Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам"
на решение от 17.12.2007 Арбитражного суда Хабаровского края, постановление от 15.02.2008 Шестого арбитражного апелляционного суда
по делу N А73-10664/2007-90АП
по заявлению Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам"
к Административной комиссии администрации города Хабаровска
о признании незаконным и отмене постановления от 05.10.2007 N 3288
Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" (далее - предприятие; МУП "Служба заказчика") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии администрации города Хабаровска (далее - административная комиссия) от 05.10.2007 N 3288 о привлечении предприятия к административной ответственности по статье 4.5 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях.
Решением суда от 17.12.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.02.2008, в удовлетворении заявления отказано. Суд пришел к выводу о наличии в действиях МУП г.Хабаровска "Служба заказчика" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 4.5 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях.
Не согласившись с решением суда и постановлением апелляционной инстанции, МУП г.Хабаровска "Служба заказчика" подало кассационную жалобу, поддержанную его представителем в судебном заседании кассационной инстанции, в которой просит данные судебные акты отменить и принять новое решение - о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления. Заявитель жалобы полагает, что на него не может быть возложена административная ответственность за отсутствие на колодцах ливневой канализации решеток, ссылаясь на договор управления от 30.10.2006 N 3/116-у (приложение N 2), исходя из которого, ливневая канализация не относится к составу общего имущества многоквартирного дома N 95 по улице Большой в городе Хабаровске. Кроме того, заявитель жалобы считает неправомерной ссылку суда на Распоряжение мэра г.Хабаровска от 28.06.2000 N 817-р и информацию администрации г.Хабаровска о направлении предприятию в 2007 году денежных средств на благоустройство дворовых территорий.
Административная комиссия в отзыве и ее представитель в суде кассационной инстанции доводы предприятия отклоняют и просят кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований к отмене решения суда и постановления апелляционной инстанции исходя из следующего.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 21.09.2007 главным специалистом управления административно-технического контроля администрации города Хабаровска при объезде территории города Хабаровска выявлено нарушение Правил благоустройства и содержания территории города Хабаровска, утвержденных решением Хабаровской городской Думы от 19.10.2004 N 558, выразившееся в том, что по улице Большая, 95 в г.Хабаровске с фасадной стороны здания на внутриквартальной дороге отсутствуют решетки на двух колодцах внутридворовой ливневой канализации, что зафиксировано в протоколе об административном правонарушении от 25.09.2007 N 2492.
05.10.2007 по результатам рассмотрения материалов проверки административной комиссией принято постановление N 3288 о назначении МУП г.Хабаровска "Служба заказчика" административного наказания по статье 4.5 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 10 000 руб., оспоренное последним в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявления предприятия, суд на основе исследования и оценки в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ всех имеющихся в материалах дела доказательств установил нарушение МУП г.Хабаровска "Служба заказчика" требований статьи 36 Жилищного кодекса РФ, пунктов 2, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, пункта 27 Правил благоустройства города Хабаровска, и пришел к выводу о доказанности факта административного правонарушения и вины предприятия в его совершении.
Согласно статье 36 Жилищного кодекса РФ, собственникам помещений на праве общей долевой собственности принадлежат и входят в состав общего имущества в многоквартирном доме: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, крыши, несущие конструкции, механическое, электрическое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
В соответствии с пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома (пункт "д"). Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества включает в себя: в том числе текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 вышеназванных Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (пункт 11). Собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Правилами благоустройства и содержания территории города Хабаровска закреплено, что юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, в аренде, собственности, на балансе, в хозяйственном ведении, оперативном управлении или по договору на обслуживание которых находятся земельные участки, здания и иные объекты, обязаны содержать в чистоте и порядке, отвечающем строительным требованиям, прилегающие и закрепленные территории и расположенные на них объекты, в том числе колодцы водопроводных, канализационных сетей, водостоки (пункт 7). Организации, имеющие на балансе инженерные сети и сооружения, обязаны производить постоянный контроль за наличием крышек люков, обеспечивать их безопасное для автотранспорта и пешеходов состояние, не допускать образования провалов и просадок по месту прохождения подземных коммуникаций и других инженерных сооружений, а также производить очистку смотровых и дождеприемных колодцев по мере необходимости, но не менее двух раз в сезон (пункт 27).
Статьей 4.5 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях за нарушение правил содержания инженерных сооружений, в том числе наличие открытых люков, предусмотрена административная ответственность в виде взыскания штрафа с юридических лиц от пяти до десяти тысяч рублей.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, между собственниками жилых помещений в многоквартирном доме N 95 по улице Большая в г.Хабаровске и МУП г.Хабаровска "Служба заказчика" (управляющая организация) заключен договор управления многоквартирным домом от 30.10.2006 N 3/116-у, согласно пункту 2.1.2 которого управляющая организация обязуется самостоятельно или с привлечением иных физических лиц и специалистов организовывать проведение работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Согласно пунктам 2.1 и 2.2 Устава, МУП г.Хабаровска "Служба заказчика", взяв на себя функции управления общим имуществом собственников помещений в многоквартирных домах, ремонта и сохранности муниципального жилищного и нежилого фондов, осуществления технического надзора за капитальным ремонтом жилищного фонда, оказывает услуги и выполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Кроме того, как видно из пункта 1.2 Устава, МУП г.Хабаровска "Служба заказчика" является правопреемником всех имущественных прав и обязанностей Муниципальных унитарных предприятий г.Хабаровска" "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам NN 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7", муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Городской центр по техническому надзору за ремонтом жилищного фонда", за которыми в соответствии с приложением N 2 к Распоряжению мэра г.Хабаровска от 28.06.2000 N 817-р, была закреплена функция технического обслуживания жилищного фонда, внутридомовых инженерных сетей и систем, наружных инженерных сетей и систем.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что МУП г.Хабаровска "Служба заказчика" является лицом, ответственным за содержание общего имущества жилого дома N 95 по улице Большая в г.Хабаровске и, соответственно, за обслуживание колодцев внутридворовой ливневой канализации, собирающих ливневые стоки с жилищного массива до коллектора городской ливневой канализации, которая обслуживается Управлением дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска. Указанный вывод суда также подтверждается и протоколом от 20.07.2007 N 4 заседания городского штаба по контролю за ходом проведения работ месячника по подготовке территорий города к осенне-зимнему периоду 2007/2008 годов, в соответствии с которым МУП г.Хабаровска "Служба заказчика" в срок до 03.10.2007 поручено обязать подрядные организации провести инвентаризацию ливневых коллекторов и привести их в нормативное состояние, что не противоречит положениям Устава предприятия и условиям договора управления многоквартирным домом от 30.10.2006 N 3/116-у.
При таких обстоятельствах, суд, установив факт административного правонарушения - нарушение правил содержания инженерных сооружений и вину МУП г.Хабаровска "Служба заказчика" в его совершении, обоснованно отказал в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии от 05.10.2007 N 3288.
Доводы заявителя жалобы были предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций и фактически направлены на переоценку доказательств в деле и установленных на их основе судом обстоятельств, поэтому в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ подлежат отклонению.
Порядок и сроки привлечения предприятия к административной ответственности проверены судом. Штраф в сумме 10 000 руб. назначен административной комиссией с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах санкции, предусмотренной статьей 4.5 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
решение от 17.12.2007 Арбитражного суда Хабаровского края, постановление от 15.02.2008 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А73-10664/2007-90АП оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 28.04.2008 N Ф03-А73/08-2/1224 ПО ДЕЛУ N А73-10664/2007-90АП
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2008 г. N Ф03-А73/08-2/1224
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам"
на решение от 17.12.2007 Арбитражного суда Хабаровского края, постановление от 15.02.2008 Шестого арбитражного апелляционного суда
по делу N А73-10664/2007-90АП
по заявлению Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам"
к Административной комиссии администрации города Хабаровска
о признании незаконным и отмене постановления от 05.10.2007 N 3288
Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" (далее - предприятие; МУП "Служба заказчика") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии администрации города Хабаровска (далее - административная комиссия) от 05.10.2007 N 3288 о привлечении предприятия к административной ответственности по статье 4.5 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях.
Решением суда от 17.12.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.02.2008, в удовлетворении заявления отказано. Суд пришел к выводу о наличии в действиях МУП г.Хабаровска "Служба заказчика" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 4.5 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях.
Не согласившись с решением суда и постановлением апелляционной инстанции, МУП г.Хабаровска "Служба заказчика" подало кассационную жалобу, поддержанную его представителем в судебном заседании кассационной инстанции, в которой просит данные судебные акты отменить и принять новое решение - о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления. Заявитель жалобы полагает, что на него не может быть возложена административная ответственность за отсутствие на колодцах ливневой канализации решеток, ссылаясь на договор управления от 30.10.2006 N 3/116-у (приложение N 2), исходя из которого, ливневая канализация не относится к составу общего имущества многоквартирного дома N 95 по улице Большой в городе Хабаровске. Кроме того, заявитель жалобы считает неправомерной ссылку суда на Распоряжение мэра г.Хабаровска от 28.06.2000 N 817-р и информацию администрации г.Хабаровска о направлении предприятию в 2007 году денежных средств на благоустройство дворовых территорий.
Административная комиссия в отзыве и ее представитель в суде кассационной инстанции доводы предприятия отклоняют и просят кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований к отмене решения суда и постановления апелляционной инстанции исходя из следующего.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 21.09.2007 главным специалистом управления административно-технического контроля администрации города Хабаровска при объезде территории города Хабаровска выявлено нарушение Правил благоустройства и содержания территории города Хабаровска, утвержденных решением Хабаровской городской Думы от 19.10.2004 N 558, выразившееся в том, что по улице Большая, 95 в г.Хабаровске с фасадной стороны здания на внутриквартальной дороге отсутствуют решетки на двух колодцах внутридворовой ливневой канализации, что зафиксировано в протоколе об административном правонарушении от 25.09.2007 N 2492.
05.10.2007 по результатам рассмотрения материалов проверки административной комиссией принято постановление N 3288 о назначении МУП г.Хабаровска "Служба заказчика" административного наказания по статье 4.5 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 10 000 руб., оспоренное последним в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявления предприятия, суд на основе исследования и оценки в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ всех имеющихся в материалах дела доказательств установил нарушение МУП г.Хабаровска "Служба заказчика" требований статьи 36 Жилищного кодекса РФ, пунктов 2, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, пункта 27 Правил благоустройства города Хабаровска, и пришел к выводу о доказанности факта административного правонарушения и вины предприятия в его совершении.
Согласно статье 36 Жилищного кодекса РФ, собственникам помещений на праве общей долевой собственности принадлежат и входят в состав общего имущества в многоквартирном доме: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, крыши, несущие конструкции, механическое, электрическое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
В соответствии с пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома (пункт "д"). Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества включает в себя: в том числе текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 вышеназванных Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (пункт 11). Собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Правилами благоустройства и содержания территории города Хабаровска закреплено, что юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, в аренде, собственности, на балансе, в хозяйственном ведении, оперативном управлении или по договору на обслуживание которых находятся земельные участки, здания и иные объекты, обязаны содержать в чистоте и порядке, отвечающем строительным требованиям, прилегающие и закрепленные территории и расположенные на них объекты, в том числе колодцы водопроводных, канализационных сетей, водостоки (пункт 7). Организации, имеющие на балансе инженерные сети и сооружения, обязаны производить постоянный контроль за наличием крышек люков, обеспечивать их безопасное для автотранспорта и пешеходов состояние, не допускать образования провалов и просадок по месту прохождения подземных коммуникаций и других инженерных сооружений, а также производить очистку смотровых и дождеприемных колодцев по мере необходимости, но не менее двух раз в сезон (пункт 27).
Статьей 4.5 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях за нарушение правил содержания инженерных сооружений, в том числе наличие открытых люков, предусмотрена административная ответственность в виде взыскания штрафа с юридических лиц от пяти до десяти тысяч рублей.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, между собственниками жилых помещений в многоквартирном доме N 95 по улице Большая в г.Хабаровске и МУП г.Хабаровска "Служба заказчика" (управляющая организация) заключен договор управления многоквартирным домом от 30.10.2006 N 3/116-у, согласно пункту 2.1.2 которого управляющая организация обязуется самостоятельно или с привлечением иных физических лиц и специалистов организовывать проведение работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Согласно пунктам 2.1 и 2.2 Устава, МУП г.Хабаровска "Служба заказчика", взяв на себя функции управления общим имуществом собственников помещений в многоквартирных домах, ремонта и сохранности муниципального жилищного и нежилого фондов, осуществления технического надзора за капитальным ремонтом жилищного фонда, оказывает услуги и выполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Кроме того, как видно из пункта 1.2 Устава, МУП г.Хабаровска "Служба заказчика" является правопреемником всех имущественных прав и обязанностей Муниципальных унитарных предприятий г.Хабаровска" "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам NN 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7", муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Городской центр по техническому надзору за ремонтом жилищного фонда", за которыми в соответствии с приложением N 2 к Распоряжению мэра г.Хабаровска от 28.06.2000 N 817-р, была закреплена функция технического обслуживания жилищного фонда, внутридомовых инженерных сетей и систем, наружных инженерных сетей и систем.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что МУП г.Хабаровска "Служба заказчика" является лицом, ответственным за содержание общего имущества жилого дома N 95 по улице Большая в г.Хабаровске и, соответственно, за обслуживание колодцев внутридворовой ливневой канализации, собирающих ливневые стоки с жилищного массива до коллектора городской ливневой канализации, которая обслуживается Управлением дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска. Указанный вывод суда также подтверждается и протоколом от 20.07.2007 N 4 заседания городского штаба по контролю за ходом проведения работ месячника по подготовке территорий города к осенне-зимнему периоду 2007/2008 годов, в соответствии с которым МУП г.Хабаровска "Служба заказчика" в срок до 03.10.2007 поручено обязать подрядные организации провести инвентаризацию ливневых коллекторов и привести их в нормативное состояние, что не противоречит положениям Устава предприятия и условиям договора управления многоквартирным домом от 30.10.2006 N 3/116-у.
При таких обстоятельствах, суд, установив факт административного правонарушения - нарушение правил содержания инженерных сооружений и вину МУП г.Хабаровска "Служба заказчика" в его совершении, обоснованно отказал в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии от 05.10.2007 N 3288.
Доводы заявителя жалобы были предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций и фактически направлены на переоценку доказательств в деле и установленных на их основе судом обстоятельств, поэтому в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ подлежат отклонению.
Порядок и сроки привлечения предприятия к административной ответственности проверены судом. Штраф в сумме 10 000 руб. назначен административной комиссией с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах санкции, предусмотренной статьей 4.5 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 17.12.2007 Арбитражного суда Хабаровского края, постановление от 15.02.2008 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А73-10664/2007-90АП оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)