Судебные решения, арбитраж
Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 16 августа 2005 г. Дело N А69-765/05-8-Ф02-3862/05-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Первушина М.А.,
судей: Косачевой О.И., Мироновой И.П.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Тыва на решение от 28 апреля 2005 года Арбитражного суда Республики Тыва по делу N А69-765/05-8 (суд первой инстанции: Санчат Э.А.),
Конкурсный управляющий открытого акционерного общества "Тувинские авиационные линии" Суртаев Николай Харитонович (далее - конкурсный управляющий) обратился с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Тыва (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным инкассового поручения от 27.10.2004 N 3191.
Решением суда от 28 апреля 2005 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с принятым судебным актом, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, в связи с неисполнением обществом обязанности по уплате налога в установленный законодательством срок налоговая инспекция правомерно вынесла требование об уплате в добровольном порядке налога и пеней и при его неисполнении - решение о взыскании налога и пеней за счет денежных средств общества на счетах в банках.
В отзыве на кассационную жалобу конкурсный управляющий считает доводы налоговой инспекции несостоятельными, ссылаясь на законность и обоснованность принятого решения.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного ... кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (почтовые уведомления N 98759, 98760 от 29.07.2005, N 98761 от 01.08.2005), но своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению, а вынесенный судебный акт отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Тыва от 19.10.2004 по делу N А69-1119/04-11 открытое акционерное общество "Тувинские авиационные линии" признано несостоятельным (банкротом), введена процедура конкурсного производства до 19 октября 2005 года. Конкурсным управляющим утвержден Суртаев Николай Харитонович.
Налоговой инспекцией 31.08.2004 обществу было направлено требование N 6253 об уплате налога на добавленную стоимость в сумме 139154 рублей и пени в сумме 152628 рублей 41 копейки.
В связи с неисполнением обществом требования в установленный срок налоговой инспекцией вынесено решение N 1859 от 21.10.2004 о взыскании налога и пени за счет денежных средств общества на счетах в банках.
27.10.2004 налоговая инспекция выставила к расчетному счету общества инкассовое поручение N 3191 на сумму 139154 рубля.
Не согласившись с решением налоговой инспекции о выставлении инкассового поручения, конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с заявлением о признании данного поручения незаконным.
Вывод арбитражного суда об удовлетворении заявленных конкурсным управляющим требований является недостаточно обоснованным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 названного Закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 15 декабря 2004 года N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" указал, что требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
Таким образом, взыскание текущих обязательных платежей после признания налогоплательщика банкротом и введения на нем процедуры конкурсного управления осуществляется в общем порядке, предусмотренном статьями 70, 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поэтому при рассмотрении заявленных конкурсным управляющим требований о признании недействительным инкассового поручения предметом исследования суда являлось установление момента возникновения обязанности по уплате налога на добавленную стоимость.
Однако суд не использовал свое право, предусмотренное частью 2 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и не предложил налоговой инспекции представить доказательства (в том числе лицевые счета предприятия), позволяющие отнести указанные в требовании и инкассовом поручении суммы налога на добавленную стоимость и пеней либо к текущим платежам, либо к обязательным платежам, возникшим до принятия арбитражным судом заявления о признании предприятия банкротом.
Поскольку указанная в требовании пеня 152628 рублей 41 копейка начислена за неуплату налога на добавленную стоимость, суд кассационной инстанции считает недостаточно обоснованными выводы суда без установления вышеназванных обстоятельств о несоответствии требования N 6253 в указанной части положениям пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации в части отсутствия размера недоимки и даты, с которой начинают начисляться пени.
При таких обстоятельствах решение от 28 апреля 2005 года подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.
При новом рассмотрении суду необходимо дать оценку оспариваемым ненормативным правовым актам налоговой инспекции с учетом изложенных доводов суда кассационной инстанции, а также разрешить вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Решение от 28 апреля 2005 года Арбитражного суда Республики Тыва по делу N А69-765/05-8 отменить и дело передать на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 16.08.2005 N А69-765/05-8-Ф02-3862/05-С1
Разделы:Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 16 августа 2005 г. Дело N А69-765/05-8-Ф02-3862/05-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Первушина М.А.,
судей: Косачевой О.И., Мироновой И.П.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Тыва на решение от 28 апреля 2005 года Арбитражного суда Республики Тыва по делу N А69-765/05-8 (суд первой инстанции: Санчат Э.А.),
УСТАНОВИЛ:
Конкурсный управляющий открытого акционерного общества "Тувинские авиационные линии" Суртаев Николай Харитонович (далее - конкурсный управляющий) обратился с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Тыва (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным инкассового поручения от 27.10.2004 N 3191.
Решением суда от 28 апреля 2005 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с принятым судебным актом, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, в связи с неисполнением обществом обязанности по уплате налога в установленный законодательством срок налоговая инспекция правомерно вынесла требование об уплате в добровольном порядке налога и пеней и при его неисполнении - решение о взыскании налога и пеней за счет денежных средств общества на счетах в банках.
В отзыве на кассационную жалобу конкурсный управляющий считает доводы налоговой инспекции несостоятельными, ссылаясь на законность и обоснованность принятого решения.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного ... кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (почтовые уведомления N 98759, 98760 от 29.07.2005, N 98761 от 01.08.2005), но своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению, а вынесенный судебный акт отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Тыва от 19.10.2004 по делу N А69-1119/04-11 открытое акционерное общество "Тувинские авиационные линии" признано несостоятельным (банкротом), введена процедура конкурсного производства до 19 октября 2005 года. Конкурсным управляющим утвержден Суртаев Николай Харитонович.
Налоговой инспекцией 31.08.2004 обществу было направлено требование N 6253 об уплате налога на добавленную стоимость в сумме 139154 рублей и пени в сумме 152628 рублей 41 копейки.
В связи с неисполнением обществом требования в установленный срок налоговой инспекцией вынесено решение N 1859 от 21.10.2004 о взыскании налога и пени за счет денежных средств общества на счетах в банках.
27.10.2004 налоговая инспекция выставила к расчетному счету общества инкассовое поручение N 3191 на сумму 139154 рубля.
Не согласившись с решением налоговой инспекции о выставлении инкассового поручения, конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с заявлением о признании данного поручения незаконным.
Вывод арбитражного суда об удовлетворении заявленных конкурсным управляющим требований является недостаточно обоснованным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 названного Закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 15 декабря 2004 года N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" указал, что требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
Таким образом, взыскание текущих обязательных платежей после признания налогоплательщика банкротом и введения на нем процедуры конкурсного управления осуществляется в общем порядке, предусмотренном статьями 70, 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поэтому при рассмотрении заявленных конкурсным управляющим требований о признании недействительным инкассового поручения предметом исследования суда являлось установление момента возникновения обязанности по уплате налога на добавленную стоимость.
Однако суд не использовал свое право, предусмотренное частью 2 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и не предложил налоговой инспекции представить доказательства (в том числе лицевые счета предприятия), позволяющие отнести указанные в требовании и инкассовом поручении суммы налога на добавленную стоимость и пеней либо к текущим платежам, либо к обязательным платежам, возникшим до принятия арбитражным судом заявления о признании предприятия банкротом.
Поскольку указанная в требовании пеня 152628 рублей 41 копейка начислена за неуплату налога на добавленную стоимость, суд кассационной инстанции считает недостаточно обоснованными выводы суда без установления вышеназванных обстоятельств о несоответствии требования N 6253 в указанной части положениям пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации в части отсутствия размера недоимки и даты, с которой начинают начисляться пени.
При таких обстоятельствах решение от 28 апреля 2005 года подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.
При новом рассмотрении суду необходимо дать оценку оспариваемым ненормативным правовым актам налоговой инспекции с учетом изложенных доводов суда кассационной инстанции, а также разрешить вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 28 апреля 2005 года Арбитражного суда Республики Тыва по делу N А69-765/05-8 отменить и дело передать на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.А.ПЕРВУШИНА
М.А.ПЕРВУШИНА
Судьи:
О.И.КОСАЧЕВА
И.П.МИРОНОВА
О.И.КОСАЧЕВА
И.П.МИРОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)