Судебные решения, арбитраж

РЕКОМЕНДАЦИИ НАУЧНО-КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОВЕТА ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА (ПРИНЯТЫЕ НА ЗАСЕДАНИИ 23 СЕНТЯБРЯ 2004 ГОДА)

Разделы:
Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

РЕКОМЕНДАЦИИ
НАУЧНО-КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОВЕТА
ФЕДЕРАЛЬНОГО АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА,
ПРИНЯТЫЕ НА ЗАСЕДАНИИ 23.09.2004


1. Вправе ли арбитражный управляющий обращаться с требованием об исключении из реестра требований кредиторов требований, включенных в реестр? Подлежат ли такие требования рассмотрению по существу?

Статьями 71, 100, 142 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрен судебный порядок включения требований кредиторов в реестр требований кредиторов должника.
Поэтому арбитражный управляющий не вправе повторно инициировать вопрос об установлении требования кредитора после вынесения определения о включении этого требования в реестр.
Однако при возникновении обстоятельств, связанных с прекращением обязательств должника либо с переменой лица на стороне кредитора, которые появились в ходе движения дела о банкротстве и указывают на наличие достаточных оснований для исключения требования из реестра, арбитражный управляющий как лицо, участвующее в деле (ст. 34 Закона), вправе на основании п. 1 ст. 60 Закона обратиться в суд с заявлением об исключении такого требования из реестра.
В этом случае суд по существу не рассматривает обоснованность требования кредитора, а лишь проверяет наличие оснований для исключения требования кредитора из реестра, как последующее действие после включения этого требования в реестр.

2. Каковы должны быть действия арбитражного суда, если в ходе наблюдения поступили требования кредиторов, предъявленные по истечении срока, предусмотренного п. 1 ст. 71 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"?

Суд возвращает заявление (требование) кредитора в связи с пропуском срока, предусмотренного п. 1 ст. 71 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", разъясняя возможность предъявления им требования после введения следующей процедуры банкротства.

3. Подлежат ли обжалованию в арбитражный суд апелляционной инстанции определения суда первой инстанции о включении требований кредитора в реестр требований кредиторов должника либо об отказе во включении в реестр требований кредиторов, вынесенные в порядке ст. 71 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г., тогда как п. 5 ст. 71 данного закона содержит правило о том, что определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов вступает в силу немедленно и может быть обжаловано?

Правило о немедленном вступлении в силу определения о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований означает, что оно подлежит немедленному исполнению для арбитражного управляющего.
Такой кредитор становится лицом, участвующим в деле, и может заявлять возражения на требования других кредиторов в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 71 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Специальный порядок обжалования данных определений оговорен в ч. 3 ст. 223 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Поскольку обжалование данных определений предусмотрено Федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства), отдельно от судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, такое обжалование производится в суд апелляционной инстанции в течение 10 дней с даты их вынесения.
Такой же порядок обжалования определений, выносимых при установлении размера требований кредиторов (ст. 50, 71, 100), закреплен в п. 1, 2 ст. 61 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

4, 5. В каком порядке должны рассматриваться дела, связанные с оспариванием зарегистрированных прав на недвижимое имущество (могут ли они рассматриваться по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об оспаривании ненормативных правовых актов)? Является ли государственная регистрация прав ненормативным актом государственного органа? Возможно ли рассмотрение дел, связанных с оспариванием зарегистрированных вещных прав на недвижимое имущество как требований о признании права собственности за истцом, считающим себя собственником недвижимого имущества, с вынесением решения о признании права собственности за истцом? Будет ли такое решение достаточным основанием для аннулирования записи о правах ответчика и внесения записи о праве собственности истца? Необходимо ли в таких спорах привлечение к участию в деле органа, осуществляющего регистрацию прав на недвижимое имущество, и в каком качестве?

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество не является ненормативным актом государственного органа.
Дела, связанные с оспариванием зарегистрированных прав на недвижимое имущество не могут рассматриваться по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ, регулирующей рассмотрение дел об оспаривании ненормативных актов государственных органов. Оспаривание зарегистрированных прав должно производиться в порядке искового производства.
Ответчиком по такому спору должен выступать правообладатель зарегистрированного права. Учреждение юстиции может участвовать в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В судебном порядке по требованию заинтересованного лица могут быть признаны недействительными (незаконными) те материально-правовые основания (сделка, административный акт и т.д.), которые легли в основу проведения государственной регистрации.
Одним из способов оспаривания зарегистрированного права может являться предъявление требования о признании права собственности. Принятый по такому спору судебный акт в пользу истца в силу ст. 28 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" будет являться достаточным основанием для аннулирования записи в едином государственном реестре о правах ответчика и внесения записи о правах истца.

6. Имеются ли основания для процессуального правопреемства между ОАО "Российские железные дороги" и организациями федерального железнодорожного транспорта, имущество которых признано подлежащим внесению в уставный капитал ОАО "РЖД"? Если имеются, что является основанием такого правопреемства?

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" единый хозяйствующий субъект создан в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта.
Имущество федерального железнодорожного транспорта - имущественные комплексы государственных унитарных предприятий и имущество государственных учреждений, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (ст. 2 ФЗ N 29-ФЗ).
Согласно ст. 132 Гражданского кодекса РФ единый имущественный комплекс включает в себя земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания и другие исключительные права.
Распоряжением Министерства имущественных отношений РФ, Федеральной энергетической комиссии РФ и Министерства путей сообщения РФ от 30.09.03 N 4457-р/6/884р утвержден сводный передаточный акт на имущество и обязательство организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД".
Передаточный акт подписан сторонами 30.09.03. Следовательно, передача имущественного комплекса свидетельствует о передаче всех перечисленных видов имущества. Передаточный акт от 30.09.03, составленный в соответствии с требованиями законодательства, является основанием процессуального правопреемства.

7. В договоре поставки стороны указали, что продукция будет поставляться согласно заявкам покупателя. Будет ли в данном случае договор считаться заключенным? Будет ли согласовано условие о предмете, если в договоре поставки указано, что продукция будет поставляться согласно выставляемым счетам-фактурам?

Количество товара в договоре поставки может быть определено путем установления в договоре порядка его определения. В связи с этим в договоре должен быть установлен порядок согласования количества подлежащих поставке товаров (порядок согласования спецификаций). Количество товара считается согласованным, если стороны определили, что товар будет поставляться по накладным, счетам-фактурам, согласованным заявкам, а также по телефону. Ссылка в договоре на доверенность как способ определения наименования и количества товара не означает, что данное условие согласовано.
В случае возникновения спора по вопросу исполнения договора, следует исходить из того, что если счет-фактура, накладная не содержат ссылки на заключенный между сторонами договор, или заявка не согласована сторонами, факт поставки по данному договору не доказан (в том числе и при отсутствии иных договоров между сторонами).

8. Согласно ч. 1 ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований. При этом ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ не обязывает прокурора при подаче иска о признании сделки недействительной или применении последствий недействительности ничтожной сделки указывать субъекта, в защиту интересов которого заявлены требования в суд. Является ли обязательным участие в судебном разбирательстве в качестве истцов лиц, в интересах которых заявлен иск, и необходимо ли их указывать в исковом заявлении?

Прокурор, обращающийся в арбитражный суд с исками по данной категории дел, действует в защиту государственных интересов. В этом случае стороны сделки выступают ответчиками. Указание истца не является обязательным.
Прокурор, как лицо, участвующее в деле, наделен соответствующими правами и обязанностями. Он обязан доказать обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих требований.

9. Статьи 198, 208 Арбитражного процессуального кодекса РФ устанавливают сроки для обращения в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, с заявлениями о привлечении к административной ответственности. При этом нормы глав 24 и 25 Арбитражного процессуального кодекса РФ не определяют порядок рассмотрения вопросов о восстановлении данных сроков в случае их пропуска. Подлежит ли восстановлению срок для подачи заявления, установленный ст. 198, 208 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в случае его пропуска, и в каком порядке?

Процессуальный срок для подачи заявления, установленный ч. 4 ст. 198, ч. 2 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса РФ подлежит восстановлению арбитражным судом по ходатайству заявителя либо лица, участвующего в деле, а также лица, права и законные интересы которого нарушены, не привлеченного к участию по делу, в случае пропуска названного срока по причинам, которые признаны судом уважительными. Ходатайство рассматривается судом в порядке, предусмотренном ст. 117, ч. 2 ст. 259, ч. 2 ст. 276 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

10. В соответствии с ч. 1 ст. 328 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя может вынести определение об отложении исполнительных действий по исполнительному производству при наличии обстоятельств, препятствующих совершению отдельных исполнительных действий. Положения данной статьи не предусматривают обжалование такого определения. Возможно ли обжалование определений суда первой инстанции об отложении исполнительных действий как определений, препятствующих дальнейшему движению дела?

В соответствии с ч. 1 ст. 328 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе вынести определение об отложении исполнительных действий по исполнительному производству при наличии обстоятельств, препятствующих дальнейшему движению дела. Заявление подлежит рассмотрению судом в порядке, предусмотренном ст. 324 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Определение арбитражного суда об удовлетворении заявления или об отказе в отложении исполнительных действий в силу ч. 4 ст. 324 Арбитражного процессуального кодекса РФ может быть обжаловано.

11. Возможно ли обжалование определений об оставлении искового заявления и кассационных жалоб без движения?

Определение об оставлении искового заявления без движения по своему процессуальному значению не препятствует дальнейшему движению дела, поскольку исковое заявление не принято к производству и дело не возбуждено.
Определение об оставлении без движения кассационной жалобы препятствует дальнейшему развитию процесса, стадией которого является кассационное производство, поэтому указанное определение может быть обжаловано.

12. Подлежат ли освобождению от уплаты государственной пошлины истцы - органы государственной власти и местного самоуправления по искам, возникающим из гражданско-правовых отношений?

Участниками гражданского оборота являются хозяйственные публичные организации либо созданные ими юридические лица - учреждения.
Учреждение участвует в гражданском обороте в целях материального и организационного обеспечения деятельности хозяйственной публичной организации, а также деятельности соответствующего государства и иной организации, служащей выражению власти народа (приобретение и использование транспортных средств, мебели, канцелярских принадлежностей, наем помещений, ремонт помещений и т.д.). В этом случае орган хозяйственной публичной организации не освобождается от уплаты государственной пошлины, за исключением учреждений, финансируемых из федерального бюджета.

13. Какие ставки необходимо применять при расчете платы за пользование водными объектами: установленные Правительством РФ или законом субъекта Российской Федерации?

Следует применять ставки, установленные законодательными органами субъектов Российской Федерации в минимальных и максимальных пределах, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2001 г. N 826 "Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам".

14. В процессе рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности и установления возможности освобождения от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях возникает вопрос об оценке правонарушения либо о признании административного правонарушения малозначительным. Названная статья не дает определения понятия "малозначительность". Каковы основные критерии для признания совершенного деяния, за которое предусмотрена административная ответственность, малозначительным? Вправе ли суд в случае отмены постановления о привлечении к административной ответственности, объявить устное замечание?

При рассмотрении вопроса о возможности освобождения от административной ответственности при условии малозначительности административного правонарушения на основании ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в соответствии с п. 18 постановления Пленума ВАС РФ N 10 от 02.06.04 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" судам необходимо учитывать, что малозначительным может быть признано только правонарушение, в результате которого отсутствует существенная угроза охраняемым законом общественным отношениям, т.е. когда в составе административного правонарушения есть признаки, описанные в законе в оценочной форме и в конкретном случае выраженные не существенным образом (небольшой размер правонарушения, небольшой вред, причиненный правонарушением, незначительное нарушение срока исполнения обязанности, малозначащий характер нарушенных требований, правил).
Характеристика лица, привлекаемого к ответственности, его материальное положение, статус, устранение последствий и ущерба, причиненного противоправными действиями этого лица, не относятся к признакам малозначительности административного правонарушения и оцениваются судом как смягчающие либо отягчающие ответственность обстоятельства согласно ст. 4.1 Кодекса.
Установив малозначительность административного правонарушения, суд вправе освободить от ответственности привлекаемое лицо, ограничившись устным замечанием, о чем указывает в резолютивной части судебного акта.

15. Объектом налогообложения для применения единого налога согласно ст. 346.29 Налогового кодекса РФ признается вмененный доход налогоплательщика. Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. При исчислении и уплате единого налога на вмененный доход необходимо использовать понятия, оговоренные ст. 346.27 Налогового кодекса РФ. Какой физический показатель должен быть использован в этом случае? Следует исходить из характеристики первоначального объекта стационарной торговой сети (магазина, павильона) либо из характеристики объекта, находящегося в аренде?

Для расчета единого налога на вмененный доход следует применять физический показатель - торговое место, и данный объект следует рассматривать как объект нестационарной торговой сети в том случае, если указанное помещение в правоустанавливающих и инвентаризационных документах не выделено как часть здания, специально оборудованная и предназначенная для ведения торговли (что является основанием для отнесения его к объекту стационарной торговой сети).
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)