Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 12.05.2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 13.05.2008 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зенкова С.А.,
судей Залевской Е.А. и Солодилова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Залевской Е.А.,
при участии:
от заявителя: без участия,
от заинтересованного лица: Моисцрапишвили О.Н. по доверенности от 04.02.08 г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Славгородского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
на Решение суда первой инстанции Арбитражного суда Алтайского края
от 06.03.08 г. по делу N А03-1390/08
по заявлению ОАО "Алтайские гербициды"
к Славгородскому территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
об оспаривании постановления,
открытое акционерное общество "Алтайские гербициды" (далее по тексту - ОАО "Алтайские гербициды", общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным постановления Славгородского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее по тексту - Управление Роспотребнадзора) N 28/29 от 29.01.2008 года о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 06.03.08 г. по делу N А03-1390/08 заявление ОАО "Алтайские гербициды" удовлетворено, признано незаконным постановление от 29.01.2008 года N 28/29.
В апелляционной жалобе Управление Роспотребнадзора с решением не согласилось, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы указал, что судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела и не в полном объеме исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, а также не верно применено материальное право.
В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
ОАО "Алтайские гербициды" в отзыве на апелляционную жалобу указало, что с доводами апелляционной жалобы не согласно, просит оставить решение суда первой инстанции без изменений и отказать в удовлетворении апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебное заседание представители ОАО "Алтайские гербициды", надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Суд считает возможным в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением о проведении мероприятий по контролю от 20.12.2007 года N 28/1354 сотрудниками Управления Роспотребнадзора проведена проверка ОАО "Алтайские гербициды" соблюдения Закона РФ "О защите прав потребителей" и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307.
23.01.2008 года по результатам проверки составлен акт N 1354, вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ в отношении ОАО "Алтайские гербициды", составлен протокол N 28/15 об административном правонарушении.
29.01.2008 г. постановлением N 28/29 общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Полагая постановление о привлечении к административной ответственности незаконным, ОАО "Алтайские гербициды" обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении заявленного требования, исходил из следующего.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ, является включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя. Так как договоры N 1961 от 17.01.2008 года и N 1936 от 15.06.2007 года являются ничтожными, то ОАО "Алтайские гербициды" не может быть субъектом вышеуказанного правонарушения.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения.
Согласно п. 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307, данные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов (п. 2 названных Правил).
Пунктом 3 установлены определения, которые используются в данных Правилах.
- Так, например, "коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях;
- "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;
- В соответствии с п. 4 указанных Правил коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 4 статьи 155 Жилищного кодекса РФ установлено, что наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
На основании вышеизложенного и в связи с тем, что жильцами избран способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией МУП "Управляющая компания Яровое", которая в данном случае является исполнителем коммунальных услуг, а ОАО "Алтайские гербициды" - ресурсоснабжающей организацией (осуществляющей продажу коммунальных услуг гражданам), апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что договоры N 1961 от 17.01.2008 года и N 1936 от 15.06.2007 года противоречат положениям статей 155 (пункт 4), 161 и 162 Жилищного кодекса РФ и пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, следовательно, являются ничтожными.
Руководствуясь статьями 167, 168 Гражданского кодекса РФ, ч. 4 ст. 210 АПК РФ, а также тем, что объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ, является включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленного требования ОАО "Алтайские гербициды".
Из вышеизложенного следует, что арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в оспариваемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их отмены у апелляционной инстанции не имеется.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения арбитражного суда первой инстанции от 06.03.08 г. по делу N А03-1390/08.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
решение Арбитражного суда Алтайского края от 06.03.08 г. по делу N А03-1390/08 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Славгородского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.05.2008 N 07АП-2337/08 ПО ДЕЛУ N А03-1390/08
Разделы:Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 мая 2008 г. N 07АП-2337/08
Резолютивная часть постановления оглашена 12.05.2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 13.05.2008 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зенкова С.А.,
судей Залевской Е.А. и Солодилова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Залевской Е.А.,
при участии:
от заявителя: без участия,
от заинтересованного лица: Моисцрапишвили О.Н. по доверенности от 04.02.08 г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Славгородского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
на Решение суда первой инстанции Арбитражного суда Алтайского края
от 06.03.08 г. по делу N А03-1390/08
по заявлению ОАО "Алтайские гербициды"
к Славгородскому территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
об оспаривании постановления,
установил:
открытое акционерное общество "Алтайские гербициды" (далее по тексту - ОАО "Алтайские гербициды", общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным постановления Славгородского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее по тексту - Управление Роспотребнадзора) N 28/29 от 29.01.2008 года о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 06.03.08 г. по делу N А03-1390/08 заявление ОАО "Алтайские гербициды" удовлетворено, признано незаконным постановление от 29.01.2008 года N 28/29.
В апелляционной жалобе Управление Роспотребнадзора с решением не согласилось, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы указал, что судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела и не в полном объеме исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, а также не верно применено материальное право.
В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
ОАО "Алтайские гербициды" в отзыве на апелляционную жалобу указало, что с доводами апелляционной жалобы не согласно, просит оставить решение суда первой инстанции без изменений и отказать в удовлетворении апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебное заседание представители ОАО "Алтайские гербициды", надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Суд считает возможным в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением о проведении мероприятий по контролю от 20.12.2007 года N 28/1354 сотрудниками Управления Роспотребнадзора проведена проверка ОАО "Алтайские гербициды" соблюдения Закона РФ "О защите прав потребителей" и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307.
23.01.2008 года по результатам проверки составлен акт N 1354, вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ в отношении ОАО "Алтайские гербициды", составлен протокол N 28/15 об административном правонарушении.
29.01.2008 г. постановлением N 28/29 общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Полагая постановление о привлечении к административной ответственности незаконным, ОАО "Алтайские гербициды" обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении заявленного требования, исходил из следующего.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ, является включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя. Так как договоры N 1961 от 17.01.2008 года и N 1936 от 15.06.2007 года являются ничтожными, то ОАО "Алтайские гербициды" не может быть субъектом вышеуказанного правонарушения.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения.
Согласно п. 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307, данные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов (п. 2 названных Правил).
Пунктом 3 установлены определения, которые используются в данных Правилах.
- Так, например, "коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях;
- "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;
- В соответствии с п. 4 указанных Правил коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 4 статьи 155 Жилищного кодекса РФ установлено, что наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
На основании вышеизложенного и в связи с тем, что жильцами избран способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией МУП "Управляющая компания Яровое", которая в данном случае является исполнителем коммунальных услуг, а ОАО "Алтайские гербициды" - ресурсоснабжающей организацией (осуществляющей продажу коммунальных услуг гражданам), апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что договоры N 1961 от 17.01.2008 года и N 1936 от 15.06.2007 года противоречат положениям статей 155 (пункт 4), 161 и 162 Жилищного кодекса РФ и пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, следовательно, являются ничтожными.
Руководствуясь статьями 167, 168 Гражданского кодекса РФ, ч. 4 ст. 210 АПК РФ, а также тем, что объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ, является включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленного требования ОАО "Алтайские гербициды".
Из вышеизложенного следует, что арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в оспариваемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их отмены у апелляционной инстанции не имеется.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения арбитражного суда первой инстанции от 06.03.08 г. по делу N А03-1390/08.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 06.03.08 г. по делу N А03-1390/08 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Славгородского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий
С.А.ЗЕНКОВ
Судьи
Е.А.ЗАЛЕВСКАЯ
А.В.СОЛОДИЛОВ
С.А.ЗЕНКОВ
Судьи
Е.А.ЗАЛЕВСКАЯ
А.В.СОЛОДИЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)