Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 08.02.2010 ПО ДЕЛУ N А29-265/2009

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 февраля 2010 г. по делу N А29-265/2009


Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И,
судей Каширской Н.А., Синякиной Т.В.
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
открытого акционерного общества "Ижемский коммунальщик"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.07.2009,
принятое судьей Новоселовой А.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.10.2009,
принятое судьями Губиной Л.В., Самуйловым С.В., Великоредчаниным О.Б.,
по делу N А29-265/2009
по иску открытого акционерного общества "Ижемский коммунальщик"
к муниципальному образованию муниципальный район "Ижемский" в лице администрации муниципального района "Ижемский"
о взыскании 98 486 рублей 81 копейки
и
установил:

открытое акционерное общество "Ижемский коммунальщик" (далее - ОАО "Ижемский коммунальщик", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному образованию муниципальный район "Ижемский" в лице администрации муниципального района "Ижемский" (далее - МО МР "Ижемский", Администрация) о взыскании 98 486 рублей 81 копейки расходов за период с октября 2007 года по май 2008 года на снабжение тепловой энергией незаселенных муниципальных квартир N 3, 7, 8, 10 и 12 в доме N 76, расположенном по адресу: поселок Том, улица Центральная.
К участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено муниципальное образование сельское поселение "Том" в лице администрации муниципального образования сельского поселения "Том" (далее - МО СП "Том").
Руководствуясь статьями 210, 309, 310 и 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14, суд первой инстанции решением от 24.07.2009 удовлетворил частично исковые требования ОАО "Ижемский коммунальщик": взыскал с МО МР "Ижемский" в пользу Общества за счет казны муниципального образования 32 849 рублей 10 копеек расходов на снабжение тепловой энергией незаселенных муниципальных квартир; в остальной части иска отказал. При этом суд исходил из того, что факты оказания услуг по теплоснабжению и неисполнения ответчиком обязательств в части имущества, находящегося в муниципальной собственности, а именно: незаселенных квартир N 8, 10, 12 в доме 76 по улице Центральной поселка Том в период с марта по май 2008 года и квартиры N 7 в данном доме за период апрель-май 2008 года, подтверждаются представленными доказательствами. В остальной части исковые требования суд оставил без удовлетворения.
Руководствуясь этими же нормами права, а также статьями 8, 539, 544 и 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 154 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции. При этом суд сделал вывод о том, что истец при расчете тепловой энергии неправомерно использовал в качестве исходных данных тарифы на тепловую энергию, установленные приказами Службы Республики Коми по тарифам от 13.12.2006 N 79/11 и от 23.10.2007 N 50/5. Суд указал, что между сторонами в отсутствие договорных отношений существовали правоотношения по отпуску тепловой энергии в жилые помещения, не имеющие приборы учета, поэтому при определении стоимости потребленной тепловой энергии должны применяться тарифы, установленные органом местного самоуправления, предусмотренные для населения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, спорные квартиры находились в собственности ответчика в период с октября 2007 года по февраль 2008 года, так как последний распоряжался квартирами в доме N 76 по улице Центральной поселка Том через юридических лиц, учрежденных ответчиком (МУ "Служба заказчика ЖКУ И ЖС", МУП "Тепловодоканал"), заключая договоры на передачу квартир в собственность, социального найма. МР "Ижемский" при расчете размера платы за отопление в жилых помещениях многоквартирного дома правомерно использовал тарифы на тепловую энергию, установленные приказами Службы Республики Коми по тарифам от 13.12.2006 N 79/11 и от 23.10.2007 N 50/5, то есть в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органы местного самоуправления Ижемского района не могут устанавливать специальные тарифы на тепловую энергию для истца, поскольку он не является муниципальным предприятием.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу возразила против доводов заявителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "Ижемский коммунальщик", как энергоснабжающая организация, осуществляет отпуск тепловой энергии гражданам и юридическим лицам на территории Ижемского района Республики Коми, в том числе, для нужд многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: поселок Том, улица Центральная, дом 76.
Из справки администрации сельского поселения "Том" от 04.05.2008 N 8 (том 1, лист дела 20) следует, что в указанном доме не заселены следующие квартиры: N 1 (10 - по новому техническому паспорту дома) - с 26.09.2005, N 3 (12 - по новому техническому паспорту дома) - с ноября 2001 года, N 7 - с 01.04.2008, N 8 - с 18.07.2007 и N 12 (3 - по новому техническому паспорту дома), приватизированная Рыжиковым Е.Н., который умер 12.09.2006.
В связи с отсутствием технической возможности отключения пустующих квартир от отопления ОАО "Ижемский коммунальщик" в период с октября 2007 года по май 2008 года оказало услуги теплоснабжения для данных квартир на общую сумму 98 486 рублей 81 копейку.
Для оплаты оказанных услуг энергоснабжающая организация выставила в адрес МР "Ижемский" счет-фактуру от 18.02.2009 N 09021801.
Согласно техническому паспорту жилого дома N 76 по улице Центральной в поселке Том, составленному по состоянию на 19.02.1988 (том 2, листы дела 46 - 49), его владельцем являлось Печорское производственное лесосплавное объединение "Печоралесосплав".
В новом техническом паспорте данного дома, составленном 04.03.2008, владельцем недвижимого имущества указана администрация МР "Ижемский" на основании выписки из реестра объектов муниципальной собственности.
Решением Совета муниципального района "Ижемский" от 29.07.2008 утвержден перечень имущества, передаваемого из муниципальной собственности муниципального района "Ижемский" в собственность муниципального образования СП "Том". В данный перечень в том числе включены квартиры N 1, 2, 4, 7, 8, 10, 11, 12 в жилом доме, расположенном по адресу: поселок Том, улица Центральная, дом 76 (том 2, листы дела 177 - 181).
Названный перечень утвержден распоряжением Правительства Республики Коми от 17.10.2008 N 390-р (том 1, лист дела 163) в соответствии с Законом Республики Коми от 26.06.2008 N 66-РЗ "О разграничении муниципального имущества между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в границах которых они образованы".
Акт приема-передачи имущества из муниципальной собственности МО МР "Ижемский" в собственность муниципального образования СП "Том", согласно утвержденному перечню подписан 15.12.2008 (том 2, листы дела 14 - 27).
В реестре муниципального имущества МО "Ижемский", утвержденном решением Совета МО "Ижемский район" от 02.06.2000 (том 2, листы дела 50 - 52), жилой дом 76 в поселке Том по улице Центральной отсутствует.
В материалы дела представлены договор на передачу квартиры в собственность от 29.12.2001, договор социального найма жилого помещения от 09.03.2005, согласно которым МУ "Служба заказчика ЖКУ и ЖС" и ИМУП "Тепловодоканал" распоряжались квартирой N 11 в доме 76 по улице Центральной поселка Том.
Квартира N 12 (N 3-по новой нумерации) в названном доме по сведениям, предоставленным администрацией СП "Том", приватизирована Рыжиковым Е.Н.
В соответствии со справкой органа записи актов гражданского состояния от 16.04.2009 N 208 (том 2, лист дела 146) Рыжиков Е.Н. умер 12.09.2006. Данные о наследниках отсутствуют.
В кассационной жалобе истец просит отменить решение Арбитражного суда Республики Коми в части отказа в удовлетворении требования о взыскании расходов на снабжение тепловой энергией незаселенных муниципальных квартир за период с октября 2007 года по февраль 2008 года.
Однако вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Общество не представило суду доказательств того, что в указанный период спорные квартиры находились в собственности ответчика.
В реестре муниципального имущества МО "Ижемский", утвержденном решением Совета МО "Ижемский район" от 02.06.2000 (том 2, листы 50 - 52), жилой дом N 76 в поселке Том по улице Центральной отсутствует.
Имеющиеся в деле документы (договор на передачу квартиры в собственность от 29.12.2001, договор социального найма жилого помещения от 09.03.2005), согласно которым МУ "Служба заказчика ЖКУ И ЖС", МУП "Тепловодоканал" распоряжались квартирой N 11 в доме N 16, не могут служить надлежащим доказательством в подтверждение права муниципальной собственности ответчика на спорный жилой дом в период с октября 2007 года по февраль 2008 года.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что ОАО "Ижемский коммунальщик" не представило надлежащих доказательств в подтверждение права муниципальной собственности МО МР "Ижемский" на названный жилой дом в спорный период, в связи с чем правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования в данной части.
Также ОАО "Ижемский коммунальщик" не согласно с постановлением Второго арбитражного апелляционного суда, отменившим решение суда первой инстанции по причине того, что Общество осуществляло расчет стоимости потребленной тепловой энергии исходя из тарифов, установленных приказами службы Республики Коми по тарифам, тогда как в данном случае должны применяться тарифы, установленные органом местного самоуправления.
Из статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В пункте 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 2 информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор судебной практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
На основании части 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В пункте 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии (пункт 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307), которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Действие Правил N 307 распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
В силу пункта 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Расчет текущих платежей производится путем произведения (умножения) площади жилого помещения или общей площади жилого дома, норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию.
В силу подпункта 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы определяется как произведение (умножение) общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома на норматив потребления тепловой энергии на отопление и тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установили суды, в рассматриваемом споре тепловая энергия поступает в жилые помещения, незаселенные гражданами, собственником которых является публичное образование.
Истец, осуществляя расчет стоимости тепловой энергии, поставляемой в незаселенные квартиры в отсутствие приборов учета тепловой энергии, руководствовался подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307.
При этом норматив потребления тепловой энергии на отопление жилищного фонда определен Обществом в соответствии с решением Совета МО "Ижемский район" от 24.12.2005 N 235, а в качестве исходных данных при расчете тепловой энергии им использованы тарифы на тепловую энергию, установленные приказами службы Республики Коми по тарифам от 23.10.2007 N 50/5 и 13.12.2006 N 79/11, где, в частности, установлены тарифы на тепловую энергию для населения.
Второй арбитражный апелляционный суд посчитал расчет истца неправомерным и противоречащим статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилам N 307, поскольку ОАО "Ижемский коммунальщик" применил исходные данные по тарифу, установленному приказами службы Республики Коми по тарифам. Суд исходил из того, что в рассматриваемом случае в отсутствие договорных отношений между сторонами существовали правоотношения по отпуску тепловой энергии именно в жилые помещения, не имеющие приборы учета, поэтому при определении стоимости потребленной тепловой энергии должны применяться тарифы, установленные органом местного самоуправления, предусмотренные для населения.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции не выяснял, были ли установлены в указанном случае для населения тарифы на тепловую энергию органами местного самоуправления на 2007 - 2008 годы, а также в принятом судебном акте суд не указал, какими именно тарифами органа местного самоуправления следует руководствоваться истцу при расчете размера платы за отопление для населения.
Кроме того, вывод апелляционного суда о том, что истец не представил в суд затребованный от него определением от 24.09.2009 расчет тепловой энергии отдельно для населения и юридических лиц, является неверным, так как названным определением с Общества был запрошен общий расчет суммы иска с его правовым обоснованием, что истцом было исполнено (том 3, листы дела 63 - 65). Никаких раздельных расчетов у истца суд не запрашивал.
В связи с этим постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.10.2009 по настоящему делу подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении суду апелляционной инстанции надлежит выяснить, устанавливался ли органами местного самоуправления в рассматриваемом случае тариф на тепловую энергию для населения на 2007 - 2008 годы и в зависимости от этого решить вопрос о правомерности применения ОАО "Ижемский коммунальщик" тарифов на тепловую энергию, установленных приказами службы Республики Коми по тарифам от 23.10.2007 N 50/5 и 13.12.2006 N 79/11, в том числе для населения.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 3 части 1), 288 (частью 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:

постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.10.2009 по делу N А29-265/2009 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение во Второй арбитражный апелляционный суд.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.И.ЧИГРАКОВ

Судьи
Н.А.КАШИРСКАЯ
Т.В.СИНЯКИНА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)