Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой С.Г.,
судей Великоредчанина О.Б., Поляшовой Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шмыриной А.М.,
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от ответчика - по доверенности Коноваловой Н.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика муниципального образования городского округа "Ухта" в лице Администрации муниципального образования городского округа "Ухта" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.04.2011 по делу N А29-1086/2011, принятое судом в составе судьи Макаровой Л.Ф.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дом" (ИНН: 1102055018 ОГРН: 1071102001695) к Управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Ухты (ИНН: 1102018520, ОГРН: 1021100740649), муниципальному образованию городского округа "Ухта" в лице Администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (ИНН: 1102024570, ОГРН: 1021100735810),
третье лицо: Муниципальное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства" (ИНН: 1102046630, ОГРН: 1041100607460),
о взыскании задолженности
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дом" (далее - ООО "УК "Дом", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к Управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Ухты (далее - Управление по делам ГО И ЧС г. Ухта, ответчик) и Администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (далее - Администрация МО ГО "Ухта", ответчик, заявитель) о взыскании задолженности по оплате услуг по содержанию и ремонту общего имущества за период с января 2009 года по декабрь 2010 года в размере 445 865 руб. 28 коп. (с учетом уточнения исковых требований).
Правовым основанием заявленных требований истец указал статьи 39, 153 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 08.04.2011 г. принят частичный отказ ООО "УК "Дом" от исковых требований. Производство по делу в части взыскания 28 551 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами прекращено. С МО ГО "Ухта" в лице Администрации МО ГО "Ухта" за счет казны МО ГО "Ухта" в пользу ООО "Управляющая компания "Дом" взыскано неосновательное обогащение в размере 445 865 руб. 28 коп. и расходы по госпошлине 11 917 руб. 31 коп.
Суд исходил из того, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Не согласившись с принятым решением, Администрация МО ГО "Ухта" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что администрация МО ГО "Ухта" не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям. Главным распорядителем бюджетных средств на оплату расходов жилищно-коммунального хозяйства является балансодержатель имущества МУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства", которое является юридическим лицом и самостоятельно вправе выступать в суде от имени ответчика.
На основании договора ссуды от 24.06.2005 г. и акта приема-передачи, заключенных между Комитетом по управлению имуществом МО "Город Ухта", Управлением по делам ГО И ЧС, МУ "УЖКХ" нежилые помещения N 1-54 в подвале жилого дома N 45 по ул. Интернациональная в г. Ухте переданы в безвозмездное пользование Управлению по делам ГО И ЧС. Следовательно, расходы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома в спорный период пропорционально площади занимаемых нежилых помещений должно нести Управлением по делам ГО И ЧС.
Кроме того, истец не предоставил в адрес администрации МОГО "Ухта" доказательства выполнения работ по содержанию и текущему ремонту дома - акты выполненных работ. МУ "УЖКХ", являясь выбранным уполномоченным представителем администрации МОГО "Ухта", собственника муниципальных помещений многоквартирного жилого дома, имеет обязательства принимать работы по актам приемки выполненных работ по содержанию и текущему ремонту жилых домов, обслуживаемых ООО "УК "Дом". Акты выполненных работ МУ "УЖКХ" не были подписаны. В материалы дела представлены акт выполненных работ, подписанные со стороны заказчика неуполномоченным лицом, которые не могут быть надлежащим доказательством.
Расчет исковых требований сделан истцом из неверной площади нежилых помещений. Согласно техническому паспорту спорного здания: общая площадь - 4262,3 кв. м, жилая - 3175,7 кв. м, нежилые помещения - 1056,6 кв. м, таким образом размер платы за один квадратный метр составляет 28,76 руб.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит решение арбитражного суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 08.04.2011 г. проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы. изложенные в апелляционной жалобе.
Истец и третье лицо явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 123, пунктами 3, 5 статьи 156, пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассмотрена в отсутствие представителей указанных лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Исследовав представленные доказательства, заслушав объяснения представителя ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как установлено материалами дела, муниципальное образование городского округа "Ухта" является собственником нежилого помещения общей площадью 640 кв. м, расположенного в подвальном этаже дома по адресу: г. Ухта, ул. Интернациональная, 45; право собственности на указанный объект зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Коми 07.07.2010 г. (свидетельство о государственной регистрации права 11 АА N 706 304); основанием для государственной регистрации права явились постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и решение 28-го (внеочередного) заседания 1-го созыва Совета МО "Город Ухта" от 30.05.2002 г. N 14 "Об утверждении пообъектного перечня муниципальной недвижимости".
Указанное помещение передано в безвозмездное пользование Управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, что подтверждается договором безвозмездного пользования (ссуды) муниципальным имуществом МО "Город Ухта" N 154 от 24.06.2005 г., по условиям которого Комитет по управлению имуществом МО "Город Ухта" (ссудодатель) передает, а Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ссудополучатель) принимает в безвозмездное временное пользование недвижимое муниципальное имущество МО "Город Ухта", расположенное в подвале жилого дома N 45 по ул. Интернациональная, для размещения защитного сооружения гражданской обороны.
Указанное имущество является муниципальной собственности МО "Город Ухта" и учитывается на балансе МУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" (пункт 1.1 договора).
Согласно пункту 1.2 договора указанный договор считается заключенным с 01.01.2005 г. на неопределенный срок.
11.09.2007 г. собственниками помещений в многоквартирном доме с встроенными нежилыми помещениями, расположенном по адресу: г. Ухта, ул. Интернациональная, 45, было принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией, управляющей организацией выбрано ООО "Управляющая компания "Дом", рассмотрены и утверждены существенные условия договора управления многоквартирным жилым домом (протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 78 от 11.09.2007 г.).
На основании указанного решения между ООО "Управляющая компания "Дом" и рядом собственников помещений в указанном доме, в том числе, с Администрацией МО ГО "Ухта", были подписаны договоры на управление многоквартирным домом по адресу: г. Ухта, ул. Интернациональная, 45.
Согласно указанному договору управляющая организация по заданию собственника обязуется осуществлять выполнение работ и оказание услуг в целях управления многоквартирным домом, в том числе, выполнять работы по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а собственник - вносить плату за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере, определенном общим собранием собственником с учетом предложений управляющей организации (пункт 1.1, 2.3.1, 4.1 договора).
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Ухта, ул. Интернациональная, дом 45, был утвержден предложенный управляющей организацией Перечень работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, установлен размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома на 2009 год в сумме 26,76 руб. за кв. м в месяц с НДС, представитель собственников, уполномоченный осуществлять приемку выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, выбран не был (пункты 3, 4 протокола от 21.02.2009 г.).
На 2010 год общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Ухта, ул. Интернациональная, 45, на основании предложенного управляющей организацией Перечня работ и услуг был утвержден размер платы за управление, содержание и ремонт общего имущества в доме в сумме 32.11 руб. за кв. м в месяц с НДС, представителем собственников, уполномоченным осуществлять контроль за выполнением управляющей компанией обязанностей по договору управления, было выбрано МУ "Управление жилищно-коммунальное хозяйство".
Поскольку в 2009, 2010 годах плата за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме ни собственником нежилого помещения, расположенного в подвальном помещении дома N 45 по ул. Интернациональная, ни иными лицами не вносилась, ООО "Управляющая компания "Дом" обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности; при этом стоимость работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества была определена истцом исходя из тарифов, установленных решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, и площади нежилого помещения, указанного в свидетельстве о государственной регистрации права; из стоимости услуг по содержанию и текущему ремонту была исключена стоимость услуг по содержанию контейнерной площадки и вывозу твердых бытовых отходов, которые оплачивались Управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям на основании отдельного договора.
Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что собственник обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества.
По правилам пункта 1 статьи 158 Гражданского кодекса собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
На основании статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Пунктом 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В силу пункта 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
Согласно пункту 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Из указанных правовых норм следует, что собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование; в издержках по содержанию этого имущества обязаны участвовать как собственники квартир, так и собственники нежилых помещений (статьи 249 и 290 Гражданского кодекса).
Таким образом, на администрации как собственнике нежилого помещения в многоквартирном доме лежит обязанность по осуществлению расходов по содержанию общего имущества пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в таком доме, в связи с чем с ответчика обоснованно взыскана сумма неосновательного обогащения соразмерно доле в общей площади здания.
Суд первой инстанции правомерно принял во внимание расчет суммы исковых требований, исходя из тарифа, утвержденного общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. Расчет суммы долга проверен судом и признан правильным.
С учетом изложенного при совокупности указанных выше обстоятельств суд находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными в полном объеме, основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют. Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом оценки арбитражного суда и обоснованно отклонены по основаниям, изложенным в обжалуемом решении.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.04.2011 г. по делу N А29-1086/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика муниципального образования городского округа "Ухта" в лице Администрации муниципального образования городского округа "Ухта" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.08.2011 ПО ДЕЛУ N А29-1086/2011
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 августа 2011 г. по делу N А29-1086/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой С.Г.,
судей Великоредчанина О.Б., Поляшовой Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шмыриной А.М.,
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от ответчика - по доверенности Коноваловой Н.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика муниципального образования городского округа "Ухта" в лице Администрации муниципального образования городского округа "Ухта" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.04.2011 по делу N А29-1086/2011, принятое судом в составе судьи Макаровой Л.Ф.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дом" (ИНН: 1102055018 ОГРН: 1071102001695) к Управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Ухты (ИНН: 1102018520, ОГРН: 1021100740649), муниципальному образованию городского округа "Ухта" в лице Администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (ИНН: 1102024570, ОГРН: 1021100735810),
третье лицо: Муниципальное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства" (ИНН: 1102046630, ОГРН: 1041100607460),
о взыскании задолженности
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дом" (далее - ООО "УК "Дом", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к Управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Ухты (далее - Управление по делам ГО И ЧС г. Ухта, ответчик) и Администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (далее - Администрация МО ГО "Ухта", ответчик, заявитель) о взыскании задолженности по оплате услуг по содержанию и ремонту общего имущества за период с января 2009 года по декабрь 2010 года в размере 445 865 руб. 28 коп. (с учетом уточнения исковых требований).
Правовым основанием заявленных требований истец указал статьи 39, 153 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 08.04.2011 г. принят частичный отказ ООО "УК "Дом" от исковых требований. Производство по делу в части взыскания 28 551 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами прекращено. С МО ГО "Ухта" в лице Администрации МО ГО "Ухта" за счет казны МО ГО "Ухта" в пользу ООО "Управляющая компания "Дом" взыскано неосновательное обогащение в размере 445 865 руб. 28 коп. и расходы по госпошлине 11 917 руб. 31 коп.
Суд исходил из того, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Не согласившись с принятым решением, Администрация МО ГО "Ухта" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что администрация МО ГО "Ухта" не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям. Главным распорядителем бюджетных средств на оплату расходов жилищно-коммунального хозяйства является балансодержатель имущества МУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства", которое является юридическим лицом и самостоятельно вправе выступать в суде от имени ответчика.
На основании договора ссуды от 24.06.2005 г. и акта приема-передачи, заключенных между Комитетом по управлению имуществом МО "Город Ухта", Управлением по делам ГО И ЧС, МУ "УЖКХ" нежилые помещения N 1-54 в подвале жилого дома N 45 по ул. Интернациональная в г. Ухте переданы в безвозмездное пользование Управлению по делам ГО И ЧС. Следовательно, расходы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома в спорный период пропорционально площади занимаемых нежилых помещений должно нести Управлением по делам ГО И ЧС.
Кроме того, истец не предоставил в адрес администрации МОГО "Ухта" доказательства выполнения работ по содержанию и текущему ремонту дома - акты выполненных работ. МУ "УЖКХ", являясь выбранным уполномоченным представителем администрации МОГО "Ухта", собственника муниципальных помещений многоквартирного жилого дома, имеет обязательства принимать работы по актам приемки выполненных работ по содержанию и текущему ремонту жилых домов, обслуживаемых ООО "УК "Дом". Акты выполненных работ МУ "УЖКХ" не были подписаны. В материалы дела представлены акт выполненных работ, подписанные со стороны заказчика неуполномоченным лицом, которые не могут быть надлежащим доказательством.
Расчет исковых требований сделан истцом из неверной площади нежилых помещений. Согласно техническому паспорту спорного здания: общая площадь - 4262,3 кв. м, жилая - 3175,7 кв. м, нежилые помещения - 1056,6 кв. м, таким образом размер платы за один квадратный метр составляет 28,76 руб.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит решение арбитражного суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 08.04.2011 г. проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы. изложенные в апелляционной жалобе.
Истец и третье лицо явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 123, пунктами 3, 5 статьи 156, пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассмотрена в отсутствие представителей указанных лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Исследовав представленные доказательства, заслушав объяснения представителя ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как установлено материалами дела, муниципальное образование городского округа "Ухта" является собственником нежилого помещения общей площадью 640 кв. м, расположенного в подвальном этаже дома по адресу: г. Ухта, ул. Интернациональная, 45; право собственности на указанный объект зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Коми 07.07.2010 г. (свидетельство о государственной регистрации права 11 АА N 706 304); основанием для государственной регистрации права явились постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и решение 28-го (внеочередного) заседания 1-го созыва Совета МО "Город Ухта" от 30.05.2002 г. N 14 "Об утверждении пообъектного перечня муниципальной недвижимости".
Указанное помещение передано в безвозмездное пользование Управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, что подтверждается договором безвозмездного пользования (ссуды) муниципальным имуществом МО "Город Ухта" N 154 от 24.06.2005 г., по условиям которого Комитет по управлению имуществом МО "Город Ухта" (ссудодатель) передает, а Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ссудополучатель) принимает в безвозмездное временное пользование недвижимое муниципальное имущество МО "Город Ухта", расположенное в подвале жилого дома N 45 по ул. Интернациональная, для размещения защитного сооружения гражданской обороны.
Указанное имущество является муниципальной собственности МО "Город Ухта" и учитывается на балансе МУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" (пункт 1.1 договора).
Согласно пункту 1.2 договора указанный договор считается заключенным с 01.01.2005 г. на неопределенный срок.
11.09.2007 г. собственниками помещений в многоквартирном доме с встроенными нежилыми помещениями, расположенном по адресу: г. Ухта, ул. Интернациональная, 45, было принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией, управляющей организацией выбрано ООО "Управляющая компания "Дом", рассмотрены и утверждены существенные условия договора управления многоквартирным жилым домом (протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 78 от 11.09.2007 г.).
На основании указанного решения между ООО "Управляющая компания "Дом" и рядом собственников помещений в указанном доме, в том числе, с Администрацией МО ГО "Ухта", были подписаны договоры на управление многоквартирным домом по адресу: г. Ухта, ул. Интернациональная, 45.
Согласно указанному договору управляющая организация по заданию собственника обязуется осуществлять выполнение работ и оказание услуг в целях управления многоквартирным домом, в том числе, выполнять работы по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а собственник - вносить плату за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере, определенном общим собранием собственником с учетом предложений управляющей организации (пункт 1.1, 2.3.1, 4.1 договора).
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Ухта, ул. Интернациональная, дом 45, был утвержден предложенный управляющей организацией Перечень работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, установлен размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома на 2009 год в сумме 26,76 руб. за кв. м в месяц с НДС, представитель собственников, уполномоченный осуществлять приемку выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, выбран не был (пункты 3, 4 протокола от 21.02.2009 г.).
На 2010 год общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Ухта, ул. Интернациональная, 45, на основании предложенного управляющей организацией Перечня работ и услуг был утвержден размер платы за управление, содержание и ремонт общего имущества в доме в сумме 32.11 руб. за кв. м в месяц с НДС, представителем собственников, уполномоченным осуществлять контроль за выполнением управляющей компанией обязанностей по договору управления, было выбрано МУ "Управление жилищно-коммунальное хозяйство".
Поскольку в 2009, 2010 годах плата за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме ни собственником нежилого помещения, расположенного в подвальном помещении дома N 45 по ул. Интернациональная, ни иными лицами не вносилась, ООО "Управляющая компания "Дом" обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности; при этом стоимость работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества была определена истцом исходя из тарифов, установленных решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, и площади нежилого помещения, указанного в свидетельстве о государственной регистрации права; из стоимости услуг по содержанию и текущему ремонту была исключена стоимость услуг по содержанию контейнерной площадки и вывозу твердых бытовых отходов, которые оплачивались Управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям на основании отдельного договора.
Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что собственник обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества.
По правилам пункта 1 статьи 158 Гражданского кодекса собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
На основании статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Пунктом 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В силу пункта 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
Согласно пункту 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Из указанных правовых норм следует, что собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование; в издержках по содержанию этого имущества обязаны участвовать как собственники квартир, так и собственники нежилых помещений (статьи 249 и 290 Гражданского кодекса).
Таким образом, на администрации как собственнике нежилого помещения в многоквартирном доме лежит обязанность по осуществлению расходов по содержанию общего имущества пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в таком доме, в связи с чем с ответчика обоснованно взыскана сумма неосновательного обогащения соразмерно доле в общей площади здания.
Суд первой инстанции правомерно принял во внимание расчет суммы исковых требований, исходя из тарифа, утвержденного общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. Расчет суммы долга проверен судом и признан правильным.
С учетом изложенного при совокупности указанных выше обстоятельств суд находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными в полном объеме, основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют. Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом оценки арбитражного суда и обоснованно отклонены по основаниям, изложенным в обжалуемом решении.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.04.2011 г. по делу N А29-1086/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика муниципального образования городского округа "Ухта" в лице Администрации муниципального образования городского округа "Ухта" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
С.Г.ПОЛЯКОВА
С.Г.ПОЛЯКОВА
Судьи
О.Б.ВЕЛИКОРЕДЧАНИН
Т.М.ПОЛЯШОВА
О.Б.ВЕЛИКОРЕДЧАНИН
Т.М.ПОЛЯШОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)