Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Грабко О.В.
судей Камериловой В.А., Тимаева Ф.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Анисимовой Л.С.
при участии в судебном заседании представителя Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Саратовской области Секина М.Н., действующего по доверенности от 21.01.2010, представителя Министерства финансов Саратовской области Петрова М.В., действующего по доверенности от 10.01.2012, представителя Министерства социального развития Саратовской области Салиенко Н.Е., действующей по доверенности от 30.04.2010 N 01/1837, представителя комитета социальной защиты населения г. Саратова Антипова О.В., действующего по доверенности от 11.01.2012, представителя товарищества собственников жилья "Агроприбор" Народович Ю.Ю., действующей по доверенности от 20.01.2012, председателя правления товарищества собственников жилья "Агроприбор" Кубинского Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 16 ноября 2011 года по делу N А57-5550/2011(судья Кобозев Г.В.)
по иску ТСЖ "Агроприбор" (г. Саратов)
к Министерству финансов Российской Федерации (г. Москва)
Управлению федерального казначейства по Саратовской области (г. Саратов)
Министерству финансов Саратовской области г. Саратов)
Министерству социального развития Саратовской области (г. Саратов)
Третье лицо:
Комитет социальной защиты населения г. Саратова (г. Саратов)
о взыскании 430 229,77 руб.
установил:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось товарищество собственников жилья "Агроприбор" (далее - ТСЖ "Агроприбор", истец) к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Саратовской области о взыскании убытков, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан за период с сентября 2009 по декабрь 2009 в сумме 430 229,77 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 16 ноября 2011 года с Саратовской области в лице Министерства финансов Саратовской области за счет средств казны Саратовской области в пользу ТСЖ "Агроприбор" взысканы убытки, понесенные в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан за период с сентября 2009 по декабрь 2009 в сумме 430 229,77 руб. В удовлетворении иска к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству социального развития Саратовской области отказано.
Министерство финансов Саратовской области не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Министерство социального развития Саратовской области возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
ТСЖ "Агроприбор" возражает против удовлетворения апелляционной жалобе по основаниям, изложенным в отзыве
Управление Федерального казначейства по Саратовской области возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Саратовской области от 12.09.2005 N 82-ЗСО "О социальной поддержке отдельных категорий граждан по оплате жилых помещений и социальной поддержке отдельных категорий граждан по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в Саратовской области", Законом Саратовской области от 25.04.2007 N 65-ЗСО "О социальной поддержке семей, имеющих детей-инвалидов по оплате жилого помещения в Саратовской области" отдельным категориям граждан предоставлены меры социальной поддержки в виде 50% снижения оплаты за жилищно-коммунальные услуги.
В целях исполнения вышеуказанных актов, 14 октября 2009 года между ТСЖ "Агроприбор" и комитетом социальной защиты населения г. Саратова Министерства социального развития Саратовской области заключен контракт N 710/09, в соответствии с которым ТСЖ "Агроприбор" оказывает льготным гражданам жилищно-коммунальные услуги с 30%, 50% и 100% снижением их оплаты, а Комитет - за счет средств областного бюджета, выделяемых на эти цели, средства в возмещение ТСЖ расходов, связанных со снижением оплаты жилищно-коммунальных услуг в соответствии с пунктом 1.1 контракта, за период с 01.09.2009 по 31.12.2009.
По условиям контракта ТСЖ "Агроприбор" обязано вести учет лиц, пользующихся правом на установленные действующим законодательством меры социальной поддержки и предоставлять сведения о них в установленной форме реестра в Комитет, а также не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, представлять на возмещение расходов в Комитет реестры и счета-фактуры, подтверждающие предоставление названных мер социальной поддержке, а также отчет по предоставлению таких мер (пункты 2.3, 2.4 контракта).
С 01.01.2010 порядок предоставления мер социальной поддержки изменился.
Закон Саратовской области N 82-ЗСО, Постановление Правительства Саратовской области N 129-П от 28.04.2005, Постановлении Правительства Саратовской области от 18.07.2007 N 273-П - утратили силу.
Вместо формы предоставления льгот гражданам введена монетизированная форма.
В целях завершения расчетов с организациями, предоставлявшими меры социальной поддержки отдельным категориям граждан Законами Саратовской области от 26.11.2009 N 173-ЗСО "О внесении изменения в статью 5 Закона Саратовской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области", от 26.11.2009 N 174-ЗСО "О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области", от 26.11.2009 N 179-ФЗ, от 26.11.2009 N 178-ФЗ, от 26.11.2009 N 177-ФЗ установлено, что возмещение расходов, связанных с предоставлением до 01 января 2010 года мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в натуральной форме, согласно законодательству Саратовской области, организациям, оказывающим соответствующие жилищно-коммунальные услуги, осуществляет за счет средств областного бюджета до 01 июля 2010.
В связи с принятием названных Законов и постановления от 24.03.2010 N 93-П Комитет социальной защиты населения г. Саратова не был наделен полномочиями по возмещению расходов организациям, предоставившим меры социальной поддержки. Данные средства Комитету с 01.07.2010 не выделялись, срок действия контракта от 14.10.2009 N 710/09 истек 31.12.2009.
27 августа 2010 года Комитет социальной защиты населения г. Саратова отказал ТСЖ "Агроприбор" в возмещении расходов, понесенных в связи с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с сентября по декабрь 2009 года в связи с истечением срока, установленного законодательством Саратовской области для возмещения расходов, понесенных организациями от предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельных категориям граждан.
В связи с чем, ТСЖ "Агроприбор" обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции частично удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции считает позицию суда первой инстанции правомерной и обоснованной.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
В соответствии со статей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации). От имени казны выступают соответствующие финансовые органы (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 16 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного законодательства Российской Федерации" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы (далее - убытки), судам необходимо иметь в виду следующее. В тех случаях, когда публично - правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
Пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление) разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Финансирование расходных обязательств по возмещению предоставленных гражданам мер социальной поддержки осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, оказавшего услуги по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Расходы на компенсацию коммерческим организациям затрат, связанных с предоставлением предусмотренных нормативными правовыми актами льгот и компенсаций, является особой формой бюджетных расходов. Эта форма бюджетных расходов имеет характер компенсации коммерческим организациям затрат, возникающих в связи с включением этих организаций в механизм реализации прав и льгот, предоставляемых отдельным категориям лиц за счет бюджетных средств. При этом отсутствие в бюджете денежных средств для предоставления указанной категории лиц отдельных прав и льгот, не может повлечь переложение соответствующих финансовых затрат на вовлекаемые в механизм реализации таких льгот коммерческие организации. Таким образом, в том случае, если неисполнение принятых государством обязательств ведет к нарушению имущественных прав организации, то эти права подлежат защите в гражданско-правовом порядке.
Как следует из материалов дела, факт предоставления гражданам льгот и размер выпадающих доходов за спорный период подтверждается списками льготников с расчетами, подтвержденными Комитетом. Так, в период с сентября 2009 года по декабрь 2009 года истец недополучил денежные средства в сумме 430 229,77 руб., в том числе в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" - 6824,55 руб., Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - 70143,12 руб., Законом Саратовской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в Саратовской области" - 351 687,70 руб., Законом Саратовской области "О социальной поддержке семей, имеющих детей-инвалидов по оплате жилого помещения в Саратовской области" - 1574,40 руб.
Кроме того, факт оказания коммунальных услуг, предоставление льгот гражданам подтверждается платежными поручениями о перечислении денежных средств поставщикам услуг, копиями счетов, выставляемых гражданам с указанием суммы предоставляемой льготы.
Согласно сведениям, предоставленным УФК по Саратовской области в справке от 12.09.2011 N 60-10-18/15-3976 в 2010 году в соответствии с ФЗ от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" из федерального бюджета в бюджет Саратовской области выделялись субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям гражданам в размере 1 101 939 700 руб. Кассовые расходы по состоянию на 01.01.2011 составили 1 018 794 167,63 руб. Остаток субвенций по состоянию на 01.01.2011 составил 83 145 532,37 руб.
Доказательств недостаточности выделенных из федерального бюджета денежных средств для покрытия расходов, связанных с предоставлением льгот, Министерством финансов Саратовской области не представлено.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно сделан вывод о том, что убытки, возникшие у истца в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям гражданам в период с сентября 2009 года по декабрь 2009 года в сумме 430 229,77 руб., подлежат возмещению за счет казны Саратовской области в лице Министерства финансов Саратовской области в сумме 430 229,77 руб.
Довод Министерства финансов Саратовской области о том, что надлежащим ответчиком по данному делу является Министерство социального развития Саратовской области, подлежит отклонению, поскольку, учитывая положения статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", надлежащим ответчиком по данному спору является публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот, то есть субъект Российской Федерации в лице Министерства финансов субъекта.
Суд апелляционной инстанции считает, что убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены либо изменения которого не имеется. Выводы суда в обжалуемом решении основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Апелляционную жалобу Министерства финансов Саратовской области следует оставить без удовлетворения.
Разрешая вопрос о распределении по делу судебных расходов по уплате государственной пошлины, суд апелляционной инстанции учитывает, что Министерство финансов Саратовской области освобождено от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 16 ноября 2011 года по делу N А57-5550/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275 - 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.В.ГРАБКО
Судьи
В.А.КАМЕРИЛОВА
Ф.И.ТИМАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.02.2012 ПО ДЕЛУ N А57-5550/2011
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 февраля 2012 г. по делу N А57-5550/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Грабко О.В.
судей Камериловой В.А., Тимаева Ф.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Анисимовой Л.С.
при участии в судебном заседании представителя Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Саратовской области Секина М.Н., действующего по доверенности от 21.01.2010, представителя Министерства финансов Саратовской области Петрова М.В., действующего по доверенности от 10.01.2012, представителя Министерства социального развития Саратовской области Салиенко Н.Е., действующей по доверенности от 30.04.2010 N 01/1837, представителя комитета социальной защиты населения г. Саратова Антипова О.В., действующего по доверенности от 11.01.2012, представителя товарищества собственников жилья "Агроприбор" Народович Ю.Ю., действующей по доверенности от 20.01.2012, председателя правления товарищества собственников жилья "Агроприбор" Кубинского Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 16 ноября 2011 года по делу N А57-5550/2011(судья Кобозев Г.В.)
по иску ТСЖ "Агроприбор" (г. Саратов)
к Министерству финансов Российской Федерации (г. Москва)
Управлению федерального казначейства по Саратовской области (г. Саратов)
Министерству финансов Саратовской области г. Саратов)
Министерству социального развития Саратовской области (г. Саратов)
Третье лицо:
Комитет социальной защиты населения г. Саратова (г. Саратов)
о взыскании 430 229,77 руб.
установил:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось товарищество собственников жилья "Агроприбор" (далее - ТСЖ "Агроприбор", истец) к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Саратовской области о взыскании убытков, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан за период с сентября 2009 по декабрь 2009 в сумме 430 229,77 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 16 ноября 2011 года с Саратовской области в лице Министерства финансов Саратовской области за счет средств казны Саратовской области в пользу ТСЖ "Агроприбор" взысканы убытки, понесенные в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан за период с сентября 2009 по декабрь 2009 в сумме 430 229,77 руб. В удовлетворении иска к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству социального развития Саратовской области отказано.
Министерство финансов Саратовской области не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Министерство социального развития Саратовской области возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
ТСЖ "Агроприбор" возражает против удовлетворения апелляционной жалобе по основаниям, изложенным в отзыве
Управление Федерального казначейства по Саратовской области возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Саратовской области от 12.09.2005 N 82-ЗСО "О социальной поддержке отдельных категорий граждан по оплате жилых помещений и социальной поддержке отдельных категорий граждан по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в Саратовской области", Законом Саратовской области от 25.04.2007 N 65-ЗСО "О социальной поддержке семей, имеющих детей-инвалидов по оплате жилого помещения в Саратовской области" отдельным категориям граждан предоставлены меры социальной поддержки в виде 50% снижения оплаты за жилищно-коммунальные услуги.
В целях исполнения вышеуказанных актов, 14 октября 2009 года между ТСЖ "Агроприбор" и комитетом социальной защиты населения г. Саратова Министерства социального развития Саратовской области заключен контракт N 710/09, в соответствии с которым ТСЖ "Агроприбор" оказывает льготным гражданам жилищно-коммунальные услуги с 30%, 50% и 100% снижением их оплаты, а Комитет - за счет средств областного бюджета, выделяемых на эти цели, средства в возмещение ТСЖ расходов, связанных со снижением оплаты жилищно-коммунальных услуг в соответствии с пунктом 1.1 контракта, за период с 01.09.2009 по 31.12.2009.
По условиям контракта ТСЖ "Агроприбор" обязано вести учет лиц, пользующихся правом на установленные действующим законодательством меры социальной поддержки и предоставлять сведения о них в установленной форме реестра в Комитет, а также не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, представлять на возмещение расходов в Комитет реестры и счета-фактуры, подтверждающие предоставление названных мер социальной поддержке, а также отчет по предоставлению таких мер (пункты 2.3, 2.4 контракта).
С 01.01.2010 порядок предоставления мер социальной поддержки изменился.
Закон Саратовской области N 82-ЗСО, Постановление Правительства Саратовской области N 129-П от 28.04.2005, Постановлении Правительства Саратовской области от 18.07.2007 N 273-П - утратили силу.
Вместо формы предоставления льгот гражданам введена монетизированная форма.
В целях завершения расчетов с организациями, предоставлявшими меры социальной поддержки отдельным категориям граждан Законами Саратовской области от 26.11.2009 N 173-ЗСО "О внесении изменения в статью 5 Закона Саратовской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области", от 26.11.2009 N 174-ЗСО "О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области", от 26.11.2009 N 179-ФЗ, от 26.11.2009 N 178-ФЗ, от 26.11.2009 N 177-ФЗ установлено, что возмещение расходов, связанных с предоставлением до 01 января 2010 года мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в натуральной форме, согласно законодательству Саратовской области, организациям, оказывающим соответствующие жилищно-коммунальные услуги, осуществляет за счет средств областного бюджета до 01 июля 2010.
В связи с принятием названных Законов и постановления от 24.03.2010 N 93-П Комитет социальной защиты населения г. Саратова не был наделен полномочиями по возмещению расходов организациям, предоставившим меры социальной поддержки. Данные средства Комитету с 01.07.2010 не выделялись, срок действия контракта от 14.10.2009 N 710/09 истек 31.12.2009.
27 августа 2010 года Комитет социальной защиты населения г. Саратова отказал ТСЖ "Агроприбор" в возмещении расходов, понесенных в связи с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с сентября по декабрь 2009 года в связи с истечением срока, установленного законодательством Саратовской области для возмещения расходов, понесенных организациями от предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельных категориям граждан.
В связи с чем, ТСЖ "Агроприбор" обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции частично удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции считает позицию суда первой инстанции правомерной и обоснованной.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
В соответствии со статей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации). От имени казны выступают соответствующие финансовые органы (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 16 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного законодательства Российской Федерации" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы (далее - убытки), судам необходимо иметь в виду следующее. В тех случаях, когда публично - правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
Пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление) разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Финансирование расходных обязательств по возмещению предоставленных гражданам мер социальной поддержки осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, оказавшего услуги по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Расходы на компенсацию коммерческим организациям затрат, связанных с предоставлением предусмотренных нормативными правовыми актами льгот и компенсаций, является особой формой бюджетных расходов. Эта форма бюджетных расходов имеет характер компенсации коммерческим организациям затрат, возникающих в связи с включением этих организаций в механизм реализации прав и льгот, предоставляемых отдельным категориям лиц за счет бюджетных средств. При этом отсутствие в бюджете денежных средств для предоставления указанной категории лиц отдельных прав и льгот, не может повлечь переложение соответствующих финансовых затрат на вовлекаемые в механизм реализации таких льгот коммерческие организации. Таким образом, в том случае, если неисполнение принятых государством обязательств ведет к нарушению имущественных прав организации, то эти права подлежат защите в гражданско-правовом порядке.
Как следует из материалов дела, факт предоставления гражданам льгот и размер выпадающих доходов за спорный период подтверждается списками льготников с расчетами, подтвержденными Комитетом. Так, в период с сентября 2009 года по декабрь 2009 года истец недополучил денежные средства в сумме 430 229,77 руб., в том числе в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" - 6824,55 руб., Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - 70143,12 руб., Законом Саратовской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в Саратовской области" - 351 687,70 руб., Законом Саратовской области "О социальной поддержке семей, имеющих детей-инвалидов по оплате жилого помещения в Саратовской области" - 1574,40 руб.
Кроме того, факт оказания коммунальных услуг, предоставление льгот гражданам подтверждается платежными поручениями о перечислении денежных средств поставщикам услуг, копиями счетов, выставляемых гражданам с указанием суммы предоставляемой льготы.
Согласно сведениям, предоставленным УФК по Саратовской области в справке от 12.09.2011 N 60-10-18/15-3976 в 2010 году в соответствии с ФЗ от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" из федерального бюджета в бюджет Саратовской области выделялись субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям гражданам в размере 1 101 939 700 руб. Кассовые расходы по состоянию на 01.01.2011 составили 1 018 794 167,63 руб. Остаток субвенций по состоянию на 01.01.2011 составил 83 145 532,37 руб.
Доказательств недостаточности выделенных из федерального бюджета денежных средств для покрытия расходов, связанных с предоставлением льгот, Министерством финансов Саратовской области не представлено.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно сделан вывод о том, что убытки, возникшие у истца в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям гражданам в период с сентября 2009 года по декабрь 2009 года в сумме 430 229,77 руб., подлежат возмещению за счет казны Саратовской области в лице Министерства финансов Саратовской области в сумме 430 229,77 руб.
Довод Министерства финансов Саратовской области о том, что надлежащим ответчиком по данному делу является Министерство социального развития Саратовской области, подлежит отклонению, поскольку, учитывая положения статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", надлежащим ответчиком по данному спору является публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот, то есть субъект Российской Федерации в лице Министерства финансов субъекта.
Суд апелляционной инстанции считает, что убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены либо изменения которого не имеется. Выводы суда в обжалуемом решении основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Апелляционную жалобу Министерства финансов Саратовской области следует оставить без удовлетворения.
Разрешая вопрос о распределении по делу судебных расходов по уплате государственной пошлины, суд апелляционной инстанции учитывает, что Министерство финансов Саратовской области освобождено от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 16 ноября 2011 года по делу N А57-5550/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275 - 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.В.ГРАБКО
Судьи
В.А.КАМЕРИЛОВА
Ф.И.ТИМАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)