Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 22.02.2005, 25.02.2005 ПО ДЕЛУ N А40-40207/03-96-420

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


22 февраля 2005 г. Дело N А40-40207/03-96-420


Резолютивная часть объявлена 22 февраля 2005 года. Полный текст решения изготовлен 25 февраля 2005 года.
Судья Б., при ведении протокола судебного заседания Б., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению заявителя ЖСК "Альфа" к ответчикам - правительству Москвы, ГУП "Научно-исследовательский и проектный институт генерального плана г. Москвы", 3-и лица - Москомархитектура, Московский земельный комитет, префектура ЮЗАО г. Москвы, ГКП "Московский метрополитен", о признании недействительными в части постановления от 20.05.03 N 380-ПП и распоряжения от 07.04.03 N 180-РЗМ, при участии: от заявителя - адвокат С. (рег. N 77/3431) по дов. от 15.07.04, Я. по дов. от 10.01.05 N 27, от ответчиков - Г. по дов. от 28.05.04 N 4-47-9580/4, К. по дов. от 09.09.04 N 4-14-14780/4, от 02.02.05 N 29/286, от 3-х лиц - от Москомзема - Г. по дов. от 20.01.05 N 33-И-3/5-(61), от Москомархитектуры - К. по дов. от 28.01.04 N 001-03-66/4, от прокуратуры г. Москвы - старший прокурор отдела В. по удост.,
УСТАНОВИЛ:

спор разрешается в отсутствие 3-го лица - Префектуры ЮЗАО г. Москвы, ГКП "Московский метрополитен" по материалам дела на основании ст. 156 АПК РФ.
Дело рассматривается вновь на основании постановления Федерального Арбитражного суда Московского округа от 30.06.04 N КА-А40/4871-04 (л.д. 43 - 45 т. 7).
Заявитель просит признать недействительными постановление Правительства Москвы от 20.05.03 N 380-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 17.07.01 N 666-ПП" в части утверждения откорректированных схем градостроительного зонирования территории Юго-Западного административного округа (приложения 1, 2, 3, 4 п. 1), и в части признания утратившими силу приложений 1, 2, 3, 4 (схем градостроительного зонирования) к постановлению Правительства Москвы от 17.07.01 N 666-ПП" (п. 2), касающиеся территории, занимаемой ЖСК "Альфа" по договору аренды земель в г. Москве от 20.01.94 N М-06-000378; Распоряжение Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы от 07.04.03 N 180-РЗМ "Об утверждении технико-экономического обоснования (проекта) строительства Бутовской линии метрополитена" в части утверждения представленного ГУП "Московский метрополитен" технико-экономического обоснования (проекта) строительства Бутовской линии метрополитена и заказа им корректировки (проекта) строительства Бутовской линии метрополитена (п. 2.1, п. 3), касающихся прохождения линии метро через территорию, занимаемой ЖСК "Альфа" по договору аренды земель в г. Москве от 20.01.94 N М-06-000378, поскольку они приняты в нарушение ГК РФ, ЗК РФ и нарушают права и законные интересы заявителя.
Ответчики требования не признали, поскольку материалы дела подтверждают отсутствие каких-либо свободных от застройки территорий округа, имеющих жилое функциональное назначение; корректировка схем зонирования была осуществлена по заказу Правительства Москвы и утверждена им; требования ст. 49 ЗК РФ полностью соблюдены Правительством Москвы; заявителем продолжительное время не осваиваются ценные городские земли, что ставит вопрос о частичном использовании такой территории под городские нужды; 2-ой ответчик является ненадлежащим ответчиком.
3-е лицо - Москомархитектура, поддержало доводы 1-го ответчика, подписав совместно с ним письменные пояснения (л.д. 29 - 31 т. 8).
3-е лицо - Московский земельный комитет поддержал доводы Правительства Москвы, письменный отзыв не представил.
3-й лица - Префектура ЮЗАО г. Москвы, ГКП "Московский метрополитен", в заседание не явились, письменный отзыв не представили.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы и возражения сторон, явившихся 3-их лиц, учитывая указания кассационной инстанции, суд считает требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
2-ой ответчик - ГУП "Научно-исследовательский и проектный институт генерального плана г. Москвы" является ненадлежащим ответчиком, поскольку не принимал оспариваемые ненормативные правовые акты.
Оспариваемым постановлением от 20.05.03 N 380-ПП Правительство Москвы утвердило откорректированные схемы градостроительного зонирования территории ЮЗАО г. Москвы, признало утратившими силу приложения 1, 2, 3, 4 к постановлению Правительства Москвы от 17.07.01 N 666-ПП "О градостроительном плане развития территории ЮЗАО до 2020 год", указав Москомархитектуре направить откорректированные схемы префекту ЮЗАО, в Москомзем и Департамент имущества г. Москвы для руководства в работе, опубликовать настоящее постановление в соответствующих официальных изданиях, возложив контроль на первого заместителя Мэра Москвы (л.д. 7 - 10 т. 1).
07.04.03 Первым заместителем мэра Москвы в Правительстве Москвы издано оспариваемое Распоряжение N 180-РЗМ "Об утверждении технико-экономического обоснования (проекта) строительства Бутовской линии метрополитена", п. 2.1 которого предусматривает выделение первой очереди строительства от станции "Бульвар Дмитрия Донского" до станции "Потапово" протяженностью 7,1 км, п. 3 ГУП "Московский метрополитен" предписано заказать в месячный срок корректировку (проекта) строительства Бутовской линии метрополитена от станции "Бульвар Дмитрия Донского" до станции "Новокурьяново" с учетом решения Общественного совета при Мэре Москвы по проблемам формирования градостроительного и архитектурно-художественного облика города (протокол от 18.04.02 N 4) по корректировке трассы в район Южное Бутово заходом в район Потапово двухпутной линии и в соответствии с решением выездного совещания Мэра Москвы от 20.07.02 (протокол N 94) до Микрорайона Чечеры (станция "Чечерский проезд", л.д. 6 т. 1).
Как следует из Корректировки схемы функционального зонирования третьей очереди застройки района Южное Бутово (включая коттеджный поселок Потапово) с учетом размещения жилья на территории больничного комплекса с его переводом в район комплекса Альфа (т. 4, л.д. 1 - 58 т. 5), такая корректировка, в том числе в отношении территории, занимаемой заявителем, была произведена 2-ым ответчиком во исполнение постановления Правительства Москвы от 18.12.01 N 1146-ПП "Об изъятии у ЖСК "Альфа" земельного участка в районе Южное Бутово, жилой комплекс "Г" в районе дер. Потапово (ЮЗАО) и внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 13.04.93 N 344".
Согласно договору аренды земель в г. Москве от 20.01.94 N М-06-000378 заявитель является арендатором земельного участка площадью 165,5 га в Южном Бутово, жилой комплекс "Г" (деревня Потапово) ЮЗАО г. Москвы, который предоставлен ему в долгосрочное пользование сроком на 49 лет (л.д. 55 - 65 т. 2). Согласно п. 1.2 названного договора участок предоставлен заявителю для строительства коттеджных домов, объектов культурно-бытового назначения, мест приложения интеллектуального труда, внутриплощадочной инженерной инфраструктуры и последующей их эксплуатации.
Однако установление градостроительного зонирования и его актуализации не зависят от статуса и оформления земель, в том числе от указанного договора аренды земельного участка, поскольку согласно ст. 1 Закона г. Москвы "О градостроительном зонировании территорий города Москвы" от 09.12.98 N 28 установленные градостроительным зонированием требования распространяются на все объекты недвижимости независимо от их форм собственности, а также сохраняют действие при перемене собственника, владельца, арендатора недвижимого имущества. Следовательно, градостроительное зонирование - установление обязательных требований к функциональному использованию, застройке, организации планировочных районов, кварталов города, не зависит от конкретных хозяйствующих субъектов, на что правомерно указывает правительство Москвы.
Корректировка схем зонирования была осуществлена по заказу Правительства Москвы и утверждена постановлением Правительства Москвы, что соответствует требованиям ст. 17 Закона г. Москвы "О градостроительном зонировании территорий города Москвы" от 09.12.98 N 28. В соответствии со ст. 9 названного Закона изменение ранее установленного типа функционального, строительного, ландшафтного назначения района, квартала, участка территории на иной тип допускается при наличии городских государственных или муниципальных нужд и должно обосновываться наличием городских государственных или муниципальных нужд.
Статьей 49 ЗК РФ определены критерии наличия государственных нужд и изъятия земли для этих целей, согласно которой изъятие производится только для размещения на земельном участке объектов государственного и муниципального значения при отсутствии возможности других вариантов возможного размещения этих объектов.
Во исполнение указаний кассационной инстанции Правительство Москвы в качестве доказательства предполагаемого размещения на спорном земельном участке объектов городского, муниципального значения представило градостроительный план развития территории ЮЗАО г. Москвы (л.д. 33 в конверте), выдержки из проекта планировки микрорайонов 8 - 12 района Южное Бутово и пояснительной записки к нему (л.д. 32, 34 в конверте, 35 - 44 т. 8), разработанного ГУП НИиПИ Генплана по заказу города Москвы за счет средств бюджета Москвы и проходящего в настоящее время согласование во внешних согласующих инстанциях, как указал 1-ый ответчик. Из названных доказательств следует, что на оспариваемой территории планируется размещение больничного комплекса и поликлиники (микрорайон 12), объектов социальной инфраструктуры: школы и детские сады, продовольственные и промтоварные магазины, аптеки, спортзалы, отделения связи и сбербанки, гаражи-стоянки во всех микрорайонах. В центральном 10 микрорайоне предусмотрено строительство Храмового комплекса, спортивно-оздоровительного комплекса с бассейном, кинотеатра с библиотекой и музыкальной школой, иных объектов и транспортной инфраструктуры (линия метро, улицы, бульвары). Поскольку проект разработан по заказу г. Москвы, то указанные объекты, как и подавляющее большинство социальных объектов во всем городе, финансируются из средств городского бюджета.
Вся жилая многоэтажная застройка района представлена в проекте в виде объектов жилого строительства типовых серий, что также указывает на городское финансирование строительства.
При этом согласно пояснительной записки к проекту общий фонд жилой застройки на проектируемой территории составляет 482,1 тыс. кв. м; территория изымается у ЖСК "Альфа" под нужды города, поэтому весь жилой фонд застройки предусмотрен под социальное заселение из расчета 22 кв. м площади на человека, а население района составит 20,0 тыс. человек; подземные гаражи под жилыми домами не предусматриваются, поскольку проектируемая застройка предполагает социальное заселение; индивидуальная жилая застройка (коммерческая) предусмотрена только в микрорайонах 9, 10, 12 и относится к разработанной территории ЖСК "Альфа", а вся остальная застройка многоквартирная.
В связи с чем суд согласен с доводом Правительства Москвы, что все предполагаемое жилищное и социальное строительство на оспариваемом земельном участке носит общегородское, муниципальное значение и предназначено под социальное заселение с бюджетным финансированием работ, а поэтому требования ст. 49 ЗК РФ полностью соблюдены Правительством Москвы при издании оспариваемых актов.
Кроме того, договором аренды земель в г. Москве от 20.01.94 N М-06-000378 предусмотрено обязательство заявителя принять в свои члены жителей ЮЗАО г. Москвы и выкупить жилье в типовой застройке для малоимущих жителей округа в соответствии с протоколом от 28.04.92 N 2 "О сотрудничестве между префектурой ЮЗАО и ЖСА "Альфа" по строительству коттеджного поселка в Южном Бутове" (абзац 1 п. 2.2.2). До настоящего времени заявителем не решен вопрос о реконструкции деревни Потапово (абзац 3 п. 2.2.2). Изложенное обстоятельство указывает на отсутствие нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемыми актами.
Более того, то, что часть отведенной заявителю территории изначально предназначалась для ее использования в интересах города Москвы свидетельствуют Распоряжение Правительства Москвы от 29.11.91 N 874-РЗП "О разрешении ассоциации "Альфа" разработки ТЭО и эскизного проекта по размещению коттеджей застройки в Южном Бутово (ЮЗАО)" (п. 3, л.д. 126, 127 т. 5), абзац 5 п. 2.2.2 договора аренды от 20.01.94 N М-06-000378.
Оспариваемое постановление от 20.05.03 N 380-ПП не является распорядительным документом, устанавливающим изъятие земельного участка у заявителя, т.к. касается только вопроса необходимости повышения эффективности использования неосвоенной территории города за счет увеличения этажности застройки с постепенным переходом от малоэтажных коттеджей ЖСК "Альфа" к жилым домам повышенной этажности, композиционно соответствующим застройке прилегающий территорий района Южное Бутово. При этом уточнение градостроительного зонирования предусмотрено на неосвоенных территориях округа, поскольку продолжительное неосвоение ЖСК "Альфа" ценных городских земель привело Правительство Москвы к необходимости поставить вопрос о частичном использовании этой территории под городские нужды, т.е. речь идет только о планах города.
По откорректированным схемам проведена Государственная экологическая экспертиза (заключение от 10.10.02 N 209-3, л.д. 63 - 65, т. 5), Государственная экспертиза градостроительной документации (заключение от 04.09.02 N 31-Г6/02 МГЭ, л.д. 66, 67 т. 5), получены согласования Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы (письмо от 02.08.02 N 5-15-147/2, л.д. 68 т. 5), Центра Госсанэпиднадзора (письмо от 04.06.03 N 10.10/3851, л.д. 69 т. 5), Районного Собрания "Южное Бутово" (решение от 24.09.02 N 8/4, л. 70 т. 5), Префекта ЮЗАО г. Москвы (письмо от 05.08.02 N 12-10-198/2, л. 71 т. 5) и проведено собрание жителей поселка Потапово ЖСК "Альфа" по обсуждению вопроса уточнения градостроительного зонирования неосвоенной части земельного участка, отведенного ЖСК "Альфа" (протокол от 21.09.02, л.д. 72, 73 т. 5).
Таким образом, суд считает, что материалы дела подтверждают и обосновывают необходимость размещения объектов муниципального значения, а также подтверждают отсутствие других вариантов их размещения. При этом договорные отношения с ЖСК "Альфа" не прекращаются в одностороннем порядке, поскольку речь идет только о планах города в отношении неосвоенных заявителем земель.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что оспариваемые в части постановление Правительства Москвы от 20.05.03 N 380-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 17.07.01 N 666-ПП" и Распоряжение Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы от 07.04.03 N 180-РЗМ "Об утверждении технико-экономического обоснования (проекта) строительства Бутовской линии метрополитена" соответствуют действующему законодательству, заявитель не доказал нарушение его прав и законных интересов, а поэтому в удовлетворении требований к Правительству Москвы следует полностью отказать.
В связи с чем суд на основании ч. 5 ст. 96 АПК РФ считает необходимым отменить обеспечительные меры, принятые определением от 23.10.2003.
На основании ст. ст. 12, 13 ГК РФ, ст. 49 ЗК РФ, ст. ст. 1, 9, 17 Закона г. Москвы "О градостроительном зонировании территорий города Москвы" от 09.12.98 N 28 и руководствуясь ст. ст. 64, 65, 71, 75, ст. 96 ч. 5, ст. ст. 156, 167 - 170, 176, 200, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:

в удовлетворении требований ЖСК "Альфа" к Правительству Москвы, ГУП "Научно-исследовательский и проектный институт генерального плана г. Москвы" о признании недействительными постановление Правительства Москвы от 20.05.03 N 380-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 17.07.01 N 666-ПП" в части утверждения откорректированных схем градостроительного зонирования территории Юго-Западного административного округа (приложения 1, 2, 3, 4 п. 1), и в части признания утратившими силу приложений 1, 2, 3, 4 (схем градостроительного зонирования) к постановлению Правительства Москвы от 17.07.01 N 666-ПП" (п. 2), касающиеся территории, занимаемой ЖСК "Альфа" по договору аренды земель в г. Москве от 20.01.94 N М-06-000378, и Распоряжение Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы от 07.04.03 N 180-РЗМ "Об утверждении технико-экономического обоснования (проекта) строительства Бутовской линии метрополитена" в части утверждения представленного ГУП "Московский метрополитен" технико-экономического обоснования (проекта) строительства Бутовской линии метрополитена и заказа им корректировки (проекта) строительства Бутовской линии метрополитена (п. 2.1, п. 3), касающихся прохождения линии метро через территорию, занимаемой ЖСК "Альфа" по договору аренды земель в г. Москве от 20.01.94 N М-06-000378, проверенные на соответствие ГК РФ, ЗК РФ, полностью отказать.
Отменить обеспечительные меры, принятые определением от 23.10.2003 о приостановлении действия постановления Правительства Москвы от 20.05.03 N 380-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 17.07.01 N 666-ПП".
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)