Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 29 февраля 2012 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Бояршиновой Е.В., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дворницыной Ю.А.,, рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03 ноября 2011 года по делу N А07-12063/2011 (судья Боброва С.А.).
В заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" - Круглей А.Ю. (доверенность от 10.01.2012 N 8, паспорт), Гилемханов И.М. (доверенность от 20.02.2012 N 23, водительское удостоверение).
Открытое акционерное общество "Управление жилищного хозяйства Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (далее - заявитель, ОАО "УЖХ Орджоникидзевского района", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Роспотребнадзор, административный орган, управление) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 07.07.2011 N 1811/09-20-215, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением суда от 03 ноября 2011 года (резолютивная часть объявлена 01 ноября 2011 года) заявленные требования удовлетворены.
Управление не согласилось с указанным решением и обжаловало его в апелляционном порядке - в жалобе просит решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы управление полагает установленным, что обществом допущено иное нарушение установленного порядка ценообразования, так как Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 (далее - Правила N 307) не содержат такого значения, как объем тепловой энергии. Определение платы за тепловую энергию (отопление) для начисления потребителям должно осуществляться с использованием только предусмотренных значений (норматив, тариф, общая площадь жилого помещения).
Использованный обществом порядок ценообразования не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
Согласно письму от 14.06.2011 вх. N 01-8389 Единый расчетно-кассовый центр МУП "Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан" производит начисление платы по услуге "Отопление" по адресу: г. Уфа, ул. Кутузова, д. 8, кв. 2, на основании договора с управляющей организацией ОАО "УЖК Орджоникидзевского района" и согласно поручению указанной управляющей организации.
Следовательно, общество фактически является исполнителем коммунальных услуг, предоставляет потребителю коммунальную услугу "Отопление", однако, в нарушение действующего законодательства не заключило с потребителем Рыльковой З.И. договор управления многоквартирным домом, при этом не исполняет свои обязанности по обслуживанию внутридомовых инженерных систем.
Представитель общества представил в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представитель заинтересованного лица не явился - представлено письменное ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя Роспотребнадзора.
С учетом мнения заявителя, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя управления.
В судебном заседании представители общества возражали против довод апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей общества, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в Государственную жилищную инспекцию Республики Башкортостан через Администрацию Президента Республики Башкортостан поступило обращение гр. Рыльковой З.И., проживающей по адресу: г. Уфа, ул. Кутузова, д. 8, кв. 2, по вопросу нарушения прав потребителей в связи с неправильным ценообразованием и начислением денежных средств за предоставление коммунальных услуг (т. 1, л.д. 38-39) - это обращение для рассмотрения направлено в управление (т. 1, л.д. 36-37).
На основании распоряжения и.о. руководителя Роспотребнадзора от 06.06.2011 N 2965 (т. 1, л.д. 16-17) в период с 07.06.2011 по 04.07.2011 в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей.
В ходе проверки управлением в деятельности заявителя выявлено нарушение требований части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктов 7, 19 Правил N 307, а именно, порядок определения размера платы за коммунальную услугу "Отопление" по адресу: город Уфа, ул. Кутузова, д. 8, кв. 2, не соответствует установленному.
Указанное нарушение зафиксирован в акте проверки от 20.06.2011 N 000076 (т. 1, л.д. 18-22).
20 июня 2011 года управлением в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении N 000215 (т. 1, л.д. 23-27).
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, 07.07.2011 управлением в отношении ОАО "УЖК Орджоникидзевского района" вынесено постановление о назначении административного наказания N 1811/09-20-215 (т. 1, л.д. 11-13), которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Считая указанное постановление незаконным, общество 18.07.2011 обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии состава вменяемого административного правонарушения в действиях общества.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции, с учетом статьи 210 АПК РФ, считает, что выводы суда являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Объективной стороной данного правонарушения является занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых по электроснабжению органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правила N 307 регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
На основании пункта 7 Правил N 307 при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
Так, в соответствии с пунктом 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы для отопления в жилых помещениях определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам, то есть исходя из общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома (кв. м), норматива потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м) и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб. /Гкал).
Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), определяется нормативы потребления тепловой энергии.
Исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (пункта 3 Правил N 307).
Следовательно, иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (в том числе ресурсоснабжающая организация) может выступать исполнителем коммунальных услуг только в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений. При иных способах управления, перечисленных в статье 161 ЖК РФ, исполнителем является соответственно управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив.
На основании части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Нарушение названных положений Правил N 307 образует состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, между обществом (поверенный) и Рыльковой З.И. (доверитель) заключен договор поручения на приобретение тепловой энергии от 01.12.2009 N 489 (т. 1, л.д. 52-54), в соответствии с которым поверенный обязуется совершить от имени и за счет доверителя приобретение тепловой энергии у теплоснабжающей организации (Тепловые сети ОАО "Башкирэнерго"), а доверитель - использование и оплату услуг, указанных в приложении N 1, которое является неотъемлемой частью настоящего договора, в помещении, расположенном по адресу: г. Уфа, ул. Кутузова, д. 8, кв. 2.
Между тем, ОАО "УЖК Орджоникидзевского района" не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем и не является исполнителем коммунальных услуг, предоставляемых потребителям, в частности в доме N 8 по ул. Кутузова, в котором проживает Рылькова З.И. - между обществом и Рыльковой З.И. договор управления жилым домом не заключался.
Следовательно, как верно указано судом первой инстанции, положения правил N 307 к спорным правоотношениям не применяются.
Изложенное свидетельствует о том, что заявитель не является субъектом вменяемого нарушения, а именно, нарушений пунктов 7, 19 Правил N 307, а, следовательно, и части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Таким образом, поскольку ОАО "УЖК Орджоникидзевского района" не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ - в его действиях отсутствует состав данного правонарушения.
В силу статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава правонарушения, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности со стороны заинтересованного лица не допущено.
Ссылка заинтересованного лица на то, что использованный обществом порядок ценообразования не предусмотрен законодательством Российской Федерации, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Так, в обжалуемом решении судом на странице 7 оценена обоснованность и правильность начисления обществом платы за отопление в соответствии с положениями Правил N 306. Оснований для переоценки правильных выводов суда первой инстанции в названной части у апелляционного суда не имеется.
Довод управления со ссылкой на письмо от 14.06.2011 вх. N 01-8389 о том, что фактически общество является исполнителем коммунальных услуг, предоставляет потребителю коммунальную услугу "Отопление", однако, в нарушение действующего законодательства не заключило с потребителем Рыльковой З.И. договор управления многоквартирным домом, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Материалы дела не содержат доказательств того, что между обществом и Рыльковой З.И. заключен договор управления жилым домом.
Кроме того, фактическое управление многоквартирным жилым домом по адресу: г. Уфа, ул. Кутузова, д. 8, которое, по мнению заинтересованного лица, не оформлено документально, не является предметом рассмотрения спора по настоящему делу, а следовательно, не имеет правового значения.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм права и опровергаются имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем она удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании частей 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03 ноября 2011 года по делу N А07-12063/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.Б.ТИМОХИН
Судьи
Е.В.БОЯРШИНОВА
Н.Г.ПЛАКСИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.02.2012 N 18АП-13235/2011 ПО ДЕЛУ N А07-12063/2011
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 февраля 2012 г. N 18АП-13235/2011
Дело N А07-12063/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 29 февраля 2012 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Бояршиновой Е.В., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дворницыной Ю.А.,, рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03 ноября 2011 года по делу N А07-12063/2011 (судья Боброва С.А.).
В заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" - Круглей А.Ю. (доверенность от 10.01.2012 N 8, паспорт), Гилемханов И.М. (доверенность от 20.02.2012 N 23, водительское удостоверение).
Открытое акционерное общество "Управление жилищного хозяйства Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (далее - заявитель, ОАО "УЖХ Орджоникидзевского района", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Роспотребнадзор, административный орган, управление) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 07.07.2011 N 1811/09-20-215, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением суда от 03 ноября 2011 года (резолютивная часть объявлена 01 ноября 2011 года) заявленные требования удовлетворены.
Управление не согласилось с указанным решением и обжаловало его в апелляционном порядке - в жалобе просит решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы управление полагает установленным, что обществом допущено иное нарушение установленного порядка ценообразования, так как Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 (далее - Правила N 307) не содержат такого значения, как объем тепловой энергии. Определение платы за тепловую энергию (отопление) для начисления потребителям должно осуществляться с использованием только предусмотренных значений (норматив, тариф, общая площадь жилого помещения).
Использованный обществом порядок ценообразования не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
Согласно письму от 14.06.2011 вх. N 01-8389 Единый расчетно-кассовый центр МУП "Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан" производит начисление платы по услуге "Отопление" по адресу: г. Уфа, ул. Кутузова, д. 8, кв. 2, на основании договора с управляющей организацией ОАО "УЖК Орджоникидзевского района" и согласно поручению указанной управляющей организации.
Следовательно, общество фактически является исполнителем коммунальных услуг, предоставляет потребителю коммунальную услугу "Отопление", однако, в нарушение действующего законодательства не заключило с потребителем Рыльковой З.И. договор управления многоквартирным домом, при этом не исполняет свои обязанности по обслуживанию внутридомовых инженерных систем.
Представитель общества представил в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представитель заинтересованного лица не явился - представлено письменное ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя Роспотребнадзора.
С учетом мнения заявителя, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя управления.
В судебном заседании представители общества возражали против довод апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей общества, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в Государственную жилищную инспекцию Республики Башкортостан через Администрацию Президента Республики Башкортостан поступило обращение гр. Рыльковой З.И., проживающей по адресу: г. Уфа, ул. Кутузова, д. 8, кв. 2, по вопросу нарушения прав потребителей в связи с неправильным ценообразованием и начислением денежных средств за предоставление коммунальных услуг (т. 1, л.д. 38-39) - это обращение для рассмотрения направлено в управление (т. 1, л.д. 36-37).
На основании распоряжения и.о. руководителя Роспотребнадзора от 06.06.2011 N 2965 (т. 1, л.д. 16-17) в период с 07.06.2011 по 04.07.2011 в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей.
В ходе проверки управлением в деятельности заявителя выявлено нарушение требований части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктов 7, 19 Правил N 307, а именно, порядок определения размера платы за коммунальную услугу "Отопление" по адресу: город Уфа, ул. Кутузова, д. 8, кв. 2, не соответствует установленному.
Указанное нарушение зафиксирован в акте проверки от 20.06.2011 N 000076 (т. 1, л.д. 18-22).
20 июня 2011 года управлением в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении N 000215 (т. 1, л.д. 23-27).
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, 07.07.2011 управлением в отношении ОАО "УЖК Орджоникидзевского района" вынесено постановление о назначении административного наказания N 1811/09-20-215 (т. 1, л.д. 11-13), которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Считая указанное постановление незаконным, общество 18.07.2011 обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии состава вменяемого административного правонарушения в действиях общества.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции, с учетом статьи 210 АПК РФ, считает, что выводы суда являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Объективной стороной данного правонарушения является занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых по электроснабжению органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правила N 307 регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
На основании пункта 7 Правил N 307 при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
Так, в соответствии с пунктом 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы для отопления в жилых помещениях определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам, то есть исходя из общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома (кв. м), норматива потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м) и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб. /Гкал).
Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), определяется нормативы потребления тепловой энергии.
Исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (пункта 3 Правил N 307).
Следовательно, иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (в том числе ресурсоснабжающая организация) может выступать исполнителем коммунальных услуг только в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений. При иных способах управления, перечисленных в статье 161 ЖК РФ, исполнителем является соответственно управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив.
На основании части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Нарушение названных положений Правил N 307 образует состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, между обществом (поверенный) и Рыльковой З.И. (доверитель) заключен договор поручения на приобретение тепловой энергии от 01.12.2009 N 489 (т. 1, л.д. 52-54), в соответствии с которым поверенный обязуется совершить от имени и за счет доверителя приобретение тепловой энергии у теплоснабжающей организации (Тепловые сети ОАО "Башкирэнерго"), а доверитель - использование и оплату услуг, указанных в приложении N 1, которое является неотъемлемой частью настоящего договора, в помещении, расположенном по адресу: г. Уфа, ул. Кутузова, д. 8, кв. 2.
Между тем, ОАО "УЖК Орджоникидзевского района" не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем и не является исполнителем коммунальных услуг, предоставляемых потребителям, в частности в доме N 8 по ул. Кутузова, в котором проживает Рылькова З.И. - между обществом и Рыльковой З.И. договор управления жилым домом не заключался.
Следовательно, как верно указано судом первой инстанции, положения правил N 307 к спорным правоотношениям не применяются.
Изложенное свидетельствует о том, что заявитель не является субъектом вменяемого нарушения, а именно, нарушений пунктов 7, 19 Правил N 307, а, следовательно, и части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Таким образом, поскольку ОАО "УЖК Орджоникидзевского района" не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ - в его действиях отсутствует состав данного правонарушения.
В силу статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава правонарушения, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности со стороны заинтересованного лица не допущено.
Ссылка заинтересованного лица на то, что использованный обществом порядок ценообразования не предусмотрен законодательством Российской Федерации, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Так, в обжалуемом решении судом на странице 7 оценена обоснованность и правильность начисления обществом платы за отопление в соответствии с положениями Правил N 306. Оснований для переоценки правильных выводов суда первой инстанции в названной части у апелляционного суда не имеется.
Довод управления со ссылкой на письмо от 14.06.2011 вх. N 01-8389 о том, что фактически общество является исполнителем коммунальных услуг, предоставляет потребителю коммунальную услугу "Отопление", однако, в нарушение действующего законодательства не заключило с потребителем Рыльковой З.И. договор управления многоквартирным домом, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Материалы дела не содержат доказательств того, что между обществом и Рыльковой З.И. заключен договор управления жилым домом.
Кроме того, фактическое управление многоквартирным жилым домом по адресу: г. Уфа, ул. Кутузова, д. 8, которое, по мнению заинтересованного лица, не оформлено документально, не является предметом рассмотрения спора по настоящему делу, а следовательно, не имеет правового значения.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм права и опровергаются имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем она удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании частей 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03 ноября 2011 года по делу N А07-12063/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.Б.ТИМОХИН
Судьи
Е.В.БОЯРШИНОВА
Н.Г.ПЛАКСИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)