Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.09.2008 N 07АП-5317/08 ПО ДЕЛУ N А03-4588/2008-4

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 сентября 2008 г. N 07АП-5317/08


Резолютивная часть постановления объявлена 19.09.2008 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.09.2008 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: судьи Усенко Н.А.,
судей: Емашовой Л.Н., Логачева К.Д.,
при ведении протокола судебного заседания председательствующим Н.А. Усенко,
при участии:
от заявителя: без участия (извещен),
от заинтересованного лица: без участия (извещен),
от 3-их лиц: без участия (извещены),
рассмотрев апелляционную жалобу ЖСК-174 Жилищно-строительный потребительский кооператив "Фирма "Конек" на решение Арбитражного суда Алтайского края от 03 июля 2008 года (судья Старцева М.В.) по делу N А03-4588/2008-4
по заявлению ЖСК-174 Жилищно-строительный потребительский кооператив "Фирма "Конек", г. Барнаул
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю, г. Барнаул,
3-и лица: Администрация г. Барнаула, г. Барнаул, Главное управление имущественных отношений Алтайского края, г. Барнаул,
о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды земельного участка и об обязании осуществить государственную регистрацию договора аренды,

установил:

ЖСК-174 Жилищно-строительный потребительский кооператив "Фирма "Конек" обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю (далее Управление ФРС по Алтайскому краю) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе осуществить государственную регистрацию договора аренды N 13164 от 09.02.2007 г. земельного участка, расположенного по адресу: г. Барнаул, пр. Ленина, 161а, и об обязании осуществить государственную регистрацию указанного договора аренды земельного участка.
Заявление обосновано ссылками на статьи 17 (пункты 1, 2), 20, 26 (пункт 2) Федерального закона "о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", подпункт 2 части 1, части 4, 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 07.03.2005 г.) и мотивировано тем, что Управлением ФРС по Алтайскому краю письмом от 29.01.2008 г. N 01/138/2007-199 отказано ЖСК-174 в государственной регистрации договора аренды земельного участка N 13164 от 09.02.2007 г., заключенного с администрацией г. Барнаула по основанию, предусмотренному абзацем 10 пункта 1 статьи 20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в связи с принятием решения о предварительном согласовании места размещения объекта после 1 октября 2007 года, а также непредставлением ЖСК-174 соглашения с органом исполнительной власти с учетом пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 25.01.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", сведений о проведении торгов на земельный участок, документов, предусмотренных статьей 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Определениями арбитражного суда от 08.04.2008 г. (л.д. 1), от 20.05.2008 г. (л.д. 90)к участию в деле в качестве 3-их лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Администрация г. Барнаула и Главное управление имущественных отношений Алтайского края.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 03 июля 2008 года в удовлетворении требований ЖСК-174 Жилищно-строительный потребительский кооператив "Фирма "Конек" отказано по мотиву необоснованности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на следующее: оформление акта N 659 от 25.05.2005 г. о выборе земельного участка для строительства десятиэтажного жилого дома с подземной автостоянкой является частью процедуры по предоставлению земельного участка, начатой до 01.10.2005 г., в связи с чем, на правоотношения, возникшие между заявителем и Администрацией г. Барнаула до 01.10.2005 г., распространяются положения пп. 2 ч. 1, ч. ч. 4, 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции от 07.03.2005 г.; Судом не учтено, что п. 1 ст. 17, п. 2 ст. 26 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество" имущество и сделок с ним" предусмотрен исчерпывающий перечень документов, представляемых на государственную регистрацию договора аренды земельного участка; истребование дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 настоящего Федерального закона, если представленные документы отвечают требованиям статьи 18 этого же Закона, не допускается обжалуемый отказ Управления ФРС по Алтайскому краю в государственной регистрации договора аренды не содержит ссылок на несоответствие представленных на регистрацию документов статье 18 Закона о регистрации; требование Управления ФРС по Алтайскому краю и вывод суда о необходимости представления соглашения между ЖСК-174 и Администрацией г. Барнаула незаконно.
Управление ФРС по Алтайскому краю в отзыве на апелляционную жалобу с доводами заявителя не согласилось, считая их ошибочными и не соответствующими фактическим обстоятельствам дела, а решение арбитражного суда первой инстанции - законным и обоснованным. Решение об отказе в государственной регистрации спорного договора аренды земельного участка принято в соответствии с п. п. 3, 10 ст. 20 Закона о регистрации. В связи с представлением ЖСК-174 документов, не соответствующих требованиям Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", регистрирующий орган вправе был потребовать представление дополнительных документов, а именно: соглашения, предусмотренного п. 15 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", либо документов, подтверждающих проведение процедуры торгов при предоставлении ЖСК-174 земельного участка в аренду. Заявителем такие документы не были представлены. Оспаривая решение об отказе в государственной регистрации прав, заявитель не указал, каким образом нарушены его права Управлением ФРС по Алтайскому краю.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, 3-и лица отзывы на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 АПК РФ не представили.
В соответствии со статьями 156 (ч. ч. 1, 3, 5), 266 (ч. 1) АПК РФ дело рассматривается апелляционным судом в отсутствие заявителя жалобы и других лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции от 03.07.2008 г., суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, 13.04.2005 г. ЖСК-174 обратился в Администрацию г. Барнаула с заявлением о выделении земельного участка примерной площадью 0,2 га под строительство 6-9 этажного жилого дома в районе ул. Северо-Западная, пр. Ленина, с приложением выкопировки предполагаемого участка и эскизного проекта: фасады, план типового этажа (л.д. 36).
25.05.2005 г. оформлен акт N 659 о выборе земельного участка для строительства десятиэтажного жилого дома с подземной автостоянкой (л.д. 37).
Постановлением администрации г. Барнаула от 08.09.2006 г. N 2401 ЖСК-174 предварительно согласовано место размещения десятиэтажного жилого дома с подземной автостоянкой и примерных размеров намечаемой к отводу площади участка по проспекту Ленина, 161а, утвержден акт о выборе земельного участка для строительства от 25.05.2005 г. N 659 (л.д. 38).
Постановлением Администрации г. Барнаула от 25.09.2006 г. N 2674 утвержден проект границ земельного участка площадью 0,1944 га по адресу: проспект Ленина, 161а, и предоставлен из земель поселений в аренду сроком на 3 года земельный участок площадью 0,1944 га ЖСК-174 для строительства десятиэтажного жилого дома с подземной автостоянкой по адресу: проспект Ленина, 161. В пунктах 5.1, 5.2 настоящего постановления ЖСК-174 предписано обеспечить государственный учет земельного участка с присвоением кадастрового номера в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Алтайскому краю и заключить договор аренды земельного участка с администрацией города (л.д. 30).
09.02.2007 г. администрацией г. Барнаула (арендодателем) и ЖСК-174 (арендатором) подписан договор N 13164 аренды земельного участка площадью 1944 к. м., расположенного по адресу: г. Барнаул, проспект Ленина, 161а (л.д. 31 - 34). На момент оформления договора N 13164 постановление Администрации г. Барнаула от 25.09.2006 г. N 2674 в части обеспечения государственного учета земельного участка с присвоением кадастрового номера в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Алтайскому краю исполнено не было.
Постановлением Администрации г. Барнаула N 2650 от 21.08.2007 г. внесены изменения в постановление N 2401 от 08.09.2006 г. "О предварительном согласовании ЖСК-17 4 ЖСПК "Фирма Конек" места размещения десятиэтажного жилого дома с подземной автостоянкой и примерных размеров намечаемой к отводу площади участка по проспекту Ленина, 161а" (л.д. 39).
29.11.2007 г. ЖСК-174 обратился в Управление ФРС по Алтайскому краю с заявлением о государственной регистрации договора N 13164 от 09.02.2007 г. аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Барнаул, пр. Ленина, 161а, представив для регистрации: договор аренды от 09.02.2007 N 13164, постановление администрации города Барнаула от 08.09.2006 N 2401 о предварительном согласовании ЖСК-174 места размещения десятиэтажного жилого дома с подземной автостоянкой и примерных размеров намечаемой к отводу площади участка по пр. Ленина, 161а, постановление администрации г. Барнаула от 21.08.2007 г. N 2650 о внесении изменений в постановление администрации города от 08.09.2006 N 2401.
Управление ФРС по Алтайскому краю письмом от 29.01.2008 г. исх. N 1/138/2007-199 сообщило заявителю об отказе на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имуществом сделок с ним" в государственной регистрации данного договора аренды земельного участка. Отказ обоснован ссылкой на статью 30.1 Земельного кодекса РФ и пункт 15 статьи 3 Федерального закона от 25.01.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" и мотивирован тем, что, поскольку решение о предварительном согласовании места размещения объекта принято после 1 октября 2005 г. и заявителем в материалы дела не представлено соглашение с администрацией г. Барнаула о предоставлении земельного участка в аренду, земельный участок мог быть предоставлен ему в аренду для жилищного строительства только после проведения торгов. Из представленных на государственную регистрацию документов следует, что торги по указанному земельному участку не проводились; документы, предусмотренные статьей 38.1 Земельного кодекса РФ, заявителем не представлены.
Считая действия Управления по отказу в государственной регистрации договора аренды земельного участка незаконными, ЖСК-174 оспорило их в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что правовые основания для государственной регистрации договора аренды земельного участка отсутствовали, поскольку при обращении в Управление ФРС по Алтайскому краю с заявлением о регистрации указанного договора, ЖСК-174 представил документы, не соответствующие по форме и содержанию требованиям действующего законодательства.
Выводы, изложенные в решении арбитражного суда первой инстанции, соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены совокупностью достаточных доказательств и основаны на нормах материального права, подлежащих применению в спорных правоотношениях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится в порядке, предусматривающем осуществление правовой экспертизы представляемых документов в подтверждение права, и других действий.
Статей 17 названного Федерального закона определен перечень оснований - документов и иных актов для государственной регистрации наличия, возникновения, перехода, прекращения прав и ограничения права на недвижимое имущество.
Согласно статье 18 настоящего Федерального закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Статьей 20 названного Федерального закона установлены основания для отказа в государственной регистрации, в том числе, непредставление документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Довод жалобы о том, что на государственную регистрацию были представлены все необходимые документы, судом апелляционной инстанции рассмотрен и отклонен, как необоснованный, материалам дела он не подтверждается.
Статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" Земельный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 30.1, устанавливающей особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Из положений пунктов 1 и 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (вступившей в силу с 1 октября 2005 года) следует, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.
Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции от 18.12.2006) земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности до 01.03.2007, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 01.10.2005, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
В силу пункта 4 статьи 38 Федерального закона от 18.12.2006 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты" положения абзаца пятого пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 25.01.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" (в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие с 01 октября 2005 года.
Материалами дела подтверждено и не опровергнуто заявителем, что постановление Администрации г. Барнаула N 2401 от 08.09.2006 (с изменениями, внесенными постановлением администрации г. Барнаула N 2650 от 21.08.2007) о предварительном согласовании места размещения десятиэтажного жилого дома ЖСК-174 было принято Администрацией г. Барнаула после 01.10.2005 без проведения торгов, в связи с чем, предоставление ЖСК-174 земельного участка по адресу: г. Барнаул, пр. Ленина, 161а, посредством предварительного согласования места размещения объекта недвижимости противоречит нормам действующего законодательства.
Ссылка заявителя на то обстоятельство, что акт N 659 о выборе земельного участка подписан всеми соответствующими службами 25.05.2005 г., не может свидетельствовать о возникновении спорных правоотношений до 01.10.2005 г., поскольку, данный акт был утвержден администрацией г. Барнаула только лишь 08.09.2006 г. при принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта строительства.
В силу прямого указания законодателя в пункте 15 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 18.12.2006 г. N 232-ФЗ, условием предоставления лицу в аренду земельного участка для жилищного строительства без проведения торгов является принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта до 01.10.2005, но не подписание акта о выборе земельного участка для строительства, как ошибочно полагает заявитель.
Поскольку правоотношения по предоставлению земельного участка для строительства возникают на основании принятого решения и заключенного договора, следовательно, дата подписания акта о выборе земельного участка не имеет правового значения.
Факт непредставления в Управление ФРС по Алтайскому краю вместе с заявлением о государственной регистрации договора аренды земельного участка соглашения, предусмотренного пунктом 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, а также документов, подтверждающих проведение торгов при предоставлении спорного земельного участка Администрацией г. Барнаула в аренду, заявителем не оспаривается.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что, осуществляя правовую экспертизу документов, представленных заявителем на государственную регистрацию, Управление ФРС правомерно указало на нарушение требований земельного законодательства, регламентирующих порядок предоставления земельных участков в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта строительства, что явилось основанием для отказа в осуществлении государственной регистрации договора аренды.
Принимая во внимание, что приведенные ЖСК-174 в апелляционной жалобе и в настоящем судебном заседании доводы не свидетельствуют о наличии оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения Арбитражного суда Алтайского края от 03 июля 2008 г., апелляционная инстанция считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Нарушений единообразия в толковании и применении судом первой инстанции норм материального права не допущено.
В силу положений ч. ч. 1 и 5 ст. 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы судебные расходы, понесенные в связи с ее рассмотрением, относятся на заявителя - ЖСК-174.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269 (пунктом 1), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Алтайского края от 03 июля 2008 года по делу N А03-4588/2008-4 оставить без изменения, апелляционную жалобу ЖСК-174 Жилищно-строительный потребительский кооператив "Фирма "Конек" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
Н.А.УСЕНКО

Судьи
Л.Н.ЕМАШОВА
К.Д.ЛОГАЧЕВ














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)