Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шошина П.В.,
судей: Гуровой Т.С., Хасановой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хрущевой М.А.,
при участии:
от ООО "Красноярские лифты" (ответчика) - Кожемякиной Ю.В. - представителя по доверенности от 20.01.2011,
от ООО "Управляющая компания "ЖИЛБЫТСЕРВИС" (ответчика) - Салдаева Е.А. - представителя по доверенности от 05.12.2011 N 701,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования г. Красноярск в лице администрации Кировского района в г. Красноярске
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 26 апреля 2012 года по делу N А33-19777/2011, принятое судьей Петроченко Г.Г.
установил:
муниципальное образование город Красноярск в лице администрации Кировского района в г. Красноярске (ИНН 24610152032461015203, ОГРН 1022401953397 1022401953397) (далее - администрация) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Красноярские лифты" (ИНН 2465092520, ОГРН 1052465079193), обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖИЛБЫТСЕРВИС" (ИНН 2461015299, ОГРН 1022401953298) об обязании освободить незаконно занимаемое жилое помещение N 182, общей площадью 53,3 кв. м, расположенное по адресу: г. Красноярск, пр.им. газеты Красноярский рабочий, 124а, путем передачи по акту приема-передачи.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26 апреля 2012 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратилось с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит его отменить.
В обоснование своих доводов заявитель в апелляционной жалобе ссылается на то, что судом первой инстанции при вынесении решения не учтены обстоятельства отсутствия договорных отношений между истцом и ответчиком (ООО "Красноярские лифты") в отношении спорного жилого помещения.
При этом, по утверждению заявителя, факт владения ответчиком (ООО "Красноярские лифты") спорным помещением подтверждается актом приема-передачи от 19.07.2010 N 1201 и актом обследования от 10.04.2012.
ООО "Красноярские лифты" в отзыве на апелляционную жалобу заявителя с ее доводами не согласилось, указывая на то, что осуществляет лишь техническое обслуживание оборудования, установленного в вышеуказанном помещении по договору на комплексное техническое обслуживание лифтов и системы лифтовой диспетчерской сигнализации и связи.
ООО "Управляющая компания "ЖИЛБЫТСЕРВИС" в отзыве на апелляционную жалобу заявителя, соглашаясь с обжалуемым решением, ссылается на то, что удовлетворение исковых требований станет угрозой надежной и безопасной эксплуатации лифтов в обслуживаемых домах и приведет к приостановке работе лифтов и негативным социальным последствиям.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.05.2012 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание на 26.06.2012.
Представитель ответчика (ООО "Красноярские лифты") в судебном заседании доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, поддержал, просил оставить решение суда от 26 апреля 2012 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании Представитель ответчика (ООО "Управляющая компания "ЖИЛБЫТСЕРВИС"), сославшись на доводы отзыва, просил оставить решение суда от 26 апреля 2012 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства (распечатка интернет страницы с официального сайта арбитражного суда о публикации судебного акта), в судебное заседание не явился, своего представителя не направил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие истца.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
На основании постановления Верховного Совета Российской Федерации квартира N 182 назначение жилое, общей площадью 53,3 кв. м, расположенная по адресу г. Красноярск пр. Красноярский рабочий 124а принадлежит на праве собственности муниципальному образованию г. Красноярск, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30 мая 2011 года (л.д. 38).
Между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (арендодатель) и ЗАО "Жилищная коммунальная компания" (арендатор) 30 декабря 2004 года подписан договор аренды N 9059 (л.д. 14-18), согласно которому нежилое помещение N 182 реестровый N СТР02621, общей площадью 53,3 кв. м, расположенное по адресу г. Красноярск пр. Красноярский рабочий 124а было передано арендатору, по акту приема-передачи от 17 ноября 2004 года (л.д. 19) во временное пользование для использования под лифтерную на срок с 17 ноября 2004 года по 17 октября 2005 года. Срок действия договора аренды 30 декабря 2004 года N 9059 продлялся Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска дополнительными соглашениями по 18 июля 2008 года.
27 июля 2010 года Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска уведомил арендатора о расторжении договора аренды от 30 декабря 2004 года N 9059 с 19 июля 2010 года (л.д. 33).
Согласно акту от 19 июля 2010 года N 1201 (л.д. 34-35), составленному в присутствии представителя Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, ЗАО "Жилищная коммунальная компания" передала ООО "Красноярские лифты" нежилое помещение N 182 реестровый N СТР02621, общей площадью 53,3 кв. м, расположенное по адресу г. Красноярск пр. Красноярский рабочий 124а на ответственное хранение до решения вопроса о закреплении помещения.
Помещение N 182 общей площадью 53,3 кв. м, расположенное по адресу г. Красноярск пр.Красноярский рабочий 124а по кадастровому паспорту от 16 мая 2011 года (л.д. 370 числится жилое помещение в многоквартирном доме - "квартира".
Из акта от 10 октября 2011 года (л.д. 42) следует, что начальником отдела муниципальной собственности администрации Кировского района г. Красноярска Назмутдиновым Л.Х. и специалистом Вычужаниной В.А. проведена проверка жилого помещения - квартиры N 182, общей площадью 53,3 кв. м, расположенного по адресу г. Красноярск пр. Красноярский рабочий 124а, в результате которой установлено, что указанное помещение используется ООО "Красноярские лифты" под размещение лифтерной и ремонтной службы.
Письмом N 135-11 от 21 февраля 2011 года (л.д. 45) ООО "Красноярские лифты" сообщило администрации Кировского района что на диспетчерский пункт расположенный в квартире N 182 по адресу г. Красноярск пр. Красноярский рабочий 124а подключено 90 лифтов, ООО "Красноярские лифты" действует на основании договора на техническое обслуживание, ремонт лифтов и систем лифтовой диспетчерской сигнализации и связи от 25 ноября 2010 года N 324 с управляющей компанией "Жилбытсервис".
Администрация Кировского района г. Красноярска письмами от 10 октября 2010 года N 2820 и 2821 (л.д. 46-47) потребовала от ООО "Красноярские лифты" демонтировать оборудование, осуществить перенос диспетчерского пункта (лифтерной) и освободить квартиру N 182 по адресу г. Красноярск пр. Красноярский рабочий 124а в срок до 20 октября 2011 года.
Между ООО "Красноярские лифты" и ООО Управляющая компания "ЖИЛБЫТСЕРВИС" 25 ноября 2010 года подписан договор N 324 (л.д. 51-66) на выполнение работ по комплексному техническому обслуживанию, ремонту лифтов диспетчерской сигнализации и связи на срок с 01 января 2011 года до 31 декабря 2013 года, к договору оформлено приложение N 1 от 25 ноября 2010 года техническая характеристика лифтов.
Согласно акту осмотра от 10 апреля 2012 года (л.д. 170), составленному истцом и ответчиками, в квартире N 182, общей площадью 53,3 кв. м, по адресу г. Красноярск пр.Красноярский рабочий 124а расположен диспетчерский пункт по обслуживанию лифтов жилых домов Кировского района г. Красноярска. В данном помещении находятся: диспетчерский пульт системы "Обь", персонал - лифтеры и операторы ООО "Красноярские лифты", хранятся ключи, техническая документация, компьютер.
ООО Управляющая компания "ЖИЛБЫТСЕРВИС" представила в дело справку от 06 апреля 2012 года (л.д. 175) о том, что оборудование диспетчерской сигнализации и связи лифтов, находящееся в помещении по адресу г. Красноярск пр. Красноярский рабочий 124а, N 182 на балансе ООО Управляющая компания "ЖИЛБЫТСЕРВИС" не числится.
Согласно справке ООО "Красноярские лифты" от 04 апреля 2012 года (л.д. 162) к диспетчерскому пункту по адресу: г. Красноярск пр.Красноярский рабочий 124а, помещение N 182 подключены 92 лифта.
Администрация Кировского района г. Красноярска ссылаясь на то, что незаконно занимаемое ООО "Красноярские лифты" помещение N 182 по адресу: г. Красноярск пр.Красноярский рабочий 124а, до настоящего времени не освобождено обратился в арбитражный суд с иском к ответчикам о возложении обязанности освободить указанные помещения и передать по акту приема-передачи.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26 апреля 2012 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Администрация, не согласившись с указанным судебным актом, обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с рассматриваемой жалобой.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Статья 301 Гражданского кодекса Российской Федерации защищает права собственника, у которого вещь выбыла из фактического владения, в силу чего он может истребовать свое имущество из чужого незаконного владения (виндикационный иск).
Предметом виндикационного иска может быть индивидуально-определенная вещь, сохранившаяся в натуре, поскольку содержанием виндикационного иска является требование о восстановлении владения вещью, а не замена ее другой вещью. Поэтому невозможно предъявить виндикационный иск в отношении объектов, определяемых родовыми признаками.
Ответчиком по виндикационному иску является незаконный владелец, у которого фактически находится вещь. Незаконным владельцем следует считать не только лицо, самовольно завладевшее вещью, но и того, кто приобрел вещь у лица, не управомоченного распоряжаться ею.
Под незаконным владением следует понимать всякое фактическое обладание вещью, если оно не имеет правового основания.
Таким образом, в предмет доказывания по настоящему спору входят следующие обстоятельства:
- - наличие права собственности у истца на истребуемое имущество;
- - индивидуально-определенные признаки истребуемого имущества;
- - факт нахождения истребуемого имущества у ответчика;
- - условия, при которых имущество выбыло из владения собственника.
Судом установлено, что спорное жилая квартира принадлежит на праве собственности муниципальному образованию г. Красноярск, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30 мая 2011 года.
Как следует из материалов дела, помещение N 182 реестровый N СТР02621, общей площадью 53,3 кв. м, расположенное по адресу г. Красноярск пр. Красноярский рабочий 124а, передано истцом до решения вопроса о закреплении помещения на ответственное хранение ответчику (ООО "Красноярские лифты") по акту от 19 июля 2010 года N 1201.
Указанный акт содержит подпись директора ООО "Красноярские лифты" в получении и означает фактическое владение ответчиком спорным помещением.
В соответствии с пунктом 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу пункта 1 статьи 58 Устава города Красноярска в пределах полномочий Главы города и администрации города, установленных федеральными законами, законами края, настоящим Уставом, решениями городского Совета, издаются соответственно постановления и распоряжения администрации города, подписываемые Главой города, а также распоряжения администрации города, подписываемые заместителями Главы города.
Согласно пункту 1.1 Положения об администрации района в г. Красноярске, утвержденного распоряжением главы города от 26.02.2007 N 46-р (далее - положение), администрация района в городе Красноярске (далее - районная администрация) является территориальным подразделением администрации города, осуществляющим функции управления административным районом города. Районная администрация обладает правами юридического лица, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, вправе открывать лицевые счета в органах казначейства (пункт 1.3. положения).
В соответствии с пунктами 2.2.5, 2.2.6. положения основными задачами администрации района в сфере управления муниципальной собственностью и жилищным фондом определены следующие:
- - контроль использования объектов муниципальной собственности, расположенных на территории района;
- - контроль за соблюдением арендаторами объектов муниципальной собственности на территории района условий заключаемых с ними договоров;
- - распоряжение свободными муниципальными жилыми помещениями для повторного заселения, согласование изменения статуса муниципальных жилых помещений.
В соответствии с пунктом 3.8 положения администрации района предоставлено право выступать от имени администрации города Красноярска и в интересах муниципального образования город Красноярск в судах, правоохранительных органах в т.ч. в качестве истцов, ответчиков, третьих лиц по вопросам, отнесенным настоящим Положением, другими правовыми актами города Красноярска к компетенции районной администрации, включая споры об истребовании из чужого незаконного владения жилых помещений муниципального жилищного фонда.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что истец является заинтересованным лицом при предъявлении требования об освобождении незаконно занимаемого ответчиком жилого помещения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела переданное ООО "Красноярские лифты" помещение относилось к жилому фонду, в установленном законом порядке в нежилой фонд переведено не было, используется ответчиком не в качестве жилья, а как коммунально-бытовое помещение для осуществления диспетчерского контроля за работой лифтов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности допускается лишь проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.
В силу пункта 2 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации жилое помещение предназначено для проживания граждан. Размещение в жилых домах промышленных производств не допускается. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое согласно пункту 3 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", сделки, связанные с арендой (имущественным наймом), безвозмездным пользованием, а также иным, не связанным с проживанием граждан, использованием организациями жилых помещений, которые не были переведены в нежилые в порядке, установленном жилищным законодательством, совершенные после введения в действие Гражданского кодекса Российской Федерации, являются ничтожными по основаниям, предусмотренным статьей 168, статьей 288 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, с учетом норм статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии у ответчика законных оснований для владения и использования спорного жилого помещения.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что удовлетворение иска может привести к прекращению эксплуатации 92 лифтов в обслуживаемых жилых домах и соответственно к нарушению прав проживающих в указанных жилых домах граждан. В связи с данным обстоятельством арбитражный суд усмотрел в действиях муниципального образования злоупотребление правом на применение мер защиты, предусмотренных законом для случая нарушения прав и законных интересов муниципального образования.
Вместе с тем, ответчик не доказал, что использование диспетчерского пункта по обслуживанию лифтов возможно исключительно в истребуемой квартире.
В соответствии с пунктом 2.3. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Таким образом, именно на управляющей организации лежит ответственность за надлежащее содержание общего имущества в данном доме, включая лифты, а также размещение диспетчерского пункта по их обслуживанию. Злоупотребление правом со стороны муниципального образования отсутствует.
На основании изложенного, выводы арбитражного суда первой инстанции не могут быть признаны соответствующими установленным по делу обстоятельствам и нормам действующего законодательства.
Поскольку доказательств, свидетельствующих о наличии правовых оснований для владения имуществом, ответчиком не представлено, суд приходит к выводу о том, имущество истца находится во владении ответчика незаконно и подлежит истребованию на основании статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются, кроме прочего, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции от 26 апреля 2012 года подлежит отмене, а исковые требования удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы и иска относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 26 апреля 2012 года по делу N А33-19777/2011 отменить. Принять новый судебный акт.
Исковые требования удовлетворить. Обязать общество с ограниченной ответственностью "Красноярские лифты" освободить незаконно занимаемое жилое помещение N 182, общей площадью 53,3 кв. м, расположенное по адресу: г. Красноярск, пр.Красноярский рабочий, 124а, путем передачи по акту приема-передачи в десятидневный срок с момента вынесения постановления.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Красноярские лифты" в доход федерального бюджета 6000 рублей государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
П.В.ШОШИН
Судьи
Т.С.ГУРОВА
И.А.ХАСАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.07.2012 ПО ДЕЛУ N А33-19777/2011
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июля 2012 г. по делу N А33-19777/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шошина П.В.,
судей: Гуровой Т.С., Хасановой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хрущевой М.А.,
при участии:
от ООО "Красноярские лифты" (ответчика) - Кожемякиной Ю.В. - представителя по доверенности от 20.01.2011,
от ООО "Управляющая компания "ЖИЛБЫТСЕРВИС" (ответчика) - Салдаева Е.А. - представителя по доверенности от 05.12.2011 N 701,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования г. Красноярск в лице администрации Кировского района в г. Красноярске
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 26 апреля 2012 года по делу N А33-19777/2011, принятое судьей Петроченко Г.Г.
установил:
муниципальное образование город Красноярск в лице администрации Кировского района в г. Красноярске (ИНН 24610152032461015203, ОГРН 1022401953397 1022401953397) (далее - администрация) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Красноярские лифты" (ИНН 2465092520, ОГРН 1052465079193), обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖИЛБЫТСЕРВИС" (ИНН 2461015299, ОГРН 1022401953298) об обязании освободить незаконно занимаемое жилое помещение N 182, общей площадью 53,3 кв. м, расположенное по адресу: г. Красноярск, пр.им. газеты Красноярский рабочий, 124а, путем передачи по акту приема-передачи.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26 апреля 2012 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратилось с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит его отменить.
В обоснование своих доводов заявитель в апелляционной жалобе ссылается на то, что судом первой инстанции при вынесении решения не учтены обстоятельства отсутствия договорных отношений между истцом и ответчиком (ООО "Красноярские лифты") в отношении спорного жилого помещения.
При этом, по утверждению заявителя, факт владения ответчиком (ООО "Красноярские лифты") спорным помещением подтверждается актом приема-передачи от 19.07.2010 N 1201 и актом обследования от 10.04.2012.
ООО "Красноярские лифты" в отзыве на апелляционную жалобу заявителя с ее доводами не согласилось, указывая на то, что осуществляет лишь техническое обслуживание оборудования, установленного в вышеуказанном помещении по договору на комплексное техническое обслуживание лифтов и системы лифтовой диспетчерской сигнализации и связи.
ООО "Управляющая компания "ЖИЛБЫТСЕРВИС" в отзыве на апелляционную жалобу заявителя, соглашаясь с обжалуемым решением, ссылается на то, что удовлетворение исковых требований станет угрозой надежной и безопасной эксплуатации лифтов в обслуживаемых домах и приведет к приостановке работе лифтов и негативным социальным последствиям.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.05.2012 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание на 26.06.2012.
Представитель ответчика (ООО "Красноярские лифты") в судебном заседании доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, поддержал, просил оставить решение суда от 26 апреля 2012 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании Представитель ответчика (ООО "Управляющая компания "ЖИЛБЫТСЕРВИС"), сославшись на доводы отзыва, просил оставить решение суда от 26 апреля 2012 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства (распечатка интернет страницы с официального сайта арбитражного суда о публикации судебного акта), в судебное заседание не явился, своего представителя не направил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие истца.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
На основании постановления Верховного Совета Российской Федерации квартира N 182 назначение жилое, общей площадью 53,3 кв. м, расположенная по адресу г. Красноярск пр. Красноярский рабочий 124а принадлежит на праве собственности муниципальному образованию г. Красноярск, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30 мая 2011 года (л.д. 38).
Между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (арендодатель) и ЗАО "Жилищная коммунальная компания" (арендатор) 30 декабря 2004 года подписан договор аренды N 9059 (л.д. 14-18), согласно которому нежилое помещение N 182 реестровый N СТР02621, общей площадью 53,3 кв. м, расположенное по адресу г. Красноярск пр. Красноярский рабочий 124а было передано арендатору, по акту приема-передачи от 17 ноября 2004 года (л.д. 19) во временное пользование для использования под лифтерную на срок с 17 ноября 2004 года по 17 октября 2005 года. Срок действия договора аренды 30 декабря 2004 года N 9059 продлялся Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска дополнительными соглашениями по 18 июля 2008 года.
27 июля 2010 года Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска уведомил арендатора о расторжении договора аренды от 30 декабря 2004 года N 9059 с 19 июля 2010 года (л.д. 33).
Согласно акту от 19 июля 2010 года N 1201 (л.д. 34-35), составленному в присутствии представителя Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, ЗАО "Жилищная коммунальная компания" передала ООО "Красноярские лифты" нежилое помещение N 182 реестровый N СТР02621, общей площадью 53,3 кв. м, расположенное по адресу г. Красноярск пр. Красноярский рабочий 124а на ответственное хранение до решения вопроса о закреплении помещения.
Помещение N 182 общей площадью 53,3 кв. м, расположенное по адресу г. Красноярск пр.Красноярский рабочий 124а по кадастровому паспорту от 16 мая 2011 года (л.д. 370 числится жилое помещение в многоквартирном доме - "квартира".
Из акта от 10 октября 2011 года (л.д. 42) следует, что начальником отдела муниципальной собственности администрации Кировского района г. Красноярска Назмутдиновым Л.Х. и специалистом Вычужаниной В.А. проведена проверка жилого помещения - квартиры N 182, общей площадью 53,3 кв. м, расположенного по адресу г. Красноярск пр. Красноярский рабочий 124а, в результате которой установлено, что указанное помещение используется ООО "Красноярские лифты" под размещение лифтерной и ремонтной службы.
Письмом N 135-11 от 21 февраля 2011 года (л.д. 45) ООО "Красноярские лифты" сообщило администрации Кировского района что на диспетчерский пункт расположенный в квартире N 182 по адресу г. Красноярск пр. Красноярский рабочий 124а подключено 90 лифтов, ООО "Красноярские лифты" действует на основании договора на техническое обслуживание, ремонт лифтов и систем лифтовой диспетчерской сигнализации и связи от 25 ноября 2010 года N 324 с управляющей компанией "Жилбытсервис".
Администрация Кировского района г. Красноярска письмами от 10 октября 2010 года N 2820 и 2821 (л.д. 46-47) потребовала от ООО "Красноярские лифты" демонтировать оборудование, осуществить перенос диспетчерского пункта (лифтерной) и освободить квартиру N 182 по адресу г. Красноярск пр. Красноярский рабочий 124а в срок до 20 октября 2011 года.
Между ООО "Красноярские лифты" и ООО Управляющая компания "ЖИЛБЫТСЕРВИС" 25 ноября 2010 года подписан договор N 324 (л.д. 51-66) на выполнение работ по комплексному техническому обслуживанию, ремонту лифтов диспетчерской сигнализации и связи на срок с 01 января 2011 года до 31 декабря 2013 года, к договору оформлено приложение N 1 от 25 ноября 2010 года техническая характеристика лифтов.
Согласно акту осмотра от 10 апреля 2012 года (л.д. 170), составленному истцом и ответчиками, в квартире N 182, общей площадью 53,3 кв. м, по адресу г. Красноярск пр.Красноярский рабочий 124а расположен диспетчерский пункт по обслуживанию лифтов жилых домов Кировского района г. Красноярска. В данном помещении находятся: диспетчерский пульт системы "Обь", персонал - лифтеры и операторы ООО "Красноярские лифты", хранятся ключи, техническая документация, компьютер.
ООО Управляющая компания "ЖИЛБЫТСЕРВИС" представила в дело справку от 06 апреля 2012 года (л.д. 175) о том, что оборудование диспетчерской сигнализации и связи лифтов, находящееся в помещении по адресу г. Красноярск пр. Красноярский рабочий 124а, N 182 на балансе ООО Управляющая компания "ЖИЛБЫТСЕРВИС" не числится.
Согласно справке ООО "Красноярские лифты" от 04 апреля 2012 года (л.д. 162) к диспетчерскому пункту по адресу: г. Красноярск пр.Красноярский рабочий 124а, помещение N 182 подключены 92 лифта.
Администрация Кировского района г. Красноярска ссылаясь на то, что незаконно занимаемое ООО "Красноярские лифты" помещение N 182 по адресу: г. Красноярск пр.Красноярский рабочий 124а, до настоящего времени не освобождено обратился в арбитражный суд с иском к ответчикам о возложении обязанности освободить указанные помещения и передать по акту приема-передачи.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26 апреля 2012 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Администрация, не согласившись с указанным судебным актом, обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с рассматриваемой жалобой.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Статья 301 Гражданского кодекса Российской Федерации защищает права собственника, у которого вещь выбыла из фактического владения, в силу чего он может истребовать свое имущество из чужого незаконного владения (виндикационный иск).
Предметом виндикационного иска может быть индивидуально-определенная вещь, сохранившаяся в натуре, поскольку содержанием виндикационного иска является требование о восстановлении владения вещью, а не замена ее другой вещью. Поэтому невозможно предъявить виндикационный иск в отношении объектов, определяемых родовыми признаками.
Ответчиком по виндикационному иску является незаконный владелец, у которого фактически находится вещь. Незаконным владельцем следует считать не только лицо, самовольно завладевшее вещью, но и того, кто приобрел вещь у лица, не управомоченного распоряжаться ею.
Под незаконным владением следует понимать всякое фактическое обладание вещью, если оно не имеет правового основания.
Таким образом, в предмет доказывания по настоящему спору входят следующие обстоятельства:
- - наличие права собственности у истца на истребуемое имущество;
- - индивидуально-определенные признаки истребуемого имущества;
- - факт нахождения истребуемого имущества у ответчика;
- - условия, при которых имущество выбыло из владения собственника.
Судом установлено, что спорное жилая квартира принадлежит на праве собственности муниципальному образованию г. Красноярск, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30 мая 2011 года.
Как следует из материалов дела, помещение N 182 реестровый N СТР02621, общей площадью 53,3 кв. м, расположенное по адресу г. Красноярск пр. Красноярский рабочий 124а, передано истцом до решения вопроса о закреплении помещения на ответственное хранение ответчику (ООО "Красноярские лифты") по акту от 19 июля 2010 года N 1201.
Указанный акт содержит подпись директора ООО "Красноярские лифты" в получении и означает фактическое владение ответчиком спорным помещением.
В соответствии с пунктом 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу пункта 1 статьи 58 Устава города Красноярска в пределах полномочий Главы города и администрации города, установленных федеральными законами, законами края, настоящим Уставом, решениями городского Совета, издаются соответственно постановления и распоряжения администрации города, подписываемые Главой города, а также распоряжения администрации города, подписываемые заместителями Главы города.
Согласно пункту 1.1 Положения об администрации района в г. Красноярске, утвержденного распоряжением главы города от 26.02.2007 N 46-р (далее - положение), администрация района в городе Красноярске (далее - районная администрация) является территориальным подразделением администрации города, осуществляющим функции управления административным районом города. Районная администрация обладает правами юридического лица, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, вправе открывать лицевые счета в органах казначейства (пункт 1.3. положения).
В соответствии с пунктами 2.2.5, 2.2.6. положения основными задачами администрации района в сфере управления муниципальной собственностью и жилищным фондом определены следующие:
- - контроль использования объектов муниципальной собственности, расположенных на территории района;
- - контроль за соблюдением арендаторами объектов муниципальной собственности на территории района условий заключаемых с ними договоров;
- - распоряжение свободными муниципальными жилыми помещениями для повторного заселения, согласование изменения статуса муниципальных жилых помещений.
В соответствии с пунктом 3.8 положения администрации района предоставлено право выступать от имени администрации города Красноярска и в интересах муниципального образования город Красноярск в судах, правоохранительных органах в т.ч. в качестве истцов, ответчиков, третьих лиц по вопросам, отнесенным настоящим Положением, другими правовыми актами города Красноярска к компетенции районной администрации, включая споры об истребовании из чужого незаконного владения жилых помещений муниципального жилищного фонда.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что истец является заинтересованным лицом при предъявлении требования об освобождении незаконно занимаемого ответчиком жилого помещения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела переданное ООО "Красноярские лифты" помещение относилось к жилому фонду, в установленном законом порядке в нежилой фонд переведено не было, используется ответчиком не в качестве жилья, а как коммунально-бытовое помещение для осуществления диспетчерского контроля за работой лифтов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности допускается лишь проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.
В силу пункта 2 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации жилое помещение предназначено для проживания граждан. Размещение в жилых домах промышленных производств не допускается. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое согласно пункту 3 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", сделки, связанные с арендой (имущественным наймом), безвозмездным пользованием, а также иным, не связанным с проживанием граждан, использованием организациями жилых помещений, которые не были переведены в нежилые в порядке, установленном жилищным законодательством, совершенные после введения в действие Гражданского кодекса Российской Федерации, являются ничтожными по основаниям, предусмотренным статьей 168, статьей 288 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, с учетом норм статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии у ответчика законных оснований для владения и использования спорного жилого помещения.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что удовлетворение иска может привести к прекращению эксплуатации 92 лифтов в обслуживаемых жилых домах и соответственно к нарушению прав проживающих в указанных жилых домах граждан. В связи с данным обстоятельством арбитражный суд усмотрел в действиях муниципального образования злоупотребление правом на применение мер защиты, предусмотренных законом для случая нарушения прав и законных интересов муниципального образования.
Вместе с тем, ответчик не доказал, что использование диспетчерского пункта по обслуживанию лифтов возможно исключительно в истребуемой квартире.
В соответствии с пунктом 2.3. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Таким образом, именно на управляющей организации лежит ответственность за надлежащее содержание общего имущества в данном доме, включая лифты, а также размещение диспетчерского пункта по их обслуживанию. Злоупотребление правом со стороны муниципального образования отсутствует.
На основании изложенного, выводы арбитражного суда первой инстанции не могут быть признаны соответствующими установленным по делу обстоятельствам и нормам действующего законодательства.
Поскольку доказательств, свидетельствующих о наличии правовых оснований для владения имуществом, ответчиком не представлено, суд приходит к выводу о том, имущество истца находится во владении ответчика незаконно и подлежит истребованию на основании статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются, кроме прочего, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции от 26 апреля 2012 года подлежит отмене, а исковые требования удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы и иска относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 26 апреля 2012 года по делу N А33-19777/2011 отменить. Принять новый судебный акт.
Исковые требования удовлетворить. Обязать общество с ограниченной ответственностью "Красноярские лифты" освободить незаконно занимаемое жилое помещение N 182, общей площадью 53,3 кв. м, расположенное по адресу: г. Красноярск, пр.Красноярский рабочий, 124а, путем передачи по акту приема-передачи в десятидневный срок с момента вынесения постановления.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Красноярские лифты" в доход федерального бюджета 6000 рублей государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
П.В.ШОШИН
Судьи
Т.С.ГУРОВА
И.А.ХАСАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)