Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Есиповой О.И., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
- от заявителя: не явились - извещены (уведомление N 89005);
- от заинтересованного лица: не явились - извещены (уведомление N 89006);
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9238/2012) ЗАО "Севжилсервис" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 10.04.2012 по делу N А42-8363/2011 (судья Дмитриевская Л.Е.), принятое
по заявлению ЗАО "Севжилсервис"
к Государственной жилищной инспекции Мурманской области
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
ЗАО "Севжилсервис" (183030, г. Мурманск, ул. Инженерная, д. 6а, ОГРН 1065190099842, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Мурманской области (183038, г. Мурманск, ул. Софьи Перовской, д. 25/26. ОГРН 1025100849850, далее - ГЖИ, административный орган) от 22.11.2011 N 121/11 о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований ЗАО "Севжилсервис" отказано, в связи с правомерным привлечением к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, общество направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что судом не дана объективная оценка тем обстоятельствам, что принятие решения о выполнении работ по текущему ремонту и формирование плана работ относится к компетенции общего собрания собственников жилых помещений; общество предпринимало все меры по уведомлению собственников о необходимости проведения общего собрания и утверждении плана работ по текущему ремонту и изменения условий договора управления, однако их бездействие явилось причиной невозможности своевременного устранения выявленных проверкой недостатков.
Представители сторон, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, по распоряжению N 741 от 02.11.2011 должностным лицом ГЖИ Мурманской области совместно с представителями Мурманского муниципального бюджетного учреждения "Новые формы управления" и ЗАО "Севжилсервис" 08.11.2011 проведено техническое обследование многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: город Мурманск, улица Карла Либкнехта, дом 10. Основанием для такой проверки послужило обращение жильцов данного дома на ненадлежащее его содержание и ремонт.
По результатам обследования 08.11.2011 составлен акт, в котором зафиксировано, что по адресу: город Мурманск, улица Карла Либкнехта, дом 10:
- - имеется разрушение цоколя дома со стороны дворового фасада многоквартирного дома в районе квартир N 1 и N 5;
- - в квартире N 7 имеются следы залития через кровлю; в чердачном помещении над местами залития имеются влажные следы залития на обрешетке; нарушены примыкания к выступающим частям кровли; имеются повреждения шиферного покрытия кровли над квартирой N 7;
- - имеется просадка грунта в районе канализационного выпуска возле канализационного колодца N 2, в колодце наличие канализационных вод.
Усмотрев в бездействии общества, нарушение пунктов 2.6.2 - 2.6.3, 2.6.6, 4.2.1.1, 4.2.1.3, 4.2.1.4, 4.6.1.1 - 4.6.1.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), и пункта 10 Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания), государственным жилищным инспектором ГЖИ Мурманской области в отношении ЗАО "Севжилсервис" составлен протокол от 15.11.2011 N 133 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
По материалам административного дела вынесено постановление от 22.11.2011 N 121/11 о привлечении ЗАО "Севжилсервис" к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях за совершение административного правонарушения в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
ЗАО "Севжилсервис" с указанным постановлением административного органа не согласилось по тем основаниям, что общество привлечено к административной ответственности без учета его вины в совершении правонарушения, поскольку все вопросы по содержания общего имущества в многоквартирном доме, в том числе и связанные с затратами не ремонт общего имущества или обеспечения его надлежащей эксплуатации, вправе решать только собственники помещений в многоквартирном доме; на настоящий момент обязанность по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома собственниками не исполнена. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, дал объективную оценку обстоятельствам дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 2 и подпункта "а" пункта 16 Правил содержания надлежащее содержание общего имущества, включая помещений общего пользования, крыш, межквартирных лестничных площадок, лестниц, несущих стен, плит перекрытий, подвальных помещений обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 10 Правил содержания в многоквартирном доме общее имущество многоквартирного дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ, в том числе законодательства о техническом регулировании, которые закреплены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда установлены Правилами N 170, которые изданы с целью обеспечения выполнения установленных нормативов собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Пунктом 1.8 указанных Правил установлено, что техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, их осмотры, подготовку к сезонной эксплуатации, текущий и капитальный ремонты.
Согласно абзацу 1 раздела II Правил N 170 техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Разделом 4.6 Правил N 170, установлены требования по техническому обслуживанию крыш в зависимости от их вида.
Так, согласно п. п. 4.6.1.1, 4.6.1.2 названных Правил, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода, защиту от протечек или инженерного оборудования, воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий, исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки. Деформации в кровлях из листовой стали (ослабление гребней и фальцев, пробоины и свищи, коррозия, разрушение окрасочного или защитного слоя) следует устранять, не допуская их дальнейшего развития.
В деревянных кровельных конструкциях следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации, нарушения соединений между элементами, разрушение гидроизоляции мауэрлатов, загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки и других элементов; в процессе эксплуатации деревянных несущих конструкций подлежат замене поврежденные и загнивающие отдельные элементы (пункты 4.6.1.2, 4.6.1.3 Правил N 170). Сроки устранения протечек кровли установлены в Приложении N 2 к данным Правилам (пункт 4.6.1.10 Правил N 170).
В соответствии с пунктом 4.1.9 Правил N 170 в системах канализации не допускается негерметичность стыковых соединений, должны быть обеспечены надежность и прочность крепления канализационных трубопроводов и выпусков.
Согласно пункту 4.2.2.2 названных Правил в деревянных стенах не допускается протекание, переохлаждение, увлажнение древесины; они подлежат устранению по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
Техническое обслуживание и текущий ремонт жилищного фонда предполагают проведение его подготовки к сезонной эксплуатации.
Требования к подготовке жилищного фонда к сезонной эксплуатации приведены в разделе 2.6 Правил N 170 и среди прочего включают в себя устранение неисправностей стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных; подготовку (восстановление) схем внутридомовых систем канализации; обеспечение бесперебойной работы канализационных выпусков, (пункты 2.6.2, 2.6.6 Правил N 170).
Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Как видно из материалов дела и установлено судом, при обследовании многоквартирного жилого здания административным органом выявлено разрушение цоколя дома со стороны дворового фасада возле квартир N 1 и N 5; из-за нарушения примыкания к выступающим частям кровли и повреждения шиферного покрытия в квартире N 7 имеются следы залития через кровлю (в чердачном помещении над местами залития имеются влажные следы); наличие просадки грунта в районе канализационного выпуска (возле канализационного колодца N 2), в колодце наличие канализационных вод. Наличие выявленных нарушений общество не отрицает.
Инспекцией вменено нарушение обществом пунктов 2.6.2 - 2.6.3, 2.6.6, 4.2.1.1, 4.2.1.3, 4.2.1.4, 4.6.1.1 - 4.6.1.3 Правил N 170 и пункта 10 Порядка содержания, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В данном случае судом первой инстанции установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления многоквартирным домом выбрали управление управляющей организацией. Такой организацией в силу договора управления многоквартирным домом от 01.10.2010 является ЗАО "Севжилсервис" (л.д. 71-88). Свою обязанность содержать жилой фонд в надлежащем состоянии общество не оспаривает.
Таким образом, правомерным является вывод суда о том, что именно на общество возложена обязанность по надлежащему содержанию фасада, кровли и канализационных колодцев обследуемого многоквартирного дома.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения обществом Правил и норм технической эксплуатации в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Суд первой инстанции дал надлежащую оценку доводам общества о том, что осуществление текущего ремонта невозможно без соответствующего решения собственников жилых помещений, разработки плана текущего ремонта и внесения изменений в договор управления.
В соответствии со статьей 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При этом в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, дается разъяснение, что в статье 162 ЖК РФ имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей организацией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Таким образом, проведение общего собрания собственников многоквартирного дома для выполнения ремонтных работ не требуется, поскольку их выполнение предполагается договором управления многоквартирным домом. Доказательств, свидетельствующих о необходимости проведения в данном случае ремонтных работ капитального характера, требующих дополнительного финансирования собственниками помещений, в материалы дела не представлено.
С учетом вышеизложенного, административным органом доказан факт правонарушения и вина общества в его совершении. Процессуальных нарушений при привлечении общества к административной ответственности по ст. 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях апелляционным судом не установлено.
Судом первой инстанции дана правильная оценка доводам общества о малозначительности совершенного им правонарушения и отсутствию существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
По смыслу ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Невыполнение обязанностей, возложенных на общество, как законом, так и договором управления многоквартирным домом, свидетельствует о пренебрежительном отношении к указанным обязанностям и не может служить основанием для освобождения ЗАО "Севжилсервис" от административной ответственности, арбитражному суду не представлены доказательства того, что общество устранило выявленные нарушения.
Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности апелляционный суд не усматривает. Привлечение общества к административной ответственности проведено административным органом с соблюдением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 28.2, 25.1).
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции в полном объеме исследовал фактические обстоятельства дела, дал им объективную оценку, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 10 апреля 2012 года по делу N А42-8363/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу ЗАО "Севжилсервис" без удовлетворения.
Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА
Судьи
О.И.ЕСИПОВА
Е.А.ФОКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.07.2012 ПО ДЕЛУ N А42-8363/2011
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июля 2012 г. по делу N А42-8363/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Есиповой О.И., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
- от заявителя: не явились - извещены (уведомление N 89005);
- от заинтересованного лица: не явились - извещены (уведомление N 89006);
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9238/2012) ЗАО "Севжилсервис" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 10.04.2012 по делу N А42-8363/2011 (судья Дмитриевская Л.Е.), принятое
по заявлению ЗАО "Севжилсервис"
к Государственной жилищной инспекции Мурманской области
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
ЗАО "Севжилсервис" (183030, г. Мурманск, ул. Инженерная, д. 6а, ОГРН 1065190099842, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Мурманской области (183038, г. Мурманск, ул. Софьи Перовской, д. 25/26. ОГРН 1025100849850, далее - ГЖИ, административный орган) от 22.11.2011 N 121/11 о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований ЗАО "Севжилсервис" отказано, в связи с правомерным привлечением к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, общество направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что судом не дана объективная оценка тем обстоятельствам, что принятие решения о выполнении работ по текущему ремонту и формирование плана работ относится к компетенции общего собрания собственников жилых помещений; общество предпринимало все меры по уведомлению собственников о необходимости проведения общего собрания и утверждении плана работ по текущему ремонту и изменения условий договора управления, однако их бездействие явилось причиной невозможности своевременного устранения выявленных проверкой недостатков.
Представители сторон, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, по распоряжению N 741 от 02.11.2011 должностным лицом ГЖИ Мурманской области совместно с представителями Мурманского муниципального бюджетного учреждения "Новые формы управления" и ЗАО "Севжилсервис" 08.11.2011 проведено техническое обследование многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: город Мурманск, улица Карла Либкнехта, дом 10. Основанием для такой проверки послужило обращение жильцов данного дома на ненадлежащее его содержание и ремонт.
По результатам обследования 08.11.2011 составлен акт, в котором зафиксировано, что по адресу: город Мурманск, улица Карла Либкнехта, дом 10:
- - имеется разрушение цоколя дома со стороны дворового фасада многоквартирного дома в районе квартир N 1 и N 5;
- - в квартире N 7 имеются следы залития через кровлю; в чердачном помещении над местами залития имеются влажные следы залития на обрешетке; нарушены примыкания к выступающим частям кровли; имеются повреждения шиферного покрытия кровли над квартирой N 7;
- - имеется просадка грунта в районе канализационного выпуска возле канализационного колодца N 2, в колодце наличие канализационных вод.
Усмотрев в бездействии общества, нарушение пунктов 2.6.2 - 2.6.3, 2.6.6, 4.2.1.1, 4.2.1.3, 4.2.1.4, 4.6.1.1 - 4.6.1.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), и пункта 10 Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания), государственным жилищным инспектором ГЖИ Мурманской области в отношении ЗАО "Севжилсервис" составлен протокол от 15.11.2011 N 133 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
По материалам административного дела вынесено постановление от 22.11.2011 N 121/11 о привлечении ЗАО "Севжилсервис" к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях за совершение административного правонарушения в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
ЗАО "Севжилсервис" с указанным постановлением административного органа не согласилось по тем основаниям, что общество привлечено к административной ответственности без учета его вины в совершении правонарушения, поскольку все вопросы по содержания общего имущества в многоквартирном доме, в том числе и связанные с затратами не ремонт общего имущества или обеспечения его надлежащей эксплуатации, вправе решать только собственники помещений в многоквартирном доме; на настоящий момент обязанность по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома собственниками не исполнена. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, дал объективную оценку обстоятельствам дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 2 и подпункта "а" пункта 16 Правил содержания надлежащее содержание общего имущества, включая помещений общего пользования, крыш, межквартирных лестничных площадок, лестниц, несущих стен, плит перекрытий, подвальных помещений обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 10 Правил содержания в многоквартирном доме общее имущество многоквартирного дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ, в том числе законодательства о техническом регулировании, которые закреплены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда установлены Правилами N 170, которые изданы с целью обеспечения выполнения установленных нормативов собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Пунктом 1.8 указанных Правил установлено, что техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, их осмотры, подготовку к сезонной эксплуатации, текущий и капитальный ремонты.
Согласно абзацу 1 раздела II Правил N 170 техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Разделом 4.6 Правил N 170, установлены требования по техническому обслуживанию крыш в зависимости от их вида.
Так, согласно п. п. 4.6.1.1, 4.6.1.2 названных Правил, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода, защиту от протечек или инженерного оборудования, воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий, исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки. Деформации в кровлях из листовой стали (ослабление гребней и фальцев, пробоины и свищи, коррозия, разрушение окрасочного или защитного слоя) следует устранять, не допуская их дальнейшего развития.
В деревянных кровельных конструкциях следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации, нарушения соединений между элементами, разрушение гидроизоляции мауэрлатов, загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки и других элементов; в процессе эксплуатации деревянных несущих конструкций подлежат замене поврежденные и загнивающие отдельные элементы (пункты 4.6.1.2, 4.6.1.3 Правил N 170). Сроки устранения протечек кровли установлены в Приложении N 2 к данным Правилам (пункт 4.6.1.10 Правил N 170).
В соответствии с пунктом 4.1.9 Правил N 170 в системах канализации не допускается негерметичность стыковых соединений, должны быть обеспечены надежность и прочность крепления канализационных трубопроводов и выпусков.
Согласно пункту 4.2.2.2 названных Правил в деревянных стенах не допускается протекание, переохлаждение, увлажнение древесины; они подлежат устранению по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
Техническое обслуживание и текущий ремонт жилищного фонда предполагают проведение его подготовки к сезонной эксплуатации.
Требования к подготовке жилищного фонда к сезонной эксплуатации приведены в разделе 2.6 Правил N 170 и среди прочего включают в себя устранение неисправностей стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных; подготовку (восстановление) схем внутридомовых систем канализации; обеспечение бесперебойной работы канализационных выпусков, (пункты 2.6.2, 2.6.6 Правил N 170).
Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Как видно из материалов дела и установлено судом, при обследовании многоквартирного жилого здания административным органом выявлено разрушение цоколя дома со стороны дворового фасада возле квартир N 1 и N 5; из-за нарушения примыкания к выступающим частям кровли и повреждения шиферного покрытия в квартире N 7 имеются следы залития через кровлю (в чердачном помещении над местами залития имеются влажные следы); наличие просадки грунта в районе канализационного выпуска (возле канализационного колодца N 2), в колодце наличие канализационных вод. Наличие выявленных нарушений общество не отрицает.
Инспекцией вменено нарушение обществом пунктов 2.6.2 - 2.6.3, 2.6.6, 4.2.1.1, 4.2.1.3, 4.2.1.4, 4.6.1.1 - 4.6.1.3 Правил N 170 и пункта 10 Порядка содержания, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В данном случае судом первой инстанции установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления многоквартирным домом выбрали управление управляющей организацией. Такой организацией в силу договора управления многоквартирным домом от 01.10.2010 является ЗАО "Севжилсервис" (л.д. 71-88). Свою обязанность содержать жилой фонд в надлежащем состоянии общество не оспаривает.
Таким образом, правомерным является вывод суда о том, что именно на общество возложена обязанность по надлежащему содержанию фасада, кровли и канализационных колодцев обследуемого многоквартирного дома.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения обществом Правил и норм технической эксплуатации в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Суд первой инстанции дал надлежащую оценку доводам общества о том, что осуществление текущего ремонта невозможно без соответствующего решения собственников жилых помещений, разработки плана текущего ремонта и внесения изменений в договор управления.
В соответствии со статьей 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При этом в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, дается разъяснение, что в статье 162 ЖК РФ имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей организацией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Таким образом, проведение общего собрания собственников многоквартирного дома для выполнения ремонтных работ не требуется, поскольку их выполнение предполагается договором управления многоквартирным домом. Доказательств, свидетельствующих о необходимости проведения в данном случае ремонтных работ капитального характера, требующих дополнительного финансирования собственниками помещений, в материалы дела не представлено.
С учетом вышеизложенного, административным органом доказан факт правонарушения и вина общества в его совершении. Процессуальных нарушений при привлечении общества к административной ответственности по ст. 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях апелляционным судом не установлено.
Судом первой инстанции дана правильная оценка доводам общества о малозначительности совершенного им правонарушения и отсутствию существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
По смыслу ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Невыполнение обязанностей, возложенных на общество, как законом, так и договором управления многоквартирным домом, свидетельствует о пренебрежительном отношении к указанным обязанностям и не может служить основанием для освобождения ЗАО "Севжилсервис" от административной ответственности, арбитражному суду не представлены доказательства того, что общество устранило выявленные нарушения.
Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности апелляционный суд не усматривает. Привлечение общества к административной ответственности проведено административным органом с соблюдением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 28.2, 25.1).
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции в полном объеме исследовал фактические обстоятельства дела, дал им объективную оценку, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 10 апреля 2012 года по делу N А42-8363/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу ЗАО "Севжилсервис" без удовлетворения.
Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА
Судьи
О.И.ЕСИПОВА
Е.А.ФОКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)