Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив); Членство в жилищном и жилищно-строительном кооперативе
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
1 июня 2005 г. Дело N 09АП-5348/05-АК
Резолютивная часть постановления объявлена 01.06.2005.
Постановление в полном объеме изготовлено 07.06.2005.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего П.Е., судей Я.Э., П.В., при ведении протокола судебного заседания судьей П.Е., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу жилищно-строительного кооператива "Рублево" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.04.2005 по делу N А40-68470/04-130-667 судьи К. по заявлению жилищно-строительного кооператива "Рублево" к Департаменту земельных ресурсов города Москвы о признании незаконными действий и обязании выдать кадастровый план, при участии в судебном заседании: представителя заявителя Л. (доверенность от 15.03.2004, паспорт 45 98 522598), представителей Департамента земельных ресурсов города Москвы М. (доверенность N 33-И-3/5-(122) от 27.01.2005, удостоверение N 0991), Д. (доверенность N 33-И-3/5-(114) от 20.01.2005, удостоверение N 0106),
жилищно-строительный кооператив "Рублево" обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (до 03.02.2004 - Московский земельный комитет) о признании незаконными действий ответчика, выразившихся в отказе выдать кадастровый план земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Кунцевская, дом 4. корпус 1, и об обязании выдать кадастровый план.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 04.04.2005 в удовлетворении заявленных ЖСК "Рублево" требований отказано.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на то, что оспариваемые действия ответчика не противоречат Федеральному закону "О государственном земельном кадастре" от 02 января 2000 года N 28-ФЗ.
Не согласившись с принятым решением, ЖСК "Рублево" обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебное решение в связи с нарушением норм материального права. При этом податель жалобы ссылается на то, что выводы суда первой инстанции о том, что земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Кунцевская, дом 4, корпус 1, не имеет кадастрового номера и межевание земельного участка не произведено, не соответствуют действительности, так как здание, расположенное на упомянутом выше участке, имеет кадастровый номер.
Представители Департамента земельных ресурсов города Москвы в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзыве на нее, и просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. При этом Департамент указал, что оспариваемые действия ответчиков не нарушают прав и охраняемых Законом интересов заявителя и соответствуют Закону.
Рассмотрев дело в присутствии представителей заявителя и ответчика, в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя Департамента земельных ресурсов г. Москвы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного решения, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, в Департамент земельных ресурсов города Москвы поступило обращение ЖСК "Рублево" за N 35 от 24.03.2004 с просьбой предоставить кадастровый план земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Кунцевская, дом 4, корпус 1. Указанный земельный участок был закреплен за заявителем решением N 24/9 от 22.05.1981 Кунцевского райисполкома под строительство 16-этажного жилого дома. В качестве приложений к письму были предоставлены: экспликация земельного участка, вышеупомянутое решение Кунцевского райисполкома и декларация о факте использования земельного участка в г. Москве. Позже в Департамент поступило еще одно обращение ЖСК "Рублево" за N 37 от 01.04.2004 с просьбой оформить право собственности на указанный земельный участок. К письму прилагался план земельного участка.
Департамент земельных ресурсов города Москвы направил заявителю письмо за N 33-И-07-1770/04 от 27.04.2004, отказав ЖСК "Рублево" в выдаче кадастрового плана, указав причиной отказа не проведение последним межевания земельного участка и не предоставление распорядительного документа префектуры Западного административного округа г. Москвы, определяющего границы и размер земельного участка. В качестве оснований для отказа Департамент земельных ресурсов города Москвы указал несоблюдение заявителем норм, предусмотренных статьей 36 Земельного кодекса РФ.
В заявлении и апелляционной жалобе ЖСК "Рублево" ссылается на тот факт, что в техническом паспорте здания по адресу: г. Москва, ул. Кунцевская, дом 4, корп. 1, расположенного на земельном участке, кадастровый план которого истребовался Департаментом земельных ресурсов города Москвы, указан кадастровый номер здания: 77-07-04007-000-00012161. Структура кадастрового номера здания содержит поле - номер земельного участка (в данном случае - ООО), соответственно, по мнению заявителя, кадастровый учет земельного участка произведен, его границы определены решением Кунцевского райисполкома о предоставлении земельного участка под строительство жилого дома, исходя из чего законных оснований в отказе предоставления кадастрового плана у ответчика не имелось.
Порядок проведения государственного кадастрового учета земельных участков установлен статьей 19 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" N 28-ФЗ от 02.01.2000, в соответствии с которой для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
ЖСК "Рублево" при обращении в Территориальное объединение регулирования землепользования Западного административного округа города Москвы не предоставил указанные в п. 2 ст. 19 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" документы. Ссылки заявителя на обстоятельства, свидетельствующие о наличии указанных документов в Департаменте земельных ресурсов города Москвы, несостоятельны, так как указанная норма Закона прямо устанавливает обязанность заявителя на предоставление документов, поименованных в ст. 19 Федерального закона "О государственном земельном кадастре".
Кроме того, в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставлением соответствующих земельных участков, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана). В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) и утверждает проект его границ. В решении Кунцевского райисполкома N 24/9 от 22.05.1981, на которое ссылается заявитель как на документ, закрепляющий за ним право на данный земельный участок, не содержалось указания, на каком именно праве - собственности, аренды и т.п., предоставлен земельный участок, не определена площадь земельного участка, не установлены его границы. Органом исполнительной власти, обладающим правом предоставления земельных участков, в соответствии с п. 2.2.2.17 Положения о префектуре административного округа г. Москвы, утвержденного постановлением правительства г. Москвы от 3 декабря 2002 года N 981-ПП, является префектура административного округа города Москвы, в данном случае - Западного. С заявлением в префектуру ЗАО с просьбой изготовить кадастровый план и провести межевание земельного участка ЖСК "Рублево" не обращался. Как следствие этого, невозможно было и принятие префектурой Западного округа города Москвы распорядительного документа, устанавливающего границы и размер земельного участка, а также принятие решения о предоставлении земельного участка в собственность ЖСК "Рублево".
Регистрация права собственности на земельные участки в соответствии со статьей 9 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" N 122-ФЗ от 21.07.1997 осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации, и его территориальными органами, действующими в соответствующих регистрационных округах. Ни префектура ЗАО г. Москвы, ни Департамент земельных ресурсов города Москвы не являются такими органами и, соответственно, они не уполномочены на проведение регистрационных действий.
Положением о структуре и порядке учета кадастровых номеров объектов недвижимости, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 года N 475, действовавшим на момент присвоения кадастрового номера здания по адресу: г. Москва, ул. Кунцевская, дом 4, корп. 1, была определена структура кадастрового номера здания, которая содержала поле - номер земельного участка, присваиваемый исходя из существующего порядка учета земельных участков. В соответствии с названным Положением, в случае отсутствия номера земельного участка в этом поле должен проставляться 0 (ноль), отсутствие кадастрового номера земельного участка не может служить основанием для отказа в присвоении кадастрового номера зданию, сооружению, жилому и нежилому помещению, расположенным на этом участке. В таком случае формируется кадастровый номер, в котором вместо номера земельного участка ставится 0 (ноль), а номер зданию, сооружению, жилому и нежилому помещению присваивается в общем порядке. Зданию, находящемуся в городе Москве по адресу: ул. Кунцевская, дом 4. корпус 1, присвоен кадастровый номер 77-07-04007-000-00012161. Четвертое поле кадастрового номера здания содержит указание на номер земельного участка, на котором это здание расположено. В данном случае это - 000. Таким образом, на момент вынесения ответчиком отказа в предоставлении кадастрового плана, земельный участок, на котором расположено здание, кадастрового номера не имел.
Исходя из вышеизложенного, следует признать правильным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемые действия ответчика соответствуют Закону, отказ последнего в удовлетворении заявленных ЖСК "Рублево" требований является законным и обоснованным.
В отсутствие иных доводов жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, правильно применил нормы материального права, подлежащие применению.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного акта у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.04.2005 по делу N А40-68470/04-130-667 оставить без изменения, апелляционную жалобу жилищно-строительного кооператива "Рублево" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.06.2005, 07.06.2005 N 09АП-5348/05-АК ПО ДЕЛУ N А40-68470/04-130-667
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив); Членство в жилищном и жилищно-строительном кооперативе
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
1 июня 2005 г. Дело N 09АП-5348/05-АК
Резолютивная часть постановления объявлена 01.06.2005.
Постановление в полном объеме изготовлено 07.06.2005.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего П.Е., судей Я.Э., П.В., при ведении протокола судебного заседания судьей П.Е., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу жилищно-строительного кооператива "Рублево" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.04.2005 по делу N А40-68470/04-130-667 судьи К. по заявлению жилищно-строительного кооператива "Рублево" к Департаменту земельных ресурсов города Москвы о признании незаконными действий и обязании выдать кадастровый план, при участии в судебном заседании: представителя заявителя Л. (доверенность от 15.03.2004, паспорт 45 98 522598), представителей Департамента земельных ресурсов города Москвы М. (доверенность N 33-И-3/5-(122) от 27.01.2005, удостоверение N 0991), Д. (доверенность N 33-И-3/5-(114) от 20.01.2005, удостоверение N 0106),
УСТАНОВИЛ:
жилищно-строительный кооператив "Рублево" обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (до 03.02.2004 - Московский земельный комитет) о признании незаконными действий ответчика, выразившихся в отказе выдать кадастровый план земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Кунцевская, дом 4. корпус 1, и об обязании выдать кадастровый план.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 04.04.2005 в удовлетворении заявленных ЖСК "Рублево" требований отказано.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на то, что оспариваемые действия ответчика не противоречат Федеральному закону "О государственном земельном кадастре" от 02 января 2000 года N 28-ФЗ.
Не согласившись с принятым решением, ЖСК "Рублево" обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебное решение в связи с нарушением норм материального права. При этом податель жалобы ссылается на то, что выводы суда первой инстанции о том, что земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Кунцевская, дом 4, корпус 1, не имеет кадастрового номера и межевание земельного участка не произведено, не соответствуют действительности, так как здание, расположенное на упомянутом выше участке, имеет кадастровый номер.
Представители Департамента земельных ресурсов города Москвы в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзыве на нее, и просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. При этом Департамент указал, что оспариваемые действия ответчиков не нарушают прав и охраняемых Законом интересов заявителя и соответствуют Закону.
Рассмотрев дело в присутствии представителей заявителя и ответчика, в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя Департамента земельных ресурсов г. Москвы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного решения, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, в Департамент земельных ресурсов города Москвы поступило обращение ЖСК "Рублево" за N 35 от 24.03.2004 с просьбой предоставить кадастровый план земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Кунцевская, дом 4, корпус 1. Указанный земельный участок был закреплен за заявителем решением N 24/9 от 22.05.1981 Кунцевского райисполкома под строительство 16-этажного жилого дома. В качестве приложений к письму были предоставлены: экспликация земельного участка, вышеупомянутое решение Кунцевского райисполкома и декларация о факте использования земельного участка в г. Москве. Позже в Департамент поступило еще одно обращение ЖСК "Рублево" за N 37 от 01.04.2004 с просьбой оформить право собственности на указанный земельный участок. К письму прилагался план земельного участка.
Департамент земельных ресурсов города Москвы направил заявителю письмо за N 33-И-07-1770/04 от 27.04.2004, отказав ЖСК "Рублево" в выдаче кадастрового плана, указав причиной отказа не проведение последним межевания земельного участка и не предоставление распорядительного документа префектуры Западного административного округа г. Москвы, определяющего границы и размер земельного участка. В качестве оснований для отказа Департамент земельных ресурсов города Москвы указал несоблюдение заявителем норм, предусмотренных статьей 36 Земельного кодекса РФ.
В заявлении и апелляционной жалобе ЖСК "Рублево" ссылается на тот факт, что в техническом паспорте здания по адресу: г. Москва, ул. Кунцевская, дом 4, корп. 1, расположенного на земельном участке, кадастровый план которого истребовался Департаментом земельных ресурсов города Москвы, указан кадастровый номер здания: 77-07-04007-000-00012161. Структура кадастрового номера здания содержит поле - номер земельного участка (в данном случае - ООО), соответственно, по мнению заявителя, кадастровый учет земельного участка произведен, его границы определены решением Кунцевского райисполкома о предоставлении земельного участка под строительство жилого дома, исходя из чего законных оснований в отказе предоставления кадастрового плана у ответчика не имелось.
Порядок проведения государственного кадастрового учета земельных участков установлен статьей 19 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" N 28-ФЗ от 02.01.2000, в соответствии с которой для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
ЖСК "Рублево" при обращении в Территориальное объединение регулирования землепользования Западного административного округа города Москвы не предоставил указанные в п. 2 ст. 19 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" документы. Ссылки заявителя на обстоятельства, свидетельствующие о наличии указанных документов в Департаменте земельных ресурсов города Москвы, несостоятельны, так как указанная норма Закона прямо устанавливает обязанность заявителя на предоставление документов, поименованных в ст. 19 Федерального закона "О государственном земельном кадастре".
Кроме того, в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставлением соответствующих земельных участков, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана). В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) и утверждает проект его границ. В решении Кунцевского райисполкома N 24/9 от 22.05.1981, на которое ссылается заявитель как на документ, закрепляющий за ним право на данный земельный участок, не содержалось указания, на каком именно праве - собственности, аренды и т.п., предоставлен земельный участок, не определена площадь земельного участка, не установлены его границы. Органом исполнительной власти, обладающим правом предоставления земельных участков, в соответствии с п. 2.2.2.17 Положения о префектуре административного округа г. Москвы, утвержденного постановлением правительства г. Москвы от 3 декабря 2002 года N 981-ПП, является префектура административного округа города Москвы, в данном случае - Западного. С заявлением в префектуру ЗАО с просьбой изготовить кадастровый план и провести межевание земельного участка ЖСК "Рублево" не обращался. Как следствие этого, невозможно было и принятие префектурой Западного округа города Москвы распорядительного документа, устанавливающего границы и размер земельного участка, а также принятие решения о предоставлении земельного участка в собственность ЖСК "Рублево".
Регистрация права собственности на земельные участки в соответствии со статьей 9 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" N 122-ФЗ от 21.07.1997 осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации, и его территориальными органами, действующими в соответствующих регистрационных округах. Ни префектура ЗАО г. Москвы, ни Департамент земельных ресурсов города Москвы не являются такими органами и, соответственно, они не уполномочены на проведение регистрационных действий.
Положением о структуре и порядке учета кадастровых номеров объектов недвижимости, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 года N 475, действовавшим на момент присвоения кадастрового номера здания по адресу: г. Москва, ул. Кунцевская, дом 4, корп. 1, была определена структура кадастрового номера здания, которая содержала поле - номер земельного участка, присваиваемый исходя из существующего порядка учета земельных участков. В соответствии с названным Положением, в случае отсутствия номера земельного участка в этом поле должен проставляться 0 (ноль), отсутствие кадастрового номера земельного участка не может служить основанием для отказа в присвоении кадастрового номера зданию, сооружению, жилому и нежилому помещению, расположенным на этом участке. В таком случае формируется кадастровый номер, в котором вместо номера земельного участка ставится 0 (ноль), а номер зданию, сооружению, жилому и нежилому помещению присваивается в общем порядке. Зданию, находящемуся в городе Москве по адресу: ул. Кунцевская, дом 4. корпус 1, присвоен кадастровый номер 77-07-04007-000-00012161. Четвертое поле кадастрового номера здания содержит указание на номер земельного участка, на котором это здание расположено. В данном случае это - 000. Таким образом, на момент вынесения ответчиком отказа в предоставлении кадастрового плана, земельный участок, на котором расположено здание, кадастрового номера не имел.
Исходя из вышеизложенного, следует признать правильным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемые действия ответчика соответствуют Закону, отказ последнего в удовлетворении заявленных ЖСК "Рублево" требований является законным и обоснованным.
В отсутствие иных доводов жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, правильно применил нормы материального права, подлежащие применению.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного акта у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.04.2005 по делу N А40-68470/04-130-667 оставить без изменения, апелляционную жалобу жилищно-строительного кооператива "Рублево" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)