Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 5 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2011 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменева Г.Г.,
судей Доржиева Э.П., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Малановой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Иркутского районного муниципального образования (ОГРН 1023802456083, ИНН 3827000838) на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 апреля 2011 года по делу N А19-1291/2011 по заявлению Жилищно-строительного кооператива "Сотрудник ОМОН" (ОГРН 1043801428769, ИНН 3810035127) к Администрации Иркутского районного муниципального образования о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
и
установил:
Жилищно-строительный кооператив "Сотрудник ОМОН" (далее - ЖСК "Сотрудник ОМОН", Кооператив) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 1, л.д. 111 - 114, т. 2, л.д. 26), к Администрации Иркутского районного муниципального образования (далее - Администрация) о признании незаконными отказа в предоставлении земельного участка, выраженного в письме от 27 октября 2010 года N 3020, и отказа в заключении договора аренды, выраженного в письме от 10 декабря 2010 года N 3438, обязании Администрации совершить действия по устранению допущенных ранее при формировании земельного участка ошибок, постановке на государственный кадастровый учет и заключению договора аренды на 49 лет без проведения аукциона (торгов) на земельный участок общей площадью 105 га, расположенный в Иркутской области, Иркутском районе, пос. Западный, квартал "Александровский Посад".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26 апреля 2011 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств по делу. В частности, как полагает Администрация, судом первой инстанции не установлено, какие именно ошибки были допущены ею при формировании спорного земельного участка и какие действия необходимо совершить для устранения этих ошибок.
Администрация считает, что судом первой инстанции необоснованно применена статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующая вопросы предоставления земельных участков в собственность, в то время как Кооператив просил предоставить земельный участок в аренду. Заявитель апелляционной жалобы также указывает, что судом первой инстанции не исследовался вопрос о категории спорного земельного участка и не принято во внимание постановление мэра Иркутского района от 1 марта 2010 года N 1052.
В отзыве от 20 июня 2011 года на апелляционную жалобу ЖСК "Сотрудник ОМОН" выражает согласие с решением суда первой инстанции, просит оставить его без изменения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовым уведомлением N 67200038764881, возвращенным конвертом N 67200038764898 (отсутствие адресата), а также отчетом о публикации 8 июня 2011 года на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Кооперативом заявлено ходатайство от 1 июля 2011 года о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
На основании части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, решением Исполнительного комитета Иркутского областного Совета народных депутатов от 12 декабря 1988 года N 585 "Об отводе земельных участков Иркутскому горисполкому для индивидуального жилищного строительства" Иркутскому горисполкому предоставлен земельный участок общей площадью 636 гектаров для индивидуального жилищного строительства с правом вырубки леса (т. 1, л.д. 66 - 67).
22 января 1991 года Ленинскому районному исполнительному комитету г. Иркутска выдан Государственный акт серии A-I N 391767 на право пользования землей (бессрочное и бесплатное пользование) площадью 276,2 га для строительства жилого поселка индивидуальных застройщиков (т. 1, л.д. 68).
Постановлениями Главы Иркутского района от 28 апреля 2004 года N 1245 "О прекращении права постоянного бессрочного пользования Комитету по управлению Ленинским округом Администрации г. Иркутска" и от 12 июля 2004 года N 2036 "О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком Комитету по управлению Ленинским округом администрации г. Иркутска" прекращено право бессрочного пользования Комитета по управлению Ленинским округом Администрации г. Иркутска на земельный участок общей площадью 50 га, расположенный слева от объездной дороги Иркутск-Ангарск, предоставленное решением Исполнительного комитета Совета народных депутатов от 12 декабря 1988 года N 585 "Об отводе земельных участков Иркутскому горисполкому для индивидуального жилищного строительства" (т. 1, л.д. 113, 116).
В дальнейшем данные земельные участки переведены из земель запаса в земли поселения и предоставлены ЖСК "Сотрудник "ОМОН" для индивидуального жилищного строительства на основании постановлений главы Иркутского района от 28 апреля 2004 года N 1246 "О предоставлении в аренду земельного участка ЖСК "Сотрудник "ОМОН" и от 12 июля 2004 года N 2037 "О предоставлении в аренду ЖСК "Сотрудник ОМОН" земельного участка для индивидуального жилищного строительства" (т. 1, л.д. 114, 117, 136).
Первый заместитель Главы Администрации Иркутского района Кельман М.П. утвердил проект границ земельных участков общей площадью 105 га, предоставляемых Администрацией ЖСК "Сотрудник ОМОН" в п. Западный, квартал "Александровский Посад", согласованный с отделом архитектуры и градостроительства Администрации Иркутского района (план земельного участка, составленный 5 июля 2005 года).
На основании приказа Агентства лесного хозяйства по Иркутской области от 29 декабря 2006 года N 750 утвержден акт выбора участка лесного фонда от 31 октября 2006 года N 266 с прилагаемым планом расширения ЖСК "Сотрудник "ОМОН" в лесах 1 группы ФГУ "Иркутский лесхоз" в Иркутском районе Иркутской области.
В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения от 7 февраля 2007 года N 02.02.16/728 "О переводе лесных земель" согласован выбор участка лесного фонда общей площадью 217,7 га, с переводом земель лесного фонда в земли поселения с целью расширения ЖСК "Сотрудник "ОМОН".
Постановлением Администрации от 2 марта 2007 года N 1171 "Об утверждении проекта границ земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Западный" утвержден проект границ земельного участка, образованных в результате раздела земельного участка площадью 2 224 704 кв. м с кадастровым номером 38:06:0:0245, на землях населенных пунктов Мамоновского муниципального образования для организации жилищного строительства.
В течение 2008 - 2009 годов ЖСК "Сотрудник "ОМОН" неоднократно обращался с заявлением в адрес Администрации с просьбой принять решение об уточнении и согласовании границ и предоставлении Кооперативу в аренду сроком на 49 лет под жилищное строительство земельного участка общей площадью 105 га.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16 марта 2010 года по делу N А19-12750/09, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2010 года и постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 сентября 2010 года, бездействие Администрации, длящееся с октября 2004 года, выразившееся в уклонении от предоставления Кооперативу земельного участка под жилищное строительство признано незаконным.
При этом Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа обязал Администрацию устранить допущенные нарушения прав и охраняемых законом интересов ЖСК "Сотрудник ОМОН" путем рассмотрения вопроса о предоставлении в аренду ЖСК "Сотрудник ОМОН" земельного участка под жилищное строительство общей площадью 105 га, расположенного в Иркутском районе Иркутской области в пос. Западный, квартал "Александровский Посад" и вынесения соответствующего решения в месячный срок со дня получения копии постановления от 22 сентября 2010 года.
Рассмотрев вопрос о предоставлении Кооперативу спорного земельного участка площадью 105 га в аренду на 49 лет, Администрация письмами от 27 октября 2010 года N 3020 и от 10 декабря 2010 года N 3438 отказала в предоставлении указанного земельного участка, ссылаясь на нарушение процедуры предоставления земельного участка, установленной статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно на то, что данный земельный участок не может быть предоставлен под строительство в аренду без проведения аукциона (торгов).
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о незаконности отказа Администрации в предоставлении земельного участка, исходя из силу следующего.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
На основании пункта 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов (статья 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливаются особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 данной статьи земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, которое включает в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.
Предоставление в аренду земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется на аукционе в порядке, установленном статьей 38.2 настоящего Кодекса (пункт 2).
Однако в соответствии с пунктом 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" земельный участок может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона в случае, если частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства до 1 октября 2005 года.
Суд апелляционной инстанции, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, соглашается с выводом суда первой инстанции о возможности предоставления Кооперативу спорного земельного участка для жилищного строительства в аренду без проведения аукциона в связи с выполнением им предусмотренных Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" требований.
В частности, из материалов дела следует, что спорный земельный участок для индивидуального жилищного строительства был предоставлен Кооперативу постановлениями главы Иркутского района от 28 апреля 2004 года N 1246 "О предоставлении в аренду земельного участка ЖСК "Сотрудник "ОМОН" и от 12 июля 2004 года N 2037 "О предоставлении в аренду ЖСК "Сотрудник ОМОН" земельного участка для индивидуального жилищного строительства".
Таким образом, процедура оформления земельного участка начата в 2004 году, то есть Кооператив отвечает условиям, предусмотренным в пункте 15 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в связи с чем суд первой инстанции правомерно признал отказ в предоставлении земельного участка по мотивам, изложенным в письмах от 27 октября 2010 года N 3020 и от 10 декабря 2010 года N 3438, незаконным.
Отклоняя довод Администрации о неустановлении судом первой инстанции ошибок при формировании спорного земельного участка, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с распоряжением Совета Министров РСФСР от 29 сентября 1988 года N 1049-р и решением Исполнительного комитета Иркутского областного Совета народных депутатов от 12 декабря 1988 года N 585 Иркутскому райисполкому было передано 260 га земель лесного фонда и 18 га земель сельскохозяйственного назначения. При вычислении площадей в границах Государственного Акта А-1 от 22 января 1991 года N 391767 площадь лесного фонда составила около 212 га, площадь земель сельскохозяйственного назначения - 57 га. Кроме того, в границах данного Государственного акта оказалось более 7 га земель, занятых железной дорогой.
Для реализации распоряжения Совета Министров РСФСР 29 сентября 1988 года N 1049-р по предоставлению земельного участка под жилищное строительство и определения фактической площади письмом от 22 января 2009 года N 09-исх/0143 Управление Роснедвижимости по Иркутской области предложило Мэру Иркутского района провести уточнение сведений о земельном участке, по результатам уточнения внести изменения в данные государственного кадастра недвижимости и осуществить регистрацию права.
Как следует из пояснительной записки ФГУП "Прибайкаллеспроект" от 16 апреля 2007 года N 277 (т. 1, л.д. 101) при камеральном изучении документов путем наложения плана землепользования по Государственному акту на материалы лесоустройства 1985 года выявлено, что в Государственный акт было включено лишь 205,1 га земель лесного фонда в составе кварталов 69, 78, 79, 80, 86. Не включено в Государственный акт 54,9 га земель лесного фонда, выделенных решением Иркутского областного Совета народных депутатов от 12 декабря 1988 года N 585. Следовательно, Государственный акт на право пользования землей не в полной мере соответствует вышеуказанному решению.
На основании Государственного акта на право пользования землей A-I N 391767 земельный участок поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер - 38:06:0:0245 с площадью 222,47 га, что также не соответствует ни Государственному акту А-1 N 391767, ни решению Иркутского областного Совета народных депутатов от 12 декабря 1988 года N 585.
Во исполнение указанного решения, и учитывая интересы землепользователя, лесоустройство предложило дополнительно включить в состав земельного участка Кооператива земли лесного фонда на площади 54,9 га в кварталах 69, 79, 80, 86 Мегетской дачи Пригородного лесничества ОГУ "Иркутский лесхоз".
Таким образом, суд апелляционной инстанции усматривает наличие ошибок в документах при выделении Кооперативу земельного участка, при этом выяснение причин совершения уполномоченными органами таких ошибок не имеет правового значения, поскольку уже само по себе невключение в Государственный акт площадей земельного участка является основанием для устранения допущенных ошибок.
Оценивая довод Администрации о неправомерном применении судом первой инстанции положений статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, суд находит его обоснованным.
Положения статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации регулируют отношения при приобретении прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения граждан и юридических лиц.
В материалах дела отсутствуют доказательства нахождения на спорном земельном участке недвижимого имущества, находящегося у Кооператива в собственности или безвозмездном пользовании, в связи с чем применение судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела положений статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации является необоснованным, однако не привело к принятию неправильного по существу решения.
Пунктом 1 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
Как было указано выше, пунктом 15 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрены исключения из этого правила, однако процедура предоставления земельного участка без проведения аукциона не регламентирована, поэтому суд апелляционной инстанции считает возможным применить (по аналогии) положения статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации по вопросу принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Согласно пункту 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 24.06.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2 - 6 этой статьи лица или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
В свою очередь, частью 3 статьи 20 этого Федерального закона предусмотрено, что с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Таким образом, учитывая, что Кооператив не обладает каким либо вещным или обязательственным правом на спорный земельный участок, в силу приведенных норм материального права обязанность по установлению границ земельного участка на местности и осуществлению его государственного кадастрового учета (внесение изменений в кадастровый реестр) лежит на Администрации, на что правильно указал суд первой инстанции.
При этом, вопреки утверждениям заявителя апелляционной жалобы, ни в решении, ни в определении от 13 мая 2011 года по делу N А19-1291/2011 суд первой инстанции не делал вывод о проведении государственного кадастрового учета за счет Администрации.
Суд апелляционной инстанции, рассматривая довод Администрации об отсутствии в материалах дела документов о переводе земельного участка из категории лесных земель в земли поселений, отмечает следующее.
Статьей 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" предусмотрено, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства (пункт 1).
В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются: 1) кадастровый номер земельного участка; 2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; 3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; 4) права на земельный участок (пункт 3).
Таким образом, для подачи ходатайства о переводе земель из одной категории в другую или ходатайства о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую лицо, обращающееся с соответствующим ходатайством, должно обладать земельным участком на каком-либо праве.
Поскольку в рассматриваемом случае Кооператив только испрашивал предоставление в аренду спорного земельного участка, то акта перевода земель из одной категории в другую у него не имелось.
Согласно статье 9 Лесного кодекса Российской Федерации право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, в связи с чем отсутствие акта о переводе земель не препятствует его предоставлению в аренду.
Исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о злоупотреблении Администрацией правом при вынесении постановления от 1 марта 2010 года "Об отмене пунктов 2, 3 ранее принятых постановлений главы Иркутского района N 1246 от 28.04.2004 и N 2037 от 12.07.2004".
В соответствии с абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. В случае несоблюдения данного требования закона суд может отказать лицу в защите права.
В пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 ноября 2008 года N 127 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что отказ в защите права лицу, злоупотребившему правом, означает защиту нарушенных прав лица, в отношении которого допущено злоупотребление. Таким образом, непосредственной целью названной санкции является не наказание лица, злоупотребившего правом, а защита прав лица, потерпевшего от этого злоупотребления. Следовательно, для защиты нарушенных прав потерпевшего суд может не принять доводы лица, злоупотребившего правом, обосновывающие соответствие своих действий по осуществлению принадлежащего ему права формальным требованиям законодательства. Поэтому упомянутая норма закона может применяться как в отношении истца, так и в отношении ответчика.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 5 октября 2009 года по делу N А19-16355/09, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 февраля 2010 года, были признаны недействительными пункт 2 постановления от 2 марта 2007 года N 1171 исполняющего обязанности главы Иркутского района Иркутской области "Об утверждении проекта границ земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, поселок Западный", в части отмены: постановления главы Иркутского района от 28 апреля 2004 года N 1246 "О предоставлении в аренду земельного участка ЖСК "Сотрудник ОМОН", постановления от 12 июля 2004 года N 2037 "О предоставлении в аренду ЖСК "Сотрудник ОМОН" земельного участка для индивидуального жилищного строительства" и постановление мэра Иркутского районного муниципального образования от 13 ноября 2008 года N 5613 "О внесении изменений в пункт 2 постановления исполняющего обязанности главы Администрации Иркутского района от 02.03.2007 N 1171".
Учитывая изложенное, принятие Администрацией постановления от 1 марта 2010 года N 1052 "Об отмене пунктов 2, 3 ранее принятых постановлений главы Иркутского района N 1246 от 28.04.2004 и N 2037 от 12.07.2004" суд апелляционной инстанции также расценивает как злоупотребление правом со стороны Администрации и, руководствуясь приведенной выше правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, не принимает соответствующий довод заявителя апелляционной жалобы во внимание.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 апреля 2011 года по делу N А19-1291/2011, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 апреля 2011 года по делу N А19-1291/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья
Г.Г.ЯЧМЕНЕВ
Судьи
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Э.П.ДОРЖИЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.07.2011 ПО ДЕЛУ N А19-1291/2011
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июля 2011 г. по делу N А19-1291/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 5 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2011 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменева Г.Г.,
судей Доржиева Э.П., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Малановой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Иркутского районного муниципального образования (ОГРН 1023802456083, ИНН 3827000838) на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 апреля 2011 года по делу N А19-1291/2011 по заявлению Жилищно-строительного кооператива "Сотрудник ОМОН" (ОГРН 1043801428769, ИНН 3810035127) к Администрации Иркутского районного муниципального образования о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
и
установил:
Жилищно-строительный кооператив "Сотрудник ОМОН" (далее - ЖСК "Сотрудник ОМОН", Кооператив) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 1, л.д. 111 - 114, т. 2, л.д. 26), к Администрации Иркутского районного муниципального образования (далее - Администрация) о признании незаконными отказа в предоставлении земельного участка, выраженного в письме от 27 октября 2010 года N 3020, и отказа в заключении договора аренды, выраженного в письме от 10 декабря 2010 года N 3438, обязании Администрации совершить действия по устранению допущенных ранее при формировании земельного участка ошибок, постановке на государственный кадастровый учет и заключению договора аренды на 49 лет без проведения аукциона (торгов) на земельный участок общей площадью 105 га, расположенный в Иркутской области, Иркутском районе, пос. Западный, квартал "Александровский Посад".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26 апреля 2011 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств по делу. В частности, как полагает Администрация, судом первой инстанции не установлено, какие именно ошибки были допущены ею при формировании спорного земельного участка и какие действия необходимо совершить для устранения этих ошибок.
Администрация считает, что судом первой инстанции необоснованно применена статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующая вопросы предоставления земельных участков в собственность, в то время как Кооператив просил предоставить земельный участок в аренду. Заявитель апелляционной жалобы также указывает, что судом первой инстанции не исследовался вопрос о категории спорного земельного участка и не принято во внимание постановление мэра Иркутского района от 1 марта 2010 года N 1052.
В отзыве от 20 июня 2011 года на апелляционную жалобу ЖСК "Сотрудник ОМОН" выражает согласие с решением суда первой инстанции, просит оставить его без изменения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовым уведомлением N 67200038764881, возвращенным конвертом N 67200038764898 (отсутствие адресата), а также отчетом о публикации 8 июня 2011 года на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Кооперативом заявлено ходатайство от 1 июля 2011 года о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
На основании части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, решением Исполнительного комитета Иркутского областного Совета народных депутатов от 12 декабря 1988 года N 585 "Об отводе земельных участков Иркутскому горисполкому для индивидуального жилищного строительства" Иркутскому горисполкому предоставлен земельный участок общей площадью 636 гектаров для индивидуального жилищного строительства с правом вырубки леса (т. 1, л.д. 66 - 67).
22 января 1991 года Ленинскому районному исполнительному комитету г. Иркутска выдан Государственный акт серии A-I N 391767 на право пользования землей (бессрочное и бесплатное пользование) площадью 276,2 га для строительства жилого поселка индивидуальных застройщиков (т. 1, л.д. 68).
Постановлениями Главы Иркутского района от 28 апреля 2004 года N 1245 "О прекращении права постоянного бессрочного пользования Комитету по управлению Ленинским округом Администрации г. Иркутска" и от 12 июля 2004 года N 2036 "О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком Комитету по управлению Ленинским округом администрации г. Иркутска" прекращено право бессрочного пользования Комитета по управлению Ленинским округом Администрации г. Иркутска на земельный участок общей площадью 50 га, расположенный слева от объездной дороги Иркутск-Ангарск, предоставленное решением Исполнительного комитета Совета народных депутатов от 12 декабря 1988 года N 585 "Об отводе земельных участков Иркутскому горисполкому для индивидуального жилищного строительства" (т. 1, л.д. 113, 116).
В дальнейшем данные земельные участки переведены из земель запаса в земли поселения и предоставлены ЖСК "Сотрудник "ОМОН" для индивидуального жилищного строительства на основании постановлений главы Иркутского района от 28 апреля 2004 года N 1246 "О предоставлении в аренду земельного участка ЖСК "Сотрудник "ОМОН" и от 12 июля 2004 года N 2037 "О предоставлении в аренду ЖСК "Сотрудник ОМОН" земельного участка для индивидуального жилищного строительства" (т. 1, л.д. 114, 117, 136).
Первый заместитель Главы Администрации Иркутского района Кельман М.П. утвердил проект границ земельных участков общей площадью 105 га, предоставляемых Администрацией ЖСК "Сотрудник ОМОН" в п. Западный, квартал "Александровский Посад", согласованный с отделом архитектуры и градостроительства Администрации Иркутского района (план земельного участка, составленный 5 июля 2005 года).
На основании приказа Агентства лесного хозяйства по Иркутской области от 29 декабря 2006 года N 750 утвержден акт выбора участка лесного фонда от 31 октября 2006 года N 266 с прилагаемым планом расширения ЖСК "Сотрудник "ОМОН" в лесах 1 группы ФГУ "Иркутский лесхоз" в Иркутском районе Иркутской области.
В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения от 7 февраля 2007 года N 02.02.16/728 "О переводе лесных земель" согласован выбор участка лесного фонда общей площадью 217,7 га, с переводом земель лесного фонда в земли поселения с целью расширения ЖСК "Сотрудник "ОМОН".
Постановлением Администрации от 2 марта 2007 года N 1171 "Об утверждении проекта границ земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Западный" утвержден проект границ земельного участка, образованных в результате раздела земельного участка площадью 2 224 704 кв. м с кадастровым номером 38:06:0:0245, на землях населенных пунктов Мамоновского муниципального образования для организации жилищного строительства.
В течение 2008 - 2009 годов ЖСК "Сотрудник "ОМОН" неоднократно обращался с заявлением в адрес Администрации с просьбой принять решение об уточнении и согласовании границ и предоставлении Кооперативу в аренду сроком на 49 лет под жилищное строительство земельного участка общей площадью 105 га.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16 марта 2010 года по делу N А19-12750/09, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2010 года и постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 сентября 2010 года, бездействие Администрации, длящееся с октября 2004 года, выразившееся в уклонении от предоставления Кооперативу земельного участка под жилищное строительство признано незаконным.
При этом Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа обязал Администрацию устранить допущенные нарушения прав и охраняемых законом интересов ЖСК "Сотрудник ОМОН" путем рассмотрения вопроса о предоставлении в аренду ЖСК "Сотрудник ОМОН" земельного участка под жилищное строительство общей площадью 105 га, расположенного в Иркутском районе Иркутской области в пос. Западный, квартал "Александровский Посад" и вынесения соответствующего решения в месячный срок со дня получения копии постановления от 22 сентября 2010 года.
Рассмотрев вопрос о предоставлении Кооперативу спорного земельного участка площадью 105 га в аренду на 49 лет, Администрация письмами от 27 октября 2010 года N 3020 и от 10 декабря 2010 года N 3438 отказала в предоставлении указанного земельного участка, ссылаясь на нарушение процедуры предоставления земельного участка, установленной статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно на то, что данный земельный участок не может быть предоставлен под строительство в аренду без проведения аукциона (торгов).
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о незаконности отказа Администрации в предоставлении земельного участка, исходя из силу следующего.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
На основании пункта 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов (статья 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливаются особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 данной статьи земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, которое включает в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.
Предоставление в аренду земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется на аукционе в порядке, установленном статьей 38.2 настоящего Кодекса (пункт 2).
Однако в соответствии с пунктом 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" земельный участок может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона в случае, если частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства до 1 октября 2005 года.
Суд апелляционной инстанции, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, соглашается с выводом суда первой инстанции о возможности предоставления Кооперативу спорного земельного участка для жилищного строительства в аренду без проведения аукциона в связи с выполнением им предусмотренных Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" требований.
В частности, из материалов дела следует, что спорный земельный участок для индивидуального жилищного строительства был предоставлен Кооперативу постановлениями главы Иркутского района от 28 апреля 2004 года N 1246 "О предоставлении в аренду земельного участка ЖСК "Сотрудник "ОМОН" и от 12 июля 2004 года N 2037 "О предоставлении в аренду ЖСК "Сотрудник ОМОН" земельного участка для индивидуального жилищного строительства".
Таким образом, процедура оформления земельного участка начата в 2004 году, то есть Кооператив отвечает условиям, предусмотренным в пункте 15 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в связи с чем суд первой инстанции правомерно признал отказ в предоставлении земельного участка по мотивам, изложенным в письмах от 27 октября 2010 года N 3020 и от 10 декабря 2010 года N 3438, незаконным.
Отклоняя довод Администрации о неустановлении судом первой инстанции ошибок при формировании спорного земельного участка, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с распоряжением Совета Министров РСФСР от 29 сентября 1988 года N 1049-р и решением Исполнительного комитета Иркутского областного Совета народных депутатов от 12 декабря 1988 года N 585 Иркутскому райисполкому было передано 260 га земель лесного фонда и 18 га земель сельскохозяйственного назначения. При вычислении площадей в границах Государственного Акта А-1 от 22 января 1991 года N 391767 площадь лесного фонда составила около 212 га, площадь земель сельскохозяйственного назначения - 57 га. Кроме того, в границах данного Государственного акта оказалось более 7 га земель, занятых железной дорогой.
Для реализации распоряжения Совета Министров РСФСР 29 сентября 1988 года N 1049-р по предоставлению земельного участка под жилищное строительство и определения фактической площади письмом от 22 января 2009 года N 09-исх/0143 Управление Роснедвижимости по Иркутской области предложило Мэру Иркутского района провести уточнение сведений о земельном участке, по результатам уточнения внести изменения в данные государственного кадастра недвижимости и осуществить регистрацию права.
Как следует из пояснительной записки ФГУП "Прибайкаллеспроект" от 16 апреля 2007 года N 277 (т. 1, л.д. 101) при камеральном изучении документов путем наложения плана землепользования по Государственному акту на материалы лесоустройства 1985 года выявлено, что в Государственный акт было включено лишь 205,1 га земель лесного фонда в составе кварталов 69, 78, 79, 80, 86. Не включено в Государственный акт 54,9 га земель лесного фонда, выделенных решением Иркутского областного Совета народных депутатов от 12 декабря 1988 года N 585. Следовательно, Государственный акт на право пользования землей не в полной мере соответствует вышеуказанному решению.
На основании Государственного акта на право пользования землей A-I N 391767 земельный участок поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер - 38:06:0:0245 с площадью 222,47 га, что также не соответствует ни Государственному акту А-1 N 391767, ни решению Иркутского областного Совета народных депутатов от 12 декабря 1988 года N 585.
Во исполнение указанного решения, и учитывая интересы землепользователя, лесоустройство предложило дополнительно включить в состав земельного участка Кооператива земли лесного фонда на площади 54,9 га в кварталах 69, 79, 80, 86 Мегетской дачи Пригородного лесничества ОГУ "Иркутский лесхоз".
Таким образом, суд апелляционной инстанции усматривает наличие ошибок в документах при выделении Кооперативу земельного участка, при этом выяснение причин совершения уполномоченными органами таких ошибок не имеет правового значения, поскольку уже само по себе невключение в Государственный акт площадей земельного участка является основанием для устранения допущенных ошибок.
Оценивая довод Администрации о неправомерном применении судом первой инстанции положений статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, суд находит его обоснованным.
Положения статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации регулируют отношения при приобретении прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения граждан и юридических лиц.
В материалах дела отсутствуют доказательства нахождения на спорном земельном участке недвижимого имущества, находящегося у Кооператива в собственности или безвозмездном пользовании, в связи с чем применение судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела положений статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации является необоснованным, однако не привело к принятию неправильного по существу решения.
Пунктом 1 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
Как было указано выше, пунктом 15 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрены исключения из этого правила, однако процедура предоставления земельного участка без проведения аукциона не регламентирована, поэтому суд апелляционной инстанции считает возможным применить (по аналогии) положения статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации по вопросу принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Согласно пункту 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 24.06.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2 - 6 этой статьи лица или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
В свою очередь, частью 3 статьи 20 этого Федерального закона предусмотрено, что с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Таким образом, учитывая, что Кооператив не обладает каким либо вещным или обязательственным правом на спорный земельный участок, в силу приведенных норм материального права обязанность по установлению границ земельного участка на местности и осуществлению его государственного кадастрового учета (внесение изменений в кадастровый реестр) лежит на Администрации, на что правильно указал суд первой инстанции.
При этом, вопреки утверждениям заявителя апелляционной жалобы, ни в решении, ни в определении от 13 мая 2011 года по делу N А19-1291/2011 суд первой инстанции не делал вывод о проведении государственного кадастрового учета за счет Администрации.
Суд апелляционной инстанции, рассматривая довод Администрации об отсутствии в материалах дела документов о переводе земельного участка из категории лесных земель в земли поселений, отмечает следующее.
Статьей 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" предусмотрено, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства (пункт 1).
В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются: 1) кадастровый номер земельного участка; 2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; 3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; 4) права на земельный участок (пункт 3).
Таким образом, для подачи ходатайства о переводе земель из одной категории в другую или ходатайства о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую лицо, обращающееся с соответствующим ходатайством, должно обладать земельным участком на каком-либо праве.
Поскольку в рассматриваемом случае Кооператив только испрашивал предоставление в аренду спорного земельного участка, то акта перевода земель из одной категории в другую у него не имелось.
Согласно статье 9 Лесного кодекса Российской Федерации право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, в связи с чем отсутствие акта о переводе земель не препятствует его предоставлению в аренду.
Исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о злоупотреблении Администрацией правом при вынесении постановления от 1 марта 2010 года "Об отмене пунктов 2, 3 ранее принятых постановлений главы Иркутского района N 1246 от 28.04.2004 и N 2037 от 12.07.2004".
В соответствии с абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. В случае несоблюдения данного требования закона суд может отказать лицу в защите права.
В пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 ноября 2008 года N 127 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что отказ в защите права лицу, злоупотребившему правом, означает защиту нарушенных прав лица, в отношении которого допущено злоупотребление. Таким образом, непосредственной целью названной санкции является не наказание лица, злоупотребившего правом, а защита прав лица, потерпевшего от этого злоупотребления. Следовательно, для защиты нарушенных прав потерпевшего суд может не принять доводы лица, злоупотребившего правом, обосновывающие соответствие своих действий по осуществлению принадлежащего ему права формальным требованиям законодательства. Поэтому упомянутая норма закона может применяться как в отношении истца, так и в отношении ответчика.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 5 октября 2009 года по делу N А19-16355/09, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 февраля 2010 года, были признаны недействительными пункт 2 постановления от 2 марта 2007 года N 1171 исполняющего обязанности главы Иркутского района Иркутской области "Об утверждении проекта границ земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, поселок Западный", в части отмены: постановления главы Иркутского района от 28 апреля 2004 года N 1246 "О предоставлении в аренду земельного участка ЖСК "Сотрудник ОМОН", постановления от 12 июля 2004 года N 2037 "О предоставлении в аренду ЖСК "Сотрудник ОМОН" земельного участка для индивидуального жилищного строительства" и постановление мэра Иркутского районного муниципального образования от 13 ноября 2008 года N 5613 "О внесении изменений в пункт 2 постановления исполняющего обязанности главы Администрации Иркутского района от 02.03.2007 N 1171".
Учитывая изложенное, принятие Администрацией постановления от 1 марта 2010 года N 1052 "Об отмене пунктов 2, 3 ранее принятых постановлений главы Иркутского района N 1246 от 28.04.2004 и N 2037 от 12.07.2004" суд апелляционной инстанции также расценивает как злоупотребление правом со стороны Администрации и, руководствуясь приведенной выше правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, не принимает соответствующий довод заявителя апелляционной жалобы во внимание.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 апреля 2011 года по делу N А19-1291/2011, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 апреля 2011 года по делу N А19-1291/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья
Г.Г.ЯЧМЕНЕВ
Судьи
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Э.П.ДОРЖИЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)