Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.06.2011 ПО ДЕЛУ N А42-188/2011

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив); ТСЖ (товарищество собственников жилья); Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июня 2011 г. по делу N А42-188/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Савицкой И.Г., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Данилиной М.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7191/2011) Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.03.2011 по делу N А42-188/2011 (судья Алексина Н.Ю.), принятое
по заявлению ОАО "Мурманские мультисервисные сети"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
3-и лица: 1) ООО "ТехЭлектроМонтаж", 2) ТСЖ "Шмидта-8"
об оспаривании постановления
при участии:
от заявителя: Жукова Д.С. по доверенности от 24.05.2011
от ответчика: Дворецкий П.Г. по доверенности от 24.01.2011 N 01-12-243
от 3-х лиц: не явились, извещены

установил:

открытое акционерное общество "Мурманские мультисервисные сети" (далее - заявитель, Общество, ОАО "Мурманские мультисервисные сети") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - ответчик, Управление, административный орган) от 27.12.2010 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 48, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 100 000 руб.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "ТехЭлектроМонтаж" (далее - ООО "ТЭМ", ООО "ТэхЭлектроМонтаж"), Товарищество собственников жилья "Шмидта-8" (далее - ТСЖ "Шмидта-8").
Решением суда от 17.03.2011 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Управление просит отменить решение, поскольку считает, что судом неполно выяснены обстоятельства дела, неправильно применены нормы материального права. По мнению подателя жалобы, материалами административного дела, а также дела N 43 о нарушении антимонопольного законодательства подтверждается, что действия ОАО "Мурманские мультисервисные сети", выразившиеся в незаконном удержании паспортов лифтов и ключей от предмашинных и машинных помещений, находящихся в 1 и 2 подъездах дома N 8 по улице Шмидта города Мурманска, направлены на получение преимущества при оказании услуги по техническому обслуживанию, ремонту, эксплуатации лифтов и систем лифтовой диспетчерской связи и сигнализации, что могло причинить убытки конкуренту - ООО "ТЭМ", т.е. свидетельствуют о недобросовестной конкуренции.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Общества против удовлетворения жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Судом первой инстанции установлены и материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
На основании договора управления от 25.11.2008 N 168/08 заявитель по поручению общества с ограниченной ответственностью "Мурманск-лифт" (далее - ООО "Мурманск-лифт") осуществлял деятельность по управлению делами ООО "Мурманск-лифт" и его имуществом путем осуществления полномочий единоличного исполнительного органа (т. 1, л.д. 22).
22.12.2009 открытое акционерное общество "Мурманская Управляющая жилищно-сервисная компания" (далее - ОАО "МУ ЖСК", управляющая компания) заключило договор с обществом с ограниченной ответственностью "Мурманск - лифт Юг" на проведение технического обслуживания и ремонта лифтов и системы лифтовой диспетчерской сигнализации и связи по адресам, указанным в приложении N 1 к договору, в том числе дом 8 по улице Шмидта. Договор заключен на срок с 01.01.2010 по 31.12.2011.
28.04.2010 зарегистрировано Товарищество собственников жилья "Шмидта-8", которым 29.04.2010 заключен предварительный договор с ООО "ТЭМ" о проведении технического обслуживания и ремонта лифтов на сумму 10 000 руб. в месяц.
18.05.2010 ТСЖ "Шмидта-8" направило в адрес ОАО "Мурманские мультисервисные сети" предложение заключить с 01.07.2010 договор по обслуживанию лифтового хозяйства (т. 1, л.д. 136).
Письмом от 18.06.2010 N 27 ТСЖ "Шмидта-8" уведомило заявителя об утрате ОАО "МУ ЖСК" статуса управляющей компании в отношении соответствующего дома и о том, что с 01.07.2010 товарищество собственников жилья приступает к самоуправлению. Также ТСЖ "Шмидта-8" запросило у ОАО "Мурманские мультисервисные сети" техническую документацию (паспорта лифтов на 1-й, 2-й подъезды), сообщив, что договор с Обществом заключаться не будет (т. 1, л.д. 139).
Письмом от 28.06.2010 N 44/з ООО "Мурманск-лифт" сообщило о том, что договор на обслуживание лифтов заключен им с ОАО "МУ ЖСК", которое не направляло информацию об исключении дома N 8 по улице Шмидта из адресной программы. В указанном письме ООО "Мурманск-лифт" также сообщило о проверке легитимности создания ТСЖ "Шмидта-8", и о том, что техническая документация (паспорта лифтов) будет передана ТСЖ "Шмидта-8" при предоставлении документов, подтверждающих передачу дома от ОАО "МУ ЖСК" к ТСЖ "Шмидта-8" (т. 2, л.д. 97).
01.07.2010 между ТСЖ "Шмидта-8" и ООО "ТехЭлектроМонтаж" был заключен договор на проведение технического обслуживания и ремонта лифтов и ЛДСС.
Письмом от 01.08.2010 ООО "Мурманск-лифт" направило проект договора N 284-ТО от 01.08.2010 в адрес ТСЖ "Шмидта-8" на проведение технического обслуживания и ремонт лифтов и систем лифтовой диспетчерской сигнализации и связи, который подписан ТСЖ и действовал в период с 01.08.2010 по 30.09.2010 г.
13.09.2010 ТСЖ "Шмидта-8" получило техническую документацию по акту приема-передачи (т. 1, л.д. 134), а 30.09.2010, т.е. по окончании срока действия договора N 284-ТО, в присутствии комиссии, созванной по инициативе ТСЖ, переданы ключи от предмашинных и машинных помещений.
По обращению ООО "ТехЭлектроМонтаж" Управлением проведена проверка и решением от 05.10.2010 комиссия Управления по результатам рассмотрения дела N 43 о нарушении антимонопольного законодательства признала в действиях группы лиц в составе ОАО "Мурманские мультисервисные сети", ООО "Мурманск - лифт" факт нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), выразившийся в незаконном удержании паспортов лифтов и ключей от предмашинных и машинных помещений, находящихся в 1 и 2 подъездах дома N 8 по улице Шмидта города Мурманска, направленном на получение преимущества при оказании услуги по техническому обслуживанию, ремонту, эксплуатации лифтов и систем лифтовой диспетчерской связи и сигнализации, что может причинить убытки контрагенту ООО "ТехЭлектроМонтаж".
В связи с установленным фактом нарушения действующего законодательства 19.05.2010 Управлением вынесено определение от 29.11.2010 о возбуждении дела об административном правонарушении N 48 и проведении административного расследования.
13.12.2010 в отношении ОАО "Мурманские мультисервисные сети" составлен протокол N 48 об административном правонарушении, в котором действия Общества квалифицированы по части 1 статьи 14.33 КоАП РФ.
Постановлением от 27.03.2010 N 48 ОАО "Мурманские мультисервисные сети" привлечено к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 100 000 руб.
Общество, посчитав постановление административного органа незаконным, обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление Общества и апелляционная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ за недобросовестную конкуренцию, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 КоАП РФ и частью 2 настоящей статьи, установлена административная ответственность.
Запрет на недобросовестную конкуренцию установлен в части 1 статьи 14 Закона N 135-ФЗ. Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (пункт 9 статьи 4 Закона N 135-ФЗ).
Обществу вменяется совершение действий по удержанию документов и ключей от лифтового оборудования, направленных на получение преимущества при оказании услуги по техническому обслуживанию, ремонту, эксплуатации лифтов и систем лифтовой диспетчерской связи и сигнализации.
Вместе с тем, как правильно установил суд первой инстанции, Общество в целях надлежащего исполнения договора N 7/09 от 22.12.2009, который в установленном порядке не изменен и не расторгнут, руководствовалось Методическими указаниями о порядке передачи полномочий по управлению многоквартирным домом при смене управляющей организации либо способа управления многоквартирным домом, утвержденными приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от 10.06.2010 N 28, действовавшими в период возникновения спорных правоотношений.
Так, из материалов дела видно, что письмом от 30.06.2010 N 300610/03 управляющая компания на запрос Общества не подтвердила передачу полномочий товариществу собственников жилья, а сообщила об исключении спорного дома из обслуживания с 01.08.2010 лишь 02.08.2010.
Кроме того, сам по себе факт создания товарищества собственников жилья в силу норм действующего законодательства не является основанием для прекращения обязательств прежней управляющей организации с момента создания товарищества собственников жилья.
В силу положений статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации прекращение обязательств прежней управляющей компании возможно после предъявления требования об этом с учетом времени, необходимого для осуществления передачи документации и функций вновь созданной организации, осуществляющей управление многоквартирным домом.
В соответствии с частью 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Судом обоснованно отклонены ссылки административного органа на нарушение заявителем Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов, утвержденные постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.05.2003 N 31, поскольку в спорных правоотношениях от имени владельца лифтов в доме, расположенном по адресу: Шмидта, д. 8, в отношениях с ООО "Мурманск-лифт ЮГ" выступало открытое акционерное общество "Мурманская Управляющая жилищно-сервисная компания", а не ТСЖ "Шмидта-8".
Суд первой инстанции правомерно указал, что содержание оспариваемого постановления антимонопольного органа сводится к описанию фактических обстоятельств ситуации, возникшей при обращении ТСЖ "Шмидта-8" к Обществу и ООО "Мурманск-лифт" с заявлениями, как о заключении договора, так и о передаче технической документации.
Констатировав факт нарушения Обществом Закона о защите конкуренции, административный орган не установил должным образом, у кого фактически находились техническая документация и ключи. Из представленного в материалы дела договора от 22.12.2009 N 7/09 и дополнительного соглашения N 4 от 01.06.2010, следует, что дом по Шмидта, д. 8, был включен в адресную программу по техническому обслуживанию ООО "Мурманск-лифт Юг", а не ООО "Мурманск-лифт". Также не установлено, кому именно Общество давало обязательные для исполнения указания по удержанию документации и ключей.
Нет соответствующей оценки указанным обстоятельствам, а также действиям группы лиц и в решении Управления от 05.10.2010 по делу N 43 о нарушении антимонопольного законодательства. Более того, ООО "Мурманск - лифт Юг" даже не упоминается антимонопольным органом в числе группы лиц, причастных к совершению вменяемых им неправомерных действий.
Как правильно указал суд первой инстанции, исходя из содержания понятия недобросовестной конкуренции, соответствующие действия должны совершаться хозяйствующим субъектом умышленно (спланированно) с целью получения определенного преимущества перед другими хозяйствующими на данном товарном рынке, а не являться стечением обстоятельств.
Суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ собранные Управлением доказательства, пришел к обоснованному выводу об отсутствии безусловных доказательств того, что отказ в передаче технической документации и ключей, убытки ООО "ТЭМ", были вызваны умышленными действиями Общества.
Безосновательными являются выводы административного органа о том, что в результате действий Общества конкурент (ООО "ТЭМ") был лишен возможности исполнять обязанности по обслуживанию лифтов по договору с 01.07.2010, ибо дом N 8 по улице Шмидта перешел под управление ТСЖ лишь с 01.08.2010.
В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются (пункт 3 статьи 10 ГК РФ).
Апелляционным судом отклоняются доводы Управления о том, что суд не исследовал выявленные антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела N 43 фактические обстоятельства исполнения ТСЖ функций по управлению многоквартирным домом, выразившееся в заключении с 01.07.2010 договоров с ресурсоснабжающими организациями. Означенные обстоятельства, возможно и установлены в ходе рассмотрения дела N 43, однако не нашли отражения в решении по названному делу (том 2 л.д. 59 - 66). Не указано на эти обстоятельства и в оспариваемом Обществом постановлении о привлечении к административной ответственности.
То обстоятельство, что участвующие в спорных правоотношениях общества входят в группу лиц, само по себе не свидетельствует о совершении этими лицами действий, квалифицируемых в качестве недобросовестной конкуренции.
Ссылки Управления на решение по делу N 43 о нарушении антимонопольного законодательства отклоняются апелляционным судом, ибо, как указано выше, означенное решение не содержит подтвержденных соответствующими доказательствами фактов совершения группой лиц действий, нарушающих требования части 1 статьи 14 Закона N 135-ФЗ. В указанном решении не приведены даже изложенные в апелляционной жалобе сведения о количестве и наименованиях организаций, оказывающие в географических границах города Мурманска услуги по обслуживанию лифтов.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недоказанности совершения Обществом неправомерных действий, влекущих административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.03.2011 по делу N А42-188/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
И.Б.ЛОПАТО
Судьи
И.Г.САВИЦКАЯ
А.Б.СЕМЕНОВА














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)