Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Гричановской Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
- от открытого акционерного общества "Славянка" в лице Филиала "Хабаровский":Завлишина А.А., представитель по доверенности от 20.02.2012 N 156;
- от Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края: представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Славянка" в лице Филиала "Хабаровский"
на решение от 26.07.2012
по делу N А73-6308/2012
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Никитиной Т.Н.
по заявлению открытого акционерного общества "Славянка" в лице Филиала "Хабаровский"
к Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края
о признании недействительным предписания от 05.04.2012 N 24/16А
установил:
открытое акционерное общество "Славянка" в лице Филиала "Хабаровский" (далее - общество, ОАО "Славянка") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края (далее - жилищная инспекция, административный орган) от 05.04.2012 N 24/16 А об исполнении мероприятий по организации и обеспечению непрерывности коммунальной услуги по холодному водоснабжению по указанным адресам согласно пункту 4.12 ГОСТ Р 51617-2000, пункту 2.1 Договора управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны Российской Федерации от 02.08.2010 N 1-УЖФ.
Решением суда от 26.07.2012 в удовлетворении требований общества отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ОАО "Славянка" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, производство по делу прекратить.
Представитель Общества, в судебном заседании, поддержал доводы апелляционной жалобы.
Жилищная инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в судебное заседание апелляционной инстанции не направила.
Изучив материалы дела, заслушав представителя Общества, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Из материалов дела следует, что на контроле в жилищной инспекции находится обращение главы Галкинского сельского поселения о нарушении режима обеспечения коммунальной услугой по холодному водоснабжению в жилых домах NN 22, 23, 25 и 26 по ул. Мира в с.Галкино Хабаровского района. В результате инспекционных мероприятий ОАО "Славянка" выдано предписание от 20.10.2011 N 45/199 со сроком исполнения до 20.01.2012.
В связи с осуществлением контроля за исполнением предписания от 20.10.2011 N 45/199 административным органом проведен осмотр помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, о чем составлен протокол от 25.01.2012 N 24/16.
В результате осмотра жилых помещений и мест общего пользования жилых домов NN 22, 23, 25 и 26 по ул. Мира в с. Галкино установлено, что холодное водоснабжение в указанных домах осуществляется по утвержденному графику, что является нарушением пункта 4.12 ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические требования", согласно которому режим оказания услуг по предоставлению электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды, канализации должен обеспечивать непрерывность потребления, а также пункта 2.1 Договора управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны Российской Федерации от 02.08.2010 N 1-УЖФ.
На основании протокола от 25.01.2012 N 24/16 осмотра помещений и выявленных нарушений Государственной жилищной инспекцией Правительства Хабаровского края Обществу выдано предписание от 25.01.2012 N 24/16 об организации и обеспечении непрерывности коммунальной услуги по холодному водоснабжению по указанным адресам согласно пункту 4.12 ГОСТ Р 51617-2000, пункту 2.1 Договора в срок до 21.05.2012.
Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось с заявлением о его оспаривании в арбитражный суд, который, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
Согласно частям 1 и 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила от 23.05.2006 N 307) исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Пунктами 9 и 10 Правил от 23.05.2006 N 307, при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
При предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме) потребителя в установленном настоящими Правилами порядке.
Продолжительность указанных перерывов устанавливается в соответствии с Правилами от 23.05.2006 N 307 и иными требованиями законодательства Российской Федерации. Допускаются также перерывы в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями.
При этом согласно пункту 6 Правил от 23.05.2006 N 307 в состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг входит холодное водоснабжение, определяемое как круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки.
В соответствии с пунктом 49 Правил от 23.05.2006 N 307 исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям; самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю; устранять аварии, а также выполнять заявки потребителей в сроки, установленные законодательством Российской Федерации и договором.
В случае нарушения качества и порядка предоставления коммунальных услуг исполнитель, согласно пунктам 75 и 76 Правил от 23.05.2006 N 307, несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность.
Исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя, а также лицам, совместно проживающим с ним, вследствие непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества независимо от его вины.
Исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
Как следует из материалов дела, между Министерством обороны Российской Федерации и ОАО "Славянка" заключен Договор управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны Российской Федерации от 02.08.2010 N 1-УЖФ, в соответствии с которым управляющая компания в лице ОАО "Славянка" по заданию заказчика в соответствии с приложениями к настоящему договору обязуется оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городков по адресам, указанным в Сводном перечне специализированного жилищного фонда военных городков Министерства обороны РФ, передаваемого в управление управляющей компании (приложение N 1 к настоящему Договору), предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, нанимателям жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещений, осуществлять иную направленную на достижение целей управления жилищным фондом военных городков деятельность.
В соответствии с пунктами 3.1.3 и 3.1.3.1 Договора от 02.08.2010 N 1-УФЖ управляющая компания обязана предоставлять коммунальные услуги нанимателям в соответствии с обязательными требованиями, установленными Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Правительством Российской Федерации, и в необходимом объеме, безопасные для жизни, здоровья потребителей и не причиняющие вреда их имуществу в соответствии с Перечнем коммунальных услуг, указанных в технических соглашениях, заключенных уполномоченными представителями заказчика с управляющей компанией.
Для этого от своего имени и за свой счет заключать договоры на снабжение коммунальными ресурсами и прием бытовых стоков с ресурсоснабжающими организациями. Осуществлять контроль за соблюдением условий договоров, качеством и количеством поставляемых коммунальных услуг, их исполнением, а также вести их учет.
Учитывая изложенное ОАО "Славянка" является исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги.
Из пункта 4.12 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", принятого Постановлением Госстандарта РФ от 19.06.2000 N 158-ст (далее - ГОСТ Р 51617-2000) следует, что потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды, канализации должны обеспечивать безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления; непрерывность потребления.
Согласно пункту 4.12.2 ГОСТ Р 51617-2000 поставка потребителю электрической и тепловой энергии, воды и газа должна осуществляться в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления, исходя из проектных возможностей инженерных систем.
При необходимости учета местных условий рекомендуется применять нормы потребления воды, электрической энергии, газа, приведенные в приложении Б.
Оказание услуг по предоставлению потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды должно быть постоянным, за исключением времени перерывов для проведения ремонтных и профилактических работ; в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями, не зависящими от исполнителей (пункт 4.12.3 ГОСТ Р 51617-2000).
Допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды составляет 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа (Приложение N 1 к Правилам от 23.05.2006 N 307).
Между тем, подача холодного водоснабжения в жилые дома NN 22, 23, 25 и 26 по ул. Мира в с. Галкино Хабаровского района осуществляется по утвержденному графику: в будние дни утром с 6-00 до 8-00, обед 14-00 - 15-00, вечер 20-00 - 22-00; праздничные и выходные дни с 8-00 - 10-00, обед 14-00 - 15-00, вечер 20-00 - 22-00, что является существенным нарушением требований, предъявляемых к качеству коммунальных услуг.
Довод общества о том, что поставка воды в ненадлежащих объемах происходит по причинам, не зависящим от ОАО "Славянка", а ввиду того, что скважина не может обеспечить подачу воды в полном объеме, а на бурение новое денежные средства ему не выделяются, уже был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно им отклонен в связи со следующим.
В силу правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 5.8.3 Правил норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя от 27.09.2011 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать регулирование (повышение или понижение) давления в водопроводе до нормативного в установленные сроки.
Заключив Договор управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны РФ от 02.08.2010 N 1-УЖФ, ОАО "Славянка" приняло на себя обязательства по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в специализированном жилищном фонде, по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания, по предоставлению коммунальных услуг нанимателям жилых помещений.
В целях реализации вышеуказанных полномочий общество обязано оказывать услуги по содержанию и ремонту общего имущества специализированном жилищном фонде военных городков в соответствии с техническими соглашениями, заключенными с уполномоченными представителями Заказчика. В случае оказания услуг с ненадлежащим качеством управляющая компания обязана устранить все выявленные недостатки за свой счет. Кроме того, по договору в обязанности общества входит предоставление коммунальных услуг в соответствии с обязательными требованиями, установленными Правилами предоставления коммунальных услуг, а также осуществление контроля за качеством и количеством поставляемых коммунальных услуг (пункты 3.1.2, 3.1.3 и 3.1.3.1 Договора от 02.08.2010 N 1-УЖФ).
Анализ вышеуказанных норм права в совокупности с установленными по делу обстоятельствами позволяет сделать вывод об отсутствии законных оснований для признания предписания Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края от 05.04.2012 N 24/16 А недействительным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26.07.2012 по делу N А73-6308/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Славянка" в лице Филиала "Хабаровский" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением N 4002 от 29.08.2012 государственную пошлину в размере 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.А.ШВЕЦ
Судьи
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Т.Д.ПЕСКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.10.2012 N 06АП-4376/2012 ПО ДЕЛУ N А73-6308/2012
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 октября 2012 г. N 06АП-4376/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Гричановской Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
- от открытого акционерного общества "Славянка" в лице Филиала "Хабаровский":Завлишина А.А., представитель по доверенности от 20.02.2012 N 156;
- от Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края: представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Славянка" в лице Филиала "Хабаровский"
на решение от 26.07.2012
по делу N А73-6308/2012
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Никитиной Т.Н.
по заявлению открытого акционерного общества "Славянка" в лице Филиала "Хабаровский"
к Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края
о признании недействительным предписания от 05.04.2012 N 24/16А
установил:
открытое акционерное общество "Славянка" в лице Филиала "Хабаровский" (далее - общество, ОАО "Славянка") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края (далее - жилищная инспекция, административный орган) от 05.04.2012 N 24/16 А об исполнении мероприятий по организации и обеспечению непрерывности коммунальной услуги по холодному водоснабжению по указанным адресам согласно пункту 4.12 ГОСТ Р 51617-2000, пункту 2.1 Договора управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны Российской Федерации от 02.08.2010 N 1-УЖФ.
Решением суда от 26.07.2012 в удовлетворении требований общества отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ОАО "Славянка" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, производство по делу прекратить.
Представитель Общества, в судебном заседании, поддержал доводы апелляционной жалобы.
Жилищная инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в судебное заседание апелляционной инстанции не направила.
Изучив материалы дела, заслушав представителя Общества, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Из материалов дела следует, что на контроле в жилищной инспекции находится обращение главы Галкинского сельского поселения о нарушении режима обеспечения коммунальной услугой по холодному водоснабжению в жилых домах NN 22, 23, 25 и 26 по ул. Мира в с.Галкино Хабаровского района. В результате инспекционных мероприятий ОАО "Славянка" выдано предписание от 20.10.2011 N 45/199 со сроком исполнения до 20.01.2012.
В связи с осуществлением контроля за исполнением предписания от 20.10.2011 N 45/199 административным органом проведен осмотр помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, о чем составлен протокол от 25.01.2012 N 24/16.
В результате осмотра жилых помещений и мест общего пользования жилых домов NN 22, 23, 25 и 26 по ул. Мира в с. Галкино установлено, что холодное водоснабжение в указанных домах осуществляется по утвержденному графику, что является нарушением пункта 4.12 ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические требования", согласно которому режим оказания услуг по предоставлению электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды, канализации должен обеспечивать непрерывность потребления, а также пункта 2.1 Договора управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны Российской Федерации от 02.08.2010 N 1-УЖФ.
На основании протокола от 25.01.2012 N 24/16 осмотра помещений и выявленных нарушений Государственной жилищной инспекцией Правительства Хабаровского края Обществу выдано предписание от 25.01.2012 N 24/16 об организации и обеспечении непрерывности коммунальной услуги по холодному водоснабжению по указанным адресам согласно пункту 4.12 ГОСТ Р 51617-2000, пункту 2.1 Договора в срок до 21.05.2012.
Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось с заявлением о его оспаривании в арбитражный суд, который, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
Согласно частям 1 и 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила от 23.05.2006 N 307) исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Пунктами 9 и 10 Правил от 23.05.2006 N 307, при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
При предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме) потребителя в установленном настоящими Правилами порядке.
Продолжительность указанных перерывов устанавливается в соответствии с Правилами от 23.05.2006 N 307 и иными требованиями законодательства Российской Федерации. Допускаются также перерывы в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями.
При этом согласно пункту 6 Правил от 23.05.2006 N 307 в состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг входит холодное водоснабжение, определяемое как круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки.
В соответствии с пунктом 49 Правил от 23.05.2006 N 307 исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям; самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю; устранять аварии, а также выполнять заявки потребителей в сроки, установленные законодательством Российской Федерации и договором.
В случае нарушения качества и порядка предоставления коммунальных услуг исполнитель, согласно пунктам 75 и 76 Правил от 23.05.2006 N 307, несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность.
Исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя, а также лицам, совместно проживающим с ним, вследствие непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества независимо от его вины.
Исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
Как следует из материалов дела, между Министерством обороны Российской Федерации и ОАО "Славянка" заключен Договор управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны Российской Федерации от 02.08.2010 N 1-УЖФ, в соответствии с которым управляющая компания в лице ОАО "Славянка" по заданию заказчика в соответствии с приложениями к настоящему договору обязуется оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городков по адресам, указанным в Сводном перечне специализированного жилищного фонда военных городков Министерства обороны РФ, передаваемого в управление управляющей компании (приложение N 1 к настоящему Договору), предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, нанимателям жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещений, осуществлять иную направленную на достижение целей управления жилищным фондом военных городков деятельность.
В соответствии с пунктами 3.1.3 и 3.1.3.1 Договора от 02.08.2010 N 1-УФЖ управляющая компания обязана предоставлять коммунальные услуги нанимателям в соответствии с обязательными требованиями, установленными Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Правительством Российской Федерации, и в необходимом объеме, безопасные для жизни, здоровья потребителей и не причиняющие вреда их имуществу в соответствии с Перечнем коммунальных услуг, указанных в технических соглашениях, заключенных уполномоченными представителями заказчика с управляющей компанией.
Для этого от своего имени и за свой счет заключать договоры на снабжение коммунальными ресурсами и прием бытовых стоков с ресурсоснабжающими организациями. Осуществлять контроль за соблюдением условий договоров, качеством и количеством поставляемых коммунальных услуг, их исполнением, а также вести их учет.
Учитывая изложенное ОАО "Славянка" является исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги.
Из пункта 4.12 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", принятого Постановлением Госстандарта РФ от 19.06.2000 N 158-ст (далее - ГОСТ Р 51617-2000) следует, что потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды, канализации должны обеспечивать безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления; непрерывность потребления.
Согласно пункту 4.12.2 ГОСТ Р 51617-2000 поставка потребителю электрической и тепловой энергии, воды и газа должна осуществляться в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления, исходя из проектных возможностей инженерных систем.
При необходимости учета местных условий рекомендуется применять нормы потребления воды, электрической энергии, газа, приведенные в приложении Б.
Оказание услуг по предоставлению потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды должно быть постоянным, за исключением времени перерывов для проведения ремонтных и профилактических работ; в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями, не зависящими от исполнителей (пункт 4.12.3 ГОСТ Р 51617-2000).
Допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды составляет 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа (Приложение N 1 к Правилам от 23.05.2006 N 307).
Между тем, подача холодного водоснабжения в жилые дома NN 22, 23, 25 и 26 по ул. Мира в с. Галкино Хабаровского района осуществляется по утвержденному графику: в будние дни утром с 6-00 до 8-00, обед 14-00 - 15-00, вечер 20-00 - 22-00; праздничные и выходные дни с 8-00 - 10-00, обед 14-00 - 15-00, вечер 20-00 - 22-00, что является существенным нарушением требований, предъявляемых к качеству коммунальных услуг.
Довод общества о том, что поставка воды в ненадлежащих объемах происходит по причинам, не зависящим от ОАО "Славянка", а ввиду того, что скважина не может обеспечить подачу воды в полном объеме, а на бурение новое денежные средства ему не выделяются, уже был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно им отклонен в связи со следующим.
В силу правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 5.8.3 Правил норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя от 27.09.2011 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать регулирование (повышение или понижение) давления в водопроводе до нормативного в установленные сроки.
Заключив Договор управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны РФ от 02.08.2010 N 1-УЖФ, ОАО "Славянка" приняло на себя обязательства по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в специализированном жилищном фонде, по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания, по предоставлению коммунальных услуг нанимателям жилых помещений.
В целях реализации вышеуказанных полномочий общество обязано оказывать услуги по содержанию и ремонту общего имущества специализированном жилищном фонде военных городков в соответствии с техническими соглашениями, заключенными с уполномоченными представителями Заказчика. В случае оказания услуг с ненадлежащим качеством управляющая компания обязана устранить все выявленные недостатки за свой счет. Кроме того, по договору в обязанности общества входит предоставление коммунальных услуг в соответствии с обязательными требованиями, установленными Правилами предоставления коммунальных услуг, а также осуществление контроля за качеством и количеством поставляемых коммунальных услуг (пункты 3.1.2, 3.1.3 и 3.1.3.1 Договора от 02.08.2010 N 1-УЖФ).
Анализ вышеуказанных норм права в совокупности с установленными по делу обстоятельствами позволяет сделать вывод об отсутствии законных оснований для признания предписания Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края от 05.04.2012 N 24/16 А недействительным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26.07.2012 по делу N А73-6308/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Славянка" в лице Филиала "Хабаровский" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением N 4002 от 29.08.2012 государственную пошлину в размере 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.А.ШВЕЦ
Судьи
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Т.Д.ПЕСКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)