Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.12.2012 ПО ДЕЛУ N А57-13075/2012

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 декабря 2012 г. по делу N А57-13075/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Борисовой Т.С., Жевак И.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Санаторий Светлана" (ОГРН 1046404104130 ИНН 6441013332 п. Тополевый Вольский район Саратовская область)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 02 октября 2012 года по делу N А57-13075/2012 (судья Кулапов Д.С.)
по заявлению закрытого акционерного общества "Санаторий Светлана" (ОГРН 1046404104130 ИНН 6441013332 п. Тополевый Вольский район Саратовская область)
о признании недействительным решения N 34-150/тр от 30.03.2012 и о возмещении из бюджета уплаченной госпошлины в размере 2000 рублей,
заинтересованные лица:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (ОГРН 1026402675045 ИНН 6450014580 г. Саратов),
товарищество собственников жилья "Тополь" (ОГРН 1086441000337 ИНН 6441017908 п. Тополевый Вольский район Саратовская область),
Радченко Е.В. (п. Тополевый Вольский район Саратовская область),
при участии в судебном заседании:
от закрытого акционерного общества "Санаторий Светлана" - Суровцева В.А., по доверенности от 11.03.2012 N 38,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области - Евсеева О.В., по доверенности от 11.10.2012 N 02/1-5126,
от товарищества собственников жилья "Тополь" - председатель правления Чугунова Т.Ф., полномочия подтверждены протоколом заседания правления ТСЖ "Тополь" от 24.10.2011 N 01,

установил:

Закрытое акционерное общество "Санаторий "Светлана" (далее - ЗАО "Светлана", общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее - антимонопольный орган) от 30.03.2012 N 34-150/тр и о возмещении из бюджета уплаченной госпошлины в размере 2000 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 02.10.2012 обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Общество не согласилось с вынесенным решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу антимонопольный орган просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, антимонопольный орган определением от 08.12.2011 выделил из дела N 27-61/тр в отдельное производство материалы, свидетельствующие о наличии признаков нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в действиях ЗАО "Санаторий "Светлана", выразившихся в отключении горячего водоснабжения в многоквартирных домах N 1 и N 4 по ул. Санаторная пос. Тополевый Вольского района в период с 10.05.2011 по 28.06.2011, а также в навязывании ТСЖ "Тополь" условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.
Также материалами дела установлено, что в антимонопольный орган поступило заявление Радченко Е.В. с жалобой на действия ЗАО "Санаторий "Светлана", выразившиеся в отключении горячего водоснабжения в многоквартирных домах N 1 и N 4 по ул. Санаторная пос. Тополевый Вольского района в период с 10.05.2011 по 28.06.2011, и что указанное содержит признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Как указывалось ранее, материалы, послужившие основанием для возбуждения дела N 34-150/тр, выделены антимонопольным органом из дела N 27-61/тр. По результатам проведенного в ходе рассмотрения дела N 27-61/тр анализа состояния конкурентной среды на рынках предоставления услуг по горячему водоснабжению, по холодному водоснабжению, по водоотведению, по отоплению в административных границах пос. Тополевый Вольского района Саратовской области за 2010 - 10 месяцев 2011 гг., установлено, что ЗАО "Санаторий "Светлана" занимает доминирующее положение на указанных рынках и имеет на указанных товарных рынках долю 100%.
Таким образом, антимонопольный орган пришел к выводу, что на общество распространяются запреты, установленные ст. 10 Закона о защите конкуренции.
30.03.2012 по результатам рассмотрения материалов дела антимонопольным органом действия общества, совершенные на рынке предоставления услуг по горячему водоснабжению, услуг по холодному водоснабжению, услуг по водоотведению, услуг по отоплению в административных границах пос. Тополевый Вольского района Саратовской области, по проведению ремонта трубопровода горячего водоснабжения в многоквартирные дома N 1 и N 4 по ул. Санаторная пос. Тополевый Вольского района с нарушением срока и порядка его проведения, ущемили интересы ТСЖ "Тополь" и граждан-потребителей коммунальных услуг, признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, о чем вынесено решение N 34-150/тр.
Общество не согласилось с решением антимонопольного органа и обратилось в суд с указанным заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что антимонопольным органом установлен факт нарушения ЗАО "Санаторий "Светлана" ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него.
На основании пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 (в редакции от 14.10.2010) "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Материалами дела подтверждено, что ЗАО "Санаторий "Светлана" как хозяйствующий субъект, оказывает услуги по горячему водоснабжению, по холодному водоснабжению, по водоотведению, по отоплению в административных границах пос. Тополевый Вольского района Саратовской области за 2010 - 10 месяцев 2011 гг., в связи с чем является субъектом естественной монополии, положение общества на данном товарном рынке признается доминирующим и общество подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции.
В период с 10.05.2011 по 28.06.2011 общество прекратило подачу горячего водоснабжения в многоквартирные дома N 1 и N 4 по ул. Санаторная пос.Тополевый Вольского района, что подтверждено приказами генерального директора-главного врача ЗАО "Санаторий "Светлана" от 10.05.2011 N 26 и от 28.06.2011 N 38, письменными пояснениями (исх. N 404 от 21.07.2011) и сторонами не оспаривается.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) под тепловой энергией понимается энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление).
В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 21 Закона о теплоснабжении в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления поселений, городских округов и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации. Порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с положениями настоящей статьи и с другими федеральными законами и должен, в частности, включать в себя порядок и сроки принятия органами местного самоуправления поселений, городских округов предусмотренных настоящей статьей решений о согласовании или несогласовании вывода указанных объектов в ремонт или из эксплуатации.
Согласно п. 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, организации, обслуживающие жилищный фонд, за месяц до окончания текущего отопительного периода должны разработать, согласовать с теплоснабжающей организацией и утвердить в органах местного самоуправления графики работ по профилактике и ремонту тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления с извещением жителей за два дня об остановке. Ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения, - 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.
Согласно п. 3.1.11 и п. 3.1.12 СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20, в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток. При длительных остановках подачи горячей воды потребителям при проведении летних планово-профилактических работ, эксплуатирующая организация обязана обеспечить нахождение трубопроводов сетей с водой и циркуляцию воды в системе.
Суд первой инстанции установил, что в данном случае ТСЖ "Тополь" является исполнителем коммунальных услуг, приобретает электрическую энергию для оказания коммунальных услуг собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, а ЗАО "Санаторий "Светлана" является ресурсоснабжающей организацией, в связи с чем пришел к правомерному выводу, что на данные правоотношения распространяются Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг установлен состав коммунальных услуг, предоставляемых потребителю в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которым понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставить потребителю коммунальные услуги, в том числе горячее водоснабжение. В составе данных услуг обозначено круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Согласно пункту 80 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае проведения планово-предупредительного ремонта и работ по обслуживанию внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 10 Правил предоставления коммунальных услуг при предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме) потребителя в установленном Правилами порядке.
Общество осуществило отключение горячей воды в домах, находящихся в управлении ТСЖ "Тополь", в период с 10.05.2011 по 28.06.2011 в связи с проведением текущего ремонта трубопровода горячего водоснабжения с нарушением срока проведения текущего ремонта трубопровода горячего водоснабжения, а именно не уведомило в установленном порядке до начала работ потребителей о проведении ремонта.
Письменными пояснениями ЗАО "Санаторий "Светлана" (вх. N 93 от 28.02.2012) подтверждено, что причиной прекращения подачи горячей воды в указанный выше период явилась аварийная ситуация на теплотрассе, подающей горячую воду в указанные дома. Данное обстоятельство подтверждено служебной запиской начальника котельной Кваша П.Я. от 10.05.2011.
После проведения аварийного ремонта и вскрытия теплотрассы были выявлены многочисленные повреждения трубопровода горячей воды по причине его большого износа, а факт проведения ремонта и приобретения материалов для его проведения подтвержден, в том числе договором N 9 от 03.06.2011, нарядом N 10 от 27.06.2011, актом от 27.06.2011, товарными накладными N 8906 от 02.06.2011 и N 8908 от 02.06.2011, счетами-фактурами N 89 от 02.06.2011 и N 90 от 02.06.2011.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно не принял довод общества, что ремонт на трубопроводе горячей воды в период с 10.05.2011 по 28.06.2011 был завершен своевременно.
Факт проведения ЗАО "Санаторий "Светлана" ремонта трубопровода горячего водоснабжения установлен Вольской межрайонной прокуратурой Саратовской области в ходе проведения проверки по обращениям Радченко Е.В. и председателя ТСЖ "Тополь" Чугуновой Т.Ф. и отражен в письмах (исх. N 323ж-2011 от 02.11.2011 и исх. N 323ж-2011 от 10.01.2012). Результаты проведенной Вольской межрайонной прокуратурой Саратовской области проверки не были обжалованы в установленном порядке Радченко Е.В. и председателем ТСЖ "Тополь" Чугуновой Т.Ф.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что факт проведения обществом ремонта трубопровода горячего водоснабжения в рассматриваемый период подтвержден материалами дела.
Также судом первой инстанции не был принят довод общества, что в период с 10.05.2011 по 27.06.2011 в ходе устранения аварии был произведен капитальный ремонт.
В Положении о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений (вместе с МДС 13.14.200), утв. Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279, закреплены понятия текущего ремонта и капитального ремонта.
В соответствии с п. 1.4 Положения оно является обязательным при проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений всех отраслей народного хозяйства.
Вместе с тем, как выше установлено судом и не оспаривалось обществом в рамках рассматриваемого дела речь идет о жилых многоквартирных домах, а не о производственных зданиях и сооружениях всех отраслей народного хозяйства.
Ссылка общества на рекомендации СНиП 2.04.07-86* "Тепловые сети" также не была принята судом первой инстанции, так как не имеет отношения к данному спору в связи с тем, что данные нормы следует соблюдать при проектировании тепловых сетей, транспортирующих горячую воду и сооружений на них (насосных, павильонов и др.).
Судом первой инстанции установлено, что факт проведения текущего ремонта подтвержден решением Вольского районного суда Саратовской области от 26.06.2012 по делу N 2-863 (1)/2012, которое в настоящее время вступило в законную силу и в соответствии со ст. 69 АПК РФ обязателен для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Кроме того, факт проведения текущего, а не капитального ремонта подтвержден актом приемки выполненных работ от 24.08.2011, утвержденным ЗАО "Санаторий "Светлана".
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что общество нарушило ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции и антимонопольным органом установлен факт данного нарушения ЗАО "Санаторий "Светлана"
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
При таких обстоятельствах принятый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 02 октября 2012 года по делу N А57-13075/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий
Н.В.ЛУГОВСКОЙ

Судьи
Т.С.БОРИСОВА
И.И.ЖЕВАК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)