Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2008 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Черемошкиной В.В.,
судей Медведевой И.Г., Слобожаниной В.Б.
при ведении протокола судебного заседания Ковальчук Л.Г.
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7110/2008)
ОАО "Петербургская сбытовая компания"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.05.2008 года по делу N А56-20896/2007 (судья Преснецова Т.Г.), принятое
по иску ООО "Бокситогорские районные тепловые энергетические сети"
к ОАО "Петербургская сбытовая компания"
3-и лица: 1) Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области,
2) Комитет по тарифам и ценовой политике
о взыскании 1 589 029 руб. 40 коп.
при участии:
от истца: Паницкий А.А. по доверенности N 399 от 02.11.2007 г.
от ответчика: Кузнецова О.Ю. по доверенности N 63-053 от 01.01.2008 г.
от 3-х лиц: 1) не явился (извещен)
2) Мельников Н.Е. по доверенности от 05.05.2008 года
общество с ограниченной ответственностью "Бокситогорские районные тепловые энергетические сети" (далее по тексту - ООО "БокситогорскРТЭС", истец) с учетом увеличения исковых требований принятых судом, обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Петербургская сбытовая компания" Тихвинское межрайонное отделение (далее по тексту - ОАО "ПСК", предприятие, ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в сумме 2 210 320 руб. 88 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области.
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.05.2008 года исковые требования удовлетворены полностью.
ОАО "ПСК" обратилось с апелляционной жалобой на решение суда, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в иске, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Податель жалобы полагает, что расчеты за поставленную тепловую энергию должны производиться с учетом тарифов, установленных приказами ЛенРТК N 78-п и 119-п (далее по тексту - Приказы) для группы "Жилищные организации, потребляющие электроэнергию на технические цели жилых домов в сельских населенных пунктах".
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Управление Федеральной антимонопольной службы предоставило отзыв на апелляционную жалобу, считает решение суда законным и обоснованным.
Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области отзыв на апелляционную жалобу не представил, его представитель в судебном заседании поддержал доводы изложенные в апелляционной жалобе, полагает, что решение подлежит отмене.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ответчик (энергоснабжающая организация) и истец (абонент) заключили, с учетом протокола разногласий, договор электроснабжения от 01.07.2006 года N 66141, по условиям которого энергоснабжающая организация через присоединенную сеть в пределах определенной договором мощности подает абоненту электрическую энергию, а абонент - принимает и оплачивает ее. При заключении договора стороны приняли на себя обязательства руководствоваться Гражданским законодательством Российской Федерации, Правилами пользования электрической и тепловой энергии, утвержденными Приказом Министерства энергетики и электрификации СССР от 06.12.1981 года N 310 и иными нормативными актами (глава 9 договора).
Пунктом 4.1 договора предусмотрено, что расчеты за электроэнергию производятся денежными средствами по тарифам соответствующих групп потребителей, утвержденным в соответствии с действующим законодательством, на основании показаний приборов учета за расчетный период.
В силу пункта 4.2 договора об изменении тарифов Энергоснабжающая организация извещает Абонента путем публикации в газетах "Санкт-Петербургские ведомости" или "Невское время" в 3-дневный срок после их утверждения, но не позднее чем за 10 дней до их введения.
Истец полагая, что он приобретает у ответчика электрическую энергию для коммунально-бытового потребления граждан, в связи с чем к нему должен применяться тариф, установленный для соответствующей группы населения, обратился в суд с настоящим иском о взыскании с Предприятия в соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации 2 210 320 руб. 88 коп. неосновательного обогащения, из них: 2 080 443 руб. 04 коп. - разница в тарифах на электроэнергию для целей электроотопления жилых домов, 129 877 руб. 84 коп. - разница в тарифах на электроэнергию для целей освещения лестниц жилых домов.
Удовлетворяя исковые требования суд исходил из того, что истец не является потребителем электроэнергии, конечным потребителем всей израсходованной электроэнергии является население, проживающее в жилых домах, переданных истцу для оказания коммунальных услуг, следовательно, при реализации услуг по энергоснабжению по регулируемым тарифам, услуги, предназначенные жильцам, должны оплачиваться истцом по тарифам, установленным для населения, а не по тарифу, предусмотренному для категории "прочие потребители", к которому он отнесен Приказом Комитета по тарифам и ценовой политике.
Апелляционный суд считает, что принятый судебный акт подлежит отмене, в связи со следующим.
Согласно статье 5 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 41-ФЗ) Правительство Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливает основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации.
Постановлением N 1444 установлен понижающий коэффициент 0,7 при ценообразовании в отношении электрической энергии, потребляемой населением, проживающим в сельских населенных пунктах.
Согласно пункту 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (с учетом изменений от 28.11.2006, далее по тексту - Методические указания), аналогично группе "Население" производится расчет тарифов для исполнителей коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), приобретающих электроэнергию для коммунально-бытового потребления граждан в объемах фактического потребления потребителей-граждан и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования. В названном пункте также содержится ссылка на Постановление N 1444 в части применения тарифа для приравненных к населению исполнителей коммунальных услуг.
Определение понятия "исполнитель коммунальных услуг" предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее по тексту - Правила предоставления коммунальных услуг), согласно пункту 3 которых исполнитель - это лицо, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы, а ресурсоснабжающая организация - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу исполнителю коммунальных ресурсов, используемых для предоставления коммунальных услуг. Согласно подпункту "в" пункта 49 названных Правил в обязанности исполнителя входит заключение с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг.
Истец не является лицом, указанным в пункте 27 Методических указаний, он также не является лицом, указанным в пункте 15 Правил 307. Указанный пункт Правил содержит исчерпывающий перечень субъектов (исполнителей коммунальных услуг), для которых расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами. В данный перечень включены:
- товарищество собственников жилья,
- жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив,
- управляющая организация.
Таким образом, суд первой инстанции ошибочно сделал вывод о том, что истец является тем лицом, для которого расчет размера платы за электрическую энергию осуществляется по тарифам, используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданам.
Действующими нормативными правовыми актами также не предусмотрена возможность расчетов по тарифу для бюджетных потребителей за электрическую энергию, используемую Истцом не для перепродажи бюджетным организациям, а для производства товаров (услуг), реализуемых организациям, финансируемым из бюджетов разных уровней.
Приобретение истцом электрической энергии, которая используется на производство коммунальных ресурсов (тепловая энергия и пр.), должно осуществляться по тарифам для группы "иные прочие потребители".
В соответствии с пунктом 2 Правил содержания общего имущества, принадлежащего собственникам в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества входят, в том числе, лестницы и межквартирные лестничные площадки. Согласно пункту 11 Правил содержание общего имущества включает в себя освещение помещений общего пользования. Стоимость содержания общего имущества входит в структуру платы за содержание и ремонт жилого помещения (ст. 154 ЖК РФ). Граждане, проживающие в многоквартирных домах, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения либо созданному ТСЖ (ЖСК и пр.), либо управляющей компании, либо лицам, осуществляющим соответствующие виды деятельности (в случае, если собственники осуществляют непосредственное управление жилым домом) (ст. 155 ЖК РФ). Таким образом, освещение лестниц и межквартирных лестничных площадок относится к услугам, оказываемым гражданам указанными организациями. В приказах ЛенРТК данные организации определены как "жилищные организации, приобретающие на технические цели жилых домов".
Таким образом, электрическая энергия, необходимая для освещения лестничных клеток жилых домов, должна быть оплачена по тарифам для жилищных организаций, потребляющих электрическую энергию на технические цели жилых домов (п. 3.3.1 тарифного меню).
На основании изложенного исковые требования необоснованны, а следовательно, решение суда подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права.
Руководствуясь статьями 110, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23 мая 2008 года по делу N А56-20896/2007 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с ООО "Бокситогорские районные тепловые энергетические сети" в пользу ОАО "Петербургская сбытовая компания" 1000 рублей госпошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
ЧЕРЕМОШКИНА В.В.
Судьи
МЕДВЕДЕВА И.Г.
СЛОБОЖАНИНА В.Б.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.09.2008 ПО ДЕЛУ N А56-20896/2007
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2008 г. по делу N А56-20896/2007
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2008 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Черемошкиной В.В.,
судей Медведевой И.Г., Слобожаниной В.Б.
при ведении протокола судебного заседания Ковальчук Л.Г.
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7110/2008)
ОАО "Петербургская сбытовая компания"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.05.2008 года по делу N А56-20896/2007 (судья Преснецова Т.Г.), принятое
по иску ООО "Бокситогорские районные тепловые энергетические сети"
к ОАО "Петербургская сбытовая компания"
3-и лица: 1) Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области,
2) Комитет по тарифам и ценовой политике
о взыскании 1 589 029 руб. 40 коп.
при участии:
от истца: Паницкий А.А. по доверенности N 399 от 02.11.2007 г.
от ответчика: Кузнецова О.Ю. по доверенности N 63-053 от 01.01.2008 г.
от 3-х лиц: 1) не явился (извещен)
2) Мельников Н.Е. по доверенности от 05.05.2008 года
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Бокситогорские районные тепловые энергетические сети" (далее по тексту - ООО "БокситогорскРТЭС", истец) с учетом увеличения исковых требований принятых судом, обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Петербургская сбытовая компания" Тихвинское межрайонное отделение (далее по тексту - ОАО "ПСК", предприятие, ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в сумме 2 210 320 руб. 88 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области.
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.05.2008 года исковые требования удовлетворены полностью.
ОАО "ПСК" обратилось с апелляционной жалобой на решение суда, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в иске, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Податель жалобы полагает, что расчеты за поставленную тепловую энергию должны производиться с учетом тарифов, установленных приказами ЛенРТК N 78-п и 119-п (далее по тексту - Приказы) для группы "Жилищные организации, потребляющие электроэнергию на технические цели жилых домов в сельских населенных пунктах".
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Управление Федеральной антимонопольной службы предоставило отзыв на апелляционную жалобу, считает решение суда законным и обоснованным.
Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области отзыв на апелляционную жалобу не представил, его представитель в судебном заседании поддержал доводы изложенные в апелляционной жалобе, полагает, что решение подлежит отмене.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ответчик (энергоснабжающая организация) и истец (абонент) заключили, с учетом протокола разногласий, договор электроснабжения от 01.07.2006 года N 66141, по условиям которого энергоснабжающая организация через присоединенную сеть в пределах определенной договором мощности подает абоненту электрическую энергию, а абонент - принимает и оплачивает ее. При заключении договора стороны приняли на себя обязательства руководствоваться Гражданским законодательством Российской Федерации, Правилами пользования электрической и тепловой энергии, утвержденными Приказом Министерства энергетики и электрификации СССР от 06.12.1981 года N 310 и иными нормативными актами (глава 9 договора).
Пунктом 4.1 договора предусмотрено, что расчеты за электроэнергию производятся денежными средствами по тарифам соответствующих групп потребителей, утвержденным в соответствии с действующим законодательством, на основании показаний приборов учета за расчетный период.
В силу пункта 4.2 договора об изменении тарифов Энергоснабжающая организация извещает Абонента путем публикации в газетах "Санкт-Петербургские ведомости" или "Невское время" в 3-дневный срок после их утверждения, но не позднее чем за 10 дней до их введения.
Истец полагая, что он приобретает у ответчика электрическую энергию для коммунально-бытового потребления граждан, в связи с чем к нему должен применяться тариф, установленный для соответствующей группы населения, обратился в суд с настоящим иском о взыскании с Предприятия в соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации 2 210 320 руб. 88 коп. неосновательного обогащения, из них: 2 080 443 руб. 04 коп. - разница в тарифах на электроэнергию для целей электроотопления жилых домов, 129 877 руб. 84 коп. - разница в тарифах на электроэнергию для целей освещения лестниц жилых домов.
Удовлетворяя исковые требования суд исходил из того, что истец не является потребителем электроэнергии, конечным потребителем всей израсходованной электроэнергии является население, проживающее в жилых домах, переданных истцу для оказания коммунальных услуг, следовательно, при реализации услуг по энергоснабжению по регулируемым тарифам, услуги, предназначенные жильцам, должны оплачиваться истцом по тарифам, установленным для населения, а не по тарифу, предусмотренному для категории "прочие потребители", к которому он отнесен Приказом Комитета по тарифам и ценовой политике.
Апелляционный суд считает, что принятый судебный акт подлежит отмене, в связи со следующим.
Согласно статье 5 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 41-ФЗ) Правительство Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливает основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации.
Постановлением N 1444 установлен понижающий коэффициент 0,7 при ценообразовании в отношении электрической энергии, потребляемой населением, проживающим в сельских населенных пунктах.
Согласно пункту 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (с учетом изменений от 28.11.2006, далее по тексту - Методические указания), аналогично группе "Население" производится расчет тарифов для исполнителей коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), приобретающих электроэнергию для коммунально-бытового потребления граждан в объемах фактического потребления потребителей-граждан и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования. В названном пункте также содержится ссылка на Постановление N 1444 в части применения тарифа для приравненных к населению исполнителей коммунальных услуг.
Определение понятия "исполнитель коммунальных услуг" предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее по тексту - Правила предоставления коммунальных услуг), согласно пункту 3 которых исполнитель - это лицо, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы, а ресурсоснабжающая организация - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу исполнителю коммунальных ресурсов, используемых для предоставления коммунальных услуг. Согласно подпункту "в" пункта 49 названных Правил в обязанности исполнителя входит заключение с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг.
Истец не является лицом, указанным в пункте 27 Методических указаний, он также не является лицом, указанным в пункте 15 Правил 307. Указанный пункт Правил содержит исчерпывающий перечень субъектов (исполнителей коммунальных услуг), для которых расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами. В данный перечень включены:
- товарищество собственников жилья,
- жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив,
- управляющая организация.
Таким образом, суд первой инстанции ошибочно сделал вывод о том, что истец является тем лицом, для которого расчет размера платы за электрическую энергию осуществляется по тарифам, используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданам.
Действующими нормативными правовыми актами также не предусмотрена возможность расчетов по тарифу для бюджетных потребителей за электрическую энергию, используемую Истцом не для перепродажи бюджетным организациям, а для производства товаров (услуг), реализуемых организациям, финансируемым из бюджетов разных уровней.
Приобретение истцом электрической энергии, которая используется на производство коммунальных ресурсов (тепловая энергия и пр.), должно осуществляться по тарифам для группы "иные прочие потребители".
В соответствии с пунктом 2 Правил содержания общего имущества, принадлежащего собственникам в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества входят, в том числе, лестницы и межквартирные лестничные площадки. Согласно пункту 11 Правил содержание общего имущества включает в себя освещение помещений общего пользования. Стоимость содержания общего имущества входит в структуру платы за содержание и ремонт жилого помещения (ст. 154 ЖК РФ). Граждане, проживающие в многоквартирных домах, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения либо созданному ТСЖ (ЖСК и пр.), либо управляющей компании, либо лицам, осуществляющим соответствующие виды деятельности (в случае, если собственники осуществляют непосредственное управление жилым домом) (ст. 155 ЖК РФ). Таким образом, освещение лестниц и межквартирных лестничных площадок относится к услугам, оказываемым гражданам указанными организациями. В приказах ЛенРТК данные организации определены как "жилищные организации, приобретающие на технические цели жилых домов".
Таким образом, электрическая энергия, необходимая для освещения лестничных клеток жилых домов, должна быть оплачена по тарифам для жилищных организаций, потребляющих электрическую энергию на технические цели жилых домов (п. 3.3.1 тарифного меню).
На основании изложенного исковые требования необоснованны, а следовательно, решение суда подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права.
Руководствуясь статьями 110, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23 мая 2008 года по делу N А56-20896/2007 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с ООО "Бокситогорские районные тепловые энергетические сети" в пользу ОАО "Петербургская сбытовая компания" 1000 рублей госпошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
ЧЕРЕМОШКИНА В.В.
Судьи
МЕДВЕДЕВА И.Г.
СЛОБОЖАНИНА В.Б.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)