Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 18.04.2007 N 59-Г07-6

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 апреля 2007 года

Дело N 59-Г07-6
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Макарова Г.В.,
Соловьева В.Н.

рассмотрела в судебном заседании дело по заявлению А., А.Л. и С. о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента издания отдельных положений Закона Амурской области от 5 декабря 2005 г. N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" и Приложения N 1 к данному Закону по их кассационной жалобе на решение Амурского областного суда от 23 января 2007 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.В. Макарова, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия
установила:

А., А.Л., С. обратились в суд с указанным выше заявлением, в частности, просили признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента издания ст. ст. 1 и 4 названного выше Закона (в редакции Закона АО от 3 апреля 2006 г. N 168-ОЗ) и п. п. 1 и 3 Приложения N 1 к названному Закону, в части невключения в положения этого Закона и приложения N 1 к нему права заведующих библиотеками и библиотекарей образовательных учреждений на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности. Просили привести оспариваемые положения в соответствие с требованиями ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, то есть сохранить с момента издания оспариваемого Закона право заведующих библиотеками и библиотекарей образовательных учреждений, пенсионеров, общий стаж которых составляет не менее 10 лет, при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности без ухудшения условий предоставления коммунальных услуг, так как положения указанных работников по сравнению с условиями предоставления и положением на 31 декабря 2004 г. ухудшились. Свои требования мотивировали следующим: А. с 1963 г. работала в средней школе, расположенной в сельской местности заведующей школьной библиотекой; А.Л. и С. работали в средних школах, расположенных в сельской местности библиотекарями и пользовались льготами по оплате жилья и коммунальных услуг, но затем данные льготы были у них изъяты. Исключение их из категорий лиц, имеющих право пользоваться льготами, обосновывается тем, что оспариваемым ими Законом области от 5 декабря 2005 г. N 99-ОЗ, льготы для библиотекарей образовательных учреждений не предусмотрены. Полагают, что Конституция Российской Федерации, нормы международного права исключают возможность издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. В соответствии с п. 2 ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. порядок реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг для библиотекарей сельских школ установлены федеральным законодательством, следовательно, законодательство субъекта Федерации по этому вопросу не должно противоречить федеральному законодательству.

В соответствии с п. 2 ст. 153 ФЗ N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия - вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 г.; при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Однако, данная норма не подлежит применению к спорным правоотношениям, поскольку нормативные правовые акты Амурской области ранее не предусматривали указанных льгот. Учитывая, что, федеральным законодательством отменена льгота по плате за жилое помещение и коммунальные услуги для заведующих библиотеками и библиотекарей образовательных учреждений, Закон области от 5 декабря 2005 г. N 99-ОЗ, не включающий заведующих библиотеками и библиотекарей образовательных учреждений в перечень граждан, имеющих право на получение социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, не противоречит действующему федеральному законодательству, в связи с чем нет оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе заявителей ставится вопрос об отмене данного решения по мотиву неправильного применения норм материального права. В частности, ими указывается, что суд при разрешении спора, не отрицая того факта, что в связи с принятием оспоренного Закона области положение заявителей ухудшено, несмотря на требование Конституции РФ и ч. 2 ст. 153 ФЗ N 122-ФЗ неправомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не находит.
Согласно подпункту "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан, путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Субъект РФ при принятии закона в пределах своей компетенции не вправе возлагать какие-либо обязательства на РФ или на иной федеральный орган.
Условия принятия органами государственной власти субъектов РФ нормативных правовых актов, устанавливающих меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих и работающих в сельской местности, содержатся в Федеральном законе РФ от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральных закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Довод заявителей о том, что ранее нормами федерального законодательства перечисленной категории граждан (библиотекарям) предоставлялись указанные выше льготы, в связи с чем оспариваемый областной Закон, принятый без учета предоставления льгот для указанной категории лиц существенно ухудшил положение граждан, которые нуждаются в социальной поддержке и не отвечает принципам, которые изложены в преамбуле Федерального закона N 122 от 22.08.2004 и положениям ст. 153 этого же Закона, поскольку не обеспечивает сохранение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанной категории граждан основан на неправильном толковании норм материального права. Следует иметь в виду, что положения федеральных норм, в соответствии с которыми предоставлялись указанные выше льготы (бесплатная жилая площадь с отоплением и освещением в сельской местности), с 1 января 2005 г. утратили силу за исключением льгот педагогическим работникам образовательных учреждений, находящихся в сельской местности, которые в силу ст. 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Библиотекари школ к педагогическим работникам образовательных учреждений не относятся.
Из изложенного следует, что льготы в отношении указанной выше категории граждан Федеральным законом N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. отменены. В силу пункта 1 статьи 153 этого Закона, в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 г. право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, данный Закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных Федеральным законом. Таким образом, законодатель установил, что форма и размер предоставляемых ранее и отмененных льгот и гарантий устанавливается указанным Федеральным законом. В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Следовательно, в соответствии с нормами федерального законодательства субъект вправе сам определять круг лиц и размер льгот.
На основании изложенного, учитывая, что, выводы суда основаны на исследованных материалах дела, мотивированы и соответствуют действующему законодательству, а также то, что нарушений норм материального права, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе судом не допущено, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
определила:

решение Амурского областного суда от 23 января 2007 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу А., А.Л. и С. - без удовлетворения.
Председательствующий
В.Н.ПИРОЖКОВ

Судьи
Г.В.МАКАРОВ
В.Н.СОЛОВЬЕВ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)