Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Киричек Ю.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сердитовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3913/2012) общества с ограниченной ответственностью "Жилсервисуют", ИНН 7203157480, ОГРН 1057200578709 (далее - ООО "Жилсервисуют"; Общество; заявитель)
на решение Арбитражного суда Тюменской области от 11.04.2012 по делу N А70-549/2012 (судья Безиков О.А.), принятое
по заявлению ООО "Жилсервисуют"
к Государственной жилищной инспекции Тюменской области (далее - ГЖИ Тюменской области; административный орган; заинтересованное лицо),
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 20.01.2012 N 12,
при участии в судебном заседании:
- от Общества - Южаков А.И. по доверенности от 10.01.2012 N 4, действительной до 31.12.2012 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ);
- от ГЖИ Тюменской области - представитель не явился, лицо о времени и месте рассмотрения настоящего дела в порядке апелляционного производства извещено надлежащим образом,
установил:
ООО "Жилсервисуют" обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к ГЖИ Тюменской области о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 20.01.2012 N 12, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто штрафу в сумме 40 000 руб.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 11.04.2012 в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на наличие в действиях Общества события административного правонарушения.
ООО "Жилсервисуют", не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы ссылается на то, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В ходе рассмотрения настоящего дела в порядке апелляционного производства от Общества поступило письменное ходатайство об истребовании у ГЖИ Тюменской области материалов административных дел, оконченных постановлениями от 23.08.2011 N 44 и от 20.01.2012 N 13.
Мотивируя заявленное ходатайство, заявитель указал на их неразрывную связь с оспариваемым постановлением по делу об административном правонарушении от 20.01.2012 N 12.
Протокольным определением в удовлетворении заявленного ходатайства отказано на основании части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, документы, об истребовании которых ходатайствует заявитель, не соотносятся с предметом заявленного требования.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя не обеспечило, в письменном отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебное заседание проведено в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие административного органа.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, дополнения к апелляционной жалобе, письменный отзыв, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
22.11.2011 главным специалистом инспекторского отдела ГЖИ Тюменской области на основании жалобы жителей дома 59 по ул. Одесской г. Тюмени от 10.11.2011 N 1588-ж/11 и приказа начальника ГЖИ Тюменской области о проведении внеплановой выездной проверки от 10.11.2011 N 1654-ОД было проведено инспекционное обследование обслуживаемого ООО "Жилсервисуют" многоквартирного жилого дома по адресу: г. Тюмень, ул. Одесская, 59.
В ходе проверки был составлен акт от 22.11.2011 инспекционного обследования (т. 1, л.д. 140), в котором отражены выявленные нарушения правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, а также правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений многоквартирного дома.
07.12.2011 заинтересованным лицом был составлен акт проверки N ТО-03-345, в котором также отражены выявленные нарушения правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений многоквартирного дома.
Предписаниями от 07.12.2011 N ТО-03-149 и N ТО-03-150, являющимися приложениями к акту проверки 07.12.2011 N ТО-03-345, административный орган указал Обществу на необходимость устранить выявленные при проверке нарушения законодательства.
28.12.2011 ГЖИ Тюменской области в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении по факту совершения правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ по факту нарушения пунктов 4.3.2, 3.2.2 и 4.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 - разрушение штукатурного, окрасочного слоя стен и потолков лестничных клеток в секции N 4; наличие повреждения оконных блоков (отсутствие второй нитки оконных блоков).
20.01.2012 на основании ГЖИ Тюменской области вынесено постановление N 12 по делу об административном правонарушении, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ и подвергнуто штрафу в размере 40 000 руб.
Полагая, что постановление административного органа нарушает права и законные интересы ООО "Жилсервисуют", последнее обратилось в арбитражный суд первой инстанции с соответствующим требованием.
11.04.2012 Арбитражный суд Тюменской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно частям 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе:
- - наличие события административного правонарушения;
- - лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
- - виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно статье 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Имеющиеся в материалах настоящего дела документы свидетельствуют, что ООО "Жилсервисуют" (Управляющая компания) согласно договору N 059-07 от 23.03.2007 (т. 1 л.д. 41-53) осуществляет управление жилым многоквартирным домом по адресу: г. Тюмень, ул. Одесская, 59.
Предметом названного договора является выполнение Управляющей компанией за плату работ и услуг в целях управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Тюмень, ул. Одесская, д. 59.
Как следует из статьи 158 ЖК РФ, пунктов 28 и 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 06.05.2011), в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила эксплуатации), которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Кроме того, управляющая организация выступает специализированной коммерческой организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Определением в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском.
Данный вывод подтверждается судебно-арбитражной практикой (см., в частности Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.04.2008 N Ф04-1844/2008 (3481-А03-31 по делу N А03-1350/07-36).
Таким образом, ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества собственников помещений в указанном многоквартирном доме несет ООО "Жилсервисуют".
Согласно Правилам эксплуатации, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасности для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических и юридических лиц; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций для предоставления коммунальных услуг; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (пункт 10).
Содержание общего имущества включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и управляющей организацией, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства РФ, уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, меры пожарной безопасности, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации, проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, т.п. (пункт 11).
В соответствии с пунктом 1.8. Правил эксплуатации техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя: управление жилищным фондом, техническое обслуживание и ремонт, в том числе текущий ремонт и капитальный ремонт жилищного фонда.
Согласно Правилам эксплуатации:
- - организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние строительных конструкций, расположенных на лестничных клетках (пункт 3.2.2);
- - окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами; поверхности, окрашенные малярными, безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность; не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки; не допускается в местах сопряжения поверхностей, искривления линий, закраски высококачественной окраски в различные цвета (пункт 3.2.8);
- - местные отслоения штукатурки и трещины на перекрытиях должны устраняться по мере их обнаружения, не допуская их дальнейшего развития (пункт 4.3.2);
- - организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние окон (пункт 4.7.1);
- - периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа (пункт 3.2.9).
Из имеющихся в материалах дела документов следует, что в ходе инспекционного обследования было выявлено нарушение Обществом пунктов 3.2.2, 4.3.2, 4.7.1, а именно допущено: разрушение штукатурного, окрасочного слоев стен и потолков лестничных клеток в секции N 4; повреждение оконных блоков (отсутствие второй нитки оконных блоков).
Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела.
Доводы подателя жалобы о том, что работы по остеклению окон и восстановлению частично поврежденных пожаром участков отделки относятся к капитальному ремонту, судом не принимаются, поскольку в соответствии с приложением N 7 Правил эксплуатации восстановление отделки стен, потолков отдельными участками в подъездах относится к текущему ремонту, который в соответствии с условиями договора N 059-07 от 23.03.2007 и Правилами эксплуатации должна производить управляющая организация.
Из имеющихся в материалах дела документов и пояснений Общества следует, что в период проведения ГЖИ Тюменской области проверки в секции N 4 в оконном блоке частично отсутствовало остекление.
Общество указывает на то, что до составления протокола по делу об административном правонарушении им были вставлены 3 разбитых стекла.
Названное обстоятельство, по мнению суда апелляционной инстанции, опровергает довод заявителя о невозможности проведения текущего ремонта при отсутствии капитального ремонта.
Суд апелляционной инстанции полагает, что бездействие Общества по невыполнению возложенных на него обязанностей в части текущего содержания дома и не выполнению неотложных мер (например, таких, как замена разбитых стекол на целые, удаление следов пожара), направленных на поддержание общего имущества дома, со ссылкой на отсутствие капитального ремонта в доме ухудшает условия проживания жильцов в доме 59 по ул. Одесской в г. Тюмени. К тому же материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем, что оплата услуг по текущему содержанию дома Обществом с жильцов дома взимается ежемесячно.
Что касается имеющегося в материалах настоящего дела акта экспертного исследования от 30.03.2012 N 632/04, то суд апелляционной инстанции полагает возможным отметить, что изложенные в нем выводы носят оценочный характер и не опровергают факта совершения Обществом вменяемого ему административного правонарушения.
В связи с этим суд приходит к выводу о доказанности наличия в действиях Общества события вменяемого административного правонарушения.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что Общество каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что им были предприняты исчерпывающие меры для соблюдения требований в области охраны собственности в установленном законом порядке в материалы дела не представлено. Доказательств невозможности соблюдения Обществом приведенных правил в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии вины Общества в совершении данного административного правонарушения, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно признал, что действия заявителя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Тюменской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы арбитражным судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 11.04.2012 по делу N А70-549/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Е.П.КЛИВЕР
Судьи
Ю.Н.КИРИЧЕК
О.Ю.РЫЖИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.06.2012 ПО ДЕЛУ N А70-549/2012
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июня 2012 г. по делу N А70-549/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Киричек Ю.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сердитовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3913/2012) общества с ограниченной ответственностью "Жилсервисуют", ИНН 7203157480, ОГРН 1057200578709 (далее - ООО "Жилсервисуют"; Общество; заявитель)
на решение Арбитражного суда Тюменской области от 11.04.2012 по делу N А70-549/2012 (судья Безиков О.А.), принятое
по заявлению ООО "Жилсервисуют"
к Государственной жилищной инспекции Тюменской области (далее - ГЖИ Тюменской области; административный орган; заинтересованное лицо),
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 20.01.2012 N 12,
при участии в судебном заседании:
- от Общества - Южаков А.И. по доверенности от 10.01.2012 N 4, действительной до 31.12.2012 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ);
- от ГЖИ Тюменской области - представитель не явился, лицо о времени и месте рассмотрения настоящего дела в порядке апелляционного производства извещено надлежащим образом,
установил:
ООО "Жилсервисуют" обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к ГЖИ Тюменской области о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 20.01.2012 N 12, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто штрафу в сумме 40 000 руб.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 11.04.2012 в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на наличие в действиях Общества события административного правонарушения.
ООО "Жилсервисуют", не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы ссылается на то, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В ходе рассмотрения настоящего дела в порядке апелляционного производства от Общества поступило письменное ходатайство об истребовании у ГЖИ Тюменской области материалов административных дел, оконченных постановлениями от 23.08.2011 N 44 и от 20.01.2012 N 13.
Мотивируя заявленное ходатайство, заявитель указал на их неразрывную связь с оспариваемым постановлением по делу об административном правонарушении от 20.01.2012 N 12.
Протокольным определением в удовлетворении заявленного ходатайства отказано на основании части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, документы, об истребовании которых ходатайствует заявитель, не соотносятся с предметом заявленного требования.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя не обеспечило, в письменном отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебное заседание проведено в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие административного органа.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, дополнения к апелляционной жалобе, письменный отзыв, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
22.11.2011 главным специалистом инспекторского отдела ГЖИ Тюменской области на основании жалобы жителей дома 59 по ул. Одесской г. Тюмени от 10.11.2011 N 1588-ж/11 и приказа начальника ГЖИ Тюменской области о проведении внеплановой выездной проверки от 10.11.2011 N 1654-ОД было проведено инспекционное обследование обслуживаемого ООО "Жилсервисуют" многоквартирного жилого дома по адресу: г. Тюмень, ул. Одесская, 59.
В ходе проверки был составлен акт от 22.11.2011 инспекционного обследования (т. 1, л.д. 140), в котором отражены выявленные нарушения правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, а также правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений многоквартирного дома.
07.12.2011 заинтересованным лицом был составлен акт проверки N ТО-03-345, в котором также отражены выявленные нарушения правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений многоквартирного дома.
Предписаниями от 07.12.2011 N ТО-03-149 и N ТО-03-150, являющимися приложениями к акту проверки 07.12.2011 N ТО-03-345, административный орган указал Обществу на необходимость устранить выявленные при проверке нарушения законодательства.
28.12.2011 ГЖИ Тюменской области в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении по факту совершения правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ по факту нарушения пунктов 4.3.2, 3.2.2 и 4.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 - разрушение штукатурного, окрасочного слоя стен и потолков лестничных клеток в секции N 4; наличие повреждения оконных блоков (отсутствие второй нитки оконных блоков).
20.01.2012 на основании ГЖИ Тюменской области вынесено постановление N 12 по делу об административном правонарушении, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ и подвергнуто штрафу в размере 40 000 руб.
Полагая, что постановление административного органа нарушает права и законные интересы ООО "Жилсервисуют", последнее обратилось в арбитражный суд первой инстанции с соответствующим требованием.
11.04.2012 Арбитражный суд Тюменской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно частям 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе:
- - наличие события административного правонарушения;
- - лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
- - виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно статье 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Имеющиеся в материалах настоящего дела документы свидетельствуют, что ООО "Жилсервисуют" (Управляющая компания) согласно договору N 059-07 от 23.03.2007 (т. 1 л.д. 41-53) осуществляет управление жилым многоквартирным домом по адресу: г. Тюмень, ул. Одесская, 59.
Предметом названного договора является выполнение Управляющей компанией за плату работ и услуг в целях управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Тюмень, ул. Одесская, д. 59.
Как следует из статьи 158 ЖК РФ, пунктов 28 и 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 06.05.2011), в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила эксплуатации), которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Кроме того, управляющая организация выступает специализированной коммерческой организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Определением в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском.
Данный вывод подтверждается судебно-арбитражной практикой (см., в частности Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.04.2008 N Ф04-1844/2008 (3481-А03-31 по делу N А03-1350/07-36).
Таким образом, ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества собственников помещений в указанном многоквартирном доме несет ООО "Жилсервисуют".
Согласно Правилам эксплуатации, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасности для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических и юридических лиц; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций для предоставления коммунальных услуг; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (пункт 10).
Содержание общего имущества включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и управляющей организацией, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства РФ, уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, меры пожарной безопасности, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации, проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, т.п. (пункт 11).
В соответствии с пунктом 1.8. Правил эксплуатации техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя: управление жилищным фондом, техническое обслуживание и ремонт, в том числе текущий ремонт и капитальный ремонт жилищного фонда.
Согласно Правилам эксплуатации:
- - организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние строительных конструкций, расположенных на лестничных клетках (пункт 3.2.2);
- - окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами; поверхности, окрашенные малярными, безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность; не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки; не допускается в местах сопряжения поверхностей, искривления линий, закраски высококачественной окраски в различные цвета (пункт 3.2.8);
- - местные отслоения штукатурки и трещины на перекрытиях должны устраняться по мере их обнаружения, не допуская их дальнейшего развития (пункт 4.3.2);
- - организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние окон (пункт 4.7.1);
- - периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа (пункт 3.2.9).
Из имеющихся в материалах дела документов следует, что в ходе инспекционного обследования было выявлено нарушение Обществом пунктов 3.2.2, 4.3.2, 4.7.1, а именно допущено: разрушение штукатурного, окрасочного слоев стен и потолков лестничных клеток в секции N 4; повреждение оконных блоков (отсутствие второй нитки оконных блоков).
Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела.
Доводы подателя жалобы о том, что работы по остеклению окон и восстановлению частично поврежденных пожаром участков отделки относятся к капитальному ремонту, судом не принимаются, поскольку в соответствии с приложением N 7 Правил эксплуатации восстановление отделки стен, потолков отдельными участками в подъездах относится к текущему ремонту, который в соответствии с условиями договора N 059-07 от 23.03.2007 и Правилами эксплуатации должна производить управляющая организация.
Из имеющихся в материалах дела документов и пояснений Общества следует, что в период проведения ГЖИ Тюменской области проверки в секции N 4 в оконном блоке частично отсутствовало остекление.
Общество указывает на то, что до составления протокола по делу об административном правонарушении им были вставлены 3 разбитых стекла.
Названное обстоятельство, по мнению суда апелляционной инстанции, опровергает довод заявителя о невозможности проведения текущего ремонта при отсутствии капитального ремонта.
Суд апелляционной инстанции полагает, что бездействие Общества по невыполнению возложенных на него обязанностей в части текущего содержания дома и не выполнению неотложных мер (например, таких, как замена разбитых стекол на целые, удаление следов пожара), направленных на поддержание общего имущества дома, со ссылкой на отсутствие капитального ремонта в доме ухудшает условия проживания жильцов в доме 59 по ул. Одесской в г. Тюмени. К тому же материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем, что оплата услуг по текущему содержанию дома Обществом с жильцов дома взимается ежемесячно.
Что касается имеющегося в материалах настоящего дела акта экспертного исследования от 30.03.2012 N 632/04, то суд апелляционной инстанции полагает возможным отметить, что изложенные в нем выводы носят оценочный характер и не опровергают факта совершения Обществом вменяемого ему административного правонарушения.
В связи с этим суд приходит к выводу о доказанности наличия в действиях Общества события вменяемого административного правонарушения.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что Общество каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что им были предприняты исчерпывающие меры для соблюдения требований в области охраны собственности в установленном законом порядке в материалы дела не представлено. Доказательств невозможности соблюдения Обществом приведенных правил в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии вины Общества в совершении данного административного правонарушения, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно признал, что действия заявителя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Тюменской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы арбитражным судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 11.04.2012 по делу N А70-549/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Е.П.КЛИВЕР
Судьи
Ю.Н.КИРИЧЕК
О.Ю.РЫЖИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)