Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 27.10.2009 ПО ДЕЛУ N А19-13080/09

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2009 г. N А19-13080/09


Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шелеминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Чупрова А.И.,
при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области Сергеевой Ю.С. (доверенность от 02.07.2009),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества по газификации и эксплуатации газового хозяйства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 8 июля 2009 года по делу N А19-13080/09, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 4 сентября 2009 года по тому же делу (суд первой инстанции: Шульга Н.О.; суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Доржиев Э.П., Ячменев Г.Г.),
установил:

открытое акционерное общество по газификации и эксплуатации газового хозяйства Иркутской области (далее - ОАО "Иркутскоблгаз", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 10.06.2009 N ЮЛ/С-0949/09-14 Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области (далее - Роспотребнадзор, административный орган) о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 8 июля 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 4 сентября 2009 года решение суда оставлено без изменения.
ОАО "Иркутскоблгаз" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые судебные акты по мотивам неполного выяснения обстоятельств дела, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неприменения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", нарушения статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судом не принято во внимание, что заявление гражданина Кастрикина В.А. не могло стать основанием для внеплановой проверки, так как не содержит сведений о фактах, нарушающих права потребителя. При проведении проверки круг проверяемых вопросов неправомерно расширен; полученные таким образом результаты не могут, в силу Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" являться доказательствами совершения обществом вменяемого нарушения.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает вывод суда о доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, указывая на то, что договор на поставку газа заключен по соглашению сторон и им предусмотрена вся необходимая информация об оказываемой услуге. Указанные в постановлении административного органа условия договора не являются существенными.
Общество указывает на то, что согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 договоры поставки газа, заключенные до вступления в силу Правил поставки газа, сохраняют юридическую силу до истечения срока их действия или до их перезаключения.
В отзыве на кассационную жалобу Роспотребнадзор считает принятые по настоящему делу судебные акты законными и обоснованными, а доводы кассационной жалобы - несостоятельными, не основанными на нормах материального права и фактических обстоятельствах дела.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ОАО "Иркутскоблгаз" надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомление N 17020), своих представителей в суд кассационной инстанции не направило, заявив ходатайство о рассмотрении жалобы без их участия.
В судебном заседании представитель Роспотребнадзора подтвердила доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области, Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, административным органом проведена внеплановая проверка по надзору за соблюдением ОАО "Иркутскоблгаз" законодательства о защите прав потребителей; Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 (далее - Правила поставки газа); Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) на основании распоряжения заместителя руководителя Роспотребнадзора от 05.05.2009 N 002143, в связи с поступлением заявления потребителя от 21.04.2009 входящий N П/466.
В ходе проверки установлено отсутствие в условиях договора на поставку газа N 1027 от 25.03.2009 года, заключенного ОАО "Иркутскоблгаз" с потребителем Кастрикиным В.А., информации, предусмотренной пунктом 15 Правил поставки газа: реквизитов договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении; розничной цены газа для населения, установленной уполномоченным органом по регулированию тарифов на газ; правомочий поставщика газа изменять в одностороннем порядке розничную цену на газ в случае принятия уполномоченным органом по регулированию тарифов на газ для населения акта, устанавливающего (изменяющего) соответствующие цены (тарифы); мер социальной поддержки по оплате газа, предоставленных в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицам, проживающим в помещении, газоснабжение которого необходимо обеспечить (в случае предоставления таких мер); адреса и способа доставки абоненту счета для оплаты поставленного газа; порядка определения объема потребленного газа (по показаниям приборов учета газа или в соответствии с нормативами потребления газа в случае отсутствия приборов учета газа); порядка определения размера платы за потребленный газ; периодичности и порядка проведения поставщиком газа проверок технического состояния и показаний прибора учета газа, технического состояния и сохранности пломб на приборе учета газа и на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, а также установленного газоиспользующего оборудования.
Установлен также факт включения ОАО "Иркутскоблгаз" в названный договор условий, ущемляющих права потребителя, по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, то есть пунктами 45, 46 Правил поставки газа: пунктом 3.2 договора определено, что при неуплате более 2 месяцев подача газа может быть прекращена, возобновление подачи газа осуществляется после погашения задолженности в кассе ОАО "Иркутскоблгаз" за дополнительную плату из расчета произведенных затрат; в пункте 5.1 договора указана обязанность исполнителя до приостановления исполнения договора направить потребителю уведомление о предстоящем приостановлении подачи газа и о его причинах - не позднее, чем за 10 календарных дней до дня приостановления подачи газа.
27.05.2009 по указанным фактам составлен протокол об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением Управления Роспотребнадзора по Иркутской области от 10.06.2009 N ЮЛ/С-0949/09-14 ОАО "Иркутскоблгаз" привлечено к административной ответственности на основании частей 1, 2 статьи 14.8 и в соответствии с частью 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с указанным заявлением.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, исходили из доказанности наличия в действиях ОАО "Иркутскоблгаз" составов вменяемых административных правонарушений, и отсутствия процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении. Суды также указали, что совершенные ОАО "Иркутскоблгаз" административные правонарушения не являются малозначительными, ввиду того, что создали угрозу причинения вреда правам потребителей, существенно нарушили охраняемые государством общественные правоотношения.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы судов соответствующими установленным по данному делу фактическим обстоятельствам и основанными на правильном применении норм материального и процессуального права.
Частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Частью 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно пункту 1 Правил поставки газа настоящие Правила регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.
Пунктом 15 Правил поставки газа предусмотрена информация, которая указывается в договоре на поставку газа. Как установлено судами на основании материалов дела, в условиях договора на поставку газа N 1027 от 25.03.2009 года, заключенного ОАО "Иркутскоблгаз" с потребителем Кастрикиным В.А., вышеприведенная информация не указана.
Доводы общества по поводу необязательности указания данной информации были предметом надлежащего исследования судебными инстанциями, установившими, что отсутствие указанных обязательных условий в договоре с потребителем ограничивает законное право последнего на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой обществом услуге связанной с поставкой газа и техническим обслуживанием газовой установки.
Правовых оснований для переоценки данного вывода у суда кассационной инстанции не имеется.
В силу статьи 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) ущемляющими признаются те условия договора, которые ущемляют права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами в области защиты прав потребителей.
Судебными инстанциями правильно указано, что пункт 3.2 договора, содержащий условие о том, что при неуплате более 2 месяцев подача газа может быть прекращена, возобновление подачи газа осуществляется после погашения задолженности в кассе ОАО "Иркутскоблгаз" за дополнительную плату из расчета произведенных затрат, ущемляет законные права потребителей, поскольку пунктом 45 Правил поставки газа, предусмотрено, что поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа с предварительным письменным уведомлением абонента в случае неоплаты или неполной оплаты потребленного газа в течение 3 расчетных периодов подряд. Согласно пункту 40 Правил расчетным периодом является календарный месяц, если договором не установлено иное.
Суды двух инстанций, руководствуясь пунктом 46 Правил поставки газа обоснованно посчитали, что включение в пункт 5.1 договора условия, которым установлено, что предусмотрен срок направления уведомления о приостановлении подачи газа и его причинах не позднее, чем за 10 календарных дней взамен положенных 2-х уведомлений в срок за 40 календарных дней (для первого уведомления) и за 20 календарных дней (для второго), также ущемляет установленные законом права потребителей.
Учитывая изложенное, выводы судебных инстанций о наличии в действиях ОАО "Иркутскоблгаз" объективной стороны вменяемых административных правонарушений соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального права.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие названные выводы судов, не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции как не соответствующие установленным судами фактическим обстоятельствам дела и несостоятельные в правовом отношении.
Доводы кассационной жалобы о том, что заявление потребителя Кастрикина В.А. не могло стать основанием для внеплановой проверки, и полученные таким образом результаты не могут в силу Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" являться доказательствами совершения обществом вменяемого нарушения, проверены, однако не могут быть учтены в силу следующего. Судом апелляционной инстанции данный довод был надлежащим образом исследован и установлено, что предметом проверки явились факты, изложенные в обращении гражданина: неправомерное разделение оплаты за газ и техническое обслуживание газовой установки, увеличение цены на газ. Согласно материалам дела, обязанность потребителя осуществлять раздельную уплату за газ и техническое обслуживание газовой установки, а также условия увеличения стоимости на газ вытекает непосредственно из договора N 1027 от 25 марта 2009 года между потребителем и обществом, в связи с чем, судом признаны правомерными действия государственного органа, связанные с истребованием и анализом данного договора на соответствие его требованиям законодательства о защите прав потребителей и отклонен довод о нарушении государственным органом в ходе проверки требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ. Кроме того, в материалах дела имеются доказательства, соответствующие требованиям статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подтверждающие факт совершения обществом названных правонарушений (протокол об административном правонарушении от 27.05.2009).
Несостоятельна ссылка заявителя кассационной жалобы на пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549, согласно которому договоры поставки газа, заключенные до вступления в силу Правил, утвержденных настоящим постановлением, сохраняют юридическую силу до истечения срока их действия или до их перезаключения. На момент заключения обществом с потребителем договора от 25.03.2009 N 1027 настоящие Правила, введенные в действие с 09.08.2008, действовали и подлежали применению.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Иркутской области от 8 июля 2009 года по делу N А19-13080/09, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 4 сентября 2009 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.М.ШЕЛЕМИНА
Судьи:
Л.А.КАДНИКОВА
А.И.ЧУПРОВ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)