Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 18.08.2009 ПО ДЕЛУ N А12-4695/2009

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 августа 2009 г. по делу N А12-4695/2009


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального учреждения "Жилищно-коммунальное хозяйство Кировского района Волгограда", г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.03.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2009
по делу N А12-4695/2009
по заявлению муниципального учреждения "Жилищно-коммунальное хозяйство Кировского района Волгограда" к Государственной жилищной инспекции по Волгоградской области, г. Волгоград, при участии заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания", г. Волгоград, об оспаривании постановлений от 12.02.2009 N 132 и N 134 о привлечении к административной ответственности,

установил:

муниципальное учреждение "Жилищно-коммунальное хозяйство Кировского района Волгограда" (далее - МУ "ЖКХ Кировского района Волгограда", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Волгоградской области (далее - жилищная инспекция) об оспаривании постановлений от 12.02.2009 N 132, N 134 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 45 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26.03.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2009 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, МУ "ЖКХ Кировского района Волгограда" обратилось с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, в которой просит решение суда и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда отменить и заявленные требования удовлетворить.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не находит оснований для их отмены.
Как видно из материалов дела, 02.02.2009 в соответствии с распоряжением от 26.01.2009 N 134 жилищной инспекцией проведена плановая инспекционная проверка технического состояния многоквартирного дома N 184 по улице Турбинной в Кировском районе Волгограда, в ходе которой установлены нарушения обязательных требований пунктов 4.1.3, 4.1.4, 4.1.9, 4.2.1.1, 4.2.3.4, 4.7.1, 4.7.2, 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, а именно:
- - не обеспечен равномерный прогрев отопительных приборов на лестничных клетках четвертого подъезда;
- - на лестничных клетках частично отсутствуют вторые рамы;
- - на вентпродухах подвального помещения частично отсутствуют решетки и щиты;
- - частично отсутствует теплоизоляция труб в подвальном помещении;
- - в подвальном помещении отсутствует электроосвещение;
- - нарушен облицовочный слой цоколя жилого дома;
- - имеются разрушения штукатурного слоя парапета (продолжения стены дворового фасада второго подъезда).
По факту указанного правонарушения были составлены акт проверки от 02.02.2009 N 132, протокол об административном правонарушении от 03.02.2009 N 132, на основании которых вынесено постановление об административном правонарушении от 12.02.2009 N 132, о привлечении МУ "ЖКХ Кировского района Волгограда" к административной ответственности предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 45 000 рублей.
В ходе проведения 02.02.2009 плановой инспекционной проверки технического состояния многоквартирного дома N 186 по улице Турбинной в Кировском районе Волгограда и придомовой территории установлены нарушения обязательных требований пунктов 3.2.2, 3.2.18, 4.1.3, 4.1.9, 4.1.15, 4.4.1, 4.4.15, 4.7.1, 4.7.2, 4.8.14 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, а именно:
- - ветки деревьев располагаются в непосредственной близости к фасаду и кровле здания (вблизи балконов-лоджий 3 - 4 этажей четвертого подъезда);
- - в тамбурах 2 - 3 подъездов нет вторых половинок дверных полотен;
- - частично во всех подъездах отсутствуют предусмотренные проектом вторые створки оконных рам;
- - отопительный прибор в третьем подъезде не обогревается;
- - во всех подъездах дома на лестничных клетках имеются выбоины в цементных полах;
- - на этажах лестничных клеток частично открыты этажные электрощиты;
- - подвальное помещение четвертого подъезда влажное;
- - в подвальном помещении отсутствует электроосвещение;
- - теплоизоляция трубопроводов и стояков не соответствует нормативным требованиям.
По факту указанного правонарушения были составлены акт проверки от 02.02.2009 N 134, протокол об административном правонарушении от 03.02.2009 N 134, на основании которых вынесено постановление об административном правонарушении от 12.02.2009 N 134, о привлечении МУ "ЖКХ Кировского района Волгограда" к административной ответственности предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 45 000 рублей, что явилось основанием для обращения Учреждения в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности события административного правонарушения, а также соблюдения административным органом процессуальных требований при привлечении к административной ответственности.
Выводы судов являются правильными, основаны на материалах дела и соответствуют действующему законодательству.
В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ административная ответственность установлена за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за плату обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
Согласно пунктам 2, 39 и 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, управляющие организации несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством. Контроль за содержанием общего имущества осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Крыши, лестничные клетки, подвал относятся к общему имуществу многоквартирного дома.
В силу Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела 8 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть до момента:
а) создания товарищества собственников жилья (пункт 2 части 2 статьи 161, часть 9 статьи 162, раздел 6 Жилищного кодекса Российской Федерации);
б) принятия решения об управлении многоквартирным домом жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (пункт 2 части 2 статьи 161, раздел 5 Жилищного кодекса Российской Федерации);
в) заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (пункт 3 части 2 и часть 4 статьи 161, статья 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") и возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации обязательств управляющих организаций по управлению многоквартирным домом, как на основании решений общих собраний собственников помещений, так и по результатам открытых конкурсов;
г) заключения собственниками помещений, осуществляющими непосредственное управление многоквартирным домом, договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме, а также договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации и возникновения обязательств соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций.
Как установлено судом при рассмотрении дела, согласно пунктам 2.2.1, 2.2.2. Устава МУ "ЖКХ Кировского района Волгограда" на него возложены функции управляющей организации многоквартирными домами в границах Кировского района г. Волгограда, за исключением домов, собственники помещений в которых выбрали способы управления домами, исключившие участие Учреждения. Для выполнения указанных задач Учреждение наделено функциями заказчика по капитальному, планово-предупредительному ремонтам, техническому обслуживанию и эксплуатации многоквартирных жилых домов, за исключением домов, собственники помещений в которых выбрали способы управления домами, исключившие участие Учреждения. На МУ "ЖКХ Кировского района Волгограда" также возложены функции контроля за внешним состоянием многоквартирных домов, объектов внешнего благоустройства, за выполнением подрядными организациями работ, заказчиком которых является Учреждение.
Собственниками многоквартирных домов N 184, N 186 по улице Турбинная Кировского района г. Волгограда в соответствии с решением общего собрания от 03.12.2008 выбран способ управления многоквартирных домов - управляющей организацией МУ "ЖКХ Кировского района Волгограда" с которой заключены договоры на управление указанными домами.
Следовательно, лицом, ответственным за техническое содержание и своевременное выполнение ремонтных работ жилых домов N 184, N 186 по улице Турбинной, является Учреждение.
Доказательств расторжения договоров управления многоквартирными домами N 184 и N 186 по улице Турбинная г. Волгограда Учреждением не представлено.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что у МУ "ЖКХ Кировского района Волгограда", как у лица, ответственного за содержание и своевременное выполнение ремонтных работ в многоквартирных домах, явившихся объектом проверки жилищной инспекцией, отсутствовали возможности своевременно исполнить возложенные на него обязанности.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судами не установлено.
При сложившихся обстоятельствах, выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии в действиях Учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, являются обоснованными. Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.03.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2009 по делу N А12-4695/2009 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)