Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 17.02.2009 ПО ДЕЛУ N А05-9514/2008

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 февраля 2009 г. по делу N А05-9514/2008


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Клириковой Т.В., Самсоновой Л.А., рассмотрев 17.02.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Савинскжилсервис" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.09.2008 (судья Панфилова Н.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2008 (судьи Бочкарева И.Н., Богатырева В.А., Виноградова Т.В.) по делу N А05-9514/2008,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Савинскжилсервис" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением об оспаривании постановления Государственной жилищной инспекции Архангельской области (далее - Инспекция) от 26.08.2008 N 213 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 18.09.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.11.2008, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить указанные судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, в его действиях отсутствует состав правонарушения, поскольку работы по подготовке жилых домов к эксплуатации в зимний период закончены 26.08.2008, тогда как должны быть завершены к 15 сентября. Непродолжительный срок управления жилыми домами не позволил устранить все неисправности к моменту проверки.
Жалоба рассмотрена без участия представителей Общества и Инспекции, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что 30.07.2008 в ходе внеплановой проверки соблюдения Обществом как управляющей организацией правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда Инспекция выявила, что в жилых домах N 7 по переулку Российский и N 19 по улице Октябрьской в поселке Савинский Плесецкого района имеется неисправность внутреннего и наружного остекления лестничных клеток, слуховых окон, неисправны водосточные трубы, частично отсутствует теплоизоляция трубопроводов, имеются сквозные отверстия кровли. Кроме того, в отношении дома N 19 по улице Октябрьской отсутствуют протоколы замера сопротивления изоляции и петли "Ф-0", не заключен договор со специализированной организацией на техническое обслуживание внутридомовых систем газоснабжения.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 30.07.2008 N А-08/7-05/418 и протоколе от 30.07.2008 N А-08/7-03/299 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ. Выявленные нарушения предложено устранить предписанием от 31.07.2008 N А-08/418 в срок до 15.09.2008.
Постановлением Инспекции от 26.08.2008 N 213 Общество признано виновным в совершении указанного правонарушения, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Общество оспорило постановление Инспекции в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявления, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения и не усмотрел нарушений порядка проведения Инспекцией проверки и процедуры привлечения Общества к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, согласился с выводами суда, оставив решение без изменения.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила содержания), которыми предусмотрено, что в состав общего имущества включаются, в частности, межквартирные лестничные площадки, чердаки; крыши; окна и двери помещений общего пользования; трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома (пункт 2). В состав указанного имущества включаются также внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения (пункт 5), внутридомовая система отопления (пункт 6), внутридомовая система электроснабжения (пункт 7).
Согласно пункту 10 названных Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, его текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества (пункт 11 Правил содержания).
Подпунктом "а" пункта 16 Правил содержания предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества собственниками помещений обеспечивается путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способами управления многоквартирным жилым домом являются непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией.
В рассматриваемом случае собственником помещений в многоквартирных домах N 7 по переулку Российский и N 19 по улице Октябрьской в поселке Савинский Плесецкого района (Администрацией Муниципального образования "Савинское") выбрано в качестве способа управления многоквартирными домами управление управляющей организацией. Управляющей организацией избрано Общество (договор управления многоквартирным домом от 06.06.2008).
Таким образом, именно Общество в силу приведенных норм обязано осуществлять осмотр, а также ремонт общего имущества указанных многоквартирных жилых домов.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила и нормы технической эксплуатации), согласно пунктам 2.6.6, 4.6.1.1, 4.6.4.1, 4.7.2, 4.8.14, 5.6.2 и 5.6.6 которых организация по обслуживанию жилищного фонда в неотапливаемых помещениях обеспечивает ремонт изоляции труб водопровода и канализации, противопожарного водопровода; исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; нормальную, безаварийную работу силовых, осветительных установок и оборудования автоматизации, внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей. Неисправности системы водоотвода, заполнений оконных и дверных проемов следует устранять по мере выявления дефектов, не допуская ухудшения работы системы; на лестничных клетках должно быть исправным остекление.
Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 7.22 КоАП РФ.
Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
Судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждается наличие неисправностей общего имущества жилых домов, обслуживаемых Обществом. Это обстоятельство заявителем не оспаривается.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом Правил и норм технической эксплуатации в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется. Отсутствие денежных средств, необходимых для выполнения ремонтных работ, не свидетельствует о наличии таких обстоятельств.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований, придя к правильному выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Кассационной коллегией отклоняется ссылка подателя жалобы на окончание 26.08.2008 работ по подготовке жилых домов к эксплуатации в зимний период.
Как правильно указано судом первой инстанции, согласно приложению N 2 к Правилам и нормам технической эксплуатации, неисправности кровли, оконных заполнений, системы организованного водоотвода должны устраняться в срок от 1 до 5 суток с момента их обнаружения или заявки жильцов.
Учитывая изложенное, оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Доводы кассационной жалобы фактически направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.09.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2008 по делу N А05-9514/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Савинскжилсервис" - без удовлетворения.

Председательствующий
О.А.АЛЕШКЕВИЧ

Судьи
Т.В.КЛИРИКОВА
Л.А.САМСОНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)