Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.04.2008 ПО ДЕЛУ N А13-463/2008

Разделы:
Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 апреля 2008 г. по делу N А13-463/2008


Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2008 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Богатыревой В.А., Виноградовой Т.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Смыковой Ю.А.,
при участии арбитражного управляющего Елгаева Анатолия Константиновича, от Управления Федеральной регистрационной службы по Вологодской области Милош Н.В. по доверенности от 17.01.2008 N 5,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу арбитражного управляющего Елгаева Анатолия Константиновича на решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 февраля 2008 года по делу N А13-463/2008 (судья Кудин А.Г.),
установил:

Управление Федеральной регистрационной службы по Вологодской области (далее - управление, управление ФРС России) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к арбитражному управляющему Елгаеву Анатолию Константиновичу (далее - арбитражный управляющий) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 19.02.2008 по делу N А13-463/2008 арбитражный управляющий Елгаев А.К. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 2500 рублей.
Арбитражный управляющий с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, дополнениями к ней, в которых просит суд апелляционной инстанции его отменить, в удовлетворении требований управления отказать, ссылаясь на то, что при осуществлении конкурсного производства им соблюдены требования пункта 1 статьи 15, пунктов 4, 6 статьи 24, пункта 3 статьи 28, пункта 1 статьи 54, пунктов 1, 2 статьи 128, пункта 1 статьи 143 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), пунктов 5, 7, 10 Общих правил подготовки, организации и проведения арбитражными управляющими собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 N 56 (далее - Общие правила подготовки, организации и проведения арбитражными управляющими собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов); кроме того, протокол об административном правонарушении арбитражным управляющим не подписывался; при проведении проверки управлением не затрагивались вопросы о нарушении сроков направления сведений для опубликования, непроведении собраний кредиторов в декабре 2007 года, по ним арбитражный управляющий не давал объяснений.
Управление ФРС России в отзыве на апелляционную жалобу с ее доводами не согласилось, считает решение суда законным и обоснованным.
Некоммерческое партнерство "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Южный Урал" направило заявление об отмене решения арбитражного суда от 07.04.2008.
Судом апелляционной инстанции указанное заявление возвращено без рассмотрения, так как названная организация не является стороной по делу, заявление не является апелляционной жалобой и не соответствует требованиям Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения арбитражного управляющего, представителя управления, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Вологодской области от 30.08.2007 по делу N А13-11342/2006-22 общество с ограниченной ответственностью "Северная судоходная компания" (далее - общество, ООО "Северная судоходная компания") признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него введена процедура конкурсного производства сроком на один год. Определением от 30.08.2007 по данному делу конкурсным управляющим утвержден Елгаев А.К.
Руководителем управления ФРС России проведена внеплановая проверка деятельности конкурсного управляющего ООО "Северная судоходная компания" Елгаева А.К. (далее - конкурсный управляющий, Елгаев А.К.), по результатам которой составлен протокол об административном правонарушении от 29.01.2008 N 00023508 (далее - протокол от 29.01.2008 N 00023508).
В протоколе от 29.01.2008 N 00023508 зафиксировано административное правонарушение, выразившееся в том, что за период конкурсного производства Елгаев А.К. допустил следующие нарушения норм федерального законодательства: сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства направлены Елгаевым А.К. для опубликования 12.09.2007, то есть с нарушением 10-дневного срока с даты утверждения его конкурсным управляющим, в результате конкурсным управляющим не исполнены обязанности, предусмотренные пунктом 4 статьи 24, пунктом 3 статьи 28, пунктом 1 статьи 54, пунктами 1, 2 статьи 128 Закона о банкротстве; в нарушение пункта 4 статьи 24, пункта 1 статьи 143 Закона о банкротстве не проведено собрание кредиторов в декабре 2007 года, соответственно не представлены собранию отчеты о деятельности конкурсного управляющего и информация о финансовом состоянии должника; в нарушение пункта 4 статьи 24, пункта 1 статьи 15 Закона о банкротстве, пунктов 5, 7, 10 Общих правил подготовки, организации и проведения арбитражными управляющими собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов при проведении собрания кредиторов 15.11.2007 не выданы конкурсным кредиторам и уполномоченным органам бюллетени для голосования по вопросу повестки дня "Отчеты конкурсного управляющего ООО "Северная судоходная компания" о своей деятельности и об использовании денежных средств должника", не проведено в установленном порядке голосование, не указаны в протоколе собрания кредиторов результаты подсчета голосов и решения, принятые собранием по порядку его ведения и по вопросам повестки дня; в рамках конкурсного производства Елгаевым А.К. не исполнена обязанность, предусмотренная пунктом 6 статьи 24 Закона о банкротстве, а именно: конкурсный управляющий не действовал добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Таким образом, являясь конкурсным управляющим ООО "Северная судоходная компания", Елгаев А.К. совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на арбитражного управляющего или руководителя временной администрации кредитной организации в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24 Закона о банкротстве арбитражный управляющий обязан осуществлять функции, установленные названным Законом.
В силу пункта 1 статьи 128 вышеназванного Закона опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 28 Закона о банкротстве. Конкурсный управляющий не позднее чем через десять дней с даты своего утверждения направляет указанные сведения для опубликования.
Согласно пункту 1 статьи 54 названного Закона сведения о вынесении определения о введении наблюдения, введении финансового оздоровления, введении внешнего управления, прекращении производства по делу о банкротстве, об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего, о принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, постановления об отмене или изменении указанных актов публикуются в порядке, установленном статьей 28 названного Закона. Арбитражный управляющий в течение трех дней с даты получения соответствующего судебного акта направляет сведения, подлежащие опубликованию, в адрес органа, определенного в соответствии со статьей 28 Закона о банкротстве.
В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Закона о банкротстве сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства подлежат обязательному опубликованию.
Из объяснений Елгаева А.К. в судах первой и апелляционной инстанций (протоколы от 19.02.2008, от 15.04.2008) следует, что об утверждении его конкурсным управляющим общества он узнал 30.08.2007.
О данном факте также свидетельствуют приказы конкурсного управляющего о приеме на работу на период конкурсного производства исполнительного директора, юрисконсульта, архивариуса от 01.09.2007 NN 02-01/86, 02-01/87, 02-01/88.
Верхневолжское представительство Федерального государственного учреждения "Редакция "Российской газеты" (далее - представительство Российской газеты) в ответе от 09.04.2008 N 64 на запрос управления от 09.04.2008 N 29-37/3186 сообщило, что гарантийное письмо Елгаева А.К. об открытии конкурсного производства в отношении ООО "Северная судоходная компания" принято по факсу 17.09.2007.
В материалах дела имеется заявка от 12.09.2007 N 069/1 об опубликовании сведений об открытии конкурсного производства в отношении ООО "Северная судоходная компания", однако доказательства ее направления конкурсным управляющим в редакцию представительства Российской газеты именно 12.09.2007 в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства при сроке их направления 10.09.2007, конкурсным управляющим направлены с нарушением срока, установленного пунктом 1 статьи 128 Закона о банкротстве (как в случае представления доказательств их направления 12.09.2007, так и при направлении их 17.09.2007).
В апелляционной жалобе Елгаев А.К. не опровергает нарушение срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 128 Закона о банкротстве.
Вместе с тем ссылается на то, что возможность направить заявку об опубликовании сведений об открытии конкурсного производства в установленный срок у него отсутствовала в связи с ее несоответствием требованиям, предъявляемым представительством Российской газеты в письме от 17.04.2006, а именно: отсутствием документа, подтверждающего информацию о введении процедуры банкротства (решения или определение арбитражного суда о банкротстве общества). Указанное определение суда получено Елгаевым А.К. 11.09.2007, что подтверждается отметкой на почтовой карточке.
Доводы Елгаева А.К. являются необоснованными по следующим основаниям.
В силу пункта 2 статьи 128 Закона о банкротстве опубликованию подлежат следующие сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства: наименование и иные реквизиты должника, признанного банкротом; наименование арбитражного суда, в производстве которого находится дело о банкротстве, и номер дела; дата принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; дата закрытия реестра требований кредиторов, определяемая в соответствии с пунктом 1 статьи 142 названного Федерального закона; адрес должника для заявления кредиторами своих требований к должнику; сведения о конкурсном управляющем и соответствующей саморегулируемой организации.
Таким образом, федеральным законом не предусмотрено представление для опубликования копии решения или определения суда.
Следовательно, у Елгаева А.К. имелась возможность для направления сведений о признании должника банкротом в установленный законом срок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в месяц, если собранием кредиторов не установлены более продолжительный период или сроки представления отчета.
Пунктом 2 статьи 12 названного Закона вопросы определения сроков представления конкурсным управляющим отчета не отнесены к исключительной компетенции собрания кредиторов.
Согласно пункту 3 статьи 17 Закона о банкротстве комитет кредиторов вправе принимать решения, а также совершать действия в случае представления собранием кредиторов таких полномочий в порядке, установленном законом.
Таким образом, собранием или комитетом кредиторов может устанавливаться более продолжительный, чем установлено Законом о банкротстве, период представления отчета о деятельности конкурсного управляющего.
На собрании кредиторов общества от 10.10.2007 (протокол N 2) обсуждался вопрос о периодичности проведения собраний кредиторов, установлена периодичность - не реже одного раза в месяц.
В материалах дела отсутствуют протоколы собраний кредиторов, из которых бы следовало, что собранием установлен более продолжительный период или сроки представления отчета конкурсным управляющим.
Таким образом, Елгаев А.К. обязан, начиная с даты установления судом требования кредиторов и уполномоченных органов и включения их в реестр требований кредиторов должника, ежемесячно проводить собрания кредиторов для представления отчета о своей деятельности, а также информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе.
Из материалов дела следует, что в ходе конкурсного производства Елгаевым А.К. проведены три собрания кредиторов: 10.10.2007, 15.11.2007 и 22.01.2008.
В декабре 2007 года собрание кредиторов не проводилось. Следовательно, конкурсный управляющий не представлял собранию отчет о своей деятельности и информацию о финансовом состоянии должника.
В апелляционной жалобе Елгаев А.К. ссылается на письма ряда кредиторов, не возражающих о переносе собрания кредиторов с декабря 2007 года на январь 2008 года.
Указанные письма не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу пункта 1 статьи 143 Закона о банкротстве сроки проведения собраний и представления отчетов конкурсного управляющего установлены законом и могут быть увеличены только собранием кредиторов.
Кроме того, в письме от 31.01.2008 N 10-29/504 межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области (уполномоченный орган, сумма требований которого составляла 7 429 869 рублей 94 копейки, то есть 80,12% голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных орган) сообщила о том, что вопрос о переносе собрания кредиторов общества с декабря 2007 года на январь 2008 года на повестку дня собрания кредиторов не выносился, Елгаев А.К. в письменной форме в инспекцию по данному вопросу не обращался.
Таким образом, в ходе конкурсного производства Елгаев А.К. не исполнил обязанности, предусмотренные пунктом 4 статьи 24, пунктом 1 статьи 143 Закона о банкротстве, чем нарушил права и обязанности кредиторов должника по осуществлению контроля за деятельностью конкурсного управляющего.
Уважительных причин непроведения собрания кредиторов в декабре 2007 года Елгаевым А.К. не представлено.
При этом предъявление в последующем собранию кредиторов отчетов о деятельности конкурсного управляющего с нарастающим итогом, в том числе отчета, представленного собранию кредиторов 22.01.2008, в котором указана информация о деятельности конкурсного управляющего за период с декабря 2007 года по январь 2008 года, не освобождает Елгаева А.К. от ответственности за совершенное правонарушение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона о банкротстве организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим.
Статьей 15 Закона о банкротстве предусмотрен порядок принятия решений собранием кредиторов.
В пункте 1 статьи 15 названного Закона указано, что решение собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрании кредиторов, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом.
Порядок проведения собрания кредиторов также установлен Общими правилами подготовки, организации и проведения арбитражными управляющими собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 5 Правил регистрация участников собрания кредиторов осуществляется арбитражным управляющим в месте проведения собрания кредиторов. Арбитражный управляющий выдает конкурсным кредиторам и уполномоченным органам бюллетени для голосования; принимает от участников собрания кредиторов заявки о включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов.
Согласно пункту 7 Правил при проведении собрания кредиторов арбитражный управляющий открывает собрание кредиторов и объявляет о повестке дня собрания кредиторов, обеспечивает рассмотрение участниками собрания кредиторов материалов, подлежащих согласованию и (или) утверждению собранием в соответствии с повесткой дня; проводит в установленном порядке голосование.
В силу пункта 10 Правил арбитражный управляющий ведет протокол собрания кредиторов, в котором указываются результаты подсчета голосов и решения, принятые собранием кредиторов по порядку ведения собрания и вопросам повестки дня.
По смыслу вышеприведенных норм при проведении собрания кредиторов по всем вопросам, входящим в повестку дня, арбитражный управляющий проводит голосование.
В нарушение вышеуказанных норм при проведении собрания кредиторов 15.11.2007 Елгаев А.К. не выдал конкурсным кредиторам и уполномоченным органам бюллетени для голосования по вопросу повестки дня - отчеты конкурсного управляющего ООО "Северная судоходная компания" о своей деятельности и об использовании денежных средств должника, не провел в установленном порядке голосование, не указал в протоколе собрания кредиторов результаты подсчета голосов и решения, принятые собранием кредиторов по вопросу ведения собрания и вопросам повестки дня.
Таким образом, довод Елгаева А.К. о том, что голосование по вопросу повестки дня "Отчет конкурсного управляющего о своей деятельности" не проводится, так как действующее законодательство не требует согласования конкурсным управляющим с собранием кредиторов отчета о его деятельности, является необоснованным.
В апелляционной жалобе Елгаев А.К. также ссылается на то, что голосование по отчету конкурсного управляющего не проводится, поскольку отклонение собранием кредиторов отчета конкурсного управляющего не влечет для него никаких юридических последствий.
Данный довод не принимается судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В силу положений статьи 143 Закона о банкротстве контроль за деятельностью конкурсного управляющего осуществляется собранием кредиторов и включает в себя в том числе представление собранию отчета о деятельности конкурсного управляющего.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на конкурсного управляющего обязанностей на основании ходатайства собрания кредиторов (комитета кредиторов) конкурсный управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей конкурсного управляющего (пункт 1 статьи 145 Закона о банкротстве).
В соответствии с пунктом 6 статьи 24 Закона о банкротстве при проведении процедур банкротства арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Вышеперечисленные нарушения положений Закона о банкротстве свидетельствуют о неисполнении Елгаевым А.К. обязанности, предусмотренной пунктом 6 статьи 24 названного Закона.
В дополнении к апелляционной жалобе Елгаев А.К. ссылается на то, что при проведении проверки ему не представлена возможность воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ, поскольку протокол об административном правонарушении он не подписывал, во время проведения проверки не рассматривались вопросы о нарушении сроков направления сведений для опубликования, непроведении собрания кредиторов в декабре 2007 года, он не давал объяснений по указанным вопросам.
В соответствии с частью 5 статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.
Согласно части 4.1 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
О надлежащем извещении Елгаева А.К. о составлении протокола от 29.01.2008 N 00023508 свидетельствует его уведомление от 21.01.2008 N 27-62/379, в котором он просил рассмотреть вопрос о возможном составлении протокола об административном правонарушении 29.01.2008 в 16 часов 00 минут в его отсутствие.
Таким образом, отсутствие подписи Елгаева А.К. в протоколе от 29.01.2008 N 00023508 объясняется тем, что он не присутствовал при составлении протокола об административном правонарушении, но был надлежащим образом извещен о времени и месте составления указанного протокола.
Доводы Елгаева А.К. о том, что во время проведения проверки не рассматривались вопросы о нарушении им сроков направления сведений для опубликования, непроведении собрания кредиторов в декабре 2007 года, он не давал объяснений по указанным вопросам, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку в материалах дела отсутствуют документы проверки, в частности служебная записка от 14.12.2007, на которую ссылается Елгаев А.К. в дополнениях к апелляционной жалобе.
Вышеуказанные нарушения зафиксированы в ходе внеплановой проверки в протоколе от 29.01.2008 N 00023508.
В силу пункта 4 статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Объяснений и замечаний по содержанию протокола Елгаевым А.К. не представлено.
Таким образом, при проведении проверки деятельности Елгаева А.К. управлением ФРС России не допущено процессуальных нарушений.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно привлек арбитражного управляющего Елгаева А.К. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 2500 рублей.
Следует отметить, что судом первой инстанции назначено наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявления о привлечении к административной ответственности по аналогии с заявлениями об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, государственной пошлиной не облагаются, поэтому госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 февраля 2008 года по делу N А13-463/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу арбитражного управляющего Елгаева Анатолия Константиновича - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА

Судьи
В.А.БОГАТЫРЕВА
Т.В.ВИНОГРАДОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)