Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 26.06.2009 ПО ДЕЛУ N А05-10416/2008

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья); Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2009 г. по делу N А05-10416/2008


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Кирилловой И.И., Старченковой В.В., при участии от товарищества собственников жилья "Бревенник" Тучнолобовой С.Ю. (доверенность от 15.12.2008), рассмотрев 22.06.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Бревенник" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.12.2008 (судья Шашков А.Х.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2009 (судьи Моисеева И.Н., Носач Е.В., Рогатенко Л.Н.) по делу N А05-10416/2008,

установил:

открытое акционерное общество "Архангельская сбытовая компания" (далее - Компания) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к товариществу собственников жилья "Бревенник" (далее - ТСЖ) о взыскании 72 418 руб. 66 коп. задолженности за электрическую энергию, потребленную в июне - августе 2008 года (с учетом уточнения иска).
Решением суда от 22.12.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.03.2009, требования Компании удовлетворены.
В кассационной жалобе ТСЖ, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить судебные акты и принять новое решение об отказе в иске. Податель жалобы ссылается на то, что он не является собственником многоквартирных домов, а также не признается исполнителем коммунальных услуг для жильцов этих домов, поскольку договор электроснабжения с ним не заключен. По мнению ТСЖ, расходы для освещения мест общего пользования в многоквартирном доме не учитываются в стоимости работ по содержанию жилья, так как в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, такие расходы учитываются в составе нормативов потребления коммунальных услуг. Таким образом, считает заявитель, Компания дважды выставляет счета за один и тот же коммунальный ресурс "непосредственно собственникам и ТСЖ (сообществу собственников)", что является нарушением Правил предоставления коммунальных услуг граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг). Из содержания письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 18.06.2007 N 11356-ЮТ/07, согласно приложению N 2 которого при определении размера платы за коммунальные услуги учитываются показания коллективных общедомовых приборов учета, ТСЖ делает вывод о том, что в составе платы за коммунальные услуги оплачиваются коммунальные ресурсы, потребляемые в помещениях общего пользования.
В судебном заседании представитель ТСЖ поддержал доводы жалобы.
Компания о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Кассационная коллегия считает, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Как следует из материалов дела, 29.05.2008 на общем собрании собственников многоквартирных домов острова Бревенник принято решение о создании ТСЖ (протокол N 1), которое зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 30.05.2008 за основным государственным регистрационным номером 1082901006649 (свидетельство серии 29 N 001737322).
В июне - августе 2008 года в соответствии с ведомостями электропотребления Компания поставляла в многоквартирные дома, входящие в ТСЖ, электрическую энергию и выставила счета-фактуры: от 31.07.2008 N А01-0028015 на 85 572 руб. 54 коп. за июнь 2008 года, от 31.07.2008 N А01-0028016 на 15 521 руб. 29 коп. за июль 2008 года, от 31.08.2008 N А01-0031972 на 86 691 руб. 89 коп. за август 2008 года.
ТСЖ перечислило Компании 115 367 руб. 06 коп., из них 33 576 руб. 98 коп. за июнь, 30 236 руб. 12 коп. за июль и 51 553 руб. 96 коп. за август.
Компания обратилась в суд с иском о взыскании с ТСЖ 72 418 руб. 66 коп. задолженности.
Суд первой инстанции удовлетворил требования Компании в полном объеме. При этом суд сделал вывод о том, что ТСЖ является исполнителем коммунальных услуг в отношении находящихся в его управлении многоквартирных домов и у него с Компанией сложились фактические отношения по поставке электрической энергии для использования на коммунальные (общедомовые нужды) многоквартирных домов.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции.
Кассационная коллегия считает решение и постановление апелляционной инстанции правильными.
В соответствии с пунктом 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 4 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила параграфа 6 главы 30 Кодекса применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
В силу пункта 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила функционирования розничных рынков), исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с названными Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
В силу пункта 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов признаются лица, приобретающие по договору электрическую и тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее - потребители). В многоквартирных домах жилищного сектора потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений (подпункт "а" пункта 17 названного Закона).
Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг исполнителем коммунальных услуг признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Как следует из материалов дела, собственниками выбран способ управления многоквартирными домами товариществом собственников жилья.
Учитывая изложенное и исходя из толкования положений Закона N 210-ФЗ, Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", определяющих понятия "потребитель электрической энергии" и "исполнитель коммунальных услуг", кассационная коллегия считает правильным вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что на ТСЖ как исполнителя коммунальных услуг возлагается обязанность по оплате стоимости электроэнергии, отпущенной на общедомовые нужды.
Суды обеих инстанций сделали правильный вывод и о том, что в спорный период между Компанией и ТСЖ фактически сложились правоотношения по снабжению многоквартирных домов электрической энергией на общедомовые нужды и ТСЖ обязано оплатить ее стоимость. Отсутствие договора, заключенного надлежащим образом в письменной форме, не освобождает ответчика от обязанности возместить стоимость энергии, потребленной на общие нужды домов, находящихся у него в управлении.
Исследовав представленные в дело документы и оценив их с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные инстанции обоснованно признали требования Компании к ТСЖ правомерными, а расчет суммы иска правильным.
Объемы электрической энергии, потребленной физическими лицами в жилых помещениях, истец в объемы энергии, предъявленные ответчику в рамках настоящего дела, не включил.
Доводы подателя жалобы сводятся к несогласию оплачивать стоимость электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды, и отсутствию у него статуса исполнителя коммунальных услуг, которые основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не принимаются кассационной инстанцией.
Ссылка ТСЖ на то, что общедомовые расходы на электрическую энергию входят в состав платы за коммунальные услуги, оплачиваемые жильцами многоквартирных домов, не подтверждается доказательствами. Кроме того, пунктом 22 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При этом согласно пункту 27 названных Правил величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальные услуги и рассчитанная в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 19, подпунктом "г" пункта 20, подпунктом "б" пункта 21, пунктами 23 и 25 Правил предоставления коммунальных услуг, учитывается при начислении платы за коммунальные услуги, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсируется исполнителем потребителю не позднее 1 месяца после перерасчета.
Таким образом, плата за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, вносится ресурсоснабжающей организации исполнителем коммунальных услуг (в данном случае ТСЖ), и учитывается последним впоследствии при начислении потребителям платы за коммунальные услуги.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает решение суда и постановление апелляционной инстанции законными и обоснованными, а жалобу ТСЖ - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.12.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2009 по делу N А05-10416/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Бревенник" - без удовлетворения.

Председательствующий
Г.Г.КИРЕЙКОВА

Судьи
И.И.КИРИЛЛОВА
В.В.СТАРЧЕНКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)