Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Г.В.Борисовой
судей Е.А.Фокиной, Л.А.Шульга
при ведении протокола судебного заседания: Л.Н.Мацур
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18867/2010) Товарищества собственников жилья "Робеспьера, 4" на решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.09.2010 по делу N А56-34422/2010 (судья Боровлев Д.Ю.), принятое
по заявлению Товарищества собственников жилья "Робеспьера, 4"
к Отделу Государственного пожарного надзора Центрального района Санкт-Петербурга
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
- от заявителя: не явились - извещены (уведомление N 58766);
- от заинтересованного лица: Хромова В.Ю. - доверенность от 12.01.2011 N 2/25-43-20;
- установил:
Товарищество собственников жилья "Робеспьера, 4" (далее - ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела Государственного пожарного надзора Центрального района Санкт-Петербурга от 04.06.2010 N 2/25-516 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с правомерным привлечением товарищества к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, ТСЖ "Робеспьера, 4" направило апелляционную жалобу, в которой, повторив позицию, изложенную в заявлении, просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что, привлекая товарищество к административной ответственности за нарушение Правил пожарной безопасности, административный орган не учел отсутствие вины товарищества во вменяемом ему правонарушении, поскольку выявленные нарушения были допущены при создании проектной документации и на стадии строительства многоквартирного дома, их устранение возможно только путем изменения конструкции здания и сопряжено со значительными финансовыми вложениями; система автоматической противопожарной защиты была передана ОАО "Строительная Корпорация "Возрождение Санкт-Петербурга" в нерабочем состоянии и до настоящего времени не исправлена.
В судебное заседание представители ТСЖ не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы товарищество извещено надлежащим образом.
В судебном заседании представитель органа пожарного надзора с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения. апелляционную жалобу товарищества без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителя административного органа, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, в период с 12.05.2010 по 28.05.2010 инспектором Отдела Государственного пожарного надзора Центрального района Санкт-Петербурга проведена выездная проверка, с целью контроля за исполнением ТСЖ "Робеспьера, 4" в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, набережная Робеспьера, дом 4, требований пожарной безопасности.
В связи с выявленными нарушениями должностным лицом отдела пожарного надзора 28.05.2010 с участием председателя ТСЖ, в отношении товарищества составлен протокол об административном правонарушении N 2/25-516, в котором указано на нарушение Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.07.2003 N 313 (далее - ППБ 01-03); Строительных норм и правил "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (СНиП 21-01-97); Строительных норм и правил Российской Федерации "Общественные здания и сооружения", утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78 (СНиП 2.08.02-89*); Строительных норм и правил "Здания жилые многоквартирные" (СНиП 31-01-2003); Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 N 6 (ПТЭЭП); Норм пожарной безопасности "Установки огнетушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования", утвержденных Приказом ГУГПС МВД РФ от 04.06.2001 N 31 (НПБ 88-2001); а именно,
- - не проводятся регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту (ТО и ППР) автоматических установок пожарной сигнализации, пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию, по договору (ППБ 01-03 п. 34);
- - противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, клапаны в противопожарных стенах и перекрытиях) здания и противопожарные системы (клапаны установленные в гараже) здания содержаться в не исправном состоянии. Не представлены акты проверок, комплексного опробования данных систем (ППБ 01-03 п. 34);
- - аппаратура управления установок пожаротушения не формирует команды на управление технологическим оборудованием (открытие обводной задвижки системы внутреннего противопожарного водопровода, отключение приточно-вытяжной вентиляции, включение противодымной защиты) (ППБ 01-03 п. 3; НПБ 88-2001 п. 11.1*);
- - не предусмотрен 100% запас комплектующих, модулей (не перезаряжаемых) для замены в установке пожаротушения, защищающей наибольшее помещение или зону (ППБ 01-03 п. 3; НПБ 88-2001 п. 8.3);
- - в помещении диспетчерского пункта не вывешена инструкция о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) пожарной автоматики (ППБ 01-03 п. 97);
- - отсутствует (не представлена) проектная документация на установки пожарной автоматики (дымоудаления, внутреннего противопожарного водоснабжения, часть проектной документации на системы АПС и СОУЭ) (ППБ 01-03 п. 98);
- - открывание клапанов и включение вентиляторов (вентиляционных установок подпора воздуха и дымоудаления) не предусмотрено автоматическим от датчиков (пожарных извещателей), установленных в прихожих квартир, а также дистанционным от кнопок, устанавливаемых на каждом этаже в шкафах пожарных кранов (фактически не возможно проверить) (ППБ 01-03 п. 3; СНиП 31-01-2003 п. 7.3.2);
- - управление системами противодымной защиты не осуществляется автоматически - от пожарной сигнализации (или автоматической установки пожаротушения), дистанционно - с центрального пульта управления противопожарными системами, а также от кнопок или механических устройств ручного пуска, устанавливаемых при въезде на этаж автостоянки (фактически невозможно провести проверку) (ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-02-99 п. 6.19);
- - оборудование системы автоматического пожаротушения и сигнализации, применяемые в автостоянках не имеют соответствующие сертификаты пожарной безопасности (не предоставлены) (ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-02-99 п. 6.28);
- - не проведена проверка работоспособности инженерных систем противопожарной защиты (пожарные краны, пожарная сигнализация, системы противодымной защиты, оповещения людей о пожаре) в помещениях автостоянки с составлением соответствующего акта (ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-02-99 п. 7.7);
- - в помещениях насосной станции отсутствует (не вывешена) общая схема противопожарного водоснабжения и схема обвязки насосов. На каждой задвижке и пожарном насосе-повысителе не указано их назначение, не определен порядок включения насосов-повысителей инструкцией (ППБ 01-03 п. 92);
- - задвижки с электроприводом, установленные на обводных линиях водомерных устройств и пожарные насосы, не проверяются на работоспособность (ППБ 01-03 п. 93);
- - не проводится проверка работоспособности и проверка обеспеченности требуемым по нормам расходом воды на нужды пожаротушения сети внутреннего противопожарного водопровода (ППБ 01-03 п. 89);
- - дверь тамбура, ведущего из паркинга, открывается в коридор тем самым уменьшая ширину прохода из лестничной клетки в коридор до 0,5 м (ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97* п. 6.27);
- - ширина лестничного марша между 1-м и 2-м этажами секции менее нормативной (фактически 0,95 м) (ППБ 01-03 п. 3; СНиП 31-01-2003 п. 8.2 таблица 8.1);
- - между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей не предусмотрен зазор шириной в плане в свету не менее 75 мм по всей длине (секции 5 и 6) (ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97* п. 8.9);
- - высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету менее 2 м (проходы по лестничным маршам ведущие со второго этажа двухуровневых квартир (секции 3, 5, 6, 7, 8) (ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97* п. 6.27);
- - не произведено эксплуатационное испытание наружных пожарных лестниц (не представлены акты испытаний) (ППБ 01-03 п. 41);
- - не произведены измерения сопротивления изоляции проводов и кабелей, измерения сопротивления заземлителей, поверка автоматического отключения питания (ППБ 01-03 п. 3, 57; ПТЭЭП 2.12.17);
- - ограждающие конструкции тамбур-шлюза (лестничная клетка 15-й секции, и помещение кабельной 1-й секции) пересечены кабелями и другим инженерным оборудованием образовав при этом отверстия, которые в свою очередь не заделаны строительным раствором или др. негорючими материалами, что снижает требуемый пожарно-технический показатель конструкции (ППБ 01-03 п. 3, 37; СНиП 21-01-97* п. 7.11);
- - заполнение проемов в противопожарных преградах (двери лифта) не выполнены противопожарными с пределом огнестойкости не менее EI 30 (лифтовой холл через который осуществляется проход в наружную воздушную зону лестничной клетки типа H1 - IV очередь 2 секция). Не предоставлены сертификаты пожарной безопасности на данные двери, акты установки и т.д. (ППБ 01-03 п. 3; СНиП 31-01-2003 п. 7.2.10; СНиП 21-01-97* п. 7.22*);
- - в помещении автостоянки встроенное в здание жилого дома размещено помещение для сервисного обслуживания автомобилей (мойка) (ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-02-99 п. 5.14);
- - не предусмотрены рассредоточенные эвакуационные выходы из помещения автостоянки на расстоянии друг от друга не менее 40 м (ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-02-99 п. 5.14);
- - для выхода в смежный пожарный отсек не предусмотрено вблизи ворот или в воротах противопожарную дверь (калитку) с высотой порога не более 15 см (ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-02-99 п. 5.15);
- - для возможности прокладки пожарных рукавов в нижней части ворот не предусмотрены люки с самозакрывающимися заслонками размером 20 на 20 см (ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-02-99 п. 5.15);
- - пути движения автомобилей внутри автостоянок должны быть освещены ориентирующими водителя указателями (ППБ 01-03 п. 3: СНиП 21-02-99 п. 5.23);
- - отсутствуют световые указатели путей движения автомобилей; мест установки соединительных головок для подключения пожарной техники; мест установки внутренних пожарных кранов и огнетушителей; мест расположения наружных гидрантов (на фасаде сооружения), которые в свою очередь должны быть подключены к сети аварийного (эвакуационного) освещения (ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-02-99 п. 6.25);
- - у въездов на подземный этаж автостоянки не установлены розетки, подключенные к сети электроснабжения по I категории, для возможности использования электрифицированного пожарно-технического оборудования (ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-02-99 п. 6.27);
- - каждому огнетушителю, установленному в помещениях, не присвоен порядковый номер и не нанесен на корпус белой краской. Не заведены на все огнетушители паспорта установленной формы (ППБ 01-03 п. 108, приложение 3 (п. 16));
- - не заведен специальный журнал произвольной формы для учета проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения (ППБ 01-03 п. 108, приложение 3 (п. 15));
- - распорядительным документом (приказом, инструкцией) не установлен соответствующий противопожарный режим (не определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня); не регламентированы (порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара); не определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, не назначены ответственные за их проведение (ППБ 01-03 п. 15);
- - дверь пожароопасного технического помещения (кабельная (помещение N 01210) не имеет предела огнестойкости не менее 0.6 ч. (ППБ 01-03 п. 3; СНиП 2.08.02-89* п. 1.82);
- - часть окон в лестничных клетках типа Н2 (с подпором воздуха в лестничную клетку при пожаре) выполнены открывающимися (ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97* п. 6.36).
На основании материалов административного дела и протокола об административном правонарушении 04.06.2010 заместителем главного государственного инспектора Центрального района Санкт-Петербурга вынесено постановление об административном правонарушении N 2/25-516 о привлечении ТСЖ "Робеспьера, 4" к административной ответственности на основании части 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 20 000 рублей за нарушение правил пожарной безопасности.
ТСЖ "Робеспьера, 4" не согласилось с указанным постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суд первой инстанции, оценив и исследовав материалы дела, обоснованно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Требования пожарной безопасности, установленные Правилами пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, обязательны для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами.
Согласно пунктам 1, 2 ППБ 01-03 названные Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 ППБ 01-03 наряду с названными Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
За нарушение требований пожарной безопасности статьей 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" предусмотрена ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Так, ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 данного Кодекса.
Факт наличия нарушений правил пожарной безопасности подтвержден протоколом об административном правонарушении от 28.05.2010 N 2/25-516 и по существу товариществом не отрицается.
Апелляционный суд считает, что непринятие мер, направленных на соблюдения правил пожарной безопасности, свидетельствует о наличии вины в действиях товарищества.
Доводы общества о том, что устранение нарушений возможно только путем изменения конструкции здания апелляционным судом не принимаются.
Так, в частности, проверкой выявлено: неприсвоение порядкового номера огнетушителям; отсутствие специального журнала для учета проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения; отсутствие приказа либо инструкции об установлении соответствующего противопожарного режима; отсутствие регламентации порядка осмотра и закрытия помещений после окончания работы и действий работников при обнаружении пожара; отсутствие порядка и сроков прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму и ответственных за их проведение; неосвещение путей движения автомобилей внутри автостоянок; не заделаны строительным раствором отверстия, образованные пересечением кабелей в ограждающей конструкции тамбур-шлюза.
Апелляционный суд считает, что устранение указанных нарушений не было сопряжено с изменением конструкции самого здания и не требовало значительных финансовых и материальных затрат и у товарищества имелось достаточно времени (с 2004 года) для их устранения.
Таким образом, органом пожарного надзора доказан факт правонарушения и вина общества в его совершении. Процессуальных нарушений при привлечении товарищества к административной ответственности органом пожарного надзора не допущено.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции, отказывая товариществу в признании незаконным постановления Отдела Государственного пожарного надзора Центрального района Санкт-Петербурга от 04.06.2010 N 2/25-516 о привлечении ТСЖ "Робеспьера, 4" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принял законное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы товарищества и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.09.2010 по делу N А56-34422/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу ТСЖ "Робеспьера, 4" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.01.2011 ПО ДЕЛУ N А56-34422/2010
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 января 2011 г. по делу N А56-34422/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Г.В.Борисовой
судей Е.А.Фокиной, Л.А.Шульга
при ведении протокола судебного заседания: Л.Н.Мацур
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18867/2010) Товарищества собственников жилья "Робеспьера, 4" на решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.09.2010 по делу N А56-34422/2010 (судья Боровлев Д.Ю.), принятое
по заявлению Товарищества собственников жилья "Робеспьера, 4"
к Отделу Государственного пожарного надзора Центрального района Санкт-Петербурга
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
- от заявителя: не явились - извещены (уведомление N 58766);
- от заинтересованного лица: Хромова В.Ю. - доверенность от 12.01.2011 N 2/25-43-20;
- установил:
Товарищество собственников жилья "Робеспьера, 4" (далее - ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела Государственного пожарного надзора Центрального района Санкт-Петербурга от 04.06.2010 N 2/25-516 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с правомерным привлечением товарищества к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, ТСЖ "Робеспьера, 4" направило апелляционную жалобу, в которой, повторив позицию, изложенную в заявлении, просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что, привлекая товарищество к административной ответственности за нарушение Правил пожарной безопасности, административный орган не учел отсутствие вины товарищества во вменяемом ему правонарушении, поскольку выявленные нарушения были допущены при создании проектной документации и на стадии строительства многоквартирного дома, их устранение возможно только путем изменения конструкции здания и сопряжено со значительными финансовыми вложениями; система автоматической противопожарной защиты была передана ОАО "Строительная Корпорация "Возрождение Санкт-Петербурга" в нерабочем состоянии и до настоящего времени не исправлена.
В судебное заседание представители ТСЖ не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы товарищество извещено надлежащим образом.
В судебном заседании представитель органа пожарного надзора с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения. апелляционную жалобу товарищества без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителя административного органа, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, в период с 12.05.2010 по 28.05.2010 инспектором Отдела Государственного пожарного надзора Центрального района Санкт-Петербурга проведена выездная проверка, с целью контроля за исполнением ТСЖ "Робеспьера, 4" в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, набережная Робеспьера, дом 4, требований пожарной безопасности.
В связи с выявленными нарушениями должностным лицом отдела пожарного надзора 28.05.2010 с участием председателя ТСЖ, в отношении товарищества составлен протокол об административном правонарушении N 2/25-516, в котором указано на нарушение Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.07.2003 N 313 (далее - ППБ 01-03); Строительных норм и правил "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (СНиП 21-01-97); Строительных норм и правил Российской Федерации "Общественные здания и сооружения", утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78 (СНиП 2.08.02-89*); Строительных норм и правил "Здания жилые многоквартирные" (СНиП 31-01-2003); Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 N 6 (ПТЭЭП); Норм пожарной безопасности "Установки огнетушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования", утвержденных Приказом ГУГПС МВД РФ от 04.06.2001 N 31 (НПБ 88-2001); а именно,
- - не проводятся регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту (ТО и ППР) автоматических установок пожарной сигнализации, пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию, по договору (ППБ 01-03 п. 34);
- - противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, клапаны в противопожарных стенах и перекрытиях) здания и противопожарные системы (клапаны установленные в гараже) здания содержаться в не исправном состоянии. Не представлены акты проверок, комплексного опробования данных систем (ППБ 01-03 п. 34);
- - аппаратура управления установок пожаротушения не формирует команды на управление технологическим оборудованием (открытие обводной задвижки системы внутреннего противопожарного водопровода, отключение приточно-вытяжной вентиляции, включение противодымной защиты) (ППБ 01-03 п. 3; НПБ 88-2001 п. 11.1*);
- - не предусмотрен 100% запас комплектующих, модулей (не перезаряжаемых) для замены в установке пожаротушения, защищающей наибольшее помещение или зону (ППБ 01-03 п. 3; НПБ 88-2001 п. 8.3);
- - в помещении диспетчерского пункта не вывешена инструкция о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) пожарной автоматики (ППБ 01-03 п. 97);
- - отсутствует (не представлена) проектная документация на установки пожарной автоматики (дымоудаления, внутреннего противопожарного водоснабжения, часть проектной документации на системы АПС и СОУЭ) (ППБ 01-03 п. 98);
- - открывание клапанов и включение вентиляторов (вентиляционных установок подпора воздуха и дымоудаления) не предусмотрено автоматическим от датчиков (пожарных извещателей), установленных в прихожих квартир, а также дистанционным от кнопок, устанавливаемых на каждом этаже в шкафах пожарных кранов (фактически не возможно проверить) (ППБ 01-03 п. 3; СНиП 31-01-2003 п. 7.3.2);
- - управление системами противодымной защиты не осуществляется автоматически - от пожарной сигнализации (или автоматической установки пожаротушения), дистанционно - с центрального пульта управления противопожарными системами, а также от кнопок или механических устройств ручного пуска, устанавливаемых при въезде на этаж автостоянки (фактически невозможно провести проверку) (ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-02-99 п. 6.19);
- - оборудование системы автоматического пожаротушения и сигнализации, применяемые в автостоянках не имеют соответствующие сертификаты пожарной безопасности (не предоставлены) (ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-02-99 п. 6.28);
- - не проведена проверка работоспособности инженерных систем противопожарной защиты (пожарные краны, пожарная сигнализация, системы противодымной защиты, оповещения людей о пожаре) в помещениях автостоянки с составлением соответствующего акта (ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-02-99 п. 7.7);
- - в помещениях насосной станции отсутствует (не вывешена) общая схема противопожарного водоснабжения и схема обвязки насосов. На каждой задвижке и пожарном насосе-повысителе не указано их назначение, не определен порядок включения насосов-повысителей инструкцией (ППБ 01-03 п. 92);
- - задвижки с электроприводом, установленные на обводных линиях водомерных устройств и пожарные насосы, не проверяются на работоспособность (ППБ 01-03 п. 93);
- - не проводится проверка работоспособности и проверка обеспеченности требуемым по нормам расходом воды на нужды пожаротушения сети внутреннего противопожарного водопровода (ППБ 01-03 п. 89);
- - дверь тамбура, ведущего из паркинга, открывается в коридор тем самым уменьшая ширину прохода из лестничной клетки в коридор до 0,5 м (ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97* п. 6.27);
- - ширина лестничного марша между 1-м и 2-м этажами секции менее нормативной (фактически 0,95 м) (ППБ 01-03 п. 3; СНиП 31-01-2003 п. 8.2 таблица 8.1);
- - между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей не предусмотрен зазор шириной в плане в свету не менее 75 мм по всей длине (секции 5 и 6) (ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97* п. 8.9);
- - высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету менее 2 м (проходы по лестничным маршам ведущие со второго этажа двухуровневых квартир (секции 3, 5, 6, 7, 8) (ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97* п. 6.27);
- - не произведено эксплуатационное испытание наружных пожарных лестниц (не представлены акты испытаний) (ППБ 01-03 п. 41);
- - не произведены измерения сопротивления изоляции проводов и кабелей, измерения сопротивления заземлителей, поверка автоматического отключения питания (ППБ 01-03 п. 3, 57; ПТЭЭП 2.12.17);
- - ограждающие конструкции тамбур-шлюза (лестничная клетка 15-й секции, и помещение кабельной 1-й секции) пересечены кабелями и другим инженерным оборудованием образовав при этом отверстия, которые в свою очередь не заделаны строительным раствором или др. негорючими материалами, что снижает требуемый пожарно-технический показатель конструкции (ППБ 01-03 п. 3, 37; СНиП 21-01-97* п. 7.11);
- - заполнение проемов в противопожарных преградах (двери лифта) не выполнены противопожарными с пределом огнестойкости не менее EI 30 (лифтовой холл через который осуществляется проход в наружную воздушную зону лестничной клетки типа H1 - IV очередь 2 секция). Не предоставлены сертификаты пожарной безопасности на данные двери, акты установки и т.д. (ППБ 01-03 п. 3; СНиП 31-01-2003 п. 7.2.10; СНиП 21-01-97* п. 7.22*);
- - в помещении автостоянки встроенное в здание жилого дома размещено помещение для сервисного обслуживания автомобилей (мойка) (ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-02-99 п. 5.14);
- - не предусмотрены рассредоточенные эвакуационные выходы из помещения автостоянки на расстоянии друг от друга не менее 40 м (ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-02-99 п. 5.14);
- - для выхода в смежный пожарный отсек не предусмотрено вблизи ворот или в воротах противопожарную дверь (калитку) с высотой порога не более 15 см (ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-02-99 п. 5.15);
- - для возможности прокладки пожарных рукавов в нижней части ворот не предусмотрены люки с самозакрывающимися заслонками размером 20 на 20 см (ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-02-99 п. 5.15);
- - пути движения автомобилей внутри автостоянок должны быть освещены ориентирующими водителя указателями (ППБ 01-03 п. 3: СНиП 21-02-99 п. 5.23);
- - отсутствуют световые указатели путей движения автомобилей; мест установки соединительных головок для подключения пожарной техники; мест установки внутренних пожарных кранов и огнетушителей; мест расположения наружных гидрантов (на фасаде сооружения), которые в свою очередь должны быть подключены к сети аварийного (эвакуационного) освещения (ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-02-99 п. 6.25);
- - у въездов на подземный этаж автостоянки не установлены розетки, подключенные к сети электроснабжения по I категории, для возможности использования электрифицированного пожарно-технического оборудования (ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-02-99 п. 6.27);
- - каждому огнетушителю, установленному в помещениях, не присвоен порядковый номер и не нанесен на корпус белой краской. Не заведены на все огнетушители паспорта установленной формы (ППБ 01-03 п. 108, приложение 3 (п. 16));
- - не заведен специальный журнал произвольной формы для учета проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения (ППБ 01-03 п. 108, приложение 3 (п. 15));
- - распорядительным документом (приказом, инструкцией) не установлен соответствующий противопожарный режим (не определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня); не регламентированы (порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара); не определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, не назначены ответственные за их проведение (ППБ 01-03 п. 15);
- - дверь пожароопасного технического помещения (кабельная (помещение N 01210) не имеет предела огнестойкости не менее 0.6 ч. (ППБ 01-03 п. 3; СНиП 2.08.02-89* п. 1.82);
- - часть окон в лестничных клетках типа Н2 (с подпором воздуха в лестничную клетку при пожаре) выполнены открывающимися (ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97* п. 6.36).
На основании материалов административного дела и протокола об административном правонарушении 04.06.2010 заместителем главного государственного инспектора Центрального района Санкт-Петербурга вынесено постановление об административном правонарушении N 2/25-516 о привлечении ТСЖ "Робеспьера, 4" к административной ответственности на основании части 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 20 000 рублей за нарушение правил пожарной безопасности.
ТСЖ "Робеспьера, 4" не согласилось с указанным постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суд первой инстанции, оценив и исследовав материалы дела, обоснованно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Требования пожарной безопасности, установленные Правилами пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, обязательны для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами.
Согласно пунктам 1, 2 ППБ 01-03 названные Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 ППБ 01-03 наряду с названными Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
За нарушение требований пожарной безопасности статьей 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" предусмотрена ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Так, ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 данного Кодекса.
Факт наличия нарушений правил пожарной безопасности подтвержден протоколом об административном правонарушении от 28.05.2010 N 2/25-516 и по существу товариществом не отрицается.
Апелляционный суд считает, что непринятие мер, направленных на соблюдения правил пожарной безопасности, свидетельствует о наличии вины в действиях товарищества.
Доводы общества о том, что устранение нарушений возможно только путем изменения конструкции здания апелляционным судом не принимаются.
Так, в частности, проверкой выявлено: неприсвоение порядкового номера огнетушителям; отсутствие специального журнала для учета проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения; отсутствие приказа либо инструкции об установлении соответствующего противопожарного режима; отсутствие регламентации порядка осмотра и закрытия помещений после окончания работы и действий работников при обнаружении пожара; отсутствие порядка и сроков прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму и ответственных за их проведение; неосвещение путей движения автомобилей внутри автостоянок; не заделаны строительным раствором отверстия, образованные пересечением кабелей в ограждающей конструкции тамбур-шлюза.
Апелляционный суд считает, что устранение указанных нарушений не было сопряжено с изменением конструкции самого здания и не требовало значительных финансовых и материальных затрат и у товарищества имелось достаточно времени (с 2004 года) для их устранения.
Таким образом, органом пожарного надзора доказан факт правонарушения и вина общества в его совершении. Процессуальных нарушений при привлечении товарищества к административной ответственности органом пожарного надзора не допущено.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции, отказывая товариществу в признании незаконным постановления Отдела Государственного пожарного надзора Центрального района Санкт-Петербурга от 04.06.2010 N 2/25-516 о привлечении ТСЖ "Робеспьера, 4" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принял законное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы товарищества и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.09.2010 по делу N А56-34422/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу ТСЖ "Робеспьера, 4" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА
Г.В.БОРИСОВА
Судьи
Е.А.ФОКИНА
Л.А.ШУЛЬГА
Е.А.ФОКИНА
Л.А.ШУЛЬГА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)