Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.08.2010 ПО ДЕЛУ N А65-36884/2009

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 августа 2010 г. по делу N А65-36884/2009


Резолютивная часть постановления объявлена: 06 августа 2010 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 13 августа 2010 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Филипповой Е.Г., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маненковым А.В.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-коммунальное хозяйство Дербышки" - Афанасьев С.Н., доверенность от 11.12.2009 г. N 03/09,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - не явился, извещен,
от Комитета Республики Татарстан по тарифам - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-коммунальное хозяйство Дербышки"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 апреля 2010 года по делу N А65-36884/2009 (судья А.Е. Кириллов),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-коммунальное хозяйство Дербышки", Республика Татарстан, город Казань
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, город Казань,
третье лицо: Комитет Республики Татарстан по тарифам, Республика Татарстан, город Казань,
о признании незаконными решения и предписания N 1 и N 2 по делу N 05-333/2009 от 20.10.2009 г.,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖКХ Дербышки" (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконным решения Государственного органа по делу N 05-333/2009 от 20 октября 2009 г. в части признания заявителя нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ в части выставления требований о передаче финансовых средств, не предусмотренных законодательством РФ, а именно в части предъявления к оплате суммы в размере 80 000 рублей за выдачу технических условий собственникам (арендаторам) нежилых помещений, имеющих технологические присоединения к общедомовым сетям многоквартирных жилых домов, управление которыми осуществляет заявитель; о признании незаконным предписания N 1 по данному делу в части признания необоснованным получение заявителем денежных средств на выдачу технических условий собственникам (арендаторам) нежилых помещений; о признании незаконным предписания N 2 по данному делу о прекращении выставления необоснованных требований о передаче финансовых средств, а именно сумму в размере 80 000 рублей, полученную заявителем за выдачу технических условий на водоснабжение и водоотведение и перечислении в федеральный бюджет дохода заявителя, полученного с 01.01.2009 г. по 01.10.2009 г. в размере 80 000 рублей, в полном объеме.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 апреля 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищно-коммунальное хозяйство Дербышки", не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось в арбитражный суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
В судебное заседание представители ответчика и третьего лица не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт Арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст. ст. 266 - 268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, пояснений заявителя, отзыва ответчика на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, при этом исходил из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, 10 апреля 2009 года в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступило обращение открытого акционерного общества "Хозтовары" по вопросу правомерности требований оплаты обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищно-коммунальное хозяйство Дербышки" суммы за выдачу технических условий на водоснабжение и водоотведение в размере 2000 руб. в много квартирном жилом доме по адресу: г. Казань, пос. Дербышки, ул. Мира, д. 20.
05.08.2009 г. по факту обращения ОАО "Хозтовары" УФАС по Республике Татарстан возбудило в отношении заявителя дело по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), выразившегося в злоупотреблении ООО УК "ЖКХ Дербышки" доминирующим положением на рынке оказания коммунальных услуг и управления многоквартирными домами.
По результатам рассмотрения данного дела 20.10.2009 г. УФАС принято решение N 05-333/2009 о признании заявителя нарушившим ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ и выданы предписания N 1 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства в части выставления необоснованных требований о передаче финансовых средств, не предусмотренных законодательством РФ и N 2 о перечислении в срок до 10.12.2009 г. в федеральный бюджет дохода, полученного в период с 01.01.2009 г. по 01.10.2009 г. в результате нарушения, выразившегося в выставлении необоснованных требований о передаче финансовых средств, не предусмотренных законодательством РФ, а именно суммы в размере 80 000 рублей, полученной за выдачу технических условий на водоснабжение и водоотведение от собственников (арендаторов) нежилых помещений многоквартирных жилых домов, управление которыми осуществляет ООО "УК ЖКХ Дербышки".
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 1 целью Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" является предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в РФ.
Одной из форм монополистической деятельности в соответствии со ст. 10 Закона N 135-ФЗ является злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке, в том числе, установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара; создание дискриминационных условий; нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Исходя из содержания данной правовой нормы, злоупотребление доминирующим положением будет заключаться в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права другого хозяйствующего субъекта, либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 13 Постановления от 30.06.2008 г. N 30 "О некоторых вопросах, связанных с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснил, что условия признания лица занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара (ограниченного в силу п. 4 ст. 4 Закона "О защите конкуренции", в том числе территориальными пределами) определяются статьей 5 Закона N 135-ФЗ.
Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов. При рассмотрении споров о нарушениях, совершенных лицом, не включенным в реестр хозяйствующих субъектов, не может быть отказано в признании его занимающим доминирующее положение на рынке лишь в связи с тем, что такое лицо в данный реестр не включено. Доля лица на рынке определенного товара, а на ее основе и факт занятия им доминирующего положения, могут быть установлены также на основании иных документов. Кроме того, следует учитывать, что если доля лица на рынке определенного товара превышает 50 процентов, то в силу п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 135-ФЗ положение такого лица признается доминирующим, если не доказано иное.
Таким образом, в предмет доказывания по делу входят следующие обстоятельства: установление факта доминирования хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке, а также злоупотребление этим положением в форме создания дискриминационных условий.
С целью установления доминирующего положения заявителя на рынке услуг по управлению многоквартирными жилыми домами, ответчиком за период 01.01.2008 г. по 01.10.2009 г. (в течение которого управление жилыми домами осуществлялось заявителем) в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке", утв. Приказом ФАС России от 25.04.2006 г. N 108 был проведен анализ состояния конкурентной среды на данном товарном рынке.
В результате анализа состояния конкурентной среды сделан вывод о том, что доля ООО "УК ЖКХ Дербышки" на локальном рынке услуг по управлению многоквартирными жилыми домами, в том числе услуг водоснабжения и водоотведения потребителям, являющимся собственниками (арендаторами) жилых и нежилых помещений многоквартирных жилых домов, управлением которыми осуществляется заявителем, в географических границах территории г.Казани в пределах каждого многоквартирного дома составляет 100%.
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Татарстанским УФАС России установлено, что ООО "УК "ЖКХ Дербышки" взимает с собственников (арендаторов) нежилых помещений сумму в размере 2000 рублей за выдачу технических условий, составление акта балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, снятие (фиксирование) показаний приборов учета, после чего заключает договоры на водоснабжение и водоотведение с вышеуказанными собственниками (арендаторами).
Однако, документы, подтверждающие технологическое присоединение помещений многоквартирного дома к его внутридомовым сетям (однолинейная схема электроснабжения, акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности и др.) являются документами, содержащими сведения о составе и состоянии общего имущества дома, в том числе инженерных коммуникаций, приборов учета и т.д.. то есть в соответствии со ст. 24 Постановления N 491 являются техническими документами, связанными с управлением домом. Данное подтверждается в письме Министерства регионального развития РФ от 20 декабря 2006 г. N 14313-РМ/07 "О передаче технической документации на многоквартирный дом".
При этом ни положениями вышеуказанного закона, ни другими нормами законодательства РФ не предусмотрено установление/взимание оплаты за выдачу технической документации, подтверждающей факт технологического присоединения объекта к общедомовым сетям.
Согласно части 10 статьи 162 ЖК РФ и статьи 27 Постановления N 491 управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив иной специализированный потребительский кооператив обязаны осуществлять хранение и ведение технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением таким домом, а также вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
Следовательно, хранение, ведение и изменение технической документации, иной связанной с управлением общим имуществом (в том числе документы, подтверждающие технологическое присоединение инженерных сетей) входят в число услуг и работ по управлению многоквартирным домом, в том числе по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Возмещение вышеуказанных услуг осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, т.е. путем установления вышеуказанного тарифа общим собранием жильцов дома для собственников (арендаторов) жилых и нежилых помещений в зависимости от суммы, необходимой для содержания и ремонта общего имущества и долей в праве общей собственности, а именно, пропорционально размеру общей площади жилого, нежилого помещения.
Нежилое помещение (ОАО "Хозтовары") расположено на первом этаже многоквартирного жилого дома и имеет технологические присоединения к внутридомовым сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с проектом жилого дома.
УФАС при рассмотрении дела установлено, что ранее до заключения договора с ООО "УК "ЖКХ Дербышки" ОАО "Хозтовары" на основании договора с МУП "Водоканал" получало воду из водопроводных сетей и сбрасывало сточные воды в канализационные сети, находящиеся на балансе ООО УК "ЖКХ Дербышки".
Следовательно, отсутствовала необходимость нового присоединения помещения ОАО "Хозтовары" к сетям многоквартирного жилого дома, предъявление и получение ООО "УК "ЖКХ Дербышки" денежных средств за выдачу технических условий является незаконным.
Судом установлено, что в период с 01.01.2009 г. по 01.10.2009 г. оплату в размере 2000 рублей за технические условия произвели 40 собственников (арендаторов) нежилых помещений, имеющих технологическое присоединение к многоквартирным жилым домам, находящимся в управлении ООО "УК ЖКХ Дербышки".
Исходя из того, что ООО "УК "ЖКХ Дербышки" занимает доминирующее положение, вышеуказанные действия нарушают антимонопольное законодательство.
Предъявление и получение заявителем, занимающим доминирующее положение, суммы 80 000 рублей за выдачу технических условий является доходом, полученным в нарушение антимонопольного законодательства, в связи с чем указанная сумма подлежит перечислению в федеральный бюджет.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 24.06.2009 N 11-П, Закон о защите конкуренции, который определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, возлагает на антимонопольный орган полномочие выдавать предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства.
Данная мера по основаниям и процедуре применения, а также по своим правовым последствиям является специфической формой принудительного воздействия на участников охраняемых антимонопольным законодательством общественных отношений. Она призвана обеспечивать восстановление баланса публичных и частных интересов путем изъятия доходов, полученных хозяйствующим субъектом в результате злоупотреблений, и компенсировать таким образом не подлежащие исчислению расходы государства, связанные с устранением негативных социально-экономических последствий нарушения антимонопольного законодательства.
Компенсаторный характер данной меры обусловливает возможность ее применения за совершение деяний, связанных с монополистической деятельностью и нарушением требований добросовестной конкуренции, параллельно с мерами ответственности, носящими штрафной характер, что само по себе не затрагивает сферу действия общеправового принципа недопустимости повторного привлечения к ответственности за одно и то же деяние.
Поскольку факт нарушения Обществом положений пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции антимонопольным органом доказан, а заявитель имел возможность не допускать вышеназванное нарушение закона, однако никаких мер по недопущению совершения нарушения не принял, антимонопольный орган принял законное решение и выдал ООО "УК "ЖКХ Дербышки" предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
Судебная коллегия апелляционного суда считает, что Арбитражным судом Самарской области полно, всесторонне исследованы обстоятельства дела и представленные в дело доказательства, дана им оценка по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии со статьей 170 Кодекса результаты оценки отражены в судебном акте, который отвечает требованиям статьи 15 Кодекса и не подлежит отмене или изменению.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1000 руб. подлежит взысканию с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-коммунальное хозяйство Дербышки" в федеральный бюджет.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 апреля 2010 года по делу N А65-36884/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-коммунальное хозяйство Дербышки", Республика Татарстан, город Казань, в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 000 рублей.
Исполнительный лист выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, через суд первой инстанции.

Председательствующий
И.С.ДРАГОЦЕННОВА

Судьи
Е.Г.ФИЛИППОВА
В.С.СЕМУШКИН














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)