Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 02.04.2009 ПО ДЕЛУ N А57-4291/2008

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 апреля 2009 г. по делу N А57-4291/2008


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.08.2008 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2008
по делу N А57-4291/2008
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Саратовская газовая компания", г. Саратов, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, г. Саратов, с участием третьего лица: Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, г. Москва, о признании незаконным решения и предписания,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Саратовская газовая компания" (далее общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее Управление, антимонопольный орган) о признании незаконными решения от 20.02.2008 N 35-137 и предписания от 20.02.2008 N 35-137.
В качестве третьего лица по делу привлечено Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
Решением от 07.08.2008, оставленным без изменения постановлением от 17.11.2008 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, заявление общества удовлетворено.
Обжалуя состоявшиеся судебные акты в кассационном порядке, антимонопольный орган просит их отменить и принять по делу новый судебный акт.
Кассационная жалоба мотивирована нарушением норм материального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, Управлением было принято решение от 20.02.2008 N 35-137, которым действия общества, выразившиеся во введении на территории Саратовской области температурных коэффициентов и применении их при расчетах с гражданами за потребленный газ, признаны противоречащими части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Данное решение Управление мотивировало тем, что действия по введению на территории Саратовской области температурных коэффициентов и по применению их при расчетах за потребленный газ совершены обществом в нарушение положений статьи 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации, пункта 94 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, пунктам 2.9, 2.12 Правил учета газа, зарегистрированных в Минюсте Российской Федерации от 15.11.1996 N 1198.
На основании решения от 20.02.2008 N 35-137, Управление выдало обществу предписание от 20.02.2008 N 35-137 о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося во введении на территории Саратовской области температурных коэффициентов и применении их при расчетах с гражданами за потребленный газ, а также об осуществлении перерасчета с абонентами-гражданами Саратовской области, в отношении которых были применены температурные коэффициенты при расчетах за потребленный газ в 2007 - 2008 годах.
Общество обжаловало решение от 20.02.2008 N 35-137 и предписание от 20.02.2008 N 35-137 в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции правомерно исходили из следующего.
Общество, с учетом положений статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке Саратовской области по поставке природного газа по регулируемым ценам.
Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Из оспариваемых решения и предписания усматривается, что общество нарушило запрет, предусмотренный статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", посредством совершения действий по введению на территории Саратовской области температурных коэффициентов и по применению их при расчетах с гражданами за потребленный газ.
Общество в 2007 - 2008 годах осуществляло поставки газа потребителям Саратовской области. Согласно ГОСТ 2939-63 "Газы. Условия для определения объема" для определения объемов газа при расчетах с потребителями газ должен приводиться к стандартным условиям (температура 20°С, давление 760 мм. рт. ст., влажность 0). Для измерения объемов потребляемого абонентами Саратовской области газа используются газовые счетчики как приводящие объем газа к стандартным условиям автоматически, так и счетчики, не имеющие корректоров по температуре и давлению.
Пунктом 94 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, определено, что в случае использования потребителем приборов учета газа без температурной компенсации показания этих приборов учета используются в расчетах за газ с использованием температурных коэффициентов, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере технического регулирования и метрологии. Таким органом является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
Согласно данному положению температурные коэффициенты применяются лишь в случае использования потребителем газа приборов учета без температурной компенсации. Сами коэффициенты утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере технического регулирования и метрологии.
Пункт 94 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам не содержит каких-либо обязательных требований к порядку утверждения температурных коэффициентов на основании методики, нормативно разработанной органом, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере технического регулирования и метрологии.
При указанных обстоятельствах суды правомерно установили, что, применение температурных коэффициентов при расчетах за газ в случае использования потребителем приборов учета газа без температурной компенсации предусмотрено действующим законодательством и не противоречит ни статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни пункту 2.9. Правил учета газа.
Поскольку правила предоставления коммунальных услуг гражданам не предъявляют специальных требований к порядку утверждения спорных коэффициентов, то обстоятельство, что на момент их утверждения отсутствовала вступившая в законную силу Инструкция утверждения температурных коэффициентов для счетчиков газа без корректоров, не влечет за собой невозможность их применения. Поэтому вывод антимонопольного органа о невозможности использования газоснабжающей организацией коэффициентов в связи с тем, что они утверждались не на основании нормативно разработанной методики, признан судами не соответствующим действующему законодательству.
Таблицы температурных коэффициентов для расчетов с потребителями на полугодие 2007 года и на 1 полугодие 2008 года для Саратовской области, утвержденные 20.04.2007 и 19.11.2007 заместителем Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Крутиковым В.Н., приняты в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, во исполнение Приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21.08.2006 N 2266.
Исходя из вышеизложенного суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу о том, что общество применяло на территории Саратовской области температурные коэффициенты, утвержденные заместителем Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Крутиковым В.Н., при расчетах с гражданами за потребленный газ правомерно, в связи с чем действия общества не противоречат части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Таким образом, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Опечатка суда апелляционной инстанции о том, что его постановление может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Астраханской области, также не может являться основанием для отмены обжалуемого постановления, так как определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2008 она исправлена в соответствии с частью 3 статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.08.2008 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2008 по делу N А57-4291/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)