Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.06.2012 N 06АП-1931/2012 ПО ДЕЛУ N А73-91/2012

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июня 2012 г. N 06АП-1931/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" - Колесниковой Е.С., представителя по доверенности от 01.01.2012 N ДЭК-20-15/117Д; Баглай Н.В., представителя по доверенности от 01.01.2012 N ДЭК-20-15/125Д; Яскиной О.В., представителя по доверенности от 01.01.2012 ДЭК-20-15/89Д,
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю - Абашевой Н.Г., представителя по доверенности от 10.01.2012 N 01.0-3.; Стецкой Т.А., представителя по доверенности от 30.05.2012 N 04-0-5817.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю
на решение от 6 апреля 2012 года
по делу N А73-91/2012
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Руденко Р.А.
по заявлению открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" (ОГРН 1072721001660, ИНН 2723088770)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю
о признании незаконным и отмене постановления

установил:

Открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (далее - общество, ресурсоснабжающая организация) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (далее - Роспотребнадзор, административный орган) N 1886 от 02.12.2011 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 6 апреля 2012 года требования удовлетворены по мотиву отсутствия события правонарушения.
Не согласившись с решением суда, административный орган обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт.
Представители заявителя жалобы в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель общества в судебном заседании отклонила доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта первой инстанции и удовлетворения жалобы.

Усмотрев в действиях общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, административным органом 19.10.2011 составлен протокол об административном правонарушении N 1886, и 02.12.2011 вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 000 руб.
О времени и месте рассмотрении дела об административном правонарушении, общество было извещено определением от 31.10.2011 N 1886, которое получено им 07.11.2011, что подтверждается почтовым уведомлением N 68000920722789, представленным в материалы дела.
Не согласившись с постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Статьей 14.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей.
Отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при оказании услуг, и требования, устанавливающие права потребителей на получение информации об услугах и об их исполнителях, а также определяющие механизм реализации этих прав регулируются Законом от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1).
В силу пункта 1 статьи 10 Закона N 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ).
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как следует из обстоятельств дела, административным органом ресурсоснабжающей организации вменяется нарушение порядка расчетов с потребителями услуг, проживающими в многоквартирном доме.
По утверждению административного органа при выставлении гражданам объемов потребленной электроэнергии, не учтены объемы фактически потребленной электроэнергии за расчетный период. Так, при расчете размера платы за электроэнергию в квартирах жильцов с учетом показаний индивидуальных и общедомового приборов учета в соответствии с пунктом 23 Правил N 307 (формула N 9) должны быть учтены: объем коммунального ресурса (электрической энергии), фактически потребленной за расчетный период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме и суммарный объем коммунального ресурса потребленный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях, оборудованных приборами учета.
По расчетам Роспотребнадзора ресурсоснабжающая организация в нарушение указанного пункта Правил не включает в расчет показания приборов учета киосков, принадлежащих индивидуальным предпринимателям Уфимцевой Е.В. и Рыбалову А.П., что приводит к обману потребителей и увеличению размера платы для жильцов многоквартирного дома.
Согласно пункту 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг, действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 23 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется:
а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам;
б) для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно схеме электроснабжения, представленной обществом, в жилом доме 50 по ул. Ленина в г. Хабаровске установлен общедомовой прибор учета электрической энергии, принятый в качестве расчетного 02.03.2011 по акту N 6-91.
Киоски, принадлежащие индивидуальным предпринимателям Уфимцевой Е.А. и Рыбакову А.К., представляют собой отдельно стоящие торговые киоски, технологически присоединены к вводно-распределительному устройству N 0760170909546024 жилого дома N 50 по ул. Ленина в г. Хабаровске, на нижних губках автоматического рубильника, и потребляют электроэнергию на основании договоров энергоснабжения N 4522 от 16.12.2008, N 7001-2*351. Указанные киоски запитаны отдельными воздушными линиями не входящими в электрическую сеть дома, влияния на нагрузку на общую сеть дома не оказывают.
Указанные обстоятельства подтверждаются договорами энергоснабжения с приложениями к ним; актом допуска в эксплуатацию электроустановок; актом обследования технического состояния электроустановок; актами проверки общедомовых приборов учета электроэнергии; актами разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон; техническими условиями для технологического присоединения к электрическим сетям жилого дома; справкой о выполнении технических условий.
Кроме этого, из ответа ОАО "Хабаровская горэлектросеть" от 23.03.2012 N 687 следует, что к моменту установки общедомового прибора учета в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Хабаровск, ул. Ленина, д. 50, киоски, принадлежащие индивидуальным предпринимателям Уфимцевой Е.А. и Рыбакову А.К. уже были технологически присоединены к вводно-распределительному устройству данного многоквартирного жилого дома, на нижних губках автоматического рубильника.
А поскольку указанные киоски запитаны отдельными воздушными линиями, не входящими в электрическую сеть дома, влияния на нагрузку на общую сеть дома не оказывают.
Доказательств, подтверждающих обратное, административным органом не представлено.
ОАО "ДЭК" при расчете электроэнергии применяет методику, утвержденную Приложением N 2 Правил от 23.05.2006 N 307 (Формула 9), в соответствии с которой, всем жильцам многоквартирного жилого дома производятся начисления.
Начисление оплаты за потребленную киосками электроэнергию производится исходя из показаний индивидуальных приборов учета электрической энергии расположенных в киосках, в рамках заключенных договоров энергоснабжения.
Киоски являются отдельно стоящими строениями, сам факт того, что указанные объекты подключены к вводно-распределительному устройству жилого дома не является подтверждением того, что они являются частью жилого дома и потребляют электроэнергию жилого дома.
В соответствии с договорами энергоснабжения, заключенными с данными потребителями, ОАО "ДЭК" производится корректировка количества электрической энергии отпущенной собственникам помещений в многоквартирном доме на величину потребления электроэнергии Уфимцевой Е.А. и Рыбаковым А.К.
Суммарная нагрузка по многоквартирному жилому дому, расположенному по адресу: г. Хабаровск, ул. Ленина, д. 50 вместе с киосками не превышает общую допустимую нагрузку для общедомового прибора учета и трансформатора тока.
Доводы административного органа, о том, что поскольку киоски подконтрольны общедомовому прибору учета, следовательно, они составляют часть жилого многоквартирного дома, ничем не подтверждены.
В судебном заседании апелляционной инстанции обществом представлены доказательства, подтверждающие, что высокая доля электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды, связана с тем, что три квартиры из 16 переведены из жилого помещения в нежилое, соответственно на одного потребителя расчет платы на общедомовые нужды значителен.
В декабре 2012 года ресурсоснабжающей организацией установлено безучетное потребление электроэнергии в пустующих квартирах, в связи с чем, всем потребителям произведен перерасчет платы за электроэнергию.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Выводы административного органа о нарушении ОАО "ДЭК" порядка расчетов с потребителями не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а представленные административным органом доказательства бесспорно не свидетельствуют о виновности лица, привлекаемого к ответственности.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 6 апреля 2012 года по делу N А73-91/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ

Судьи
Е.И.САПРЫКИНА
Е.А.ШВЕЦ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)