Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2010 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Плаксиной Н.Г., судей Арямова А.А., Тимохина О.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Плотниковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу автономной некоммерческой организации "Управляющая компания жилищным фондом "Западная" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 7 июня 2010 г. по делу N А47-2948/2010 (судья Александров А.А.),
установил:
автономная некоммерческая организация "Управляющая компания жилищным фондом "Западная" (далее - заявитель, АНО "УКЖФ "Западная", предприятие) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Оренбургской области (далее - административный орган, Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 02.04.2010 N 1/5 по делу об административном правонарушении, предусмотренным частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 07.06.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
АНО "УКЖФ "Западная" с решением суда первой инстанции не согласилось и обжаловало его в апелляционном порядке.
В обосновании апелляционной жалобы предприятие указывает, что судом не установлено, какие именно денежные средства находились на расчетном счета на момент зачисления части средств на депозитный счет заявителя, открытый в Оренбургском ОСБ N 8623.
В случае получения процентов не усматривалось извлечение материальной выгоды со стороны АНО "УКЖФ "Западная", так как сумма полученных процентов направлена на расчет с подрядными организациями в части доли софинансирования собственниками жилых помещений.
Судом не принято во внимание, что денежные средства использованы в полном объеме в соответствии с целевым назначением, задержки при проведении расчетов с подрядчиками не допущены, денежные средства израсходованы в полном соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
До судебного заседания от Управления в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором административный орган против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, ссылаясь на обоснованность обжалованного решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заявителя и административного органа не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании поручения от 19.01.2010 N 43-01-02-25/136 Управлением в отношении АНО "УКЖФ "Западная" проведена проверка по вопросам соблюдения Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ) при предоставлении и использовании средств финансовой поддержки на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов за период с 01.01.2008 по 31.12.2009 г. г.
В ходе проверки установлено нецелевое использование средств субсидий, поступивших от Государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, выразившееся в направлении средств, полученных на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, на депозитный счет в банке.
Результаты проверки отражены в акте от 19.03.2010 (л.д. 52 - 62).
По факту совершения административного правонарушения по части 1 статьи 15.14 КоАП РФ Управлением составлен протокол об административном правонарушении от 19.03.2010 N 1/5 в отношении заявителя (л.д. 48 - 51).
На основании материалов проверки постановлением от 02.04.2010 N 1/5 АНО "УКЖФ "Западная" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.14 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб. (л.д. 8 - 12).
Не согласившись с данным постановлением, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа.
Объективной стороной данного правонарушения является использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств.
Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. При этом любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Исходя из смысла указанных статей, под использованием бюджетных средств не по целевому назначению можно понимать такое их использование, которое не приводит к результатам, предусмотренным при их выделении, или приводит к этим результатам, но сопровождается неправомерными действиями.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, между Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга (далее - УЖКХ) и АНО "УКЖФ "Западная" заключено соглашение от 14.04.2009 N 36/12-36 о предоставлении субсидий на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов (л.д. 72 - 76).
Данное соглашение регламентирует отношения по предоставлению УЖКХ заявителю бюджетных средств (субсидий) на условиях долевого финансирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов (пункт 1.1).
Предоставляемая субсидия носит целевой характер и не может быть использована на другие цели (пункт 1.2).
Сумма расходов на проведение капитального ремонта многоквартирных домов составляет 41 000 000 руб., из них: 33 290 570 руб. составляет размер субсидий за счет средств, поступивших от государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов (пункт 2.1.1); 5 659 430 руб. составляет размер предоставляемой УЖКХ субсидий из средств бюджета города (пункт 2.1.2); 2 050 000 руб. составляет размер финансирования заявителем расходов на проведение капитального ремонта многоквартирных домов за счет собственных средств либо средств собственников помещений в многоквартирных домах, в том числе, доля, приходящаяся на муниципальные помещения - 1 003 251 руб. 47 коп. (пункт 2.1.3).
Дополнительным соглашением от 22.06.2009 пункт 2.1.3 изложен в новой редакции: 2 050 000 руб. составляет размер финансирования заявителем расходов на проведение капитального ремонта многоквартирных домов за счет собственных средств либо средств собственников помещений в многоквартирных домах, в том числе, доля, приходящаяся на муниципальные помещения - 959 598 руб. 72 коп. (л.д. 75).
По состоянию на 23.09.2009 от УЖКХ получены в полном объеме средства Фонда.
В счет перечисления аванса и оплаты работ АНО "УКЖФ "Западная" на счет подрядчиков перечислено 27 930 725 руб. 56 коп., в том числе, за счет средств Фонда 22 678 631 руб. 92 коп., субсидии из средств бюджета города - 3 855 557 руб. 36 коп., за счет собственных средств - 1 396 536 руб. 28 коп.
Согласно выписке из лицевого счета на 23.09.2009 входящий остаток составил - 12 679 678 руб. 14 коп., в том числе, за счет средств Фонда - 10 295 391 руб. 46 коп., субсидий из средств бюджета города - 1 750 302 руб. 78 коп., за счет собственных средств - 633 983 руб. 09 коп.
АНО "УКЖФ "Западная" платежным поручением от 23.09.2009 N 1041 (л.д. 68) перечислено 8 000 000 руб. на депозитный счет по договору банковского вклада (депозита) от 23.09.2009 N 42203810246000000005 (л.д. 65 - 66).
Согласно условиям данного договора банк принимает денежные средства в сумме 8 000 000 руб. сроком на 32 дня на депозитный счет заявителя с условием начисления 7,2 % годовых.
Согласно выписке лицевого счета за период с 26.10.2009 по 27.10.2009 (л.д. 127) банком произведен возврат депозита в сумме 8 000 000 руб. платежным поручением от 26.10.2009 N 19874 на расчетный счет предприятия (л.д. 71).
Платежным поручением от 26.10.2009 N 19873 перечислены проценты по договору банковского вклада в сумме 52 076 руб. 71 коп. (л.д. 70).
Согласно части 5 статьи 15 Федерального закона N 185-ФЗ направляемые на проведение капитального ремонта многоквартирных домов средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов, средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах в пределах минимального объема, установленного соответственно частью 2 статьи 18 и пунктом 2 части 6 статьи 20 настоящего Федерального закона, могут использоваться только на проведение работ, указанных в части 3 настоящей статьи, а также на разработку проектной документации для капитального ремонта указанных в пункте 1 части 2 настоящей статьи многоквартирных домов, виды работ по которому установлены частью 3 настоящей статьи, и проведение государственной экспертизы такой документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В силу части 9 статьи 20 Федерального закона N 185-ФЗ оплата работ по капитальному ремонту многоквартирного дома за счет размещенных на банковских счетах и указанных в части 7 настоящей статьи средств производится с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, на основании актов приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, согласованных с органом местного самоуправления и подписанных лицами, которые уполномочены действовать от имени товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации, за исключением случая, установленного частью 11 настоящей статьи.
В части 11 статьи 20 Федерального закона N 185-ФЗ размещенные на банковских счетах и средства, предусмотренные на проведение капитального ремонта многоквартирного дома, могут использоваться на выплату аванса на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в размере не более тридцати процентов указанных средств с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3.1 соглашения о предоставления субсидий на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов АНО "УКЖФ "Западная" обязана направлять субсидии, полученные в соответствии с условиями данного соглашения на цели, предусмотренные разделом 1 соглашения и пунктом 6 Порядка, утвержденного Постановлением.
В соответствии с пунктом 6 Порядка предоставления субсидий на долевое финансирование муниципальной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ, утвержденным постановлением главы г. Оренбурга от 08.04.2008 N 1795-п, средства, направляемые на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, могут использоваться только на:
- - ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа);
- - ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости - ремонт лифтовых шахт;
- - ремонт крыш;
- - ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах;
- - утепление и ремонт фасадов;
- - разработку проектной документации для капитального ремонта;
- - проведение государственной экспертизы проектной документации для капитального ремонта в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что бюджетные средства перечисляются на отдельный банковский счет получателя, которому разрешается их использование только на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, и ему запрещается пользоваться и распоряжаться данными средствами.
Из толкования статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что нецелевым использованием бюджетных средств является не только нецелевое расходование денежных средств, но и направление их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, то есть распоряжение ими с нарушением целевого назначения.
Таким образом, в данном случае, перечислив денежные средства на депозитный счет в банке, предприятие совершило их нецелевое использование, в результате которого указанные денежные средства удерживались им на указанном депозитном счете без законных оснований.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на то, что в получении процентов не усматривалось извлечение материальной выгоды, обоснованно отклонена судом первой инстанции в связи с тем, что получение процентов по договору банковского вклада не прекращает обязанности собственников жилых помещений по внесению на счет предприятия денежных средств в счет софинансирования своей доли расходов.
При этом установление, какие именно денежные средства находились на расчетном счете заявителя на момент зачисления части средств на депозитный счет, не имеет юридического значения, поскольку денежные средства были перечислены на депозитный счет в банке, что противоречит целевому назначению данных средств.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях предприятия объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, у предприятия отсутствовала возможность соблюдения бюджетного законодательства, не представлено.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ, является правильным.
Поскольку АНО "УКЖФ "Западная" денежные средства, выделенные на капитальный ремонт многоквартирных домов, перечислены на депозитные счет в банке, что не предусмотрено вышеуказанными нормативными актами и соглашением от 14.04.2009, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о законности оспариваемого постановления административного органа.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Процессуальных нарушений при привлечении заявителя к административной ответственности не допущено.
Доводы апелляционной жалобы предприятия отклоняются, как основанные на неправильном толковании норм права. Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 7 июня 2010 г. по делу N А47-2948/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу автономной некоммерческой организации "Управляющая компания жилищным фондом "Западная" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.08.2010 N 18АП-6306/2010 ПО ДЕЛУ N А47-2948/2010
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 августа 2010 г. N 18АП-6306/2010
Дело N А47-2948/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2010 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Плаксиной Н.Г., судей Арямова А.А., Тимохина О.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Плотниковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу автономной некоммерческой организации "Управляющая компания жилищным фондом "Западная" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 7 июня 2010 г. по делу N А47-2948/2010 (судья Александров А.А.),
установил:
автономная некоммерческая организация "Управляющая компания жилищным фондом "Западная" (далее - заявитель, АНО "УКЖФ "Западная", предприятие) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Оренбургской области (далее - административный орган, Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 02.04.2010 N 1/5 по делу об административном правонарушении, предусмотренным частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 07.06.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
АНО "УКЖФ "Западная" с решением суда первой инстанции не согласилось и обжаловало его в апелляционном порядке.
В обосновании апелляционной жалобы предприятие указывает, что судом не установлено, какие именно денежные средства находились на расчетном счета на момент зачисления части средств на депозитный счет заявителя, открытый в Оренбургском ОСБ N 8623.
В случае получения процентов не усматривалось извлечение материальной выгоды со стороны АНО "УКЖФ "Западная", так как сумма полученных процентов направлена на расчет с подрядными организациями в части доли софинансирования собственниками жилых помещений.
Судом не принято во внимание, что денежные средства использованы в полном объеме в соответствии с целевым назначением, задержки при проведении расчетов с подрядчиками не допущены, денежные средства израсходованы в полном соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
До судебного заседания от Управления в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором административный орган против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, ссылаясь на обоснованность обжалованного решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заявителя и административного органа не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании поручения от 19.01.2010 N 43-01-02-25/136 Управлением в отношении АНО "УКЖФ "Западная" проведена проверка по вопросам соблюдения Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ) при предоставлении и использовании средств финансовой поддержки на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов за период с 01.01.2008 по 31.12.2009 г. г.
В ходе проверки установлено нецелевое использование средств субсидий, поступивших от Государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, выразившееся в направлении средств, полученных на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, на депозитный счет в банке.
Результаты проверки отражены в акте от 19.03.2010 (л.д. 52 - 62).
По факту совершения административного правонарушения по части 1 статьи 15.14 КоАП РФ Управлением составлен протокол об административном правонарушении от 19.03.2010 N 1/5 в отношении заявителя (л.д. 48 - 51).
На основании материалов проверки постановлением от 02.04.2010 N 1/5 АНО "УКЖФ "Западная" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.14 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб. (л.д. 8 - 12).
Не согласившись с данным постановлением, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа.
Объективной стороной данного правонарушения является использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств.
Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. При этом любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Исходя из смысла указанных статей, под использованием бюджетных средств не по целевому назначению можно понимать такое их использование, которое не приводит к результатам, предусмотренным при их выделении, или приводит к этим результатам, но сопровождается неправомерными действиями.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, между Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга (далее - УЖКХ) и АНО "УКЖФ "Западная" заключено соглашение от 14.04.2009 N 36/12-36 о предоставлении субсидий на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов (л.д. 72 - 76).
Данное соглашение регламентирует отношения по предоставлению УЖКХ заявителю бюджетных средств (субсидий) на условиях долевого финансирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов (пункт 1.1).
Предоставляемая субсидия носит целевой характер и не может быть использована на другие цели (пункт 1.2).
Сумма расходов на проведение капитального ремонта многоквартирных домов составляет 41 000 000 руб., из них: 33 290 570 руб. составляет размер субсидий за счет средств, поступивших от государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов (пункт 2.1.1); 5 659 430 руб. составляет размер предоставляемой УЖКХ субсидий из средств бюджета города (пункт 2.1.2); 2 050 000 руб. составляет размер финансирования заявителем расходов на проведение капитального ремонта многоквартирных домов за счет собственных средств либо средств собственников помещений в многоквартирных домах, в том числе, доля, приходящаяся на муниципальные помещения - 1 003 251 руб. 47 коп. (пункт 2.1.3).
Дополнительным соглашением от 22.06.2009 пункт 2.1.3 изложен в новой редакции: 2 050 000 руб. составляет размер финансирования заявителем расходов на проведение капитального ремонта многоквартирных домов за счет собственных средств либо средств собственников помещений в многоквартирных домах, в том числе, доля, приходящаяся на муниципальные помещения - 959 598 руб. 72 коп. (л.д. 75).
По состоянию на 23.09.2009 от УЖКХ получены в полном объеме средства Фонда.
В счет перечисления аванса и оплаты работ АНО "УКЖФ "Западная" на счет подрядчиков перечислено 27 930 725 руб. 56 коп., в том числе, за счет средств Фонда 22 678 631 руб. 92 коп., субсидии из средств бюджета города - 3 855 557 руб. 36 коп., за счет собственных средств - 1 396 536 руб. 28 коп.
Согласно выписке из лицевого счета на 23.09.2009 входящий остаток составил - 12 679 678 руб. 14 коп., в том числе, за счет средств Фонда - 10 295 391 руб. 46 коп., субсидий из средств бюджета города - 1 750 302 руб. 78 коп., за счет собственных средств - 633 983 руб. 09 коп.
АНО "УКЖФ "Западная" платежным поручением от 23.09.2009 N 1041 (л.д. 68) перечислено 8 000 000 руб. на депозитный счет по договору банковского вклада (депозита) от 23.09.2009 N 42203810246000000005 (л.д. 65 - 66).
Согласно условиям данного договора банк принимает денежные средства в сумме 8 000 000 руб. сроком на 32 дня на депозитный счет заявителя с условием начисления 7,2 % годовых.
Согласно выписке лицевого счета за период с 26.10.2009 по 27.10.2009 (л.д. 127) банком произведен возврат депозита в сумме 8 000 000 руб. платежным поручением от 26.10.2009 N 19874 на расчетный счет предприятия (л.д. 71).
Платежным поручением от 26.10.2009 N 19873 перечислены проценты по договору банковского вклада в сумме 52 076 руб. 71 коп. (л.д. 70).
Согласно части 5 статьи 15 Федерального закона N 185-ФЗ направляемые на проведение капитального ремонта многоквартирных домов средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов, средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах в пределах минимального объема, установленного соответственно частью 2 статьи 18 и пунктом 2 части 6 статьи 20 настоящего Федерального закона, могут использоваться только на проведение работ, указанных в части 3 настоящей статьи, а также на разработку проектной документации для капитального ремонта указанных в пункте 1 части 2 настоящей статьи многоквартирных домов, виды работ по которому установлены частью 3 настоящей статьи, и проведение государственной экспертизы такой документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В силу части 9 статьи 20 Федерального закона N 185-ФЗ оплата работ по капитальному ремонту многоквартирного дома за счет размещенных на банковских счетах и указанных в части 7 настоящей статьи средств производится с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, на основании актов приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, согласованных с органом местного самоуправления и подписанных лицами, которые уполномочены действовать от имени товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации, за исключением случая, установленного частью 11 настоящей статьи.
В части 11 статьи 20 Федерального закона N 185-ФЗ размещенные на банковских счетах и средства, предусмотренные на проведение капитального ремонта многоквартирного дома, могут использоваться на выплату аванса на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в размере не более тридцати процентов указанных средств с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3.1 соглашения о предоставления субсидий на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов АНО "УКЖФ "Западная" обязана направлять субсидии, полученные в соответствии с условиями данного соглашения на цели, предусмотренные разделом 1 соглашения и пунктом 6 Порядка, утвержденного Постановлением.
В соответствии с пунктом 6 Порядка предоставления субсидий на долевое финансирование муниципальной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ, утвержденным постановлением главы г. Оренбурга от 08.04.2008 N 1795-п, средства, направляемые на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, могут использоваться только на:
- - ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа);
- - ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости - ремонт лифтовых шахт;
- - ремонт крыш;
- - ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах;
- - утепление и ремонт фасадов;
- - разработку проектной документации для капитального ремонта;
- - проведение государственной экспертизы проектной документации для капитального ремонта в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что бюджетные средства перечисляются на отдельный банковский счет получателя, которому разрешается их использование только на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, и ему запрещается пользоваться и распоряжаться данными средствами.
Из толкования статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что нецелевым использованием бюджетных средств является не только нецелевое расходование денежных средств, но и направление их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, то есть распоряжение ими с нарушением целевого назначения.
Таким образом, в данном случае, перечислив денежные средства на депозитный счет в банке, предприятие совершило их нецелевое использование, в результате которого указанные денежные средства удерживались им на указанном депозитном счете без законных оснований.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на то, что в получении процентов не усматривалось извлечение материальной выгоды, обоснованно отклонена судом первой инстанции в связи с тем, что получение процентов по договору банковского вклада не прекращает обязанности собственников жилых помещений по внесению на счет предприятия денежных средств в счет софинансирования своей доли расходов.
При этом установление, какие именно денежные средства находились на расчетном счете заявителя на момент зачисления части средств на депозитный счет, не имеет юридического значения, поскольку денежные средства были перечислены на депозитный счет в банке, что противоречит целевому назначению данных средств.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях предприятия объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, у предприятия отсутствовала возможность соблюдения бюджетного законодательства, не представлено.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ, является правильным.
Поскольку АНО "УКЖФ "Западная" денежные средства, выделенные на капитальный ремонт многоквартирных домов, перечислены на депозитные счет в банке, что не предусмотрено вышеуказанными нормативными актами и соглашением от 14.04.2009, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о законности оспариваемого постановления административного органа.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Процессуальных нарушений при привлечении заявителя к административной ответственности не допущено.
Доводы апелляционной жалобы предприятия отклоняются, как основанные на неправильном толковании норм права. Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 7 июня 2010 г. по делу N А47-2948/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу автономной некоммерческой организации "Управляющая компания жилищным фондом "Западная" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
Н.Г.ПЛАКСИНА
Н.Г.ПЛАКСИНА
Судьи
А.А.АРЯМОВ
О.Б.ТИМОХИН
А.А.АРЯМОВ
О.Б.ТИМОХИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)