Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.08.2011 ПО ДЕЛУ N А66-5289/2011

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 2011 г. по делу N А66-5289/2011


Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Пестеревой О.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Московского района города Твери" на решение Арбитражного суда Тверской области от 4 июля 2011 года по делу N А66-5289/2011 (судья Басова О.А.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Московского района города Твери" (ОГРН XXXXXXXXXXXXX; далее - Общество, ООО "УК Московского района города Твери") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению государственной жилищной инспекции Тверской области (далее - Управление, ГЖИ) о признании незаконным и отмене постановления от 12.05.2011 N 1085/721-л-к о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 4 июля 2011 года в удовлетворении требований отказано.
Общество в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на факт устранения выявленных нарушений до проверки выполнения выданного ему предписания. Полагает, что установленные нарушения являются незначительными.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, 16.03.2011 Управлением на основании распоряжения от 16.03.2011 N 1085/721-л проведена внеплановая выездная проверка по соблюдению Обществом правил содержания и ремонта в многоквартирном доме N 9, корп. 4, по Волоколамскому проспекту в г. Твери.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 18.03.2011 N 1085/721-л.
Ответчиком установлены следующие нарушения: в квартире N 68 в кухне и на межэтажных площадках подъезда N 4 наличие следов протечек кровли в виде разводов и пятен темного цвета на стенах и потолках с разрушениями отделочных слоев стен и потолков в местах протечек; на кровле наличие нарушений покрытия в местах стыков полотен (местами), примыканий к растяжкам, отслоений от основания к вентиляционным шахтам; наличие разрушений кирпичной кладки вентиляционных шахт над подъездом N 4, с выпадением и осыпанием кирпичей, наличие загиба металлического покрытия над вентиляционной шахтой; в 3 и 4 подъездах наличие разрушений окрасочного слоя на стенах, потолках лестничных клеток, тамбуров и на внутридомовых трубопроводах газоснабжения, разрушения штукатурного слоя на стенах тамбурных отсеков (местами), наличие отверстий в перегородке и перекрытии техподполья тамбурного отсека в подъезде N 3; неисправное состояние дверных заполнений под лестничным маршем в подъезде N 4 и в тамбуре подъезда N 3; наличие доступа посторонних лиц в электрощитовую, расположенную в тамбуре подъезда N 3, замок не закрыт; наличие мокрых протечек на стенах фасада в местах прокладки и провисания проводов.
На основании материалов проверки ГЖИ в отношении ООО "УК Московского района города Твери" составлен протокол об административном правонарушении от 21.03.2011 N 1085/721-л, в котором отражены нарушения заявителем пунктов 4.6.1.1, 4.6.2.3, 5.7.2, 3.2.8, 3.2.9, 5.5.1, 4.5.5, 4.8.11, 4.7.2. 4.8.15, 4.2.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
Заместитель начальника Управления, рассмотрев указанный протокол об административном правонарушении и приложенные к нему материалы, вынес постановление от 12.05.2011 N 1085/721-л, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "УК Московского района города Твери оспорило его в судебном порядке.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
На основании части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно приложению N 2 к приказу Госстроя России от 18.07.2002 N 149 "Об установлении перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в области строительства и жилищной сфере", зарегистрированного в Минюсте Российской Федерации от 29.10.2002 N 3888, должностные лица государственных жилищных инспекций субъектов Российской Федерации, уполномоченные проводить мероприятия по контролю, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.22 КоАП РФ.
В силу статьи 23.55 КоАП РФ органы государственной жилищной инспекции, от имени которых вправе выступать руководители государственных жилищных инспекций, их заместители, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21 - 7.23 настоящего Кодекса.
В данном случае протокол составлен и постановление вынесено должностными лицами ГЖИ в пределах их компетенции.
В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из данной статьи следует, что субъектом рассматриваемого правонарушения могут являться собственник, организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организация, которой указанные функции переданы управляющей организацией на основании договора.
Частью 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), которыми предусмотрено, что в состав общего имущества включаются, в частности, межквартирные лестничные площадки, чердаки; крыши; окна и двери помещений общего пользования; трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома; внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения; внутридомовая система отопления; внутридомовая система электроснабжения.
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, его текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества (пункт 11 названных Правил).
В силу пункта 12 Правил N 491 собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом может обеспечиваться собственниками помещений, в частности, путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 16 Правил N 491).
Пунктом 42 вышеназванных Правил предусмотрено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда определен Правилами N 170.
Из материалов дела следует и не оспаривается Обществом, что на основании устава, договора об управлении многоквартирным домом от 24.11.2008 ООО "УК Московского района города Твери" представляет собой организацию, ответственную за содержание, техническое обслуживание и текущий ремонт жилого дома N 9, корп. 4, по Волоколамскому проспекту в г. Твери.
Следовательно, заявитель является субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Факт выявления нарушений Правил N 170 в ходе проведенной проверки подтверждается материалами дела: актом от 18.03.2011 N 1085/721-л, протоколом об административном правонарушении от 21.03.2011 N 1085/721-л.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции об отсутствии его вины в несоблюдении требований пунктов 3.2.8, 3.2.9, 5.5.1, 4.5.5, 4.8.11 и 4.7.2 Правил N 170.
Ответчик в ходе рассмотрения дела подтвердил то обстоятельство, что нарушения, приведенные в пункте 3 оспариваемого постановления, обусловлены неисправностью квартального теплоузла, находящегося в подвале жилого дома. Ремонт теплоузла не входит в компетенцию заявителя, а текущий ремонт подъездов при наличии течи в теплоузле является нецелесообразным. При этом Общество предпринимает зависящие от него меры, направленные на уведомление лиц, ответственных за содержание теплоузла, о необходимости проведения ремонта. В этой связи состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, по данному эпизоду не усматривается.
Доказательств невозможности соблюдения заявителем пунктов 4.6.1.1, 4.6.2.3, 5.7.2, 4.8.15, 4.2.1.1 Правил N 170 в силу чрезвычайных обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Факт устранения Обществом выявленных нарушений после проведения проверки и до проверки выполнения заявителем выданного ему по факту выявленных нарушений предписания не является обстоятельством, исключающим административную ответственность ООО "УК Московского района города Твери", а может лишь смягчить административное наказание
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного ему правонарушения.
С учетом изложенного правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по данному делу решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 4 июля 2011 года по делу N А66-5289/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Московского района города Твери" - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.В.ВИНОГРАДОВА
Судьи
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА
О.А.ТАРАСОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)