Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 09.04.2012 ПО ДЕЛУ N А40-57285/11-122-376

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 апреля 2012 г. по делу N А40-57285/11-122-376


Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2012 года
Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2012 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.,
судей Ворониной Е.Ю., Латыповой Р.Р.,
при участии:
от заявителя - Одиноковой М.А., дов. от 06.03.2012, Ходакова С.А., дов. от 12.11.2009,
от заинтересованного лица - Преображенской М.А., дов. от 10.01.2012, Бондарь Ю.В., дов. от 10.01.2012 N 33-И-14/12,
рассмотрев 03 апреля 2012 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы - заинтересованного лица
на постановление от 22.12.2011
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Векличем Б.С., Кольцовой Н.Н., Лепихиным Д.Е.,
по делу N А40-57285/11-122-376
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Диадар" (ОГРН 1077757547713) о признании незаконным решения Департамента земельных ресурсов города Москвы,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Диадар" (далее - ООО "Диадар", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее - ДЗР г. Москвы, Департамент) от 26.04.2011 N 33-5ТО-493/11-(0)-1 об отказе в выполнении работ по заявке общества от 28.03.2011 N 33-5ТО-493/11-(0)-1. Также просило обязать Департамент осуществить все юридические и фактические действия по формированию земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу г. Москва, Б. Строченовский пер., д. 4, стр. 1.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06.09.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Девятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 22.12.2011 отменил указанное судебное решение и удовлетворил требования общества.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, ДЗР г. Москвы подал кассационную жалобу, в которой просит его отменить как незаконное и необоснованное и оставить в силе ранее принятое по делу судебное решение. При этом сослался на несоответствие сделанных судом апелляционной инстанции выводов фактическим обстоятельствам и доказательствам по делу, на неправильное применение норм материального права. В частности, утверждало о невозможности приватизации земельного участка под зданием без предварительного проведения межевания квартала, устранения имеющихся наложений с границами улично-дорожной сети и внесения соответствующих изменений в данные государственного кадастрового учета, указало на неправильное толкование апелляционным судом норм Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Постановления Правительства Москвы от 20.03.2001 N 270-ПП.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Диадар" возражало против ее удовлетворения, считая принятое по делу постановление суда апелляционной инстанции соответствующим законодательству и имеющимся в материалах дела доказательствам.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель общества просил жалобу отклонить по мотивам, приведенным в представленном отзыве.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалованного судебного постановления.
Как установлено судами, ООО "Диадар", являющееся собственником помещения площадью 264,1 кв. м, расположенного по адресу г. Москва, Большой Строченовский пер., д. 4, стр. 1, 28.03.2011 обратилось в службу "одного окна" ДЗР г. Москвы с заявлением о выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории (регистрационный номер заявки 33-5ТО-493/11-(0)-0).
Письмом от 26.04.2011 N 33-5ТО-493/11-(0)-1 Департамент отказал в выдаче запрашиваемого документа, указав, что издание такого распоряжения невозможно до разработки Москомархитектурой проекта межевания квартала, в котором расположен земельный участок. Также Департамент в письме указал, что согласно представленной ГУП "НИ ПИ Генплана Москвы" информации им направлены в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по городу Москве соответствующие письма от 18.04.2011 N 33-1-3292/11-(0)-1 и N 33-1-3292/11-(0)-2 относительно необходимости внесения изменений в части координат земельных участков улично-дорожной сети с кадастровыми номерами 77:01:0006013:112 и 77:01:0006013:103, прилегающих к вл. 4, стр. 1 по Б. Строченовскому пер.
ООО "Диадар" оспорило в судебном порядке данный отказ Департамента в выполнении работ по заявке общества от 28.03.2011 N 33-5ТО-493/11-(0)-1 и просило обязать Департамент осуществить все юридические и фактические действия по формированию спорного земельного участка.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Согласно пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 28.05.2010 N 12-П разъяснил, что обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленное обществом требование, сослался на то, что в силу пункта 2.1 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 N 949-ПП (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений), ДЗР г. Москвы является уполномоченным органом по утверждению схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на территории города Москвы, формированию земельных участков. Указанные в оспариваемом отказе основания - отсутствие проекта межевания квартала и необходимость корректировки земельных участков улично-дорожной сети, прилегающих к многоквартирному дому, относятся к технической процедуре и не позволяли Департаменту отказывать в выполнении работ по заявке от 28.03.2011 N 33-5ТО-493/11-(0)-0. Каких-либо замечаний к форме, содержанию или комплектности представленных обществом в службу "одного окна" документов Департаментом не предъявлено.
Суд кассационной инстанции считает правильным данный вывод суда апелляционной инстанции.
Ссылка Департамента на то, что функции по установлению и изменению линий градостроительного регулирования, в том числе границ территорий улично-дорожной сети возложены на Москомархитектуру, отклоняется как не свидетельствующая о законности оспариваемого по делу отказа.
Как правильно указал апелляционный суд, ДЗР г. Москвы является уполномоченным органом по утверждению схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и наделен соответствующими полномочиями по формированию земельных участков. С учетом соответствующего статуса Департамент должен выполнить все необходимые мероприятия по формированию земельного участка под многоквартирным домом, в том числе при необходимости обратиться в соответствующие органы для согласования обстоятельств, препятствующих формированию земельного участка.
В соответствии с пунктом 3.11.2 Регламента подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы в режиме "одного окна", утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП, в случае выявления обстоятельств, препятствующих образованию земельного участка, срок исполнения заявки приостанавливается на время выполнения мероприятий, необходимых для устранения таких препятствий (с возможным предоставлением заявителем необходимых документов).
Правом на приостановление исполнения поданной обществом заявки и устранения обстоятельств, препятствующих формированию земельного участка, Департамент не воспользовался.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правильно признал, что отсутствие плана межевания квартала и необходимость корректировки границ линий улично-дорожной сети не могло служить достаточным основанием для непринятия Департаментом мер по формированию земельного участка в разумный срок.
Ссылка Департамента на несоответствие обжалованного постановления апелляционного суда нормам градостроительного и земельного законодательства отклоняется как неосновательная. Нормы права, регулирующие спорные правоотношения, применены судом апелляционной инстанции правильно.
Содержащаяся в кассационной жалобе ссылка Департамента на положения статьи 85 ЗК РФ, ограничивающие возможность приватизации земельных участков, занятых объектами улично-дорожной сети и пр., отклоняется судом кассационной инстанции применительно к фактическим обстоятельствам дела как несостоятельная, поскольку в рамках настоящего спора вопрос о приватизации земельного участка не стоит.
Иные доводы кассационной жалобы ДЗР г. Москвы фактически сводятся к обоснованию позиции Департамента по делу и отклоняются судом кассационной инстанции как не свидетельствующие о незаконности обжалованного судебного постановления.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены постановления апелляционного суда.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2011 года по делу Арбитражного суда города Москвы N А40-57285/11-122-376 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы - без удовлетворения.

Председательствующий судья
И.В.ТУБОЛЕЦ

Судьи
Е.Ю.ВОРОНИНА
Р.Р.ЛАТЫПОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)