Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.09.2010 ПО ДЕЛУ N А75-970/2010

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 сентября 2010 г. по делу N А75-970/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2010 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеенко Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6037/2010) общества с ограниченной ответственностью "Ханты-Мансийская эксплуатационная компания" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.05.2010 по делу N А75-970/2010 (судья Шабанова Г.А.), принятое по исковому заявлению муниципального предприятия "Управление теплоснабжения и инженерных сетей" к обществу с ограниченной ответственностью "Ханты-Мансийская эксплуатационная компания"
3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "Информационно-расчетный центр"
о взыскании 5 594 189 руб. 08 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
- от общества с ограниченной ответственностью "Ханты-Мансийская эксплуатационная компания" - не явился, извещен;
- от муниципального предприятия "Управление теплоснабжения и инженерных сетей" - Галева Т.А., предъявлен паспорт, по доверенности N 1953 от 07.09.2010 сроком действия до 31.12.2011;
- от общества с ограниченной ответственностью "Информационно-расчетный центр" - не явился, извещен;

- установил:

муниципальное предприятие "Управление теплоснабжения и инженерных сетей" (далее по тексту - МП Управление теплоснабжения и инженерных сетей", Предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Ханты-Мансийская эксплуатационная компания" (далее по тексту - ООО "Ханты-Мансийская эксплуатационная компания", ООО "Экском", ответчик) 5 594 189 руб. 08 коп. задолженности по оплате услуг по поставке тепловой энергии.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.05.2010 по делу N А75-970/2010 заявленные истцом требования удовлетворены.
Суд первой инстанции взыскал с ООО "Ханты-Мансийская эксплуатационная компания" в пользу МП "Управление теплоснабжения и инженерных сетей" 5 594 189 руб. 08 коп. задолженности по оплате услуг по поставке тепловой энергии, а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 39 470 руб. 95 коп.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", положениями Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительством Российской Федерации, исходил из того, что ООО "Ханты-Мансийская эксплуатационная компания", являясь исполнителем коммунальных услуг и абонентом, обязано оплачивать фактически полученную от ООО "Ханты-Мансийская эксплуатационная компания" тепловую энергию.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Ханты-Мансийская эксплуатационная компания" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.05.2010 по делу N А75-970/2010 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, заявленных истцом.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указал, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права, а выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела. В частности, податель апелляционной жалобы ссылается на пункт 4.1 договора от 17.06.2009, заключенного между ООО "Ханты-Мансийская эксплуатационная компания" и МП "Управление теплоснабжения и инженерных сетей", согласно которому расчет за использованную энергию осуществляется конечными потребителями (собственниками жилья, арендаторами и т.д.) непосредственно на расчетный счет энергоснабжающей организации по единой информационно-расчетной системе "Город" с участием банковских учреждений. Как указано в жалобе, договором от 17.06.2009 также предусмотрена обязанность и ответственность за взыскание сумм задолженности конечных потребителей за оказанные услуги по централизованному отоплению и горячему водоснабжению, а также обязанность по расчету, начислению, предъявлению и взысканию корректировки размера платы за отоплению возлагается непосредственно на общество с ограниченной ответственностью "Информационно-расчетный центр" (ООО "Информационно-расчетный центр"). Учитывая указанное, ответчик пришел к выводу об отсутствии у него обязанности по оплате спорной задолженности, поскольку оплачивать потребленную энергию должны конечные потребители.
Представитель МП "Управление теплоснабжения и инженерных сетей" в судебном заседании поддержала доводы отзыва на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы не состоятельными.
Ответчик и ООО "Информационно-расчетный центр", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Ходатайства об отложении судебного заседания не представлено. ООО "Информационно-расчетный центр" письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлены.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя истца, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ООО "Экском" на основании статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и решений общих собраний собственников помещений многоквартирных домов заключены договоры с собственниками, нанимателями жилых помещений (далее - Владельцы), по условиям которых ответчик по заданию Владельца обязался оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и обеспечивать предоставление Владельцам коммунальных услуг (т. 2, л.д. 27 - 34).
Согласно пунктам 1.4 представленных ответчиком договоров, Владелец обязуется нести в полной мере бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, своевременно и в полном объеме оплачивать оказанные ему ООО "Экском" услуги, а также коммунальные услуги, оказываемые Владельцу специализированными организациями на основании договоров, заключенных ответчиком с этими организациями.
При этом Владелец поручает ООО "Экском" заключать от его имени, по его заданию, за его счет и в его интересах договоры с организациями, осуществляющими предоставление коммунальных услуг и иных услуг, направленных на удовлетворение бытовых и хозяйственных нужд Владельца, совершать в соответствии с этим поручением юридические и иные действия, направленные на оказание соответствующих услуг (пункт 1. 5 договоров).
Пунктом 2.3 договоров предусмотрено, что порядок внесения платы за коммунальные услуги определяется Правительством Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В силу пункта 2.5 договором оплата коммунальных услуг производится Владельцем ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим, по единой автоматизированной информационно-расчетной системе "Город" в следующем порядке: оплата услуг по содержанию и ремонту общего имущества производится на расчетный счет ответчика, оплата коммунальных услуг производится непосредственно на расчетные счета ресурсоснабжающих организаций путем подачи показаний индивидуальных приборов учета оператору Банка через операционные кассы ОАО "Ханты-Мансийский банк" либо при помощи платежных карт через банкоматы и информационно-платежные киоски.
Разделом 5 договоров с жильцами предусмотрена ответственность сторон. В частности, пунктом 5.1 договоров предусмотрено право ООО "Экском" при несвоевременном или неполном внесении Владельцем платы за жилищно-коммунальные услуги взыскивать пени, а пунктом 5.6 - ограничить или временно прекратить предоставление услуг по настоящему договору в случае задержки Владельцем оплаты за коммунальные услуги на срок более 6 месяцев или при неоплате услуг в сумме шести месячных размеров плат.
17.06.2009 между ООО "Экском" (Управляющая организация) и МП "Управление теплоснабжения и инженерных сетей" (Энергоснабжающая организация) заключен договор (т. 1, л.д. 6 - 10), в соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 которого истец обязался подавать в жилые дома, находящиеся в управлении ответчика тепловую энергию для последующего представления через внутридомовые сети собственникам, арендаторам, нанимателям, пользователя жилых и нежилых помещений, услуг центрального отопления и горячего водоснабжения, а Управляющая компания обязалась обеспечить условия для оплаты тепловой энергии в соответствии с настоящим договором, обеспечить исправность приборов и оборудования, связанных с учетом и потреблением тепловой энергии.
Пунктами 6.1 и 6.2 указанного договора определено, что настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и действует по 31.12.2009, а в части расчетов - до полного их завершения. Условия настоящего договора в соответствующей его части применяются к отношениям сторон, возникшим с 01.01.2009.
Сторонами согласован порядок учета и определение количества электрической энергии (раздел 2 договора).
Так, в соответствии с пунктом 2.1 договора при наличии приборов учета ресурсов ежемесячные расчеты производятся исходя из зарегистрированного приборами учета объема поставки воды и тепла и установленных тарифов. Снятие показаний приборов учета оформляется двухсторонним актом, подписываемым представителями сторон договора.
При отсутствии или неисправности приборов учета количество отпускаемой тепловой энергии, затраченной на подогрев воды, рассчитывается согласно методике определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения Расчет количества тепловой энергии приведен в приложении N 1 к договору.
Стоимость и порядок расчетов за потребленную электрическую энергию предусмотрены разделом 4 договора.
Так, согласно пункту 4.1 договора расчет за тепловую энергию, использованную для оказания услуг по центральному отоплению и горячему водоснабжению осуществляют конечные потребители (собственники, арендаторы, наниматели, пользователи жилых и нежилых помещений) посредством перечисления денежных средств непосредственно на расчетный счет Предприятия по единой информационно-расчетной системе "Город" с участием банковских учреждений.
Пунктом 4.2 договора определено, что во исполнение пункта 4.1 договора стороны заключают:
а) трехсторонние договоры с банковскими учреждениями на предмет приема и перечисления платы конечных потребителей за услуги по центральному отоплению и горячему водоснабжению. В данном случае возможно заключение четырехсторонних договоров с привлечением в качестве четвертой стороны ОАО "Информационно-расчетный центр (ОАО - "ИРЦ");
б) трехсторонний договор с ОАО "ИРЦ" на предмет организации начисления конечным потребителям платы за услуги по центральному отоплению и горячему водоснабжению с применением специализированного программного продукта ОАО "ИРЦ".
Во исполнение указанного пункта сторонами заключены соответствующие договоры. Так, 01.07.2009 N 014 между ООО "Экском", МП "УТС" и ОАО "ИРЦ" заключено трехстороннее соглашение на предмет предоставления ОАО "ИРЦ" услуг в части начисления и обработки платежей за предоставленные МП "УТС" коммунальных услуг (теплоснабжение, горячее водоснабжение) физическим лицам, проживающим в жилом фонде, находящемся в управлении ООО "Экском" (т. 1, л.д. 110 - 112).
10.03.2010 между ООО "Экском", МП "УТиС" и ОАО "Ханты-Мансийский банк" заключено трехстороннее соглашение, предметом которого является участие сторон в процессе приема Банком через операционные кассы вне кассового узла, дополнительные офисы Банка денежных средств от абонентов (физических лиц, являющихся плательщиками коммунальных услуг) в качестве оплаты жилищно-коммунальных услуг на условиях соглашения с применением программного обеспечения "Инфо-Югра" и перечисления принятых денежных средств на счета Управляющей компании и Энергоснабжающей организации, открытые в Банке. Цена 1 Гкал с 01.01.2009 составляет 1 351, 1 руб., в т.ч. НДС (пункт 4.3 договора).
Согласно пункту 4.5 договора в целях осуществления учета потребления тепловой энергии Энергоснабжающая организация выставляет Управляющей организации счета-фактуры и акты выполненных работ раздельно по каждому дому. Управляющая компания принимает счета-фактуры и акты выполненных работ и при отсутствии разногласий возвращает Энергоснабжающей организации один экземпляр подписанного акта выполненных работ.
В связи с неоплатой в полном объеме оказанных услуг по поставке тепловой энергии и подогрева воды в период с февраля по октябрь 2009 года, истец обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с настоящим исковым заявлением.
Как было указано выше, суд первой инстанции удовлетворил заявленные истцом требования в полном объеме.
Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что требования истца являются обоснованными и правомерно удовлетворены судом первой инстанции. При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Подпунктом 17 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2004 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предусмотрено, что в жилищном секторе потребителями услуг тепло-, водоснабжения в многоквартирных домах являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, управляющие организации, которые приобретают товары, услуги для предоставления их лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или собственники помещений в случае непосредственного управления таким домом последними.
Из части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что помимо прочего плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение и отопление (теплоснабжение).
Статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации урегулированы вопросы внесения платы за коммунальные услуги. В соответствии с пунктами 4 и 7 данной статьи при управлении домами управляющей организацией наниматели и собственники жилых помещений вносят плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается:
- - исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления;
- - по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать решение вопросов предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление одной управляющей организацией.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
По договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию другой стороны (в том числе собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления жилищного кооператива) обязана помимо прочего предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация (статья 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из приведенных норм следует, что управляющая компания отвечает по своим обязательствам за поставку тепловой энергии в пределах обязательств граждан по оплате отопления в многоквартирном доме.
Отношения, связанные с предоставлением услуг по теплоснабжению непосредственно гражданам, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
В пункте 3 Правил N 307 предусмотрено, что исполнителем коммунальных услуг может быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Потребителем, в силу пункта 3 Правил N 307, является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов, согласно пункту 3 Правил N 307 признаются ресурсоснабжающей организацией.
Согласно пункту 4 Правил N 307 коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исполнителем может являться управляющая организация, в обязанности которой входит заключение договора с ресурсоснабжающими организациями или самостоятельное производство коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг потребителям (подпункт в пункта 49 Правил N 307).
Согласно пункту 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В силу пункта 15 Правил N 307 в случае если исполнителем является управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем коммунальных ресурсов осуществляется по тарифам в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые используются для расчета платы за коммунальные услуги гражданами.
Согласно пункту 49 Правил N 307 исполнитель обязан, в частности, предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям. Таким образом, в отношениях с собственниками жилья управляющая компания выступает в качестве исполнителя коммунальных услуг и должна руководствоваться названными Правилами.
Таким образом, учитывая содержание указанных норм права, апелляционный суд пришел к следующим выводам, во-первых, собственники помещений в многоквартирных домах, выбрав способ управления домом, в силу закона передают весь комплекс полномочий по управлению домами управляющей организации, в том числе по предоставлению коммунальных услуг.
Во-вторых, исполнитель коммунальных услуг не является их потребителем.
В- третьих, учитывая, что ООО "Ханты-Мансийская эксплуатационная компания", как управляющая организация должно осуществлять комплекс полномочий по управлению многоквартирными жилыми домами, именно ответчик является исполнителем коммунальных услуг и абонентом МП "Управление теплоснабжения и инженерных сетей".
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, поскольку в данном случае тепловой энергией снабжались объекты жилого фонда, находящиеся в управлении ООО "Экском", что ответчиком не оспаривается, отношения по снабжению тепловой энергией складываются не между жильцами дома и энергоснабжающей организацией, а непосредственно между МП "Управление теплоснабжения и инженерных сетей" и исполнителем коммунальных услуг - ООО "Экском". Соответственно, именно ответчик обязан оплатить фактически полученную от истца энергию.
При этом, в данном случае суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что наличие трехсторонних соглашений с ОАО "ИРЦ" и ОАО "Ханты-Мансийский банк" свидетельствует о том, что ООО "Экском", являясь исполнителем коммунальных услуг в отношении граждан-потребителей коммунальных услуг организует сбор платежей и обеспечивает их перечисление ресурсоснабжающей организации. Кроме того, задолженность взыскивается за период февраль - октябрь 2009 года, а договор с ОАО "ИРЦ" заключен и действует с 01.07.2009, а с ОАО "Ханты-Мансийский банк" с 10.03.2010.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускается.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В данном случае судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что истец свои обязательства по поставке энергии выполнил в полном объеме, однако, доказательства оплаты ответчиком полученных услуг в материалах дела отсутствуют, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика в пользу истца 5 594 189 руб. 08 коп. задолженности по оплате услуг по поставке тепловой энергии.
Ответчиком не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы ООО "Экском", изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Судебные расходы в размере 2 000 руб., связанные с уплатой государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на ее подателя, то есть на ООО "Ханты-Мансийская эксплуатационная компания".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.05.2010 по делу N А75-970/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
А.Н.ЛОТОВ

Судьи
О.А.СИДОРЕНКО
Н.А.ШИНДЛЕР
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)