Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2011 года
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2011 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Никольского С.В.,
судей - Жаткиной С.А., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Евлоевой Ю.Х.,
при участии в судебном заседании представителей сторон:
МУП "Среднеахтубинское жилищно-коммунальное хозяйство" городского поселения р.п. Средняя Ахтуба - Кукса И.В., по доверенности N 8/ю от 03.05.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ахтуба" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01 сентября 2011 года по делу N А12-9392/2011 (судья Сапронов В.В.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ахтуба"
к муниципальному унитарному предприятию "Среднеахтубинское жилищно-коммунальное хозяйство" городского поселения р.п. Средняя Ахтуба,
третье лицо: администрация городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области,
об обязании передать техническую документацию,
установил:
В соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Шалкина В.Б. на судью Телегину Т.Н. После замены судьи рассмотрение дела начинается сначала.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ахтуба" (далее - ООО "УК "Ахтуба", истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к муниципальному унитарному предприятию "Среднеахтубинское жилищно-коммунальное хозяйство" городского поселения р.п. Средняя Ахтуба (далее - МУП "Среднеахтубинское ЖКХ", ответчик) с исковым заявлением об обязании МУП "Среднеахтубинское ЖКХ" передать ООО "Управляющая компания "Ахтуба" документацию регистрационного учета жильцов многоквартирных домов N 1 по ул. Сибирской, N 76, 79, 80, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 94, 95, 98 по ул. Октябрьская, N 115, 117, 119 по ул. Гагарина, N 22, 24, 26 по ул. Партизанская, N 5 А, 2, 4, 6, 8 по ул. Крестьянская, N 85, 87 по ул. Астраханская, N 15 по ул. Ломоносова, N 59 по ул. Ленина, N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 19, 20, 21, 23, 25, 26, 27, 28, 30, 32, 35, 37, 38, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 50, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 71, 77, 78, 83 в микрорайоне N 1, расположенных на территории городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, и техническую документацию на каждый из указанных многоквартирных жилых домов в соответствии с п. п. 24, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г., и п. 1.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 г. N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда": документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; документы (акты) о приемке результатов работ; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям; копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома; план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем; проектно-сметная документация и чертежи на каждый дом; акты приемки жилых домов от строительных организаций; акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику; схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др.; паспорта на жилой дом и земельный участок.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 01 сентября 2011 года в иске отказано. Суд первой инстанции указал, что поквартирные карточки и карточки учета граждан по месту жительства в перечни технической документации, утвержденные постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006 и подлежащие передаче управляющей организации, не входят. Наличие обязанности МУП "Среднеахтубинское ЖКХ" передать документы регистрационного учета граждан и техническую документацию на спорные многоквартирные дома истец не доказал.
Не согласившись с данным решением, ООО "УК "Ахтуба" обратилось с апелляционной жалобой в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит обжалуемое решение отменить, удовлетворив исковые требования в полном объеме.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в порядке статьи 123 АПК РФ.
Дело в арбитражном суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии с требованиями статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив и обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Между собственниками спорных жилых помещений и МУП "Среднеахтубинское ЖКХ" был заключен договор оказания услуг (выполнения работ) по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов от 12.12.2006.
В соответствии с распоряжением начальника ЖКО администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области N 108 от 21.12.2006 в связи с передачей расчетно-кассового центра от ЖКО администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области в МУП "Среднеахтубинское ЖКХ" было поручено подготовить и передать МУП "Среднеахтубинское ЖКХ" архив и всю исполнительную документацию по учету, движению проживающих в жилом фонде, финансово-лицевые счета, окончательное сальдо по расчетам, имеющиеся в наличии технические паспорта на жилые дома, проектно-сметную и исполнительную документацию.
28 декабря 2009 года на основании решений собственников помещений в многоквартирных домах N 1 по ул. Сибирской, N 76, 79, 80, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 94, 95, 98 по ул. Октябрьская, N 115, 117, 119 по ул. Гагарина, N 22, 24, 26 по ул. Партизанская, N 5А, 2. 4, 6, 8 по ул. Крестьянская, N 85, 87 по ул. Астраханская, N 15 по ул. Ломоносова, N 59 по ул. Ленина, N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 19, 20, 21, 23, 25, 26, 27, 28, 30, 32, 35, 37, 38, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 50, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 71, 77, 78, 83 в микрорайоне N 1, расположенных на территории городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, собственники помещений указанных многоквартирных домов расторгли договор с МУП "Среднеахтубинское ЖКХ", выбрали в качестве способа управления многоквартирными домами управление управляющей организацией, а в качестве управляющей организации - ООО "УК "Ахтуба".
В силу статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.
Указанные решения в судебном порядке оспорены не были.
ООО "УК "Ахтуба" зарегистрировано 08.09.2008 в ЕГРЮЛ (регистрационный номер 1083454001620).
Согласно акту администрации городского поселения р.п. Средняя Ахтуба N 1836 от 30.12.2009, в связи с проведением на территории р.п. Средняя Ахтуба общих собраний собственников помещений многоквартирных домов, по результатам которых был изменен способ управления домами с непосредственного управления на управление управляющей организацией и выбрано ООО "УК "Ахтуба", с 01.02.2010 вступают в силу договоры управления между собственниками спорных многоквартирных домов и ООО "УК "Ахтуба". В тридцатидневный срок с момента заключения договоров управления с собственниками домов, МУП "Среднеахтубинское ЖКХ" обязано передать всю имеющуюся техническую документацию на дома ООО "УК "Ахтуба".
В связи с тем, что ответчик уклоняется от передачи истцу технической документации, последний обратился в арбитражный суд с иском.
В пункте 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что многоквартирный дом может управляться только одной управляющей компанией.
Согласно статье 10 Жилищного кодекса Российской Федерации права и обязанности у управляющей организации возникают на основании договора управления многоквартирным домом, заключенного с каждым собственником помещений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается в письменной форме договор управления.
Частью 10 статьи 162 названного Кодекса предусмотрено, что управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме. Как следует из материалов дела, истребуемая документация от ЖКО администрации собственникам не передавалась.
Письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.12.2006 N 14313-РМ/07 "О передаче технической документации" разъяснено, что в соответствии со статьей 7 ЖК РФ аналогичная обязанность возникает у любых лиц, которые оказывают собственникам помещений услуги по содержанию и (или) выполняющих работы по ремонту общего имущества в многоквартирном доме независимо от наличия или отсутствия письменного договора управления. Если срок прекращения договора управления многоквартирным домом (иного договора) определить невозможно (в частности, если такой договор отсутствует или был заключен без указания срока), целесообразно осуществлять передачу технической документации за тридцать дней до дня возникновения у лиц, указанных в части 10 статьи 162 ЖК РФ, обязанности управлять многоквартирным домом.
Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (пункт 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).
Отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
Указанная правовая позиция, изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 N 17074/09.
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязанность предыдущей обслуживающей организации передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные, связанные с управлением таким домом документы, вновь выбранной управляющей организации, если управление домом в дальнейшем будет осуществляться именно ею.
Несмотря на то, что МУП "Среднеахтубинское ЖКХ" не являлось управляющей организацией, выбранной собственниками спорных многоквартирных домов, и договор на управление жилыми домами с МУП "Среднеахтубинское ЖКХ" собственники не заключали, ответчик выполнял работы по содержанию и ремонту общего имущества домов в соответствии с заключенными договорами оказания услуг (выполнения работ) по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов. Целью указанных договоров являлось организация и обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирных домах. В состав работ по договорам входили текущий ремонт и техническое обслуживание общего имущества домов и т.д. Также ответчиком выставлялись счета жильцам домов на уплату коммунальных платежей, текущего ремонта и содержание жилья.
Таким образом, на МУП "Среднеахтубинское ЖКХ" в силу закона лежит обязанность по передаче технической документации на спорные многоквартирные дома и иных связанных с управлением такими домами документов.
Согласно письму Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.12.2006 N 14313-РМ/07 "О передаче технической документации" перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен пунктами 24, 26 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491.
В соответствии с пунктом 24 Правил сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом, техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
б) документы (акты) о приемке результатов работ;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков".
Пунктом 26 Правил определен состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом:
а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" к технической документации долговременного хранения в соответствии с пунктом 1.5.1 отнесены:
- - план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем;
- - проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом;
- - акты приемки жилых домов от строительных организаций;
- - акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику;
- - схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения);
- - паспорта котельного хозяйства, котловые книги;
- - паспорта лифтового хозяйства;
- - паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок;
- - исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление).
Во исполнение распоряжения начальника ЖКО администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области N 108 от 21.12.2006 технические паспорта на спорные дома, проектно-сметная и исполнительная документация в количестве 12 штук, окончательное сальдо по жилищно-коммунальным услугам с расшифровками по каждому лицевому счету были переданы начальником ЖКО в МУП "Среднеахтубинское ЖКХ" по акту приема-передачи от 29.12.2006.
Согласно акту приема-передачи от 05.05.2008 МУП "Среднеахтубинское ЖКХ" передало администрации городского поселения р.п. Средняя Ахтуба проектно-сметную и исполнительную документацию (заключения о техническом состоянии жилых домов) в количестве 12 шт. Этот факт подтверждается также письмом администрации городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области N 1379 от 05.12.2011.
По акту приема-передачи от 18.02.2010 МУП "Среднеахтубинское ЖКХ" передало технические паспорта на дома ООО "УК "Ахтуба".
Причем, доказательства передачи ответчику технических паспортов на часть жилых домов, указанных в иске (ул. Гагарина, дома N 115, 117, ул. Октябрьская, дома N 82, 83, 84, 90), в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, требование истца о передаче проектно-сметной и исполнительной документации, технических паспортов не подлежит удовлетворению, поскольку технические паспорта, имеющиеся у ответчика, были им переданы ООО "УК "Ахтуба". Проектно-сметная и исполнительная документация была передана ответчиком администрации городского поселения р.п. Средняя Ахтуба.
Отказывая в передаче документов регистрационного учета граждан, суд первой инстанции не учел следующего.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно названной норме граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Исходя из пункта 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 (далее - Правила регистрации), регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
В Перечне должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденном указанным Постановлением Правительства Российской Федерации, к таким лицам отнесены собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда; уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов.
Таким образом, управляющая компания наряду с другими лицами, поименованными в указанном перечне, выполняющими функции управления многоквартирным домом, в соответствии с приведенными нормами права осуществляет полномочия должностного лица, ответственного за регистрацию граждан.
Для осуществления процедуры регистрации граждане обращаются с предусмотренными Правилами регистрации документами к названным должностным лицам, которые обязаны передать их вместе с адресными листками прибытия и формами учета в органы регистрационного учета (пункты 9, 11, 16, 17 Правил регистрации).
Аналогичные положения предусмотрены Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Административный регламент), утвержденным приказом Федеральной миграционной службы от 20.09.2007 N 208, осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации определяется как государственная услуга.
Согласно пунктам 56, 58 Административного регламента регистрация граждан по месту жительства состоит, в числе прочего, из оформления должностными лицами, ответственными за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов карточек регистрации по формам N 9 (карточка регистрации) и N 10 (поквартирная карточка). На должностных лиц, ответственных за регистрацию, возложена обязанность по хранению этих карточек.
Ответчик, утратив полномочия по управлению многоквартирным домом и, как следствие, функции должностного лица, ответственного за регистрацию граждан по упомянутому дому, обязан с переходом этих обязанностей к новой управляющей организации передать по ее требованию все документы по ведению регистрационного учета для последующего исполнения ею возложенных на нее законом функций.
Нахождение у лица, не имеющего права хранить документы регистрационного учета, которые содержат сведения о собственниках помещений многоквартирного дома, в том числе их персональные данные (фамилию, имя, отчество, год, месяц, дату и место рождения, адрес, семейное и иное социальное положение и т.д.), а также сведения о документах, удостоверяющих личность, о правах на помещения, создает возможность их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 1089/2011.
Письмом N 1379 от 05.12.2011 администрация городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области подтверждает, что регистрационный учет граждан, проживающих в спорных многоквартирных домах в соответствии с распоряжением ЖКО администрации Среднеахтубинского муниципального района от 29.12.2006 был передан МУП "Среднеахтубинское ЖКХ" в связи с реорганизацией ЖКО администрации. Кроме того, в судебном заседании в суде апелляционной инстанции ответчик пояснил, что документы регистрационного учета находятся у него.
Таким образом, в связи с выбором жильцами многоквартирных жилых домов управляющей организации ООО "УК "Ахтуба", МУП "Среднеахтубинское ЖКХ" обязано передать карточки регистрации по формам N 9 (карточка регистрации) и N 10 (поквартирная карточка).
Пунктом 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Согласно пунктам 3, 4 и 5 статьи 16 указанного закона в случае, если земельный участок не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 названного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Таким образом, формирование земельного участка и постановка его на кадастровый учет производится по инициативе и по поручению собственников многоквартирного жилого дома и не зависит от усмотрения управляющей организации. Поскольку в материалах дела нет доказательств того, что в результате волеизъявления собственников земельные участки, на котором расположены спорные дома, были поставлены на кадастровый учет, а кадастровый план (карта) земельных участков был передан ответчику на хранение, в удовлетворении исковых требований в части передачи копии кадастрового плана (карты) земельного участка следует отказать.
Ссылка ответчика на отсутствие спорной документации является необоснованной, поскольку отсутствие такой документации делает невозможным исполнение обязанности по управлению жилыми домами. Кроме того, ответчиком не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих отсутствие документации, либо ее передачу другой управляющей организации или собственникам помещений. В материалах дела имеются доказательства передачи лишь технических паспортов на дома истцу, и передачи проектно-сметной и исполнительной документации администрации городского поселения р.п. Средняя Ахтуба.
Поскольку требование ООО "УК "Ахтуба" о передаче технической документации и иных документов, необходимых для управления домами, ответчиком не исполнено, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности части заявленных истцом исковых требований.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции имеются правовые основания для изменения судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01 сентября 2011 года по делу N А12-9392/2011 изменить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие "Среднеахтубинское жилищно-коммунальное хозяйство" городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Волгоградской области передать обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ахтуба" документы, связанные с управлением многоквартирными домами N 1 по ул. Сибирской, N 76, 79, 80, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 94, 95, 98 по ул. Октябрьская, N 115, 117, 119 по ул. Гагарина, N 22, 24, 26 по ул. Партизанская, N 5 А, 2, 4, 6, 8 по ул. Крестьянская, N 85, 87 по ул. Астраханская, N 15 по ул. Ломоносова, N 59 по ул. Ленина, N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 19, 20, 21, 23, 25, 26, 27, 28, 30, 32, 35, 37, 38, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 50, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 71, 77, 78, 83 в микрорайоне N 1, расположенными на территории городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области:
- 1. документы (акты) о приемке результатов работ (сметы, формы КС-2, КС-3);
- 2. акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
- 3. проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома;
- 4. план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем;
- 5. акты приемки жилых домов от строительных организаций;
- 6. акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику;
- 7. схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения;
- 8. паспорта на дома и земельный участок;
- 9. карточки регистрации по формам N 9 (карточка регистрации) и N 10 (поквартирная карточка).
В остальной части решение оставить без изменения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Среднеахтубинское жилищно-коммунальное хозяйство" городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Волгоградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ахтуба" государственную пошлину за рассмотрение дела в суде первой инстанции в размере 4000 рублей, и за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в размере 2000 рублей.
Суду первой инстанции выдать исполнительный лист в порядке, предусмотренном статьей 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
С.В.НИКОЛЬСКИЙ
Судьи
С.А.ЖАТКИНА
Т.Н.ТЕЛЕГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.12.2011 ПО ДЕЛУ N А12-9392/2011
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 2011 г. по делу N А12-9392/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2011 года
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2011 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Никольского С.В.,
судей - Жаткиной С.А., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Евлоевой Ю.Х.,
при участии в судебном заседании представителей сторон:
МУП "Среднеахтубинское жилищно-коммунальное хозяйство" городского поселения р.п. Средняя Ахтуба - Кукса И.В., по доверенности N 8/ю от 03.05.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ахтуба" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01 сентября 2011 года по делу N А12-9392/2011 (судья Сапронов В.В.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ахтуба"
к муниципальному унитарному предприятию "Среднеахтубинское жилищно-коммунальное хозяйство" городского поселения р.п. Средняя Ахтуба,
третье лицо: администрация городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области,
об обязании передать техническую документацию,
установил:
В соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Шалкина В.Б. на судью Телегину Т.Н. После замены судьи рассмотрение дела начинается сначала.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ахтуба" (далее - ООО "УК "Ахтуба", истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к муниципальному унитарному предприятию "Среднеахтубинское жилищно-коммунальное хозяйство" городского поселения р.п. Средняя Ахтуба (далее - МУП "Среднеахтубинское ЖКХ", ответчик) с исковым заявлением об обязании МУП "Среднеахтубинское ЖКХ" передать ООО "Управляющая компания "Ахтуба" документацию регистрационного учета жильцов многоквартирных домов N 1 по ул. Сибирской, N 76, 79, 80, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 94, 95, 98 по ул. Октябрьская, N 115, 117, 119 по ул. Гагарина, N 22, 24, 26 по ул. Партизанская, N 5 А, 2, 4, 6, 8 по ул. Крестьянская, N 85, 87 по ул. Астраханская, N 15 по ул. Ломоносова, N 59 по ул. Ленина, N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 19, 20, 21, 23, 25, 26, 27, 28, 30, 32, 35, 37, 38, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 50, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 71, 77, 78, 83 в микрорайоне N 1, расположенных на территории городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, и техническую документацию на каждый из указанных многоквартирных жилых домов в соответствии с п. п. 24, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г., и п. 1.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 г. N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда": документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; документы (акты) о приемке результатов работ; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям; копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома; план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем; проектно-сметная документация и чертежи на каждый дом; акты приемки жилых домов от строительных организаций; акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику; схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др.; паспорта на жилой дом и земельный участок.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 01 сентября 2011 года в иске отказано. Суд первой инстанции указал, что поквартирные карточки и карточки учета граждан по месту жительства в перечни технической документации, утвержденные постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006 и подлежащие передаче управляющей организации, не входят. Наличие обязанности МУП "Среднеахтубинское ЖКХ" передать документы регистрационного учета граждан и техническую документацию на спорные многоквартирные дома истец не доказал.
Не согласившись с данным решением, ООО "УК "Ахтуба" обратилось с апелляционной жалобой в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит обжалуемое решение отменить, удовлетворив исковые требования в полном объеме.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в порядке статьи 123 АПК РФ.
Дело в арбитражном суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии с требованиями статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив и обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Между собственниками спорных жилых помещений и МУП "Среднеахтубинское ЖКХ" был заключен договор оказания услуг (выполнения работ) по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов от 12.12.2006.
В соответствии с распоряжением начальника ЖКО администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области N 108 от 21.12.2006 в связи с передачей расчетно-кассового центра от ЖКО администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области в МУП "Среднеахтубинское ЖКХ" было поручено подготовить и передать МУП "Среднеахтубинское ЖКХ" архив и всю исполнительную документацию по учету, движению проживающих в жилом фонде, финансово-лицевые счета, окончательное сальдо по расчетам, имеющиеся в наличии технические паспорта на жилые дома, проектно-сметную и исполнительную документацию.
28 декабря 2009 года на основании решений собственников помещений в многоквартирных домах N 1 по ул. Сибирской, N 76, 79, 80, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 94, 95, 98 по ул. Октябрьская, N 115, 117, 119 по ул. Гагарина, N 22, 24, 26 по ул. Партизанская, N 5А, 2. 4, 6, 8 по ул. Крестьянская, N 85, 87 по ул. Астраханская, N 15 по ул. Ломоносова, N 59 по ул. Ленина, N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 19, 20, 21, 23, 25, 26, 27, 28, 30, 32, 35, 37, 38, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 50, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 71, 77, 78, 83 в микрорайоне N 1, расположенных на территории городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, собственники помещений указанных многоквартирных домов расторгли договор с МУП "Среднеахтубинское ЖКХ", выбрали в качестве способа управления многоквартирными домами управление управляющей организацией, а в качестве управляющей организации - ООО "УК "Ахтуба".
В силу статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.
Указанные решения в судебном порядке оспорены не были.
ООО "УК "Ахтуба" зарегистрировано 08.09.2008 в ЕГРЮЛ (регистрационный номер 1083454001620).
Согласно акту администрации городского поселения р.п. Средняя Ахтуба N 1836 от 30.12.2009, в связи с проведением на территории р.п. Средняя Ахтуба общих собраний собственников помещений многоквартирных домов, по результатам которых был изменен способ управления домами с непосредственного управления на управление управляющей организацией и выбрано ООО "УК "Ахтуба", с 01.02.2010 вступают в силу договоры управления между собственниками спорных многоквартирных домов и ООО "УК "Ахтуба". В тридцатидневный срок с момента заключения договоров управления с собственниками домов, МУП "Среднеахтубинское ЖКХ" обязано передать всю имеющуюся техническую документацию на дома ООО "УК "Ахтуба".
В связи с тем, что ответчик уклоняется от передачи истцу технической документации, последний обратился в арбитражный суд с иском.
В пункте 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что многоквартирный дом может управляться только одной управляющей компанией.
Согласно статье 10 Жилищного кодекса Российской Федерации права и обязанности у управляющей организации возникают на основании договора управления многоквартирным домом, заключенного с каждым собственником помещений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается в письменной форме договор управления.
Частью 10 статьи 162 названного Кодекса предусмотрено, что управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме. Как следует из материалов дела, истребуемая документация от ЖКО администрации собственникам не передавалась.
Письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.12.2006 N 14313-РМ/07 "О передаче технической документации" разъяснено, что в соответствии со статьей 7 ЖК РФ аналогичная обязанность возникает у любых лиц, которые оказывают собственникам помещений услуги по содержанию и (или) выполняющих работы по ремонту общего имущества в многоквартирном доме независимо от наличия или отсутствия письменного договора управления. Если срок прекращения договора управления многоквартирным домом (иного договора) определить невозможно (в частности, если такой договор отсутствует или был заключен без указания срока), целесообразно осуществлять передачу технической документации за тридцать дней до дня возникновения у лиц, указанных в части 10 статьи 162 ЖК РФ, обязанности управлять многоквартирным домом.
Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (пункт 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).
Отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
Указанная правовая позиция, изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 N 17074/09.
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязанность предыдущей обслуживающей организации передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные, связанные с управлением таким домом документы, вновь выбранной управляющей организации, если управление домом в дальнейшем будет осуществляться именно ею.
Несмотря на то, что МУП "Среднеахтубинское ЖКХ" не являлось управляющей организацией, выбранной собственниками спорных многоквартирных домов, и договор на управление жилыми домами с МУП "Среднеахтубинское ЖКХ" собственники не заключали, ответчик выполнял работы по содержанию и ремонту общего имущества домов в соответствии с заключенными договорами оказания услуг (выполнения работ) по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов. Целью указанных договоров являлось организация и обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирных домах. В состав работ по договорам входили текущий ремонт и техническое обслуживание общего имущества домов и т.д. Также ответчиком выставлялись счета жильцам домов на уплату коммунальных платежей, текущего ремонта и содержание жилья.
Таким образом, на МУП "Среднеахтубинское ЖКХ" в силу закона лежит обязанность по передаче технической документации на спорные многоквартирные дома и иных связанных с управлением такими домами документов.
Согласно письму Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.12.2006 N 14313-РМ/07 "О передаче технической документации" перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен пунктами 24, 26 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491.
В соответствии с пунктом 24 Правил сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом, техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
б) документы (акты) о приемке результатов работ;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков".
Пунктом 26 Правил определен состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом:
а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" к технической документации долговременного хранения в соответствии с пунктом 1.5.1 отнесены:
- - план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем;
- - проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом;
- - акты приемки жилых домов от строительных организаций;
- - акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику;
- - схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения);
- - паспорта котельного хозяйства, котловые книги;
- - паспорта лифтового хозяйства;
- - паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок;
- - исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление).
Во исполнение распоряжения начальника ЖКО администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области N 108 от 21.12.2006 технические паспорта на спорные дома, проектно-сметная и исполнительная документация в количестве 12 штук, окончательное сальдо по жилищно-коммунальным услугам с расшифровками по каждому лицевому счету были переданы начальником ЖКО в МУП "Среднеахтубинское ЖКХ" по акту приема-передачи от 29.12.2006.
Согласно акту приема-передачи от 05.05.2008 МУП "Среднеахтубинское ЖКХ" передало администрации городского поселения р.п. Средняя Ахтуба проектно-сметную и исполнительную документацию (заключения о техническом состоянии жилых домов) в количестве 12 шт. Этот факт подтверждается также письмом администрации городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области N 1379 от 05.12.2011.
По акту приема-передачи от 18.02.2010 МУП "Среднеахтубинское ЖКХ" передало технические паспорта на дома ООО "УК "Ахтуба".
Причем, доказательства передачи ответчику технических паспортов на часть жилых домов, указанных в иске (ул. Гагарина, дома N 115, 117, ул. Октябрьская, дома N 82, 83, 84, 90), в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, требование истца о передаче проектно-сметной и исполнительной документации, технических паспортов не подлежит удовлетворению, поскольку технические паспорта, имеющиеся у ответчика, были им переданы ООО "УК "Ахтуба". Проектно-сметная и исполнительная документация была передана ответчиком администрации городского поселения р.п. Средняя Ахтуба.
Отказывая в передаче документов регистрационного учета граждан, суд первой инстанции не учел следующего.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно названной норме граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Исходя из пункта 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 (далее - Правила регистрации), регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
В Перечне должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденном указанным Постановлением Правительства Российской Федерации, к таким лицам отнесены собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда; уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов.
Таким образом, управляющая компания наряду с другими лицами, поименованными в указанном перечне, выполняющими функции управления многоквартирным домом, в соответствии с приведенными нормами права осуществляет полномочия должностного лица, ответственного за регистрацию граждан.
Для осуществления процедуры регистрации граждане обращаются с предусмотренными Правилами регистрации документами к названным должностным лицам, которые обязаны передать их вместе с адресными листками прибытия и формами учета в органы регистрационного учета (пункты 9, 11, 16, 17 Правил регистрации).
Аналогичные положения предусмотрены Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Административный регламент), утвержденным приказом Федеральной миграционной службы от 20.09.2007 N 208, осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации определяется как государственная услуга.
Согласно пунктам 56, 58 Административного регламента регистрация граждан по месту жительства состоит, в числе прочего, из оформления должностными лицами, ответственными за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов карточек регистрации по формам N 9 (карточка регистрации) и N 10 (поквартирная карточка). На должностных лиц, ответственных за регистрацию, возложена обязанность по хранению этих карточек.
Ответчик, утратив полномочия по управлению многоквартирным домом и, как следствие, функции должностного лица, ответственного за регистрацию граждан по упомянутому дому, обязан с переходом этих обязанностей к новой управляющей организации передать по ее требованию все документы по ведению регистрационного учета для последующего исполнения ею возложенных на нее законом функций.
Нахождение у лица, не имеющего права хранить документы регистрационного учета, которые содержат сведения о собственниках помещений многоквартирного дома, в том числе их персональные данные (фамилию, имя, отчество, год, месяц, дату и место рождения, адрес, семейное и иное социальное положение и т.д.), а также сведения о документах, удостоверяющих личность, о правах на помещения, создает возможность их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 1089/2011.
Письмом N 1379 от 05.12.2011 администрация городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области подтверждает, что регистрационный учет граждан, проживающих в спорных многоквартирных домах в соответствии с распоряжением ЖКО администрации Среднеахтубинского муниципального района от 29.12.2006 был передан МУП "Среднеахтубинское ЖКХ" в связи с реорганизацией ЖКО администрации. Кроме того, в судебном заседании в суде апелляционной инстанции ответчик пояснил, что документы регистрационного учета находятся у него.
Таким образом, в связи с выбором жильцами многоквартирных жилых домов управляющей организации ООО "УК "Ахтуба", МУП "Среднеахтубинское ЖКХ" обязано передать карточки регистрации по формам N 9 (карточка регистрации) и N 10 (поквартирная карточка).
Пунктом 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Согласно пунктам 3, 4 и 5 статьи 16 указанного закона в случае, если земельный участок не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 названного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Таким образом, формирование земельного участка и постановка его на кадастровый учет производится по инициативе и по поручению собственников многоквартирного жилого дома и не зависит от усмотрения управляющей организации. Поскольку в материалах дела нет доказательств того, что в результате волеизъявления собственников земельные участки, на котором расположены спорные дома, были поставлены на кадастровый учет, а кадастровый план (карта) земельных участков был передан ответчику на хранение, в удовлетворении исковых требований в части передачи копии кадастрового плана (карты) земельного участка следует отказать.
Ссылка ответчика на отсутствие спорной документации является необоснованной, поскольку отсутствие такой документации делает невозможным исполнение обязанности по управлению жилыми домами. Кроме того, ответчиком не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих отсутствие документации, либо ее передачу другой управляющей организации или собственникам помещений. В материалах дела имеются доказательства передачи лишь технических паспортов на дома истцу, и передачи проектно-сметной и исполнительной документации администрации городского поселения р.п. Средняя Ахтуба.
Поскольку требование ООО "УК "Ахтуба" о передаче технической документации и иных документов, необходимых для управления домами, ответчиком не исполнено, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности части заявленных истцом исковых требований.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции имеются правовые основания для изменения судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01 сентября 2011 года по делу N А12-9392/2011 изменить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие "Среднеахтубинское жилищно-коммунальное хозяйство" городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Волгоградской области передать обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ахтуба" документы, связанные с управлением многоквартирными домами N 1 по ул. Сибирской, N 76, 79, 80, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 94, 95, 98 по ул. Октябрьская, N 115, 117, 119 по ул. Гагарина, N 22, 24, 26 по ул. Партизанская, N 5 А, 2, 4, 6, 8 по ул. Крестьянская, N 85, 87 по ул. Астраханская, N 15 по ул. Ломоносова, N 59 по ул. Ленина, N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 19, 20, 21, 23, 25, 26, 27, 28, 30, 32, 35, 37, 38, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 50, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 71, 77, 78, 83 в микрорайоне N 1, расположенными на территории городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области:
- 1. документы (акты) о приемке результатов работ (сметы, формы КС-2, КС-3);
- 2. акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
- 3. проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома;
- 4. план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем;
- 5. акты приемки жилых домов от строительных организаций;
- 6. акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику;
- 7. схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения;
- 8. паспорта на дома и земельный участок;
- 9. карточки регистрации по формам N 9 (карточка регистрации) и N 10 (поквартирная карточка).
В остальной части решение оставить без изменения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Среднеахтубинское жилищно-коммунальное хозяйство" городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Волгоградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ахтуба" государственную пошлину за рассмотрение дела в суде первой инстанции в размере 4000 рублей, и за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в размере 2000 рублей.
Суду первой инстанции выдать исполнительный лист в порядке, предусмотренном статьей 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
С.В.НИКОЛЬСКИЙ
Судьи
С.А.ЖАТКИНА
Т.Н.ТЕЛЕГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)