Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 28.04.2007, 26.04.2007 ПО ДЕЛУ N А60-5410/07-С8

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


28 апреля 2007 г. Дело N А60-5410/07-С8

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи О.В. Гаврюшина при ведении протокола судебного заседания судьей О.В. Гаврюшиным рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройтехэксплуатация" к Территориальному отделу управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области по Орджоникидзевскому району и Железнодорожному району города Екатеринбурга об оспаривании постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании: от заявителя - Д.А. Хаванцев, представитель, доверенность от 12.01.2007 N б/н; от заинтересованного лица - И.А. Клепикова, представитель, доверенность от 14.12.2006 N 25-02/665; Л.Ю. Брагина, представитель, доверенность от 10.01.2007 N 05-28/9.
Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права и обязанности, в том числе право на отвод суду. Отводов суду не заявлено. Заявлений и ходатайств не поступило.

Общество с ограниченной ответственностью "Стройтехэксплуатация" (далее - Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Территориальному отделу управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области по Орджоникидзевскому району и Железнодорожному району города Екатеринбурга (далее - Заинтересованное лицо) о признании незаконным постановления от 26.02.2007 N 11 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заинтересованное лицо заявленные требования не признало по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд
УСТАНОВИЛ:

в Территориальный отдел управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области по Орджоникидзевскому району и Железнодорожному району города Екатеринбурга от жильцов общежитий по ул. Фрезеровщиков, д. 32 и д. 34 в г. Екатеринбурге поступили жалобы от 04.12.2006 вх. N 8969 и от 17.01.2007 вх. N 08 на взимание ООО "Стройтехэксплуатация" платы за отопление общей площади общежитий (коридоры, холлы, кухни), в которых отсутствует отопление, а также на взимание платы за отопление в постирочных, которые используются как жилые помещения и оплачиваются гражданами, в них проживающими, как жилые помещения.
На основании поступивших жалоб заинтересованным лицом в отношении заявителя вынесено определение от 24.01.2007 N 20/03-270 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.7 КоАП РФ, и проведено административное расследование.
При проведении административного расследования заинтересованным лицом установлено, что гражданам, проживающим в общежитиях, расположенных по адресу: г. Екатеринбург, ул. Фрезеровщиков, д. 32 и д. 34, заявитель осуществляет начисление платы за отопление путем умножения норматива потребления на тариф на тепловую энергию и на общую площадь жилого помещения, куда включена площадь, занятая коридорами, вестибюлями, электрощитовыми, комнатами занятий (акт от 15.03.2006 N 4, акт от 15.03.2006 N 5).
По результатам проведения административного расследования заинтересованным лицом сделан вывод о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.7 КоАП РФ, выразившегося в обмане потребителей в части завышения размера платы за коммунальные услуги по отоплению.
Поскольку правонарушение, предусмотренное ст. 14.7 КоАП РФ, может быть совершено только умышленно, главным государственным санитарным врачом по Свердловской области в Орджоникидзевском районе и Железнодорожном районе г. Екатеринбурга вынесено постановление N 11 от 26.02.2007 о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Полагая, что данное постановление является незаконным, заявитель обратился в суд.
Свои требования заявитель мотивировал тем, что заинтересованным лицом не приняты во внимание положения п. 5 ст. 15, п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, при этом исходит из следующего.
Согласно п. 5 ст. 15 Кодекса общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Кодекса собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Заявителем помещения, входящие в состав общего имущества собственников жилых помещений в многоквартирном доме, включены в состав помещений вспомогательного использования для оплаты за отопление.
Однако из анализа указанных норм следует, что помещения вспомогательного использования (п. 5 ст. 15 Кодекса) и помещения, входящие в состав общего имущества собственников жилых помещений в многоквартирном доме (п. 1 ст. 36 Кодекса), два разных понятия.
Помещения вспомогательного использования, исходя из буквального толкования п. 5 ст. 15 Кодекса, являются частью квартиры, а помещения, указанные в п. 1 ст. 36 Кодекса, в состав квартир не входят, т.е. относятся к нежилым.
Данный вывод подтверждается Методикой планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденной Постановлением Государственного комитета по строительной, архитектурной и жилищной политике от 23.02.1999 N 9 (далее - Методика).
Согласно п. 1.8 Методики общая площадь квартиры определяется как сумма площадей ее помещений, встроенных шкафов, а также площадей лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, подсчитываемых с понижающими коэффициентами.
Положения п. 1.8 Методики в части понятия показателя "общая площадь жилья", включающего в себя издержки на содержание, капитальный и текущий ремонты мест общего пользования в жилых домах, к которым, в том числе, относятся: межэтажные лестничные клетки, лестницы, крыши, чердачные помещения, технические подполья, коридоры, несущие конструкции и наружные части фасадов зданий, балконов, козырьков, лоджий, эркеров и др., используется только для расчета платы за содержание и ремонт жилья.
Для определения платы за отопление в расчете на 1 кв. м жилья площадь квартиры, индивидуального дома определяется как суммарная площадь жилых комнат и подсобных помещений без учета лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, тамбуров.
В соответствии с п. 7.1.2 Методики среднеэксплуатируемая приведенная общая площадь жилья - это общая суммарная площадь квартир, то есть площадь жилых комнат, кухонь, ванных, туалетных комнат, нежилых и других подсобных помещений квартиры.
Согласно п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила) собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном п. 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.
В соответствии с п. 21 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с пп. 2 п. 2 Приложения N 2 к Правилам. При этом в приложение расчет производится исходя из общей площади квартиры.
Как указывалось выше, в состав общей площади жилого помещения не включаются подсобные помещения (вестибюли, коридоры, лестничные клетки и др.), если они не относятся к квартире, следовательно, включение их в состав общей площади жилого помещения и начисление на эти метры платы за отопление неправомерно.
Исходя из структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленной ст. 154 Кодекса, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения включает в себя:
- - плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
- - плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;
- - плату за коммунальные услуги.
Для собственника помещения в многоквартирном доме плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя:
- - плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- - плату за коммунальные услуги.
Из анализа указанной нормы, следует, что наниматели, к которым относятся и проживающие в общежитиях, не несут бремя по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Бремя расходов по содержанию имущества лежит на собственнике, т.е. лице, которому принадлежит данное общежитие.
Кроме того, как указывалось выше, эти издержки, в том числе за отопление мест общего пользования, включаются в расчет платы за содержание и ремонт жилья (п. 1.8 Методики).
На основании вышеизложенного заявителем неправомерно включены в оплату за отопление площади помещений, не относящихся к комнатам в общежитии.
При данных обстоятельствах суд не находит оснований для признания незаконным постановления от 26.02.2007 N 11 о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Стройтехэксплуатация" требований отказать.
2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия, а также в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
В соответствии с частью 2 статьи 257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной инстанцией можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья
ГАВРЮШИН О.В.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)