Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПРИМОРСКОГО КРАЯ ОТ 29.09.2009 ПО ДЕЛУ N А51-7596/2009

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 сентября 2009 г. по делу N А51-7596/2009



Арбитражный суд Приморского края
рассмотрел в судебном заседании 22.09.09 дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ШАРК"
к Департаменту земельных ресурсов и землеустройства Приморского края
о признании незаконным решения,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Шарк" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края (далее по тексту - Департамент), выразившееся в непринятии решения о передаче в аренду сроком на пять лет земельного участка по ул. Чапаева, 9 в г. Владивостоке для размещения автостоянки и обязании Департамент принять такое решение.
В ходе рассмотрения дела заявитель уточнил предмет спора, просит признать незаконным решение от 30.04.09 N 29/06-20-4189 Департамента об отказе в предоставлении обществу земельного участка по ул. Чапаева, 9 в г. Владивостоке в аренду сроком на десять лет для размещения автостоянки и обязать Департамент принять решение о предоставлении обществу указанного земельного участка в аренду сроком на десять лет для размещения автостоянки, а также заключить с обществом договор аренды земельного участка.
В судебном заседании представитель общества заявленные требования поддержал в полном объеме.
Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края с заявленными требованиями не согласен, возражает против их удовлетворения, представил отзыв на заявление и дополнение к нему, считает обжалуемый отказ Департамента законным.
По мнению Департамента отказ в предоставлении земельного участка для размещения автостоянки соответствует ст. 34 Земельного кодекса РФ ввиду того, что заявителем не был предоставлен кадастровый паспорт земельного участка. Кроме того, испрашиваемый участок не свободен о прав третьих лиц, а нормативы расположения автостоянки от прилегающего к участку жилого дома не соблюдены.
Представитель Департамента в суд не явился, в дополнении к отзыву от 22.09.09 просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, в связи с чем и на основании п. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика.
Из материалов дела судом установлено следующее.
Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ в Закон Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" внесены изменения, в соответствии с которыми полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края переданы государственному органу исполнительной власти Приморского края. Данный Закон вступил в силу с 01.02.2007 г. Соответствующие полномочия возложены на Департамент имущественных отношений Приморского края (ранее - комитет по управлению государственным имуществом Приморского края) согласно постановлениям Администрации Приморского края от 08.02.2007 N 23-па, от 12.02.2007 N 28-па.
Постановлением администрации Приморского края от 18.05.2007 N 116-па Департамент имущественных отношений реорганизован путем выделения из него Департамента земельных ресурсов и землеустройства, которому переданы функции в области земельных отношений.
Пунктом 1.1 Положения о Департаменте земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 06.06.2007 N 134-па, определено, что Департамент в пределах своих полномочий осуществляет государственное управление и регулирование в сфере управления и распоряжения земельными ресурсами, находящимися в собственности Приморского края, а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края.
18.12.2007 г. заявитель обратился в Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, находящегося по адресу: г. Владивосток, ул. Чапаева, 9, площадью 3000 кв. м для размещения автостоянки сроком на пять лет.
Обществом получен кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 11.11.08 N 28-1/08-3888.
Распоряжением от 06.05.08 N 761 Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока утвержден проект границ земельного участка в г. Владивостоке по ул. Чапаева, 9, ООО "Шарк" площадью 4787 кв. м для дальнейшей эксплуатации автостоянки.
В связи с изменением площади предоставляемого в аренду участка ООО "Шарк" обратилось в Департамент с письмом от 27.04.09 о предоставлении в аренду земельного участка по этому же адресу площадью 4787 кв. м сроком на 10 лет для размещения автостоянки.
Письмом от 30.04.2009 N 29/06-20-4189 Департамент отказал обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка со ссылкой на нарушение нормативов расположения автостоянки от прилегающего к участку жилого дома, а также то, что участок не свободен от прав третьих лиц - арендаторов.
Полагая, что названный отказ Департамента не соответствует закону и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в суд.
Исследовав имеющиеся в деле документы и доказательства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что ненормативные акты, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления, иных органов могут быть признаны арбитражным судом недействительными либо незаконными по заявлению заинтересованного лица, если такие акты, решения либо действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду в порядке, урегулированном главой V Кодекса.
Согласно статье 11 Земельного кодекса РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления.
В силу пункта 1 статьи 61 Земельного кодекса Российской Федерации ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
В соответствии со статьей 22 Земельного кодекса РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством установлен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Земельным кодексом РФ или иными нормативными правовыми актами не предусмотрен специальный порядок предоставления земельных участков юридическим лицам для целей, не связанных со строительством.
Вместе с тем, пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ установлено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность, следовательно, данный принцип должен проявлять себя и при приобретении иных прав на землю, поскольку иное означало бы создание дискриминационных условий в нарушение положений части 1 статьи 34 Конституции, законодательства о защите конкуренции.
Согласно пункту 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса.
Пунктом 3 указанной статьи установлено, что в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Материалами дела установлено, что Общество представило все требуемые документы, в том числе обеспечило выполнение кадастровых работ в отношении земельного участка.
Письмом, направленным заказной почтой 13.01.2009, заявитель представил в Департамент кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка.
Ссылки Департамента на то, что кадастровый паспорт в Департамент направлен не был, суд отклоняет, поскольку заявитель в подтверждение своей позиции представил копию почтовой квитанции, и кроме того, изложенное Департаментом основание в виде непредставления кадастрового паспорта основанием отказа в предоставлении земельного участка не является.
В соответствии с пунктом 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Между тем, Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края отказал в предоставлении обществу испрашиваемого земельного участка в аренду, сославшись на то, что участок обременен правами третьих лиц - арендаторов, а также ввиду несоблюдения стандартов расстояния от прилегающего к участку жилого дома.
Суд не может признать правомерным отказ Департамента по указанным основаниям.
Департамент указал на то, что в соответствии с п. 7.1.12 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утв. Постановлением главного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74, разрыв от фасадов жилых домов и торцов с окнами до открытых автостоянок и паркингов вместимостью 10 и менее машин должен быть не менее 10 метров, вместимостью 11 - 50 машин - не менее 15 метров, вместимостью 51 - 100 машин - не менее 25 метров, в то время как участок площадью 4787 кв. м находится примерно в 17 метрах от многоквартирного дома.
В судебное заседание заявитель представил на обозрение суда генеральный план Владивостокского городского округа, утв. решением Думы г. Владивосток то 15.09.08 N 119, а в материалы дела приобщена экспликация к генеральному плану с участком истребуемой заявителем территории, из которой установлено, что на земельном участке возможно размещение автостоянки вместимостью 26 автомашин.
Таким образом, санитарные нормы при расположении автостоянки на 26 машин от многоквартирного дома на расстоянии 17 метров не нарушены.
Также суд отклоняет как несостоятельное утверждение Департамента об обременении испрашиваемого участка правами третьих лиц, на что указано в оспариваемом решении.
Ссылаясь на это обстоятельство, Департамент ни по тексту оспариваемого решения, ни в суд не представил документального подтверждения такого обременения и правовых оснований существования прав третьих лиц-арендаторов, в то время как заявитель представил доказательства обратного.
Так, согласно Сведениям из государственного земельного кадастра по г. Владивостоку по состоянию на 14.12.2007 г. информация о действующих правоудостоверяющих документах отсутствует, имеются сведения о ранее выданных документах (принятых решениях органов местного самоуправления): земельный участок N 1 согласно отметкам на кадастровой карте (плане) - ООО "Рус-ДВ-Авто", земельный участок предоставлен в аренду, срок истек 26.03.05; земельный участок N 2 - Ч., земельный участок предоставлен в аренду, срок договора истек 31.08.05; земельный участок N 3 - Г., на земельный участок подготовлена выписка из ДКК от 24.08.04.
Заявителем представлено письмо от 14.02.08 (вх. Департамента N 29-2300 от 17.03.08) ООО "Рус-ДВ-Авто" в Департамент земельных отношений и землеустройства Приморского края о продлении договора аренды N 05-0024-Ю-В-3673 земельного участка площадью 1945 кв. м, на которое письмом б/д N 29/6-20-3632 Департамент отказал в рассмотрении заявления и принятии решения о предоставлении данного земельного участка в аренду.
Кроме этого, Департамент представил в материалы дела письмо УМС г. Владивостока от 28.08.09 N 19339, из которого следует, что договор аренды от 31.08.04 N 05-002476-Ю-В-2254 земельного участка по ул. Чапаева, 14 с ООО "Рус-ДВ-Авто" заключен сроком действия до 26.03.05, договор аренды от 07.07.05 N 05-002476-Ю-В-3673 земельного участка с этим же арендатором заключен сроком действия до 30.03.06, договоры аренды с Ч. не заключались, все указанные договора не продлялись.
Ссылки Департамента на ст. 621 Гражданского кодекса РФ, согласно которой договор считается возобновленным, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, суд отклоняет, поскольку в нарушение ст. 65 АПК РФ доказательств этого Департамент суду не представил несмотря на то, что определением суда от 05.08.09 сторонам предложено провести осмотр или представить иные доказательства наличия либо отсутствия фактических пользователей спорным земельным участком.
В силу пункта 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из смысла пункта 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд вправе обязать соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления, иной орган, должностное лицо совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
В соответствии с пунктом 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении земельного участка в аренду должно быть принято в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка и копия такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка направлена заявителю. Договор аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 статьи 34 Земельного кодекса решения.
Принимая во внимание, что, обращаясь в Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, общество предоставило кадастровый план испрашиваемого земельного участка, требование заявителя об обязании Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края принять решение о предоставлении земельного участка в аренду, направить его заявителю, а также подготовить и направить обществу проект договора аренды земельного участка подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, суд не считает возможным обязать Департамент оформить договор аренды сроком на десять лет исходя из принципа свободы волеизъявления сторон в заключении договора в соответствии со ст. 421 ГК РФ, а также положений п. 4 ст. 421 ГК РФ о том, что условия договора определяются по усмотрению сторон.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации госпошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 110, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Признать незаконными решение от 30.04.09 N 29/06-20-4189 об отказе Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Шарк" земельного участка, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Чапаева, д. 9, площадью 4787 кв. м в аренду для размещения автостоянки, как несоответствующее требованиям статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Обязать Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края принять и направить решение о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Шарк" земельного участка, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Чапаева, д. 9, площадью 4787 кв. м в аренду для размещения автостоянки, подготовить проект договора аренды указанного земельного участка и направить его обществу с ограниченной ответственностью "Шарк".
Возвратить ООО "Шарк" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 (две тысячи) рублей, оплаченную платежным поручением N 699497 от 26.05.2009.
Справку на возврат госпошлины выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)