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307), в соответствии с пунктом 8 которых их действие распространяется на правоотношения, возникающие между ресурсоснабжающей организацией и потребителями коммунальных услуг по поводу поставки коммунальных ресурсов.
Плата за коммунальные услуги вносится согласно пункту 37 Правил N 307 на основании платежных документов, представляемых исполнителем.
Следовательно, потребителю коммунальных услуг при осуществлении расчетов с ресурсоснабжающей организацией надлежит руководствоваться выставляемыми в данном случае ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" платежными документами.
Пунктом 179 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, установлено, что отказ потребителя от признания задолженности не является препятствием для введения ограничения режима потребления электрической энергии.
Таким образом, отказ потребителя от оплаты выставляемых ему поставщиком электрической энергии счетов может повлечь введение ограничения режима потребления электрической энергии.
Согласно приказу Министерства по топливно-энергетическому комплексу и природным ресурсам Астраханской области от 13.10.2006 N 51-0 ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" является на территории Астраханской области гарантирующим поставщиком.
Приказами УФАС по Астраханской области от 19.12.2006 N 145-п и от 27.02.2009 N 25-п ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, по товарной группе "розничная торговля электрической энергией" в географических границах Астраханской области, с долей более 50 процентов.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Федерального закона N 135-ФЗ помимо доказанности факта доминирования, необходимо доказать, что доминантом совершены действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление доминирующим положением, при которых ущемляются права контрагента либо создается угроза наступления таких последствий.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" определено, что арбитражным судам следует обратить внимание на то, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции и в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
В рассматриваемом случае злоупотребление ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" доминирующим положением выражается в создании угрозы ущемления интересов собственников помещений путем выставления в нарушение постановления Службы по тарифам Астраханской области от 22.12.2009 N 139 счета на оплату сбытовой надбавки гарантирующего поставщика на точку поставки, не действующим законодательством предусмотренной для тарифной группы "населения". При этом угроза ущемления Обществом интересов собственников помещений выражается в том, что неоплата ими выставленного Обществом счета могла привести к введению гарантирующим поставщиком ограничения режима потребления электрической энергии, поскольку согласно пункту 179 Правил N 530 отказ потребителя от признания задолженности не является препятствием для введения такого ограничения.
Доводы ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" о длительном разрешении вопросов, регулирующих и контролирующих органов по применению Обществом установленной для него сбытовой надбавки, неоднократном внесении Службой по тарифам Астраханской области изменений в Постановление от 22.12.2009 N 139, ошибочном выставлении спорного счета на оплату сбытовой надбавки на точку поставки, последующей корректировке счетов, не свидетельствуют об отсутствии в действиях Общества состава вменяемого антимонопольного нарушения.
Действие ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" по выставлению собственникам многоквартирного дома счета на оплату не предусмотренной действующим законодательством сбытовой надбавки гарантирующего поставщика на точку поставки совершено хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, которое ущемляет права собственников и создает угрозу наступления неблагоприятных последствий.
При таких обстоятельствах УФАС по Астраханской области правильно квалифицировало действия ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для признания недействительным решения Управления от 14 апреля 2011 года по делу N 10-К-03-11.
Суд апелляционной инстанции считает, что при принятии решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, что в силу пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 21 сентября 2011 года по делу N А06-3634/2011 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 14.04.2011 по делу N 10-К-03-11 отказать.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Астраханской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья
Т.С.БОРИСОВА
Судьи
С.Г.ВЕРЯСКИНА
И.И.ЖЕВАК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)