Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив); Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 апреля 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдиной Л.А.,
судей Каструбы М.В., Можеевой Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования "Карачевское городское поселение" в лице Карачевской городской администрации, г. Карачев Брянской области, на решение Арбитражного суда Брянской области от 21 декабря 2010 года по делу N А09-7042/2010 (судья Дюбо Ю.И.), принятое по иску открытого акционерного общества "Брянские коммунальные системы", г. Брянск, к муниципальному образованию "Карачевское городское поселение" в лице Карачевской городской администрации, г. Карачев Брянской области, третьи лица - ЖСК N 5, г. Карачев Брянской области, Комитет по государственному регулированию тарифов по Брянской области, г. Брянск, о взыскании 68 330 руб. 04 коп.,
при участии в судебном заседании:
- от истца: Тимашковой Е.Н. - представителя по доверенности от 15.06.2010; Романовой Л.А. - представителя по доверенности от 15.06.2010;
- от ответчика: Полевой Т.А. - представителя по доверенности от 24.01.2011; Коропчан И.И. - представителя по доверенности от 24.01.2011;
- от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом,
установил:
открытое акционерное общество "Брянские коммунальные системы" (далее - ОАО "БКС") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к муниципальному образованию "Карачевское городское поселение" (далее - МО "Карачевское городское поселение") в лице Карачевской городской администрации о взыскании убытков в виде межтарифной разницы за период с 01.01.2008 по 31.12.2009 по договору энергоснабжения тепловой энергией N 022-05005006, заключенного с жилищно-строительным кооперативом N 5 (далее - ЖСК N 5) в сумме 50 000 руб.
В соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец неоднократно уточнял исковые требования и окончательно просил взыскать с ответчика убытки за период с января по декабрь 2009 года в сумме 68 330 руб. 04 коп. Уточнение принято судом.
Определением суда от 01.11.2010 к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ЖСК N 5 и Комитет государственного регулирования тарифов по Брянской области.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 21 декабря 2010 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с такой позицией арбитражного суда области, МО "Карачевское городское поселение" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы не соглашается с выводом суда о том, что расчет оплаты тепловой энергии, потребленной населением за период с 01.01.2009 по 31.12.2009, осуществлялся на основании постановления Карачевской городской администрации N 392 от 30.12.2008, поскольку тарифы на коммунальные услуги, в том числе и на центральное отопление и централизованное горячее водоснабжение, для населения Карачевского городского поселения на 2009 год были определены в соответствии с индексами, установленными приказом Комитета государственного регулирования тарифов Брянской области от 24.10.2008 N 9/1-жкх. Указывает, что предельные индексы устанавливаются по муниципальным образованиям, а действующим законодательством предусмотрен порядок возмещения расходов энергоснабжающей организацией путем их учета при установлении регулируемых тарифов. Считает, что суд первой инстанции сделал ошибочный вывод о противоправности бездействия органа местного самоуправления, установившего льготный тариф, влекущий возмещение убытков энергоснабжающей организации за счет средств соответствующего бюджета. Кроме того, обращает внимание на то, что между истцом и ответчиком отсутствуют договорные отношения, связанные с возмещением выпадающих доходов от предоставления услуг теплоснабжения по отоплению указанного в исковом заявлении жилищного фонда. Указывает на неправомерность применения судом первой инстанции положений Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
ОАО "БКС" в письменном отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с ее доводами. Просило обжалуемое решение суда оставить без изменения, а жалобу МО "Карачевское городское поселение" - без удовлетворения.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции представителей не направили.
ЖСК N 5 заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
С учетом мнения представителей истца и ответчика апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В настоящем судебном заседании представители ответчика изложили доводы апелляционной жалобы, поддержали их в полном объеме. Просили обжалуемое решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители ответчика в заседании апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласились по основаниям, изложенным в письменном отзыве на нее, просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав мнения представителей истца и ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судом области и усматривается из материалов дела, на основании договора теплоснабжения N 022-05005006 от 04.12.2009, заключенного между ОАО "БКС" (Ресурсоснабжающая организация) и ЖСК N 5 (Потребитель), истец в 2009 году осуществлял поставку тепловой энергии в жилые дома, перечисленные в Приложениях N 1.1, 6, 7 к настоящему договору.
Собственники указанных домов оплачивали услуги по отоплению, исходя из норматива на соответствующие услуги для населения, установленного в спорный период постановлением Карачевской городской администрации N 392 от 30.12.2008 на 2009 год.
Ссылаясь на то, что оплата тепловой энергии населением производилась исходя из тарифов, установленных органом местного самоуправления, которые меньше экономически обоснованных, разница между стоимостью тепловой энергии, отпущенной в период с 01.01.2009 по 31.12.2009 по экономически обоснованным тарифам, и тарифам, установленным органом местного самоуправления, составила 68 330 руб. 04 коп., истец обратился в Арбитражный суд Брянской области с настоящим иском.
Принимая решение, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 154, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг", пришел к выводу, что орган местного самоуправления не обеспечил возмещение экономически обоснованных тарифов истцу, предоставившему населению соответствующие услуги, в результате чего у истца возникли убытки в виде межтарифной разницы.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает данные выводы соответствующими законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации) установлено, что тарифы на тепловую энергию подлежат государственному регулированию.
Статьей 4 Закона о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации предусмотрено, что при государственном регулировании тарифов должны соблюдаться основные принципы, приведенные в этой статье, в том числе обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии.
Таким образом, устанавливаемые уполномоченными органами для теплоснабжающих организаций тарифы на тепловую энергию должны быть экономически обоснованными и определяться с учетом затрат этих организаций на производство и передачу тепловой энергии.
Согласно статье 6 Закона о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют регулирование указанных тарифов в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" установлен федеральный стандарт уровня платежей граждан в размере 100 процентов экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.
Пунктом 1 постановления администрации Брянской области от 25.01.2006 N 30 "О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" на территории Брянской области в 2006 году установлен региональный стандарт уровня платежей граждан в размере 100 процентов экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.
Пунктом 2 указанного постановления органам местного самоуправления муниципальных образований рекомендовано при установлении цен на содержание и ремонт жилого помещения и тарифы на коммунальные услуги в жилых помещениях исходить из необходимости обеспечения 100 процентов экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.
Федеральным законом от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что тарифы на тепловую энергию для населения, проживающего в жилищном фонде всех форм собственности, утверждаются органами местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, за тепловую энергию, потребленную населением в период с 01.01.2009 по 31.12.2009, расчет осуществлялся в соответствии с размером платы на соответствующие услуги, установленным постановлением Карачевской городской администрации от 30.12.2008 N 392.
Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает возможности установления для населения льготных тарифов на коммунальные услуги.
Таким образом, законодательство предусматривает, что тарифы на коммунальные услуги для населения по своей правовой природе не являются льготными и должны быть экономически обоснованными.
В случае же установления органом местного самоуправления льготного тарифа на тепловую энергию для населения этим же органом должен быть разрешен и вопрос о порядке компенсации межтарифной разницы энергоснабжающим организациям, к числу потребителей которых относится население.
Отсутствие такого порядка, в соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, расценивается как противоправное бездействие органа местного самоуправления, установившего льготный тариф, влекущее возмещение убытков энергоснабжающей организации за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
На основании статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
При принятии нормативного акта органа местного самоуправления в части установления размера платы на тепловую энергию для населения муниципальное образование "Карачевское городское поселение" не обеспечило возмещение экономически обоснованных тарифов ОАО "Брянские коммунальные системы", предоставившему населению соответствующие услуги, в результате чего возникли убытки в виде межтарифной разницы. Данные убытки в соответствии с нормами закона подлежат возмещению за счет казны муниципального образования.
Факт поставки истцом тепловой энергии в жилые дома, расположенные в городе Карачеве Брянской области, и оплаты собственниками указанных домов поставленной энергии по тарифам, установленным для населения, сторонами не оспаривается и подтвержден материалами дела.
По расчету истца, размер убытков составляет 68 330 руб. 04 коп.
Расчет суммы убытков произведен истцом в соответствии с требованиями закона, проверен судом первой инстанции и обоснованно признан правильным.
Пунктом 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006 разъяснено, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
Следовательно, при удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
При таких обстоятельствах суд области правомерно взыскал с казны муниципального образования "Карачевское городское поселение" в пользу ОАО "БКС" убытки в сумме 68 330 руб. 04 коп.
Несогласие заявителя жалобы с выводом суда о том, что расчет оплаты тепловой энергии, потребленной населением за период с 01.01.2009 по 31.12.2009, осуществлялся на основании постановления Карачевской городской администрации N 392 от 30.12.2008, поскольку тарифы на коммунальные услуги, в том числе и на центральное отопление и централизованное горячее водоснабжение, для населения Карачевского городского поселения на 2009 год были определены в соответствии с индексами, установленными приказом Комитета государственного регулирования тарифов Брянской области от 24.10.2008 N 9/1-жкх, судом апелляционной инстанции признается необоснованным ввиду следующего.
Согласно пункту 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В силу пункта 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В муниципальном образовании "Карачевское городское поселение" указанным органом государственной власти является Карачевская городская администрация, которая постановлением N 392 от 30.12.2008 утвердила тарифы на услуги по централизованному отоплению и горячему водоснабжению для населения Карачевского городского поселения. При этом, администрация руководствовалась приказом Комитета государственного регулирования тарифов Брянской области от 24.10.2008 N 9/1-жкх.
Указание заявителя на то, что Карачевская городская администрация не имеет полномочий в области установления тарифов, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку пунктом 6 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся, в том числе, определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.
Позиция заявителя жалобы о том, что действующим законодательством предусмотрен порядок возмещения расходов энергоснабжающей организации путем их учета при установлении регулируемых тарифов, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку муниципальное образование "Карачевское городское поселение", устанавливая для населения размер платы за тепловую энергию, не обеспечило возмещение экономически обоснованных тарифов ОАО "БКС", предоставившему населению соответствующие услуги, как того требует Закон о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации. В результате возникли убытки в виде межтарифной разницы, которые в силу требований ст. 16, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежат возмещению за счет казны муниципального образования.
Таким образом, решение Арбитражного суда Брянской области от 21 декабря 2010 года принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 21 декабря 2010 года по делу N А09-7042/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.А.ЮДИНА
Судьи
М.В.КАСТРУБА
Е.И.МОЖЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.04.2011 ПО ДЕЛУ N А09-7042/2010
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив); Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 апреля 2011 г. по делу N А09-7042/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 апреля 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдиной Л.А.,
судей Каструбы М.В., Можеевой Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования "Карачевское городское поселение" в лице Карачевской городской администрации, г. Карачев Брянской области, на решение Арбитражного суда Брянской области от 21 декабря 2010 года по делу N А09-7042/2010 (судья Дюбо Ю.И.), принятое по иску открытого акционерного общества "Брянские коммунальные системы", г. Брянск, к муниципальному образованию "Карачевское городское поселение" в лице Карачевской городской администрации, г. Карачев Брянской области, третьи лица - ЖСК N 5, г. Карачев Брянской области, Комитет по государственному регулированию тарифов по Брянской области, г. Брянск, о взыскании 68 330 руб. 04 коп.,
при участии в судебном заседании:
- от истца: Тимашковой Е.Н. - представителя по доверенности от 15.06.2010; Романовой Л.А. - представителя по доверенности от 15.06.2010;
- от ответчика: Полевой Т.А. - представителя по доверенности от 24.01.2011; Коропчан И.И. - представителя по доверенности от 24.01.2011;
- от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом,
установил:
открытое акционерное общество "Брянские коммунальные системы" (далее - ОАО "БКС") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к муниципальному образованию "Карачевское городское поселение" (далее - МО "Карачевское городское поселение") в лице Карачевской городской администрации о взыскании убытков в виде межтарифной разницы за период с 01.01.2008 по 31.12.2009 по договору энергоснабжения тепловой энергией N 022-05005006, заключенного с жилищно-строительным кооперативом N 5 (далее - ЖСК N 5) в сумме 50 000 руб.
В соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец неоднократно уточнял исковые требования и окончательно просил взыскать с ответчика убытки за период с января по декабрь 2009 года в сумме 68 330 руб. 04 коп. Уточнение принято судом.
Определением суда от 01.11.2010 к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ЖСК N 5 и Комитет государственного регулирования тарифов по Брянской области.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 21 декабря 2010 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с такой позицией арбитражного суда области, МО "Карачевское городское поселение" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы не соглашается с выводом суда о том, что расчет оплаты тепловой энергии, потребленной населением за период с 01.01.2009 по 31.12.2009, осуществлялся на основании постановления Карачевской городской администрации N 392 от 30.12.2008, поскольку тарифы на коммунальные услуги, в том числе и на центральное отопление и централизованное горячее водоснабжение, для населения Карачевского городского поселения на 2009 год были определены в соответствии с индексами, установленными приказом Комитета государственного регулирования тарифов Брянской области от 24.10.2008 N 9/1-жкх. Указывает, что предельные индексы устанавливаются по муниципальным образованиям, а действующим законодательством предусмотрен порядок возмещения расходов энергоснабжающей организацией путем их учета при установлении регулируемых тарифов. Считает, что суд первой инстанции сделал ошибочный вывод о противоправности бездействия органа местного самоуправления, установившего льготный тариф, влекущий возмещение убытков энергоснабжающей организации за счет средств соответствующего бюджета. Кроме того, обращает внимание на то, что между истцом и ответчиком отсутствуют договорные отношения, связанные с возмещением выпадающих доходов от предоставления услуг теплоснабжения по отоплению указанного в исковом заявлении жилищного фонда. Указывает на неправомерность применения судом первой инстанции положений Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
ОАО "БКС" в письменном отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с ее доводами. Просило обжалуемое решение суда оставить без изменения, а жалобу МО "Карачевское городское поселение" - без удовлетворения.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции представителей не направили.
ЖСК N 5 заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
С учетом мнения представителей истца и ответчика апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В настоящем судебном заседании представители ответчика изложили доводы апелляционной жалобы, поддержали их в полном объеме. Просили обжалуемое решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители ответчика в заседании апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласились по основаниям, изложенным в письменном отзыве на нее, просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав мнения представителей истца и ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судом области и усматривается из материалов дела, на основании договора теплоснабжения N 022-05005006 от 04.12.2009, заключенного между ОАО "БКС" (Ресурсоснабжающая организация) и ЖСК N 5 (Потребитель), истец в 2009 году осуществлял поставку тепловой энергии в жилые дома, перечисленные в Приложениях N 1.1, 6, 7 к настоящему договору.
Собственники указанных домов оплачивали услуги по отоплению, исходя из норматива на соответствующие услуги для населения, установленного в спорный период постановлением Карачевской городской администрации N 392 от 30.12.2008 на 2009 год.
Ссылаясь на то, что оплата тепловой энергии населением производилась исходя из тарифов, установленных органом местного самоуправления, которые меньше экономически обоснованных, разница между стоимостью тепловой энергии, отпущенной в период с 01.01.2009 по 31.12.2009 по экономически обоснованным тарифам, и тарифам, установленным органом местного самоуправления, составила 68 330 руб. 04 коп., истец обратился в Арбитражный суд Брянской области с настоящим иском.
Принимая решение, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 154, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг", пришел к выводу, что орган местного самоуправления не обеспечил возмещение экономически обоснованных тарифов истцу, предоставившему населению соответствующие услуги, в результате чего у истца возникли убытки в виде межтарифной разницы.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает данные выводы соответствующими законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации) установлено, что тарифы на тепловую энергию подлежат государственному регулированию.
Статьей 4 Закона о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации предусмотрено, что при государственном регулировании тарифов должны соблюдаться основные принципы, приведенные в этой статье, в том числе обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии.
Таким образом, устанавливаемые уполномоченными органами для теплоснабжающих организаций тарифы на тепловую энергию должны быть экономически обоснованными и определяться с учетом затрат этих организаций на производство и передачу тепловой энергии.
Согласно статье 6 Закона о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют регулирование указанных тарифов в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" установлен федеральный стандарт уровня платежей граждан в размере 100 процентов экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.
Пунктом 1 постановления администрации Брянской области от 25.01.2006 N 30 "О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" на территории Брянской области в 2006 году установлен региональный стандарт уровня платежей граждан в размере 100 процентов экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.
Пунктом 2 указанного постановления органам местного самоуправления муниципальных образований рекомендовано при установлении цен на содержание и ремонт жилого помещения и тарифы на коммунальные услуги в жилых помещениях исходить из необходимости обеспечения 100 процентов экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.
Федеральным законом от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что тарифы на тепловую энергию для населения, проживающего в жилищном фонде всех форм собственности, утверждаются органами местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, за тепловую энергию, потребленную населением в период с 01.01.2009 по 31.12.2009, расчет осуществлялся в соответствии с размером платы на соответствующие услуги, установленным постановлением Карачевской городской администрации от 30.12.2008 N 392.
Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает возможности установления для населения льготных тарифов на коммунальные услуги.
Таким образом, законодательство предусматривает, что тарифы на коммунальные услуги для населения по своей правовой природе не являются льготными и должны быть экономически обоснованными.
В случае же установления органом местного самоуправления льготного тарифа на тепловую энергию для населения этим же органом должен быть разрешен и вопрос о порядке компенсации межтарифной разницы энергоснабжающим организациям, к числу потребителей которых относится население.
Отсутствие такого порядка, в соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, расценивается как противоправное бездействие органа местного самоуправления, установившего льготный тариф, влекущее возмещение убытков энергоснабжающей организации за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
На основании статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
При принятии нормативного акта органа местного самоуправления в части установления размера платы на тепловую энергию для населения муниципальное образование "Карачевское городское поселение" не обеспечило возмещение экономически обоснованных тарифов ОАО "Брянские коммунальные системы", предоставившему населению соответствующие услуги, в результате чего возникли убытки в виде межтарифной разницы. Данные убытки в соответствии с нормами закона подлежат возмещению за счет казны муниципального образования.
Факт поставки истцом тепловой энергии в жилые дома, расположенные в городе Карачеве Брянской области, и оплаты собственниками указанных домов поставленной энергии по тарифам, установленным для населения, сторонами не оспаривается и подтвержден материалами дела.
По расчету истца, размер убытков составляет 68 330 руб. 04 коп.
Расчет суммы убытков произведен истцом в соответствии с требованиями закона, проверен судом первой инстанции и обоснованно признан правильным.
Пунктом 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006 разъяснено, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
Следовательно, при удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
При таких обстоятельствах суд области правомерно взыскал с казны муниципального образования "Карачевское городское поселение" в пользу ОАО "БКС" убытки в сумме 68 330 руб. 04 коп.
Несогласие заявителя жалобы с выводом суда о том, что расчет оплаты тепловой энергии, потребленной населением за период с 01.01.2009 по 31.12.2009, осуществлялся на основании постановления Карачевской городской администрации N 392 от 30.12.2008, поскольку тарифы на коммунальные услуги, в том числе и на центральное отопление и централизованное горячее водоснабжение, для населения Карачевского городского поселения на 2009 год были определены в соответствии с индексами, установленными приказом Комитета государственного регулирования тарифов Брянской области от 24.10.2008 N 9/1-жкх, судом апелляционной инстанции признается необоснованным ввиду следующего.
Согласно пункту 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В силу пункта 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В муниципальном образовании "Карачевское городское поселение" указанным органом государственной власти является Карачевская городская администрация, которая постановлением N 392 от 30.12.2008 утвердила тарифы на услуги по централизованному отоплению и горячему водоснабжению для населения Карачевского городского поселения. При этом, администрация руководствовалась приказом Комитета государственного регулирования тарифов Брянской области от 24.10.2008 N 9/1-жкх.
Указание заявителя на то, что Карачевская городская администрация не имеет полномочий в области установления тарифов, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку пунктом 6 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся, в том числе, определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.
Позиция заявителя жалобы о том, что действующим законодательством предусмотрен порядок возмещения расходов энергоснабжающей организации путем их учета при установлении регулируемых тарифов, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку муниципальное образование "Карачевское городское поселение", устанавливая для населения размер платы за тепловую энергию, не обеспечило возмещение экономически обоснованных тарифов ОАО "БКС", предоставившему населению соответствующие услуги, как того требует Закон о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации. В результате возникли убытки в виде межтарифной разницы, которые в силу требований ст. 16, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежат возмещению за счет казны муниципального образования.
Таким образом, решение Арбитражного суда Брянской области от 21 декабря 2010 года принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 21 декабря 2010 года по делу N А09-7042/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.А.ЮДИНА
Судьи
М.В.КАСТРУБА
Е.И.МОЖЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)