Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2011 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Т.И. Отческой
судей В.И. Ильина, О.Ю. Черноусовой
рассмотрел в судебном заседании кассационную Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области на решение от 04.10.2010 Арбитражного суда Омской области (судья В.В. Пермяков) и постановление от 28.12.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Л.А. Золотова, А.Н. Лотов, Н.А. Шиндлер) по делу N А46-7415/2010 по заявлению открытого акционерного общества "Левобережье" (ИНН 5507081849, ОГРН 1065507038838) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (ИНН 5503088113, ОГРН 1055504019768) о признании незаконными и отмене постановления от 12.05.2010 N 1430/10 и предписания от 30.04.2010 N 04-703-2010.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "Факториал-Сиб", общество с ограниченной ответственностью "Модус-Сервис".
В заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Левобережье" - Г.Г. Рылова по доверенности от 18.01.2011.
Суд
открытое акционерное общество "Левобережье" (далее - ОАО "Левобережье", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (далее -Управление) о признании недействительным предписания от 30.04.2010 N 04-703-2010 и признании незаконным и отмене постановления от 12.05.2010 N 1430/10 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания административного штрафа в размере 10 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Факториал-Сиб" (далее - ООО "Факториал-Сиб") и общество с ограниченной ответственностью "Модус-Сервис" (далее - ООО "Модус-Сервис").
Решением от 04.10.2010 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 28.12.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные Обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление, указывая на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение от 04.10.2010 суда первой инстанции и постановление от 28.12.2010 арбитражного суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, поскольку жильцами дома заключены договоры на обслуживание домофонной системы с ООО "Факториал-Сиб" и с ООО "Модус-Сервис", поэтому повторное выставление квитанций за те же услуги со стороны ОАО "Левобережье" является неправомерным.
По мнению Управления необоснованной является оценка дополнительного соглашения, заключенного между ОАО "Левобережье" и собственниками многоквартирного дома N 3 корпус "Б" по ул. Лисицкого в г. Омске; представитель Терещенко Я.Л. не имел право на представление интересов ОАО "Левобережье", так как он не является законным представителем юридического лица.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Левобережье", считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзывы на кассационную жалобу от ООО "Факториал-Сиб" и ООО "Модус-Сервис" в суд не представлены.
Суд кассационной инстанции, заслушав представителя ОАО "Левобережье", поддержавшего доводы, изложенные в отзыве, проверив в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами при принятии обжалуемых судебных актов норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что 21.04.2010 Управлением проведена внеплановая документарная проверка ОАО "Левобережье" с целью обеспечения соблюдения законодательства в области защиты прав потребителей при проверке фактов, изложенных в жалобе (выставление в квитанциях на оплату коммунальных услуг платежей за домофон собственникам многоквартирного жилого дома без их согласия).
При этом установлено, что между жильцами многоквартирного дома N 3 корпус "Б" по ул. Лисицкого в г. Омске и ОАО "Левобережье" заключен договор от 01.07.2007 N 60/5 управления многоквартирным домом, согласно которому управляющей организации (ОАО "Левобережье") передаются полномочия по управлению домом, в том числе, по выполнению работ и оказанию услуг по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая компания выставляет жильцам дома квитанции по оплате коммунальных услуг (холодное, горячее водоснабжение, содержание и ремонт), в которых включена строка "домофон", собрание жильцов по вопросу включения данной строки в квитанции и передаче заявителю функций по управлению домофонной системы не проводилось.
В ходе проверки также установлено, что в 2005 году между жильцами указанного жилого дома ООО "Факториал-Сиб" и ООО "Модус" заключены договоры на установку домофонов и обслуживание домофонной системы, в соответствии с которыми жильцам дома N 3 корпус "Б" по ул. Лисицкого в г. Омске также выставляются квитанции по оплате за пользование домофонной системой. Обращений по поводу расторжения таких договоров в ООО "Факториал-Сиб" и ООО "Модус" не поступало.
Посчитав, что действия ОАО "Левобережье" по включению в квитанции по оплате коммунальных услуг строки "домофон" являются обманом потребителей и образуют состав правонарушения, предусмотренный статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 21.04.2010 Управлением составлен акт проверки от 21.04.2010 N 1239, протокол об административном правонарушении от 30.04.2010 N 1430/10, предписание об устранении нарушений прав потребителей от 30.04.2010 N 04-703-2010 и вынесено постановление от 12.05.2010 N 1430/10 о привлечении ОАО "Левобережье" к ответственности по статье 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Полагая, что предписание от 30.04.2010 N 04-703-2010 об устранении нарушений прав потребителей и постановление от 12.05.2010 N 1430/10 о привлечении к административной ответственности нарушают его права и законные интересы, ОАО "Левобережье" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции, исследовав в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, исходя из положений статей 36, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила от 13.08.2006 N 491), 25.1, 25.4, 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пришли к выводу об отсутствии в его действиях состава вменяемого ему административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит из следующего.
В соответствии со статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон от 07.02.1992 N 2300-1), Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 10 Закона от 07.02.1992 N 2300-1 административное наказание может быть назначено лицу, виновному в умышленном предоставлении потребителю недостоверной или неполной информации о потребительских свойствах и качестве товара (работы, услуги) с целью ввести его в заблуждение.
Частями 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Во исполнение требований части 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 2 Правил от 13.08.2006 N 491 в состав общего имущества включаются, в том числе механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Пунктом 7 Правил от 13.08.2006 N 491 также предусмотрено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с частью 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
По смыслу части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации существенными условиями договора управления многоквартирным домом являются состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление и адрес такого дома; перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что между собственниками жилых помещений в многоквартирном доме N 3 корпус "Б" по ул. Лисицкого в г. Омске и ОАО "Левобережье" заключен договор от 01.07.2007 N 60/5 управления многоквартирным домом.
Предметом заключенного сторонами договора является передача собственниками помещений жилого многоквартирного дома управляющей организации ОАО "Левобережье" полномочий по управлению домом, а именно: - обеспечение пользователей помещений коммунальными услугами, в том числе выбор обслуживающих, ресурсоснабжающих организаций, а также заключение с ними в интересах собственников помещений договоров; - выполнение работ и оказание услуг по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; - вступление в договорные отношения с третьими по вопросам пользования общим имуществом собственников помещений от их имени и в их интересах и т.д.
Согласно указанного договора, в состав общего имущества, перечень которого изложен в приложении N 1 к договору, в частности входит механическое, электрическое и иное оборудование, находящееся в доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Соглашением от 11.05.20010 в пункт 4.1 названного выше договора управления многоквартирным домом внесены изменения, согласно которому цена договора помимо названной выше платы включает также плату за услуги по ремонту и техническому обслуживанию домофонной системы в размере 25 руб. за одну точку ежемесячно и плату за услуги по обслуживанию дверей входных металлических в размере 5 руб. за одну точку ежемесячно.
Таким образом, жители многоквартирного жилого дома N 3 корпус "Б" по ул. Лисицкого г. Омска добровольно приняли решение о включении в стоимость договора управления многоквартирным жилым домом платы за услуги по ремонту и техническому обслуживанию домофонной системы, в связи с чем, ОАО "Левобережье" правомерно включало в квитанции по оплате коммунальных услуг строку "домофон".
ОАО "Левобережье" фактически оказывало услуги по ремонту и техническому обслуживанию домофонной системы.
Из представленного в материалы дела реестра следует, что ОАО "Левобережье" ведет учет заявок, поступивших от жителей дома N 3 корпус "Б" по ул. Лисицкого, находящегося в управлении ОАО "Левобережье". Факт выполнения работ по обслуживанию домофонной системы также подтвержден имеющимся в материалах дела актом выполненных работ от 11.05.2010 по обслуживанию домофонного оборудования, в частности, регулировка панели, смазка дверных петель, замена коммутатора, регулировка доводчика.
Исследовав в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства в их совокупности, дав оценку всем доводам, приведенным сторонами, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения.
Суды обоснованно указали на нарушение Управлением процедуры привлечения к административной ответственности.
Из имеющихся в материалах дела документов следует, что о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении ОАО "Левобережье" было уведомлено надлежащим образом.
Для участия в рассмотрении дела и представления интересов Общества явился представитель ОАО "Левобережье" Терещенко Я.Л., действующий на основании доверенности от 31.03.2010 N 22.
Предъявленную на имя Терещенко Я.Л. доверенность от 31.03.2010 N 22 административный орган посчитал общей, то есть не содержащей указания на полномочия по участию в конкретном административном деле, в связи с чем пришел к выводу о том, что Терещенко Я.Л. не является законным представителем ОАО "Левобережье" и не допустил его к участию в рассмотрении дела об административном правонарушении.
Между тем выданная Терещенко Я.Л. доверенность наделяет его полномочиями представлять интересы ОАО "Левобережье" и вести от его имени и в его интересах все дела во всех организациях и учреждениях. Форма доверенности соответствует требованиям действующего законодательства (статья 185 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Не допустив представителя Общества, явившегося на рассмотрение дела об административном правонарушении и приняв оспариваемое постановление в отсутствие представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, Управление допустило грубые нарушения прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
Принимая оспариваемые судебные акты, суды исходили из конкретных обстоятельств и доказательств настоящего дела, поэтому ссылка Управления в кассационной жалобе на постановление от 24.09.2010 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делу N А46-2342/2010 является несостоятельной.
Суд апелляционной инстанции, ссылаясь на часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно не принял во внимание довод Управления о том, что суд первой инстанции не должен был оценивать дополнительное соглашение.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали недействительным предписание от 30.04.2010 N 04-703-2010 и отменили в полном объеме постановление от 12.05.2010 N 1430/10, которым ОАО "Левобережье" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм материального или процессуального права судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 04.10.2010 Арбитражного суда Омской области и постановление от 28.12.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-7415/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 28.04.2011 ПО ДЕЛУ N А46-7415/2010
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2011 г. по делу N А46-7415/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2011 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Т.И. Отческой
судей В.И. Ильина, О.Ю. Черноусовой
рассмотрел в судебном заседании кассационную Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области на решение от 04.10.2010 Арбитражного суда Омской области (судья В.В. Пермяков) и постановление от 28.12.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Л.А. Золотова, А.Н. Лотов, Н.А. Шиндлер) по делу N А46-7415/2010 по заявлению открытого акционерного общества "Левобережье" (ИНН 5507081849, ОГРН 1065507038838) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (ИНН 5503088113, ОГРН 1055504019768) о признании незаконными и отмене постановления от 12.05.2010 N 1430/10 и предписания от 30.04.2010 N 04-703-2010.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "Факториал-Сиб", общество с ограниченной ответственностью "Модус-Сервис".
В заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Левобережье" - Г.Г. Рылова по доверенности от 18.01.2011.
Суд
установил:
открытое акционерное общество "Левобережье" (далее - ОАО "Левобережье", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (далее -Управление) о признании недействительным предписания от 30.04.2010 N 04-703-2010 и признании незаконным и отмене постановления от 12.05.2010 N 1430/10 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания административного штрафа в размере 10 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Факториал-Сиб" (далее - ООО "Факториал-Сиб") и общество с ограниченной ответственностью "Модус-Сервис" (далее - ООО "Модус-Сервис").
Решением от 04.10.2010 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 28.12.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные Обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление, указывая на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение от 04.10.2010 суда первой инстанции и постановление от 28.12.2010 арбитражного суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, поскольку жильцами дома заключены договоры на обслуживание домофонной системы с ООО "Факториал-Сиб" и с ООО "Модус-Сервис", поэтому повторное выставление квитанций за те же услуги со стороны ОАО "Левобережье" является неправомерным.
По мнению Управления необоснованной является оценка дополнительного соглашения, заключенного между ОАО "Левобережье" и собственниками многоквартирного дома N 3 корпус "Б" по ул. Лисицкого в г. Омске; представитель Терещенко Я.Л. не имел право на представление интересов ОАО "Левобережье", так как он не является законным представителем юридического лица.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Левобережье", считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзывы на кассационную жалобу от ООО "Факториал-Сиб" и ООО "Модус-Сервис" в суд не представлены.
Суд кассационной инстанции, заслушав представителя ОАО "Левобережье", поддержавшего доводы, изложенные в отзыве, проверив в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами при принятии обжалуемых судебных актов норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что 21.04.2010 Управлением проведена внеплановая документарная проверка ОАО "Левобережье" с целью обеспечения соблюдения законодательства в области защиты прав потребителей при проверке фактов, изложенных в жалобе (выставление в квитанциях на оплату коммунальных услуг платежей за домофон собственникам многоквартирного жилого дома без их согласия).
При этом установлено, что между жильцами многоквартирного дома N 3 корпус "Б" по ул. Лисицкого в г. Омске и ОАО "Левобережье" заключен договор от 01.07.2007 N 60/5 управления многоквартирным домом, согласно которому управляющей организации (ОАО "Левобережье") передаются полномочия по управлению домом, в том числе, по выполнению работ и оказанию услуг по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая компания выставляет жильцам дома квитанции по оплате коммунальных услуг (холодное, горячее водоснабжение, содержание и ремонт), в которых включена строка "домофон", собрание жильцов по вопросу включения данной строки в квитанции и передаче заявителю функций по управлению домофонной системы не проводилось.
В ходе проверки также установлено, что в 2005 году между жильцами указанного жилого дома ООО "Факториал-Сиб" и ООО "Модус" заключены договоры на установку домофонов и обслуживание домофонной системы, в соответствии с которыми жильцам дома N 3 корпус "Б" по ул. Лисицкого в г. Омске также выставляются квитанции по оплате за пользование домофонной системой. Обращений по поводу расторжения таких договоров в ООО "Факториал-Сиб" и ООО "Модус" не поступало.
Посчитав, что действия ОАО "Левобережье" по включению в квитанции по оплате коммунальных услуг строки "домофон" являются обманом потребителей и образуют состав правонарушения, предусмотренный статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 21.04.2010 Управлением составлен акт проверки от 21.04.2010 N 1239, протокол об административном правонарушении от 30.04.2010 N 1430/10, предписание об устранении нарушений прав потребителей от 30.04.2010 N 04-703-2010 и вынесено постановление от 12.05.2010 N 1430/10 о привлечении ОАО "Левобережье" к ответственности по статье 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Полагая, что предписание от 30.04.2010 N 04-703-2010 об устранении нарушений прав потребителей и постановление от 12.05.2010 N 1430/10 о привлечении к административной ответственности нарушают его права и законные интересы, ОАО "Левобережье" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции, исследовав в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, исходя из положений статей 36, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила от 13.08.2006 N 491), 25.1, 25.4, 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пришли к выводу об отсутствии в его действиях состава вменяемого ему административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит из следующего.
В соответствии со статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон от 07.02.1992 N 2300-1), Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 10 Закона от 07.02.1992 N 2300-1 административное наказание может быть назначено лицу, виновному в умышленном предоставлении потребителю недостоверной или неполной информации о потребительских свойствах и качестве товара (работы, услуги) с целью ввести его в заблуждение.
Частями 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Во исполнение требований части 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 2 Правил от 13.08.2006 N 491 в состав общего имущества включаются, в том числе механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Пунктом 7 Правил от 13.08.2006 N 491 также предусмотрено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с частью 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
По смыслу части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации существенными условиями договора управления многоквартирным домом являются состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление и адрес такого дома; перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что между собственниками жилых помещений в многоквартирном доме N 3 корпус "Б" по ул. Лисицкого в г. Омске и ОАО "Левобережье" заключен договор от 01.07.2007 N 60/5 управления многоквартирным домом.
Предметом заключенного сторонами договора является передача собственниками помещений жилого многоквартирного дома управляющей организации ОАО "Левобережье" полномочий по управлению домом, а именно: - обеспечение пользователей помещений коммунальными услугами, в том числе выбор обслуживающих, ресурсоснабжающих организаций, а также заключение с ними в интересах собственников помещений договоров; - выполнение работ и оказание услуг по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; - вступление в договорные отношения с третьими по вопросам пользования общим имуществом собственников помещений от их имени и в их интересах и т.д.
Согласно указанного договора, в состав общего имущества, перечень которого изложен в приложении N 1 к договору, в частности входит механическое, электрическое и иное оборудование, находящееся в доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Соглашением от 11.05.20010 в пункт 4.1 названного выше договора управления многоквартирным домом внесены изменения, согласно которому цена договора помимо названной выше платы включает также плату за услуги по ремонту и техническому обслуживанию домофонной системы в размере 25 руб. за одну точку ежемесячно и плату за услуги по обслуживанию дверей входных металлических в размере 5 руб. за одну точку ежемесячно.
Таким образом, жители многоквартирного жилого дома N 3 корпус "Б" по ул. Лисицкого г. Омска добровольно приняли решение о включении в стоимость договора управления многоквартирным жилым домом платы за услуги по ремонту и техническому обслуживанию домофонной системы, в связи с чем, ОАО "Левобережье" правомерно включало в квитанции по оплате коммунальных услуг строку "домофон".
ОАО "Левобережье" фактически оказывало услуги по ремонту и техническому обслуживанию домофонной системы.
Из представленного в материалы дела реестра следует, что ОАО "Левобережье" ведет учет заявок, поступивших от жителей дома N 3 корпус "Б" по ул. Лисицкого, находящегося в управлении ОАО "Левобережье". Факт выполнения работ по обслуживанию домофонной системы также подтвержден имеющимся в материалах дела актом выполненных работ от 11.05.2010 по обслуживанию домофонного оборудования, в частности, регулировка панели, смазка дверных петель, замена коммутатора, регулировка доводчика.
Исследовав в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства в их совокупности, дав оценку всем доводам, приведенным сторонами, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения.
Суды обоснованно указали на нарушение Управлением процедуры привлечения к административной ответственности.
Из имеющихся в материалах дела документов следует, что о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении ОАО "Левобережье" было уведомлено надлежащим образом.
Для участия в рассмотрении дела и представления интересов Общества явился представитель ОАО "Левобережье" Терещенко Я.Л., действующий на основании доверенности от 31.03.2010 N 22.
Предъявленную на имя Терещенко Я.Л. доверенность от 31.03.2010 N 22 административный орган посчитал общей, то есть не содержащей указания на полномочия по участию в конкретном административном деле, в связи с чем пришел к выводу о том, что Терещенко Я.Л. не является законным представителем ОАО "Левобережье" и не допустил его к участию в рассмотрении дела об административном правонарушении.
Между тем выданная Терещенко Я.Л. доверенность наделяет его полномочиями представлять интересы ОАО "Левобережье" и вести от его имени и в его интересах все дела во всех организациях и учреждениях. Форма доверенности соответствует требованиям действующего законодательства (статья 185 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Не допустив представителя Общества, явившегося на рассмотрение дела об административном правонарушении и приняв оспариваемое постановление в отсутствие представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, Управление допустило грубые нарушения прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
Принимая оспариваемые судебные акты, суды исходили из конкретных обстоятельств и доказательств настоящего дела, поэтому ссылка Управления в кассационной жалобе на постановление от 24.09.2010 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делу N А46-2342/2010 является несостоятельной.
Суд апелляционной инстанции, ссылаясь на часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно не принял во внимание довод Управления о том, что суд первой инстанции не должен был оценивать дополнительное соглашение.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали недействительным предписание от 30.04.2010 N 04-703-2010 и отменили в полном объеме постановление от 12.05.2010 N 1430/10, которым ОАО "Левобережье" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм материального или процессуального права судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 04.10.2010 Арбитражного суда Омской области и постановление от 28.12.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-7415/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.И.ОТЧЕСКАЯ
Т.И.ОТЧЕСКАЯ
Судьи
В.И.ИЛЬИН
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА
В.И.ИЛЬИН
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)