Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 05 мая 2012 года
Полный текст решения изготовлен 10 мая 2012 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.Н. Присухиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.Ю. Щербаковой, рассмотрел в судебном заседании материалы дела по заявлению закрытого акционерного общества "Управляющая компания РЭМП Железнодорожного района" (ОГРН 1046603999420; ИНН 6671151256)
к Территориальному отделу в Орджоникидзевском районе и Железнодорожном районе г. Екатеринбурга Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: Р.Ф. Казыева, представитель по доверенности N 545 от 23.12.2011, паспорт, А.А. Шевченко, представитель по доверенности от 10.01.2012, паспорт;
- от заинтересованного лица: Н.В. Малькова, представитель по доверенности N 01-01-05-28/124 от 20.04.2012, паспорт.
Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права. Отвода суду не заявлено. Заявлений и ходатайств от лиц, участвующих в деле не поступило.
В судебном заседании объявлен перерыв до 05.05.2012 до 11 час. 00 мин.
После перерыва судебное заседание продолжено.
Закрытое акционерное общество "Управляющая компания РЭМП Железнодорожного района" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Территориальному отделу в Орджоникидзевском районе и Железнодорожном районе г. Екатеринбурга Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области о признании незаконным и отмене постановления N 23 от 13.03.2012 о привлечении к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 5000 руб.
Административный орган в представленных возражениях ссылается на законность и обоснованность оспариваемого постановления.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд
установил:
По результатам административного расследования коллективного обращения жителей дома N 4А по ул. Ереванская г. Екатеринбурга на действия ЗАО "УК "РЭМП Железнодорожного района" по поводу не предоставления информации по строке "содержание жилья" Территориальным отделом в Орджоникидзевском районе и Железнодорожном районе г. Екатеринбурга Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области выявлены нарушения законодательства о защите прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации об оказываемых услугах, не представлена письменная форма договора на управление МКД и письменная форма договора на оказание коммунальных услуг, что явилось, по мнению административного органа, нарушением положений ст. 8, 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" N 2300-1 от 07.02.1992, п.п. 38, 49 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006.
По факту выявленного при проверке нарушения 21.02.2012 административным органом в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения протокола и других материалов дела, административным органом вынесено постановление от 13.03.2012 N 23, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось с заявлением о признании постановления незаконным и отмене в арбитражный суд.
Суд считает, что требования заявителя следует удовлетворить полностью по следующим основаниям.
Частью 6 статьи 10 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень процессуальных действий, которые суд должен совершить при рассмотрении споров об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности, а именно: проверить законность и обоснованность оспариваемого решения, установить наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, установить, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективную сторону административного правонарушения, квалифицируемого по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, составляют действия или бездействие изготовителя, исполнителя, продавца, направленные на уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации; нарушение требований, касающихся способов доведения информации до сведения потребителя.
На основании п. 1, 2 ст. 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон) потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
В силу п. 1, 2 ст. 10 Закона, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
"Управляющая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Требования по объему информации о предоставляемых коммунальных услугах, порядку и способу(ам) ее доведения до потребителя законодательно определены, и подлежат выполнению исполнителем данных коммунальных услуг (п.п. 38, 49 Правил).
Частями 1, 2, 3 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: 1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; 2) перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; 3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы; 4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
С нормами Закона о защите прав потребителей и Жилищного кодекса РФ согласуются положения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
Пунктом 4 Правил установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подп. "п" п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам исполнитель обязан предоставить потребителю следующую информацию: наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя и отчество руководителя, а для индивидуального предпринимателя - дополнительно сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов); адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов); размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы (размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов); порядок и форма оплаты коммунальных услуг (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех посетителей); параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, а также информация о настоящих Правилах (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей); сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд (указываются в договоре); наименования, адреса и телефоны федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил.
Из анализа приведенной нормы Правил следует, что исполнитель обязан доводить необходимую информацию до сведения потребителей, в том числе путем отражения в договоре.
Таким образом, требования по объему информации, порядку и способу(ам) ее доведения до потребителя законодательно определен, и подлежат выполнению исполнителем данных коммунальных услуг.
Вместе с тем, административным органом не исследовался вопрос о том, кто является исполнителем коммунальных услуг, соблюдались ли исполнителями требования Правил в данной части, нарушены ли права потребителя на получение необходимой и достоверной информации, что составляет объективную сторону вменяемого административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из оспариваемого постановления следует, что вывод о предоставлении потребителям недостоверной информации сделан административным органом исходя из пояснений ЗАО "УК "РЭМП Железнодорожного района", данных 06.02.2012, в которых общество указало, что письменный договор управления многоквартирным домом и предоставления коммунальных услуг, заключенный с жителями дома N 4А по ул. Ереванской г. Екатеринбурга, отсутствует (договор не заключался).
Однако, в настоящее время ЗАО "УК "РЭМП Железнодорожного района" не является исполнителем коммунальных услуг, что следует из письма N 2163 от 23.06.2011, в котором общество уведомляет о прекращении обслуживания дома N 4А по ул. Ереванская с 01.10.2011. Соответствующие уведомления направлены всем жильцам указанного дома.
Заявителем представлен протокол конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, согласно которому победителем конкурса признано ОО "УК "Стрела" в отношении дома, расположенного по адресу: ул. Ереванская, 4А. О том, что заявитель не осуществляет обслуживание данного дома указывали и жители в заявлении.
Однако данный вопрос административным органом не исследовался. Доказательств того, что на момент проверки ЗАО "УК "РЭМП "Железнодорожного района" осуществляло обслуживание спорного дома, суду не представлено.
Кроме того судом принято во внимание, что ранее заявителем предпринимались зависящие от него меры к заключению договоров на управление многоквартирным домом, что следует из многочисленных актов суда общей юрисдикции, представленных суду.
Данное обстоятельство административным органом при квалификации действий (бездействий) общества не оценивалось и не учитывалось.
Кроме того, следует отметить, что отсутствие договора на предоставление коммунальных услуг, заключенного с конкретным гражданином, не означает, что потребитель не получил достоверную и необходимую информацию и не свидетельствует о неисполнении обществом обязанности по доведению до потребителей информации об исполнителе коммунальных услуг и о предоставляемых коммунальных услугах.
Постановление административного органа не содержит указание, в чем конкретно состоит вина общества в совершении административного правонарушения. Констатация административным органом в постановлении только нарушений требований действующего законодательства без указания на виновные действия либо бездействие заявителя, без установления причинно-следственной связи между такими действиями (бездействиями) и совершенным правонарушением законодательства, не является достаточным основанием для привлечения заявителя к административной ответственности.
Заинтересованным лицом не представлено суду доказательств того, что ЗАО "УК "РЭМП Железнодорожного района" является субъектом вмененного ему административного правонарушения и виновно в совершении выявленного правонарушения, в связи с чем не доказан состав вмененного заявителю административного правонарушения, предоставление потребителям недостоверной информации не доказано.
Суд также указывает на незаконность проводимой проверки, выразившейся в неизвещении законного представителя юридического лица о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
В силу ч. 2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
В соответствии с п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" постановление административного органа может быть признано незаконным и отменено в случае нарушения административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что рассмотрение дела об административном правонарушении состоялось без участия законного представителя заявителя.
Материалы административного производства свидетельствуют о направлении определения от 21.02.2012 о назначении времени и месте рассмотрения дела 06.03.2012 в 10 час. 00 мин.
Постановление вынесено 13.03.2012 в отсутствие законного представителя общества, и в отсутствие доказательств уведомления законного представителя общества о времени и месте рассмотрения материалов дела 13.03.2012.
Данные обстоятельства свидетельствуют о невозможности реализации обществом своих прав, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимая во внимание недоказанность наличия в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитывая допущены существенные нарушения правил привлечения к административной ответственности, оспариваемое постановление о назначении административного наказания не может быть признано законным, в связи с чем, требования заявителя подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Территориального отдела в Орджоникидзевском районе и Железнодорожном районе г. Екатеринбурга Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области N 23 от 13.03.2012 о привлечении закрытого акционерного общества "Управляющая компания РЭМП Железнодорожного района" к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 5000 руб.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда 17aas.arbitr.ru.
4. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 10.05.2012 ПО ДЕЛУ N А60-17123/2012
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 10 мая 2012 г. по делу N А60-17123/2012
Резолютивная часть решения объявлена 05 мая 2012 года
Полный текст решения изготовлен 10 мая 2012 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.Н. Присухиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.Ю. Щербаковой, рассмотрел в судебном заседании материалы дела по заявлению закрытого акционерного общества "Управляющая компания РЭМП Железнодорожного района" (ОГРН 1046603999420; ИНН 6671151256)
к Территориальному отделу в Орджоникидзевском районе и Железнодорожном районе г. Екатеринбурга Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: Р.Ф. Казыева, представитель по доверенности N 545 от 23.12.2011, паспорт, А.А. Шевченко, представитель по доверенности от 10.01.2012, паспорт;
- от заинтересованного лица: Н.В. Малькова, представитель по доверенности N 01-01-05-28/124 от 20.04.2012, паспорт.
Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права. Отвода суду не заявлено. Заявлений и ходатайств от лиц, участвующих в деле не поступило.
В судебном заседании объявлен перерыв до 05.05.2012 до 11 час. 00 мин.
После перерыва судебное заседание продолжено.
Закрытое акционерное общество "Управляющая компания РЭМП Железнодорожного района" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Территориальному отделу в Орджоникидзевском районе и Железнодорожном районе г. Екатеринбурга Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области о признании незаконным и отмене постановления N 23 от 13.03.2012 о привлечении к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 5000 руб.
Административный орган в представленных возражениях ссылается на законность и обоснованность оспариваемого постановления.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд
установил:
По результатам административного расследования коллективного обращения жителей дома N 4А по ул. Ереванская г. Екатеринбурга на действия ЗАО "УК "РЭМП Железнодорожного района" по поводу не предоставления информации по строке "содержание жилья" Территориальным отделом в Орджоникидзевском районе и Железнодорожном районе г. Екатеринбурга Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области выявлены нарушения законодательства о защите прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации об оказываемых услугах, не представлена письменная форма договора на управление МКД и письменная форма договора на оказание коммунальных услуг, что явилось, по мнению административного органа, нарушением положений ст. 8, 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" N 2300-1 от 07.02.1992, п.п. 38, 49 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006.
По факту выявленного при проверке нарушения 21.02.2012 административным органом в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения протокола и других материалов дела, административным органом вынесено постановление от 13.03.2012 N 23, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось с заявлением о признании постановления незаконным и отмене в арбитражный суд.
Суд считает, что требования заявителя следует удовлетворить полностью по следующим основаниям.
Частью 6 статьи 10 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень процессуальных действий, которые суд должен совершить при рассмотрении споров об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности, а именно: проверить законность и обоснованность оспариваемого решения, установить наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, установить, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективную сторону административного правонарушения, квалифицируемого по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, составляют действия или бездействие изготовителя, исполнителя, продавца, направленные на уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации; нарушение требований, касающихся способов доведения информации до сведения потребителя.
На основании п. 1, 2 ст. 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон) потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
В силу п. 1, 2 ст. 10 Закона, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
"Управляющая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Требования по объему информации о предоставляемых коммунальных услугах, порядку и способу(ам) ее доведения до потребителя законодательно определены, и подлежат выполнению исполнителем данных коммунальных услуг (п.п. 38, 49 Правил).
Частями 1, 2, 3 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: 1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; 2) перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; 3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы; 4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
С нормами Закона о защите прав потребителей и Жилищного кодекса РФ согласуются положения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
Пунктом 4 Правил установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подп. "п" п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам исполнитель обязан предоставить потребителю следующую информацию: наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя и отчество руководителя, а для индивидуального предпринимателя - дополнительно сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов); адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов); размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы (размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов); порядок и форма оплаты коммунальных услуг (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех посетителей); параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, а также информация о настоящих Правилах (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей); сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд (указываются в договоре); наименования, адреса и телефоны федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил.
Из анализа приведенной нормы Правил следует, что исполнитель обязан доводить необходимую информацию до сведения потребителей, в том числе путем отражения в договоре.
Таким образом, требования по объему информации, порядку и способу(ам) ее доведения до потребителя законодательно определен, и подлежат выполнению исполнителем данных коммунальных услуг.
Вместе с тем, административным органом не исследовался вопрос о том, кто является исполнителем коммунальных услуг, соблюдались ли исполнителями требования Правил в данной части, нарушены ли права потребителя на получение необходимой и достоверной информации, что составляет объективную сторону вменяемого административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из оспариваемого постановления следует, что вывод о предоставлении потребителям недостоверной информации сделан административным органом исходя из пояснений ЗАО "УК "РЭМП Железнодорожного района", данных 06.02.2012, в которых общество указало, что письменный договор управления многоквартирным домом и предоставления коммунальных услуг, заключенный с жителями дома N 4А по ул. Ереванской г. Екатеринбурга, отсутствует (договор не заключался).
Однако, в настоящее время ЗАО "УК "РЭМП Железнодорожного района" не является исполнителем коммунальных услуг, что следует из письма N 2163 от 23.06.2011, в котором общество уведомляет о прекращении обслуживания дома N 4А по ул. Ереванская с 01.10.2011. Соответствующие уведомления направлены всем жильцам указанного дома.
Заявителем представлен протокол конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, согласно которому победителем конкурса признано ОО "УК "Стрела" в отношении дома, расположенного по адресу: ул. Ереванская, 4А. О том, что заявитель не осуществляет обслуживание данного дома указывали и жители в заявлении.
Однако данный вопрос административным органом не исследовался. Доказательств того, что на момент проверки ЗАО "УК "РЭМП "Железнодорожного района" осуществляло обслуживание спорного дома, суду не представлено.
Кроме того судом принято во внимание, что ранее заявителем предпринимались зависящие от него меры к заключению договоров на управление многоквартирным домом, что следует из многочисленных актов суда общей юрисдикции, представленных суду.
Данное обстоятельство административным органом при квалификации действий (бездействий) общества не оценивалось и не учитывалось.
Кроме того, следует отметить, что отсутствие договора на предоставление коммунальных услуг, заключенного с конкретным гражданином, не означает, что потребитель не получил достоверную и необходимую информацию и не свидетельствует о неисполнении обществом обязанности по доведению до потребителей информации об исполнителе коммунальных услуг и о предоставляемых коммунальных услугах.
Постановление административного органа не содержит указание, в чем конкретно состоит вина общества в совершении административного правонарушения. Констатация административным органом в постановлении только нарушений требований действующего законодательства без указания на виновные действия либо бездействие заявителя, без установления причинно-следственной связи между такими действиями (бездействиями) и совершенным правонарушением законодательства, не является достаточным основанием для привлечения заявителя к административной ответственности.
Заинтересованным лицом не представлено суду доказательств того, что ЗАО "УК "РЭМП Железнодорожного района" является субъектом вмененного ему административного правонарушения и виновно в совершении выявленного правонарушения, в связи с чем не доказан состав вмененного заявителю административного правонарушения, предоставление потребителям недостоверной информации не доказано.
Суд также указывает на незаконность проводимой проверки, выразившейся в неизвещении законного представителя юридического лица о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
В силу ч. 2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
В соответствии с п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" постановление административного органа может быть признано незаконным и отменено в случае нарушения административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что рассмотрение дела об административном правонарушении состоялось без участия законного представителя заявителя.
Материалы административного производства свидетельствуют о направлении определения от 21.02.2012 о назначении времени и месте рассмотрения дела 06.03.2012 в 10 час. 00 мин.
Постановление вынесено 13.03.2012 в отсутствие законного представителя общества, и в отсутствие доказательств уведомления законного представителя общества о времени и месте рассмотрения материалов дела 13.03.2012.
Данные обстоятельства свидетельствуют о невозможности реализации обществом своих прав, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимая во внимание недоказанность наличия в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитывая допущены существенные нарушения правил привлечения к административной ответственности, оспариваемое постановление о назначении административного наказания не может быть признано законным, в связи с чем, требования заявителя подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Территориального отдела в Орджоникидзевском районе и Железнодорожном районе г. Екатеринбурга Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области N 23 от 13.03.2012 о привлечении закрытого акционерного общества "Управляющая компания РЭМП Железнодорожного района" к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 5000 руб.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда 17aas.arbitr.ru.
4. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Судья
ПРИСУХИНА Н.Н.
ПРИСУХИНА Н.Н.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)