Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.Б.Семеновой
судей Л.В.Зотеевой, И.Г.Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: Ж.А.Алыбиной
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13941/2011) ОАО "Сити Сервис" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.07.2011 по делу N А56-24927/2011 (судья Е.А.Гранова), принятое
по иску (заявлению) ОАО "Сити Сервис"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от истца (заявителя): представителя М.И.Баяновой (доверенность от 12.07.2011)
от ответчика (должника): не явился (уведомлен)
установил:
Открытое акционерное общество "Сити Сервис" (место нахождения: Санкт-Петербург, улица Стойкости, дом 19, ОГРН 1037819021459) (далее - ОАО "Сити Сервис", Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (место нахождения: 195067, Санкт-Петербург, Пискаревский проспект, дом 35) (далее - инспекция, административный орган) от 20.04.2011 г. N 1197/11 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Решением суда от 19.07.2011 Обществу в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с правомерным привлечением заявителя к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, ОАО "Сити Сервис" направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного обществом требования. По мнению подателя жалобы, отсутствует вина Общества в совершении вменяемого правонарушения, так как все необходимые меры по устранению выявленных нарушений будут приняты. Кроме того, Общество указало на процессуальные нарушения в ходе привлечения к административной ответственности: инспекцией нарушен срок составления протокола об административном правонарушении, при изготовлении постановления административным органом допущены неточности и ошибки в его тексте.
Представитель инспекции, уведомленной надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела, 06.04.2011 инспекцией на основании распоряжения от 04.04.2011 N 04/199-р в присутствии главного инженера Общества С.Л. Борисова проведена внеплановая выездная проверка ОАО "Сити Сервис" по вопросу соблюдения прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, использования и сохранности жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах по адресам: г. Санкт-Петербург, пр. Культуры, д. 29, корпус 1, ул. Д.Бедного, д. 28, корпус 2.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 06.04.2011 г. N 04/199-р приложенными материалами фотофиксации (т. 1 л.д. 56 - 74) и акте от 06.04.2011 б/н о выявленных нарушениях (т. 1 л.д. 75 - 76), из которых следует:
По адресу: Санкт-Петербург, пр. Культуры, д. 29, корпус 1:
- - фасад здания не промыт, на фасаде здания имеются надписи-граффити, объявления;
- - не полностью вывезен снег с внутридомовой территории (кучи снега в районе лест./кл. N 1, N 2);
- - не заделаны провалы, щели и трещины в отмостке, образовавшиеся вокруг здания;
- - в кв. N 39 следы от протечек с внутреннего ливнестока, на лест./кл. N 2 на 1, 2 этажах следы от протечек с ливнестока;
- - отсутствуют плафоны на светильниках лест./кл. N 6 на 1, 2 этажах, на лест./кл. N 2 на 2, 3 этажах, на 1 этаже лест./кл. N 7 провисание проводов, к светильнику дневного света подсоединен патрон;
- - на 9 этаже лест./кл. N 7 отсутствует освещение у входа в машинное отделение лифта;
- - в кабинах лифтов в подъездах N 2, 6, 7 отсутствуют правила пользования лифтом;
- - отсутствует оконная рама на 2 этаже лест./кл. N 6;
- - не обеспечена герметичность ствола мусоропровода на 6 этаже лест./кл. N 6, требуется ремонт загрузочного клапана на 6 этаже лест./кл. N 6;
- - разбито стекло на лест./кл. N 6 между 7 и 8 этажами;
- - на 9 этаже лест./кл. N 7 следы от протечек вокруг ствола мусоропровода на потолке;
- - на лест./кл. N 2 на 3 этаже установлена металлическая перегородка с дверью, отделяющая пространство этажа от лестничной клетки, за перегородкой хранятся бытовые вещи собственников квартир N 37, 36, 39;
- - на лест./кл. N 2 с 2 по 4 этажи на окрашиваемых поверхностях отслоение краски и штукатурки, требуется проведение ремонта лест./кл. N 2;
- По адресу: Санкт-Петербург, ул. Д.Бедного, д. 28, корпус 2:
- - фасад здания не промыт, на фасаде здания надписи-граффити, объявления;
- - допущено подтопление подвального помещения из-за неисправностей и утечек инженерного оборудования (утечки от системы канализации), подтопление в 5 подъезде, вода в приямке, утечки в ИТП;
- - в подвальном помещении строительный и бытовой мусор;
- - не заделаны просадки, щели и трещины в отмостке вокруг здания;
- - не полностью вывезен снег с внутридворовой территории, снег складирован на газонах в районе зеленых насаждений;
- - не очищен приемный патрубок ливневой канализации;
- - на лест./кл. N 5 отсутствуют стекла на 1, 2 этажах, 1 рама;
- - требуется проведение ремонта покрытия кирпичного свеса (поврежден);
- - отсутствует плафон в подвальном помещении, на 1, 3 этажах лест./кл. N 5, в ИТП;
- - в кв. N 71 выявлено разрушение плиты над окном;
- - в ИТП утечки из-за неисправности инженерного оборудования, мусор в подвальном помещении, отсутствует 1 манометр в ИТП.
11.04.2011 в присутствии представителя Общества - главного инженера С.Л.Борисова инспекцией составлен протокол об административном правонарушении N 04/199-р (т. 1 л.д. 51 - 53), на основании которого вынесено постановление от 20.04.2011 N 1197/11 о привлечении ОАО "Сити Сервис" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ, в виде взыскания административного штрафа в размере 40 000 руб. (т. 1 л.д. 10 - 12). Обществу вменяется нарушение правил содержания и ремонта жилых домов, а именно нарушения пунктов 3.2.8, 3.6.20, 3.6.22, 4.1.7, 4.1.15, 4.2.3.9, 4.6.1.2, 4.7.1, 4.7.2, 4.10.2.1, 4.10.2.2, 5.1.3, 5.6.1, 5.10.2, 5.9.2, 5.9.29 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170.
11.04.2011 представителю Общества вручено предписание N 04-199-р об устранении обнаруженных в ходе проверки нарушений (т. 1 л.д. 13 - 15).
ОАО "Сити Сервис" с указанным постановлением административного органа не согласилось и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования, поскольку пришел к выводу о доказанности совершения Обществом вменяемого административного правонарушения.
Статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии со статьей 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, пунктом 11 которых предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя его текущий и капитальный ремонт.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), установлены требования к порядку обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Пунктом 4.2.3.9 Правил N 170 предусмотрено, что фасады зданий следует очищать и промывать в сроки, установленные в зависимости от материала, состояния поверхностей зданий (степень загрязнения, наличие выколов, разрушение покрытия) и условий эксплуатации.
Согласно пункту 4.10.2.1 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.).
В соответствии с пунктом 4.10.2.2 указанных Правил предупреждение поступления грунтовых вод в подвалы (техподполья), устранение отсыревания нижней части стен (цоколей) вследствие воздействия грунтовой влаги должны производиться путем восстановления или устройства вновь горизонтальной и вертикальной гидроизоляции фундаментов, цоколя и пола подвала, инъецирования в кладку гидрофобизирующих составов, создающих в стене водонепроницаемую зону, устройства осушающих галерей, дренажной системы, применения электроосмотических и других методов.
Согласно пункту 4.1.7 Правил N 170 просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком.
Согласно пункту 3.2.8 Правил N 170 окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами; поверхности, окрашенные малярными, безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность; не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки; не допускается в местах сопряжения поверхностей, искривления линий, закраски высококачественной окраски в различные цвета.
В соответствии с пунктом 3.6.22 Правил N 170 снег при ручной уборке тротуаров и внутриквартальных (асфальтовых и брусчатых) проездов должен убираться полностью под скребок. При отсутствии усовершенствованных покрытий снег следует убирать под движок, оставляя слой снега для последующего его уплотнения.
Согласно пункту 5.6.1 Правил N 170 эксплуатация электрооборудования жилых зданий должна производиться в соответствии с установленными требованиями.
Пунктом 5.10.2 Правил N 170 установлено, что эксплуатирующая организация (владелец лифта - собственник здания, в котором находятся лифты, а также предприятия и организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся здания, в том числе кондоминиумы, товарищества, объединения собственников жилья и иные организации) обеспечивает содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта.
Согласно пункту 4.7.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние окон, дверей и световых фонарей; нормативные воздухоизоляционные, теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства окон, дверей и световых фонарей; периодическую очистку светопрозрачных заполнений.
В соответствии с пунктами 5.9.2, 5.9.29 Правил N 170 ствол мусоропровода должен изготавливаться из материалов, соответствующих противопожарным и санитарным требованиям, все его неподвижные соединения (стыки труб, крепления клапанов и т.д.) должны быть водо-, дымо- и воздухонепроницаемыми; в месте прохода каналов через кровлю должна быть обеспечена водонепроницаемость. Нарушать целостность и герметичность ствола мусоропровода категорически запрещается.
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрены обязанности управляющей организации, а именно: управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Субъектом вменяемого Обществу правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В данном случае управление многоквартирным домом осуществляет ОАО "Сити Сервис" на основании договоров управления от 28.09.2007 N 266 и от 22.04.2009 N 861/09, согласно которым Общество обязано оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества в проверенных многоквартирных домах.
Допущенные Обществом нарушения пунктов 3.2.8, 3.6.20, 3.6.22, 4.1.7, 4.1.15, 4.2.3.9, 4.6.1.2, 4.7.1, 4.7.2, 4.10.2.1, 4.10.2.2, 5.1.3, 5.6.1, 5.10.2, 5.9.2, 5.9.29 Правил N 170 подтверждаются материалами дела (акты проверки от 06.04.2011 N 04/199-р и от 06.04.2011 б/н, материалами фотофиксации, протоколом об административном правонарушении от 11.04.2011) и фактически не оспариваются Обществом.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения обществом требований Правил N 170 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о виновности Общества в совершении вменяемого правонарушения.
Суд критически относится и отклоняет изложенные в апелляционной жалобе доводы о том, что на момент подачи апелляционной жалобы придомовая территория полностью убрана от снега и наледи, а также о мерах по содержанию и ремонту проверенных жилых домов, которые будут предприняты в будущем. Имеющаяся в материалах дела справка от 27.04.2011 о проведенных работах в соответствии с предписанием от 11.04.2011 N 04-199-р свидетельствует о том, что меры по устранению части нарушений были приняты Обществом после вынесения оспариваемого постановления.
Таким образом, Общество правомерно привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения по статье 7.22 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание то обстоятельство, что наказание назначено Обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 7.22 КоАП РФ, в связи с чем не имеется оснований считать назначенное заявителю наказание несправедливым и несоразмерным совершенному правонарушению.
Судом апелляционной инстанции не установлено процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности, которые могли бы повлечь признание оспариваемого постановления незаконным.
В силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10) нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом об административных правонарушениях, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Довод Общества о допущенной инспекцией неточности при указании даты проведения проверки не может являться основанием для отмены оспариваемого постановления, так как административный орган в отзыве на заявление разъяснил, что ошибка в указании даты проверки является технической и не влечет изменения содержания постановления, тем более, что в других документах (акты, протокол об административном правонарушении и др.) дата указана правильно.
Довод подателя жалобы о нарушении инспекцией срока составления протокола об административном правонарушении суд апелляционной инстанции также считает подлежащим отклонению, поскольку протокол составлен в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал объективную оценку обстоятельствам дела и принял законное решение, правильно применив нормы материального и процессуального права, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 июля 2011 года по делу N А56-24927/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Сити Сервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.Б.СЕМЕНОВА
Судьи
Л.В.ЗОТЕЕВА
И.Г.САВИЦКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.10.2011 ПО ДЕЛУ N А56-24927/2011
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 октября 2011 г. по делу N А56-24927/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.Б.Семеновой
судей Л.В.Зотеевой, И.Г.Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: Ж.А.Алыбиной
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13941/2011) ОАО "Сити Сервис" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.07.2011 по делу N А56-24927/2011 (судья Е.А.Гранова), принятое
по иску (заявлению) ОАО "Сити Сервис"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от истца (заявителя): представителя М.И.Баяновой (доверенность от 12.07.2011)
от ответчика (должника): не явился (уведомлен)
установил:
Открытое акционерное общество "Сити Сервис" (место нахождения: Санкт-Петербург, улица Стойкости, дом 19, ОГРН 1037819021459) (далее - ОАО "Сити Сервис", Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (место нахождения: 195067, Санкт-Петербург, Пискаревский проспект, дом 35) (далее - инспекция, административный орган) от 20.04.2011 г. N 1197/11 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Решением суда от 19.07.2011 Обществу в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с правомерным привлечением заявителя к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, ОАО "Сити Сервис" направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного обществом требования. По мнению подателя жалобы, отсутствует вина Общества в совершении вменяемого правонарушения, так как все необходимые меры по устранению выявленных нарушений будут приняты. Кроме того, Общество указало на процессуальные нарушения в ходе привлечения к административной ответственности: инспекцией нарушен срок составления протокола об административном правонарушении, при изготовлении постановления административным органом допущены неточности и ошибки в его тексте.
Представитель инспекции, уведомленной надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела, 06.04.2011 инспекцией на основании распоряжения от 04.04.2011 N 04/199-р в присутствии главного инженера Общества С.Л. Борисова проведена внеплановая выездная проверка ОАО "Сити Сервис" по вопросу соблюдения прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, использования и сохранности жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах по адресам: г. Санкт-Петербург, пр. Культуры, д. 29, корпус 1, ул. Д.Бедного, д. 28, корпус 2.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 06.04.2011 г. N 04/199-р приложенными материалами фотофиксации (т. 1 л.д. 56 - 74) и акте от 06.04.2011 б/н о выявленных нарушениях (т. 1 л.д. 75 - 76), из которых следует:
По адресу: Санкт-Петербург, пр. Культуры, д. 29, корпус 1:
- - фасад здания не промыт, на фасаде здания имеются надписи-граффити, объявления;
- - не полностью вывезен снег с внутридомовой территории (кучи снега в районе лест./кл. N 1, N 2);
- - не заделаны провалы, щели и трещины в отмостке, образовавшиеся вокруг здания;
- - в кв. N 39 следы от протечек с внутреннего ливнестока, на лест./кл. N 2 на 1, 2 этажах следы от протечек с ливнестока;
- - отсутствуют плафоны на светильниках лест./кл. N 6 на 1, 2 этажах, на лест./кл. N 2 на 2, 3 этажах, на 1 этаже лест./кл. N 7 провисание проводов, к светильнику дневного света подсоединен патрон;
- - на 9 этаже лест./кл. N 7 отсутствует освещение у входа в машинное отделение лифта;
- - в кабинах лифтов в подъездах N 2, 6, 7 отсутствуют правила пользования лифтом;
- - отсутствует оконная рама на 2 этаже лест./кл. N 6;
- - не обеспечена герметичность ствола мусоропровода на 6 этаже лест./кл. N 6, требуется ремонт загрузочного клапана на 6 этаже лест./кл. N 6;
- - разбито стекло на лест./кл. N 6 между 7 и 8 этажами;
- - на 9 этаже лест./кл. N 7 следы от протечек вокруг ствола мусоропровода на потолке;
- - на лест./кл. N 2 на 3 этаже установлена металлическая перегородка с дверью, отделяющая пространство этажа от лестничной клетки, за перегородкой хранятся бытовые вещи собственников квартир N 37, 36, 39;
- - на лест./кл. N 2 с 2 по 4 этажи на окрашиваемых поверхностях отслоение краски и штукатурки, требуется проведение ремонта лест./кл. N 2;
- По адресу: Санкт-Петербург, ул. Д.Бедного, д. 28, корпус 2:
- - фасад здания не промыт, на фасаде здания надписи-граффити, объявления;
- - допущено подтопление подвального помещения из-за неисправностей и утечек инженерного оборудования (утечки от системы канализации), подтопление в 5 подъезде, вода в приямке, утечки в ИТП;
- - в подвальном помещении строительный и бытовой мусор;
- - не заделаны просадки, щели и трещины в отмостке вокруг здания;
- - не полностью вывезен снег с внутридворовой территории, снег складирован на газонах в районе зеленых насаждений;
- - не очищен приемный патрубок ливневой канализации;
- - на лест./кл. N 5 отсутствуют стекла на 1, 2 этажах, 1 рама;
- - требуется проведение ремонта покрытия кирпичного свеса (поврежден);
- - отсутствует плафон в подвальном помещении, на 1, 3 этажах лест./кл. N 5, в ИТП;
- - в кв. N 71 выявлено разрушение плиты над окном;
- - в ИТП утечки из-за неисправности инженерного оборудования, мусор в подвальном помещении, отсутствует 1 манометр в ИТП.
11.04.2011 в присутствии представителя Общества - главного инженера С.Л.Борисова инспекцией составлен протокол об административном правонарушении N 04/199-р (т. 1 л.д. 51 - 53), на основании которого вынесено постановление от 20.04.2011 N 1197/11 о привлечении ОАО "Сити Сервис" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ, в виде взыскания административного штрафа в размере 40 000 руб. (т. 1 л.д. 10 - 12). Обществу вменяется нарушение правил содержания и ремонта жилых домов, а именно нарушения пунктов 3.2.8, 3.6.20, 3.6.22, 4.1.7, 4.1.15, 4.2.3.9, 4.6.1.2, 4.7.1, 4.7.2, 4.10.2.1, 4.10.2.2, 5.1.3, 5.6.1, 5.10.2, 5.9.2, 5.9.29 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170.
11.04.2011 представителю Общества вручено предписание N 04-199-р об устранении обнаруженных в ходе проверки нарушений (т. 1 л.д. 13 - 15).
ОАО "Сити Сервис" с указанным постановлением административного органа не согласилось и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования, поскольку пришел к выводу о доказанности совершения Обществом вменяемого административного правонарушения.
Статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии со статьей 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, пунктом 11 которых предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя его текущий и капитальный ремонт.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), установлены требования к порядку обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Пунктом 4.2.3.9 Правил N 170 предусмотрено, что фасады зданий следует очищать и промывать в сроки, установленные в зависимости от материала, состояния поверхностей зданий (степень загрязнения, наличие выколов, разрушение покрытия) и условий эксплуатации.
Согласно пункту 4.10.2.1 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.).
В соответствии с пунктом 4.10.2.2 указанных Правил предупреждение поступления грунтовых вод в подвалы (техподполья), устранение отсыревания нижней части стен (цоколей) вследствие воздействия грунтовой влаги должны производиться путем восстановления или устройства вновь горизонтальной и вертикальной гидроизоляции фундаментов, цоколя и пола подвала, инъецирования в кладку гидрофобизирующих составов, создающих в стене водонепроницаемую зону, устройства осушающих галерей, дренажной системы, применения электроосмотических и других методов.
Согласно пункту 4.1.7 Правил N 170 просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком.
Согласно пункту 3.2.8 Правил N 170 окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами; поверхности, окрашенные малярными, безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность; не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки; не допускается в местах сопряжения поверхностей, искривления линий, закраски высококачественной окраски в различные цвета.
В соответствии с пунктом 3.6.22 Правил N 170 снег при ручной уборке тротуаров и внутриквартальных (асфальтовых и брусчатых) проездов должен убираться полностью под скребок. При отсутствии усовершенствованных покрытий снег следует убирать под движок, оставляя слой снега для последующего его уплотнения.
Согласно пункту 5.6.1 Правил N 170 эксплуатация электрооборудования жилых зданий должна производиться в соответствии с установленными требованиями.
Пунктом 5.10.2 Правил N 170 установлено, что эксплуатирующая организация (владелец лифта - собственник здания, в котором находятся лифты, а также предприятия и организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся здания, в том числе кондоминиумы, товарищества, объединения собственников жилья и иные организации) обеспечивает содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта.
Согласно пункту 4.7.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние окон, дверей и световых фонарей; нормативные воздухоизоляционные, теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства окон, дверей и световых фонарей; периодическую очистку светопрозрачных заполнений.
В соответствии с пунктами 5.9.2, 5.9.29 Правил N 170 ствол мусоропровода должен изготавливаться из материалов, соответствующих противопожарным и санитарным требованиям, все его неподвижные соединения (стыки труб, крепления клапанов и т.д.) должны быть водо-, дымо- и воздухонепроницаемыми; в месте прохода каналов через кровлю должна быть обеспечена водонепроницаемость. Нарушать целостность и герметичность ствола мусоропровода категорически запрещается.
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрены обязанности управляющей организации, а именно: управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Субъектом вменяемого Обществу правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В данном случае управление многоквартирным домом осуществляет ОАО "Сити Сервис" на основании договоров управления от 28.09.2007 N 266 и от 22.04.2009 N 861/09, согласно которым Общество обязано оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества в проверенных многоквартирных домах.
Допущенные Обществом нарушения пунктов 3.2.8, 3.6.20, 3.6.22, 4.1.7, 4.1.15, 4.2.3.9, 4.6.1.2, 4.7.1, 4.7.2, 4.10.2.1, 4.10.2.2, 5.1.3, 5.6.1, 5.10.2, 5.9.2, 5.9.29 Правил N 170 подтверждаются материалами дела (акты проверки от 06.04.2011 N 04/199-р и от 06.04.2011 б/н, материалами фотофиксации, протоколом об административном правонарушении от 11.04.2011) и фактически не оспариваются Обществом.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения обществом требований Правил N 170 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о виновности Общества в совершении вменяемого правонарушения.
Суд критически относится и отклоняет изложенные в апелляционной жалобе доводы о том, что на момент подачи апелляционной жалобы придомовая территория полностью убрана от снега и наледи, а также о мерах по содержанию и ремонту проверенных жилых домов, которые будут предприняты в будущем. Имеющаяся в материалах дела справка от 27.04.2011 о проведенных работах в соответствии с предписанием от 11.04.2011 N 04-199-р свидетельствует о том, что меры по устранению части нарушений были приняты Обществом после вынесения оспариваемого постановления.
Таким образом, Общество правомерно привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения по статье 7.22 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание то обстоятельство, что наказание назначено Обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 7.22 КоАП РФ, в связи с чем не имеется оснований считать назначенное заявителю наказание несправедливым и несоразмерным совершенному правонарушению.
Судом апелляционной инстанции не установлено процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности, которые могли бы повлечь признание оспариваемого постановления незаконным.
В силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10) нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом об административных правонарушениях, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Довод Общества о допущенной инспекцией неточности при указании даты проведения проверки не может являться основанием для отмены оспариваемого постановления, так как административный орган в отзыве на заявление разъяснил, что ошибка в указании даты проверки является технической и не влечет изменения содержания постановления, тем более, что в других документах (акты, протокол об административном правонарушении и др.) дата указана правильно.
Довод подателя жалобы о нарушении инспекцией срока составления протокола об административном правонарушении суд апелляционной инстанции также считает подлежащим отклонению, поскольку протокол составлен в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал объективную оценку обстоятельствам дела и принял законное решение, правильно применив нормы материального и процессуального права, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 июля 2011 года по делу N А56-24927/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Сити Сервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.Б.СЕМЕНОВА
Судьи
Л.В.ЗОТЕЕВА
И.Г.САВИЦКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)