Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 05.05.2011 N Ф09-2143/11-С1 ПО ДЕЛУ N А47-8313/2010

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 мая 2011 г. N Ф09-2143/11-С1


Дело N А47-8313/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 мая 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Василенко С.Н.,
судей Черкезова Е.О., Лукьянова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Оренбург" - правопреемник общества с ограниченной ответственностью "Оренбургрегионгаз" (ИНН: 5609032431, ОГРН: 1025600884550); (далее - общество, заявитель) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2011 по делу N А47-8313/2010 Арбитражного суда Оренбургской области.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области (далее - управление, административный орган) в отзыве на кассационную жалобу заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей. Ходатайство удовлетворено в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании частично недействительным предписания управления от 27.08.2010 N 10-121-П.
Решением суда первой инстанции от 08.12.2010 (судья Сердюк Т.В.) заявленные требования общества удовлетворены полностью, п. 1, 2, 3, 4, 5 оспариваемого предписания признаны недействительными.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2011 (судьи Плаксина Н.Г., Арямов А.А., Федина Г.А.) решение суда изменено, заявленные требования удовлетворены в части признания недействительными п. 4, 5 оспариваемого предписания управления. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, а также на несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что общество является ресурсоснабжающей организацией, условия договора поставки газа свидетельствуют о том, что общество не брало на себя обязательства по обслуживанию внутридомовых инженерных систем, оплата потребленного газа производится по счетам-извещениям общества и теми абонентами, которые проживают в многоквартирных домах, управление которыми осуществляют управляющая компания, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив. Следовательно, на общество не могут быть возложены обязанности, предусмотренные для исполнителя коммунальных услуг.

Как установлено судами и следует из материалов дела, сотрудниками управления на основании распоряжения от 14.07.2010 N 09-77-П в период с 03.08.2010 по 27.08.2010 в отношении общества проведена плановая проверка соблюдения обязательных требований санитарного законодательства и законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей.
По результатам проверки должностным лицом управления составлен акт от 27.08.2010 и выдано предписание от 27.08.2010 N 10-121-П, согласно которому обществу в установленный срок необходимо совершить действия по устранению выявленных в ходе проверки нарушений.
Основанием для выдачи предписания стали следующие нарушения: недоведение информации до потребителей, указанной в абз. 5 и 7 подп. "п" п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), а именно: о параметрах качества предоставления коммунальных услуг, предельных сроках устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленных законодательством Российской Федерации; о наименовании, адресах и телефонах федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил N 307 (п. 1 предписания); отсутствие информации в платежных документах, отражающей сведения, указанные в подп. "д" п. 38 Правил N 307 (сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи: с проживанием временных жильцов; со снижением качества коммунальных услуг; с уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором) (п. 2 предписания); отсутствие информации в официальной публичной форме договора поставки газа, указанной в абз. 1, 2, 5 и 6 подп. "п" п. 49 Правил N 307 (о месте нахождения (адресе постоянно действующего исполнительного органа) исполнителя коммунальной услуги по газоснабжению; об адресах и телефонах диспетчерской или аварийно-диспетчерских служб; о параметрах качества предоставления коммунальных услуг, предельных сроках устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленных законодательством Российской Федерации; о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд) (п. 3 предписания); несоответствие отдельных условий договора поставки газа (п. 2.1.2, 2.2.3, 3.2) требованиям подп. "б" п. 22, п. 46, подп. "б" п. 25 (соответственно) Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 (далее - Правила поставки газа) (п. 4 предписания); несоответствие п. 3.4 договора поставки газа положениям п. 26 Правил поставки газа (п. 5 предписания).
Не согласившись с предписанием управления в части вышеназванных пунктов (1 - 5), общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного предписания частично недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд первой инстанции сделал выводы о том, что общество является ресурсоснабжающей организацией, в связи с этим на него не могут быть возложены все обязанности, предусмотренные Правилами N 307 для исполнителя коммунальных услуг. Факт включения в типовую форму бланка договора поставки газа условий, которые не полностью доводят до сведения абонентов права и обязанности сторон, предусмотренные Правилами поставки газа, не является нарушением, поскольку типовые формы (бланки) договора не являются договором в смысле, придаваемом ему п. 1 ст. 420, п. 1 ст. 433 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции в части неправомерности п. 4, 5 оспариваемого предписания. При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что п. 2.1.2 договора поставки газа не противоречит подп. "б" п. 22 Правил поставки газа, законность п. 2.2.3, 3.2., 3.4 договора поставки газа подтверждена вступившими в силу судебными актами. В удовлетворении остальной части требований (относительно п. 1, 2, 3 предписания) апелляционный суд отказал.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление апелляционного суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Проверив законность судебного акта в обжалуемой части, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Правила N 307 регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг и иное.
Согласно п. 3 Правил N 307 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Пунктом 7 Правил N 307 предусмотрено, что при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
В соответствии с абз. 2 п. 7 Правил N 307 собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа, тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Руководствуясь вышеназванными нормами права, исходя из анализа договора поставки газа, а также учитывая, что расчеты с гражданами-потребителями за оказанные коммунальные услуги газоснабжения производятся по счетам-извещениям общества, оплата за оказанные коммунальные услуги осуществляется потребителями непосредственно заявителю, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае общество является исполнителем коммунальных услуг (газоснабжение).
Следовательно, на общество распространяются обязанности, предусмотренные Правилами N 307 для исполнителя коммунальных услуг.
В соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 10 названного Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Требования по объему информации об исполнителе, о предоставляемых коммунальных услугах, порядке и способе ее доведения до потребителя законодательно определены п. 38, 49 Правил N 307.
Подпунктом "п" п. 49 Правил N 307 установлены обязанности исполнителя по предоставлению потребителю необходимой информации об исполнителе, в том числе о его месте нахождения (адресе его постоянно действующего исполнительного органа); об адресах и номерах телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов); о параметрах качества предоставления коммунальных услуг, предельных сроках устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленных законодательством Российской Федерации; о наименовании, адресах и телефонах федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил N 307; о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд.
Согласно п. 38 Правил N 307 платежный документ должен содержать, в том числе значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, если такая норма установлена, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов, объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов. В соответствии с подп. "д" п. 38 Правил N 307 в платежном документе указываются сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием оснований.
Факт несоблюдения заявителем вышеназванных требований Правил N 307 апелляционным судом установлен, материалами дела подтвержден и обществом по существу не оспаривается.
При таких обстоятельствах оспариваемое предписание в части п. 1, 2, 3, обязывающее общество совершить к установленному сроку необходимые действия в целях прекращения нарушения прав потребителей на получение необходимой информации, соответствует Закону о защите прав потребителей, Правилам N 307 и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с этим апелляционный суд правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных им требований в указанной части.
Доводы общества, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению как основанные на неправильном применении норм материального права. Кроме того, указанные доводы по существу сводятся к переоценке установленных апелляционным судом обстоятельств и представленных доказательств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2011 по делу N А47-8313/2010 Арбитражного суда Оренбургской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Оренбург" - без удовлетворения.
Председательствующий
ВАСИЛЕНКО С.Н.

Судьи
ЧЕРКЕЗОВ Е.О.
ЛУКЬЯНОВ В.А.














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)