Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.09.2012 ПО ДЕЛУ N А82-2232/2012

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 сентября 2012 г. по делу N А82-2232/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Ившиной Г.Г., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Печенкиной Ю.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное)
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.06.2012 по делу N А82-2232/2012, принятое судом в составе судьи Ландарь Е.В.
по заявлению Товарищества собственников жилья "Сокол-3"

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное)

о признании недействительным решения от 02.12.2011 N 086 030 11 РК 0010074,

установил:

Товарищество собственников жилья "Сокол-3" (далее - ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное) (далее - Управление Пенсионного фонда) от 02.12.2011 N 086 030 11 РК 0010074 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 27.06.2012 оспариваемое решение Управления Пенсионного фонда признано недействительным в части взыскания с ТСЖ 5 489 рублей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии, соответствующих сумм пеней и штрафа по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Управление Пенсионного фонда с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Заявитель жалобы указывает на то, что ТСЖ не представлены документы, подтверждающие, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по виду деятельности "управление недвижимым имуществом" составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов ТСЖ. По мнению Управления Пенсионного фонда, в расчет включаются только доходы, учтенные в налоговой базе при упрощенной системе налогообложения, в случае, когда облагаемых доходов не было, льготные ставки не применяются. В данном случае у ТСЖ отсутствует выручка от основного вида деятельности, поскольку все платежи от членов ТСЖ являются целевыми поступлениями и не учитываются для целей налогообложения.
ТСЖ представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором не согласно с доводами ее заявителя.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Управление Пенсионного фонда представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление Пенсионного фонда провело камеральную проверку представленного ТСЖ расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам формы РСВ-1 ПФР за полугодие 2011 года, в ходе которой установило, что ТСЖ в отсутствие сведений о полученных доходах, подлежащих налогообложению, не может быть признано осуществляющим определенный вид деятельности в качестве основного и не имеет права на применение пониженного тарифа страховых взносов.
По результатам проверки Управлением Пенсионного фонда составлен акт от 27.10.2011 N 086030300094 и принято решение от 02.12.2011 N 086 030 11 РК 0010074 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Данным решением ТСЖ привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в виде штрафа в сумме 1 097 рублей 80 копеек; ТСЖ предложено уплатить указанную сумму штрафа, а также 5 489 рублей недоимки по страховым взносам и 203 рублей 48 копеек пеней.
Не согласившись с решением Управления Пенсионного фонда, ТСЖ обжаловало его в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Ярославской области руководствовался статьями 8, 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 151, 152 Жилищного кодекса Российской Федерации и исходил из того, что в зависимость от наличия налоговой базы по единому налогу применение пониженного тарифа страховых взносов не ставится.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) применяются следующие тарифы страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом: Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов; Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 3,1 процента; территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2 процента.
Согласно статье 58 (подпункт "я" пункта 8 части 1) Закона N 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, - для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых являются, в частности, управление недвижимым имуществом.
Применяются следующие пониженные тарифы страховых взносов: Пенсионный фонд Российской Федерации - 18 процентов; Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 3,1 процента; территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2 процента (часть 3.2 статьи 58 Закона N 212-ФЗ).
На основании части 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 настоящей статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации. Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. В случае, если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 настоящей статьи, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишаются права применять установленные частью 3.2 настоящей статьи тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в установленном порядке с взысканием с организации или индивидуального предпринимателя соответствующих сумм пеней.
Как видно из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, с 2009 года ТСЖ применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "Доходы, уменьшенные на величину расходов" (уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения от 21.11.2008 N 07-32/06/6508 (лист дела 16), налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (лист дела 76).
В соответствии с Уставом ТСЖ является некоммерческой организацией, не ставит своей целью получение прибыли, его имущество формируется за счет вступительных взносов, обязательных платежей членов товарищества и полученных в результате его хозяйственной деятельности; средства ТСЖ могут пополняться за счет дотаций на эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт, коммунальные услуги и иных дотаций в соответствии с действующим законодательством (листы дела 7-12).
Согласно регистрам бухгалтерского учета в рассматриваемый период единственным источником финансирования ТСЖ являлись целевые средства на ведение уставной деятельности, то есть на управление общим имуществом собственников многоквартирного дома (листы дела 52-64). К целевым поступлениям относятся членские взносы от собственников многоквартирного дома.
Работы по содержанию и техническому обслуживанию многоквартирного дома выполнялись ООО "Яржилсервис" по договору от 01.04.2009 N 003 (листы дела 85-93).
Таким образом, материалами дела подтверждается, что ТСЖ является организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности ТСЖ является управление недвижимым имуществом (жилым фондом), ТСЖ не осуществляет иных видов деятельности, кроме управления недвижимым имуществом, ТСЖ получает доходы только от осуществления экономической деятельности по управлению недвижимым имуществом. Управление Пенсионного фонда не представило доказательств получения ТСЖ доходов от осуществления иных видов деятельности.
Доводы Управления Пенсионного фонда, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку применение пониженного тарифа страховых взносов не ставится в зависимость от наличия налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения.
Таким образом, ТСЖ относится к плательщикам страховых взносов, имеющим право на применение в спорный период указанных пониженных тарифов страховых взносов.
ТСЖ в установленном порядке подтвердило основной вид экономической деятельности (управление недвижимым имуществом) и право на применение пониженных тарифов страховых взносов по рассматриваемому основанию. Так, ТСЖ представлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам формы РСВ-1 ПФР за полугодие 2011 года с применением кода тарифа "07", установленного для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих виды деятельности, указанные в статье 58 Закона N 212-ФЗ с указание кода по ОКВЭД "70.32.1" (листы дела 42-43); уведомление о применении упрощенной системы налогообложения с 01.01.2009; письмо Ярославльстата об установлении классификации вида экономической деятельности ТСЖ по ОКВЭД - 70.32.1 (управление эксплуатацией жилого фонда), что соответствует рассматриваемому виду деятельности. Доходы ТСЖ получены только от осуществления экономической деятельности по управлению недвижимым имуществом.
Доказательств неприменения ТСЖ упрощенной системы налогообложения не имеется.
Ссылки Управления Пенсионного фонда на необходимость отражения доли доходов от рассматриваемого основного вида деятельности не могут быть приняты, поскольку иных доходов (от осуществления иной деятельности) ТСЖ не получено. Основания для отказа в применении ТСЖ пониженных тарифов отсутствуют.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Ярославской области правомерно признал недействительным решение Управления Пенсионного фонда от 02.12.2011 N 086 030 11 РК 0010074 в указанной судом части.
Решение Арбитражного суда Ярославской области подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба Управления Пенсионного фонда - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление Пенсионного фонда освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.06.2012 по делу N А82-2232/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий
Л.И.ЧЕРНЫХ

Судьи
Г.Г.ИВШИНА
Т.В.ХОРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)