Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 25.07.2012 N Ф09-4758/12 ПО ДЕЛУ N А76-22069/2011

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июля 2012 г. N Ф09-4758/12


Дело N А76-22069/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Минина С.Д.,
судей Сердитовой Е.Н., Соловцова С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Челябинской области (далее - Минфин Челябинской области) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.01.2012 по делу N А76-22069/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2012 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседании на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Закрытое акционерное общество "Строен-ЛТД" (далее - общество "Строен-ЛТД") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к Минфину Челябинской области о взыскании за счет казны Челябинской области 2 490 188 руб. 27 коп. убытков, причиненных в результате невозмещения расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан в период с 01.09.2008 по 31.12.2008 льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг (поставка тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения, отпуск питьевой воды и прием сточных вод).
Определениями суда от 28.11.2011 и от 22.12.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление социальной защиты населения администрации Озерского городского округа (далее - управление социальной защиты населения), Министерство социальных отношений Челябинской области, закрытое акционерное общество Управляющая компания "Строен-ЛТД", муниципальное унитарное многоотраслевое предприятие коммунального хозяйства.
Решением суда от 31.01.2012 (судья Мухлынина Л.Д.) заявленное требование удовлетворено, с Минфина Челябинской области за счет казны Челябинской области в пользу общества "Строен-ЛТД" взыскано 2 490 188 руб. 27 коп. убытков.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2012 (судьи Бабкина С.А., Ершова С.Д., Матвеева С.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин Челябинской области просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что обществу "Строен-ЛТД" не могут быть возмещены заявленные ко взысканию расходы, поскольку договоры на поставку тепловой энергии в горячей воде, отпуск питьевой воды и прием сточных вод, заключенные им с ресурсоснабжающей организацией - муниципальным унитарным многоотраслевым предприятием коммунального хозяйства, были расторгнуты с 01.09.2008, то есть общество "Строен-ЛТД" не имело права оказывать населению в спорный период коммунальные услуги (отсутствуют правовые основания для предоставления коммунальных услуг гражданам).
Минфин Челябинской области указывает также на факт отсутствия спорной задолженности перед истцом, подтвержденный актом сверки взаимных расчетов по состоянию на 10.11.2010, подписанным между обществом "Строен-ЛТД" и управлением социальной защиты населения.
Кроме того, заявитель кассационной жалобы считает, что общество "Строен-ЛТД" является ненадлежащим истцом по делу, так как по договору цессии от 06.11.2008 N 1 последнее уступило закрытому акционерному обществу Управляющая компания "Строен-ЛТД" право требования возмещения расходов, образовавшихся в связи с предоставлением льгот по договору от 09.01.2008 N 37/08.

Как установлено судами и следует из материалов дела, общество "Строен-ЛТД" в течение 2008 г. осуществляло управление многоквартирными домами, обеспечивало предоставление коммунальных услуг, в том числе поставку тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения, отпуск питьевой воды и прием сточных вод.
Между обществом "Строен-ЛТД" и управлением социальной защиты населения 09.01.2008 заключен договор N 37/08, регулирующий отношения по поводу предоставления обществом "Строен-ЛТД" отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья, коммунальных услуг и пользования коллективной телевизионной антенной в соответствии с Законом Челябинской области от 30.11.2004 N 327-ЗО "О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области", Законом Челябинской области от 28.10.2004 N 282-ЗО "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий в Челябинской области", Законом Челябинской области от 14.02.1996 N 16-ОЗ "О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов в Челябинской области".
Договором определено, что возмещению подлежат расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки в период с 01.01.2008 по 31.12.2008.
Согласно п. 2.1, 3.4 договора общество "Строен-ЛТД" обязалось ежемесячно предоставлять в управление социальной защиты населения отчетные документы: ведомости учета лиц, которым предоставлены меры социальной поддержки, сводные ведомости учета, дополнительные соглашения, счета-фактуры.
В силу п. 2.2 договора управление социальной защиты населения обязалось ежемесячно возмещать истцу расходы, связанные с предоставлением льгот в соответствии с представленными отчетными документами и в пределах утвержденных лимитов бюджетного финансирования текущих расходов по реализации законов Челябинской области, пропорционально удельному весу расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, каждой организации по отношению к суммарным аналогичным расходам всех организаций.
Общество "Строен-ЛТД", ссылаясь на предоставление отдельным категориям граждан в период с 01.09.2008 по 31.12.2008 льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг (поставка тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения, отпуск питьевой воды и прием сточных вод) и отсутствие возмещения понесенных в связи с этим расходов, обратилось в управление социальной защиты населения с соответствующей претензией.
В связи с невозмещением управлением социальной защиты населения понесенных расходов по предоставлению льгот общество "Строен-ЛТД" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что по имеющимся в деле доказательствам у истца возникли расходы при оказании в период с 01.09.2008 по 31.12.2008 коммунальных услуг льготным категориям граждан; данные расходы управлением социальной защиты не возмещены; льготы по оплате поставки тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения, отпуску питьевой воды и приему сточных вод отнесены к расходным обязательствам Челябинской области.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Согласно п. 1 ст. 4 Закона Челябинской области от 30.11.2004 N 327-ЗО "О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области", п. 1 ст. 5 Закона Челябинской области от 28.10.2004 N 282-ЗО "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий в Челябинской области", п. 1 ст. 5 Закона Челябинской области от 14.02.1996 N 16-ОЗ "О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов в Челябинской области" указанным категориям граждан и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере: 50 процентов стоимости занимаемой общей площади жилых помещений; 50 процентов стоимости коммунальных услуг.
В силу названных Законов описанные меры отнесены к расходным обязательствам Челябинской области, их финансирование производится исполнительным органом государственной власти Челябинской области за счет средств областного бюджета.
Пунктом 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу ст. 16, 1069 Гражданского кодекса убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
На основании ст. 1071 Гражданского кодекса от имени казны субъекта Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы, если согласно п. 3 ст. 125 данного Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Как установлено судами, на основании заключенных с ресурсоснабжающей организацией - муниципальным унитарным многоотраслевым предприятием коммунального хозяйства договоров от 06.07.2006 N 88/06-т и от 05.07.2006 N 234/06-ВС обществом "Строен-ЛТД" оказывались коммунальные услуги, а именно: предоставление тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения, отпуск питьевой воды и прием сточных вод, гражданам, проживающим в многоквартирных домах, находящихся в управлении общества "Строен-ЛТД".
Названные договоры были расторгнуты с 01.09.2008.
Вместе с тем общество "Строен-ЛТД", как управляющая компания, являлось в спорный период исполнителем коммунальных услуг, оказываемых жителям домов, находящихся в ее управлении, что подтверждается, в частности, определением Арбитражного суда Челябинской области от 10.12.2010 по делу N А76-10639/2009.
Факт предоставления истцом в спорный период отдельным категориям граждан льгот по оплате тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения, отпуска питьевой воды и приема сточных вод, а также размер понесенных и не возмещенных в связи с этим расходов в сумме 2 490 188 руб. 27 коп. также подтверждены материалами дела (в частности списком лиц, пользовавшихся льготами, актом сверки расчетов по состоянию на 17.10.2011, сводными ведомостями учета, дополнительными соглашениями, счетами-фактурами).
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций, установив, что расходы, возникшие у истца вследствие реализации положений названных Законов Челябинской области, со стороны управления социальной защиты не были компенсированы, обязательства по возмещению заявленных расходов относятся к расходным обязательствам Челябинской области, обоснованно пришли к выводу о возникновении у общества "Строен-ЛТД" убытков, которые подлежат возмещению за счет казны Челябинской области.
С учетом изложенного суды правомерно взыскали с Минфина Челябинской области за счет казны Челябинской области в пользу общества "Строен-ЛТД" 2 490 188 руб. 27 коп. убытков.
Довод Минфина Челябинской области о признании истцом факта отсутствия задолженности, оформленного актом сверки расчетов по состоянию на 10.11.2010, подлежит отклонению, поскольку акт сверки расчетов между обществом "Строен-ЛТД" и управлением социальной защиты основывается на иных счетах-фактурах, нежели тех, которые свидетельствуют о не возмещенных истцу расходах за спорный период.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на утрату истцом права требования возмещения расходов, возникших в спорный период, в связи с передачей данного правомочия закрытому акционерному обществу Управляющая компания "Строен-ЛТД" по договору цессии от 06.11.2008 N 1 несостоятельна по той причине, что, как следует из п. 1.1 названного договора, общество "Строен-ЛТД" уступило право требования компенсации убытков, оформленных актами сверки взаимных расчетов между обществом "Строен-ЛТД" и управлением социальной защиты населения по состоянию на 05.11.2008 и не относящихся к предмету спора по данному делу.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы по сути сводятся к переоценке доказательств, которые были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и которым дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки имеющихся в деле доказательств и установленных на их основе обстоятельств дела у суда кассационной инстанции не имеется (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты являются законными и отмене не подлежат, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.01.2012 по делу N А76-22069/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
МИНИН С.Д.

Судьи
СЕРДИТОВА Е.Н.
СОЛОВЦОВ С.Н.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)