Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 14.03.2006 N А19-21270/05-53-Ф02-1073/06-С2 ПО ДЕЛУ N А19-21270/05-53

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 14 марта 2006 г. Дело N А19-21270/05-53-Ф02-1073/06-С2
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рюмкиной М.Д.,
судей: Воробьевой Н.М., Соколовой Л.М.,
при участии в судебном заседании:
представителя Министерства финансов Российской Федерации - Вокиной М.В. (доверенность N 13-19/4 от 31.01.2006),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации на решение от 20 октября 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 13 декабря 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-21270/05-53 (суд первой инстанции: Рукавишникова Е.В.; суд апелляционной инстанции: Архипенко А.А., Ибрагимова С.Ю., Матинина Л.Н.),
УСТАНОВИЛ:

Жилищно-строительный кооператив (ЖСК) N 42 "Авиатор" обратился в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области о взыскании 2877 рублей 63 копеек, составляющих сумму расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам в 4 квартале 2004 года по оплате жилья и коммунальных услуг, к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 10122 рублей 39 копеек, составляющих сумму расходов, связанных с предоставлением льгот инвалидам в 4 квартале 2004 года по оплате жилья и коммунальных услуг, к муниципальному образованию "Город Иркутск" в лице Комитета по экономике и финансам администрации г. Иркутска о взыскании 459 рублей 87 копеек, составляющих сумму расходов, связанных с предоставлением льгот репрессированным гражданам в 4 квартале 2004 года по оплате жилья и коммунальных услуг.
Определением от 13 октября 2005 года исковые требования, заявленные к муниципальному образованию "Город Иркутск" в лице Комитета по экономике и финансам администрации г. Иркутска о взыскании 459 рублей 87 копеек, составляющих сумму расходов, связанных с предоставлением льгот репрессированным гражданам в 4 квартале 2004 года, выделены в отдельное производство.
В качестве третьих лиц привлечены общество с ограниченной ответственностью "Петр и компания", муниципальное унитарное предприятие ВКХ, Главное управление социальной защиты населения Иркутской области, Департамент социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска.
Решением от 20 октября 2005 года с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу ЖСК N 42 "Авиатор" взысканы в возмещение расходы на предоставление льгот по Федеральном закону "О социальной защите инвалидов" в размере 10122 рублей 39 копеек, с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области за счет казны Иркутской области взыскано в пользу ЖСК N 42 "Авиатор" 2877 рублей 63 копейки.
Суд апелляционной инстанции 13 декабря 2005 года решение от 20 октября 2005 года оставил без изменения.
Не согласившись с выводами суда первой и апелляционной инстанций в части удовлетворения исковых требований за счет Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 20 октября 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 13 декабря 2005 года и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Российской Федерации.
По мнению заявителя кассационной жалобы, Арбитражный суд Иркутской области неправильно применил нормы материального права: статьи 124, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2004 год", Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьи 15, 15.3, 15.6 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", постановление Правительства Российской Федерации от 01.04.2003 N 179 "О Правилах предоставления из Фонда софинансирования социальных расходов дотаций на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг", судом нарушена статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Министерство финансов Российской Федерации полагает недоказанным наличие состава гражданского правонарушения.
В судебном заседании представитель заявителя кассационной жалобы поддержал ее доводы.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, заслушав представителя заявителя кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно исковому заявлению, материально-правовым требованием указано требование о взыскании с Иркутской области 2877 рублей 63 копеек, составляющих сумму расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам в 4 квартале 2004 года, к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 10122 рублей 39 копеек, составляющих сумму расходов, связанных с предоставлением льгот инвалидам в 4 квартале 2004 года.
Основанием иска указано неисполнение Российской Федерацией обязанности по возмещению расходов, понесенных истцом в 4 квартале 2004 в связи с предоставлением в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", с Федеральным законом "О ветеранах" льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
В обоснование своих требований истец представил в копиях: учредительные документы, акты сверки задолженности, отчеты о суммах расходов, подлежащих возмещению, акты об оказании услуг, счета-фактуры, платежные поручения, акты муниципальных органов, переписку между лицами, участвующими в деле.
Возражая против заявленных требований, Министерство финансов Российской Федерации указало на отсутствие вины в причинении убытков истцу, поскольку поступившие из федерального бюджета средства перечислены в полном объеме в бюджеты муниципальных образований области.
Главное финансовое управление Иркутской области в отзыве на иск указало на исполнение бюджета в пределах выделенных из областного бюджета средств в полном объеме.
Суд первой инстанции, установив обстоятельства предоставления истцом льгот ветеранам, инвалидам, распределения бюджетных средств, в том числе субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, пришел к выводу о неисполнении государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных коммерческой организацией в связи с реализацией льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральным законом "О ветеранах", по оплате жилья и коммунальных услуг.
Суд апелляционной инстанции признал правомерными выводы суда первой инстанции по аналогичным основаниям.
Предметом кассационного обжалования являются выводы Арбитражного суда Иркутской области о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 10122 рублей 39 копеек.
По мнению суда кассационной инстанции, выводы Арбитражного суда Иркутской области о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 10122 рублей 39 копеек обоснованны.
Указанная выше сумма составляет расходы ЖСК N 42 "Авиатор" по предоставлению инвалидам льгот по оплате электрической энергии.
Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы ЖСК N 42 "Авиатор".
В этой части материальные потери являются для истца убытками.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусматривает возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).
Неисполнение государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных организацией в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот, влечет возникновение у такой организации убытков, подлежащих возмещению.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что факт предоставления льгот инвалидам установлен. Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела.
Удовлетворяя исковые требования за счет Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации с казны Российской Федерации, арбитражный суд правомерно руководствовался статьями 15, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 8, 15, 15.3, 15.6 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", статьями 53, 54 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год", статьями 4, 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В результате анализа указанных нормативно-правовых актов, регламентирующих основания и порядок предоставления льгот инвалидам и последующей компенсации расходов коммерческим организациям, осуществляющим предоставление льгот, исследования представленных доказательств Арбитражный суд Иркутской области пришел к обоснованному выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения исковых требований за счет средств бюджета Российской Федерации.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Иркутской области правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер задолженности.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 20 октября 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 13 декабря 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-21270/05-53 приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 20 октября 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 13 декабря 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-21270/05-53 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.Д.РЮМКИНА
Судьи:
Н.М.ВОРОБЬЕВА
Л.М.СОКОЛОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)