Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 06.08.2010 ПО ДЕЛУ N А32-4660/2010-51/153-72АЖ

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 августа 2010 г. по делу N А32-4660/2010-51/153-72АЖ


Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 августа 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Бобровой В.А. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Тепловые сети Апшеронского района" - Коханцева Р.А. (доверенность от 20.01.2010), от заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции Краснодарского края - Андрейчиковой А.О. (доверенность от 18.06.2010), рассмотрев кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2010 (судьи Захарова Л.А., Гуденица Т.Г., Золотухина С.И.) по делу N А32-4660/2010-51/153-72АЖ, установил следующее.
ООО "Тепловые сети Апшеронского района" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - жилищная инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 21.01.2010 N 000685 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде взыскания 5 тыс. рублей штрафа.
Решением от 12.02.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава административного правонарушения.
Постановлением апелляционной инстанции от 12.05.2010 решение суда от 12.02.2010 отменено, постановление от 21.01.2010 N 000685 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса, признано незаконным. Судебный акт мотивирован отсутствием доказательств вины общества в совершении административного правонарушения. Общество не осуществляет эксплуатацию и обслуживание внутридомовых инженерных систем; причины несоответствия температурного режима теплоснабжения инспекцией не устанавливались; на момент проведения проверки приборы учета на вводе в жилой дом отсутствовали.
В кассационной жалобе жилищная инспекция просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
Заявитель жалобы указывает, что плата за предоставление тепловой энергии производится собственниками помещений непосредственно обществу, следовательно, общество является исполнителем данной услуги, общество одобрило факт предоставления коммунальной услуги в виде отопления с отсутствием паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит постановление апелляционного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, жилищной инспекцией проведена внеплановая проверка по соблюдению нормативного уровня и режима обеспечения коммунальными услугами собственников многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Хадыженск, ул. Котовского, 15 (квартиры 3 и 4), в связи с обращением гражданки Галышиной С.А. В ходе проверки административный орган установил, что общество нарушило Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307. Несоблюдение обществом нормативного уровня обеспечения теплоносителя в жилом доме зафиксировано в акте от 10.12.2009 и протоколе об административном правонарушении от 10.12.2009 N 000991.
Постановлением от 21.01.2010 N 000685 жилищная инспекция привлекла общество к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса в виде 5 тыс. рублей штрафа.
Общество не согласилось с постановлением административного органа и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила), коммунальными услугами является деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
При этом под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Ресурсоснабжающей организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Потребителем является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что отопление - поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам.
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 49 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором.
В силу пункта 7 Правил при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 75 Правил исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 15 приложения N 1 к Правилам качество коммунальных услуг по отоплению предполагает обеспечение температуры воздуха в жилых помещениях не ниже + 18 градусов (в угловых комнатах - + 20 градусов). Отклонение температуры воздуха в жилом помещении не допускается. Согласно акту проверки от 10.12.2009 N 003617 температура в указанных квартирах в угловых помещениях составила + 18 градусов.
Суд апелляционной инстанции установил, что общество, являясь ресурсоснабжающей организацией, заключило с собственниками помещений в многоквартирном доме договоры поставки тепловой энергии, в соответствии с которыми общество обязалось поставлять потребителю тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения через присоединенное к его сетям, отвечающее установленным техническим требованиям энергопринимающее устройство. Обеспечение готовности к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, является обязанностью собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 2.3.3 указанного договора).
На основании изложенного апелляционная инстанция сделал вывод, что общество как ресурсоснабжающая организация не осуществляет эксплуатацию и обслуживание внутридомовых инженерных сетей, и несет ответственность за режим и качество тепловой энергии только на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом апелляционная инстанция не учла, что имеющиеся в материалах дела копии уведомлений о заключении договоров поставки тепловой энергии свидетельствуют об их заключении 15.12.2009 - после проведения административным органом 10.12.2009 проверки деятельности общества (л. д. 41).
В материалах дела имеется копия акта замеров температуры теплоносителя на вводе в жилом доме N 15 по улице Котовского г. Хадыженска, проведенного работниками общества и представителя администрации Хадыженского поселения, содержащего информацию о температуре теплоносителя на вводе в дом на подающем трубопроводе и на обратном трубопроводе (л. д. 38).
Относимость указанного доказательства к делу суд не исследовал, оценку этому документу не дал, соответствие названных в акте температур (в случае относимости и допустимости доказательства) предъявляемым требованиям, границы ответственности за содержание сетей, входящих в состав общего имущества, не определил.
Между тем, в силу пункта 7 Положения ресурсоснабжающая организация при отсутствии договора с исполнителем коммунальных услуг несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры.
Следовательно, ссылка апелляционной инстанции на договоры, условиями которых на собственников возложены обязанности по содержанию общего имущества, заключенные после завершения проверки, повлиявшие на решение вопроса об отсутствии в действиях общества вмененного ему состава правонарушения, в рассматриваемой ситуации необоснованна.
Поскольку вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии вины общества в связи с отсутствием у него обязанности по содержанию сетей основан на неполном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств, судебный акт подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение для исследования и оценки имеющихся в материалах дела доказательств и проверки всех доводов участвующих в деле лиц.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2010 по делу N А32-4660/2010-51/153-72АЖ отменить, дело направить на новое рассмотрение в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.А.ЧЕРНЫХ

Судьи
В.А.БОБРОВА
Т.В.ПРОКОФЬЕВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)