Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Логвиненко С.А.
судей Гричановской Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ЖИЛСЕРВИС-СЕВЕР":
- представитель не явился;
- от Государственной жилищной инспекции администрации Магаданской области: представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖИЛСЕРВИС-СЕВЕР"
на решение от 18.07.2011
по делу N А37-878/2011
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Кушнеренко А.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЖИЛСЕРВИС-СЕВЕР"
к Государственной жилищной инспекции администрации Магаданской области о признании незаконным и отмене постановления от 05.04.2011 N 32
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖИЛСЕРВИС-СЕВЕР" (ОГРН 1074910002903, ИНН 4909095952, адрес: 685000, г. Магадан, ул. Первомайская, д. 46, далее - ООО "ЖИЛСЕРВИС", общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции администрации Магаданской области (ОГРН 10644910031097, ИНН 4909089797, адрес: 685000, г. Магадан, ул. Портовая, д. 8, далее - ГЖИ Магаданской области, административный орган, жилищная инспекция) от 05.04.2011 N 32 о привлечении к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением суда от 18.07.2011 в удовлетворении заявленных требований ООО "ЖИЛСЕРВИС" отказано, исходя из доказанности административным органом факта нарушения заявителем правил и норм, несоблюдение которых влечет за собой административную ответственность при наличии у юридического лица возможностей, позволяющих соблюдать данные правила и нормы.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит признать его незаконным и отменить. По мнению заявителя жалобы, радиаторы в квартире N 2 нельзя считать общим имуществом, поскольку они обслуживают исключительно квартиру N 2 дома 4 корп. 1 по ул. Берзина в г. Магадане. Отсутствие тепла в квартире объясняется тем, что собственником внесены изменения в инженерные коммуникации своей квартиры и для подачи тепловой энергии в жилое помещение, необходимо привести его коммуникации в соответствии с техническим планом. Полагает, что поскольку обязанность по приведению самовольно перестроенного помещения в прежнее состояние в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ) возложена на собственника, переустроившего инженерные сети, вина управляющей компании в не предоставлении коммунального ресурса отсутствует.
Лица, участвующие в деле о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Государственная жилищная инспекция Администрации Магаданской области в отзыве на жалобу отклоняет доводы и требования заявителя, считает решение законным и обоснованным; письменным ходатайством просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
02.03.2011 на основании обращения гражданки Чернавиной Л.М., являющейся собственником квартиры N 2 в доме 4 корпуса 1 по ул. Берзина г. Магадана, ГЖИ Магаданской области при участии представителя управляющей компании, произведена проверка по установлению факта отключения стояков отопления в вышеуказанной квартире. В ходе проверки составлен акт обследования, где зафиксировано невыполнение обществом своих обязательств по обеспечению тепловой энергией вышеназванного жилого помещения. При этом установлено, что для обогрева жилой комнаты собственник помещения установил масляные электрические обогреватели.
Факты, свидетельствующие о том, что собственник жилого помещения, в том числе, именно собственник у которого жилое помещение находится в собственности в рассматриваемый период, по указанному адресу производил работы по переустройству, переоборудованию или перепланировке своих жилых помещений, либо выполнял работы, которые могли бы привести к нарушению работы системы отопления в указанном жилом доме, не установлены.
По результатам проверки административным органом вынесено предписание от 02.03.2011 N 14, которым ООО "ЖИЛСЕРВИС" предложено в соответствии с пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме), немедленно принять меры по обеспечению безопасности для жизни и здоровья граждан и восстановить подачу теплоснабжения в квартиру N 2 дома 4 корп. 1 по ул. Берзина в г. Магадане, а также обеспечить постоянную готовность инженерных коммуникаций, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг гражданам. Кроме того, в силу пункта 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда), немедленно обеспечить поддержание оптимальной температуры воздуха и равномерный прогрев всех нагревательных приборов в указанной квартире.
17.03.2011 жилищной инспекцией с участием законного представителя ООО "ЖИЛСЕРВИС" составлен протокол об административном правонарушении N 26. По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вынесено постановление от 21.03.2011 N 32, в соответствии с которым ООО "ЖИЛСЕРВИС" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об его отмене.
Оценив установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции в соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установлены все фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для его полного и всестороннего рассмотрения, а также правильно применены нормы материального права, в связи с чем, решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Объектом указанного правонарушения является установленный порядок осуществления содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений и нарушение этого порядка, независимо от последствий, образует объективную сторону состава правонарушения.
Субъектом административного правонарушения может являться лицо, ответственное за содержание жилых домов (жилых помещений), то есть собственник жилого фонда, либо лицо, владеющее жилищным фондом на ином вещном праве (праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления), либо лицо, которому жилищный фонд передан по договорам о передаче имущества, либо по договорам по управлению жилищным фондом и организации оказания жилищных услуг и работ.
Арбитражным судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что управление многоквартирным домом и выполнение работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда и придомовых территорий жилого дома N 4, расположенного по ул. Берзина в г. Магадане, передано ООО "ЖИЛСЕРВИС" по договору управления от 30.06.2008 N Б4/1.
Согласно пунктам 4.1.1, 4.1.2, 4.1.5, 4.1.7, 4.1.8, 4.2.2 данного договора управляющая компания обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в спорном доме; обеспечивать предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в нем, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
В соответствии с частью 3 статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти.
Требования к содержанию общего имущества в многоквартирном доме обозначены в пункте 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
При этом в состав общего имущества, согласно пункту 2 данных Правил, включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Пунктом 6 указанных выше Правил в состав общего имущества включена внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых приборов учета тепловой энергии), а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Статьей 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно пункту 13 раздела 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором.
При этом исполнитель обязан, в том числе: а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; б) предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором; г) самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю; и) в течение 2 рабочих дней с даты получения жалобы (заявления, требования, претензии) направлять потребителю извещение о ее приеме и последующем удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении с указанием причин отказа; л) информировать потребителя в течение суток со дня обнаружения неполадок в работе внутридомовых инженерных систем и (или) инженерных коммуникаций и оборудования, расположенных вне многоквартирного дома или жилого дома (в случае его личного обращения - немедленно), о причинах и предполагаемой продолжительности приостановки или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также о причинах нарушения качества предоставления коммунальных услуг; н) по требованию потребителя направлять своего представителя для выяснения причин не предоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (с составлением соответствующего акта), а также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с авариями, стихийными бедствиями, отсутствием или некачественным предоставлением коммунальных услуг.
Согласно пункту 42 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, является составом правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Ссылка представителя заявителя о переустройстве жилого помещения судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку не подтверждается материалами дела.
Согласно части 1 статьи 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Однако, фактов, требующих внесения изменения в технический паспорт жилого помещения или переноса инженерных сетей, оборудования систем отопления квартиры N 2 дома 4 корп. 1 по ул. Берзина в г. Магадане актом осмотра от 21.11.2010, составленным "ООО ЖИЛСЕРВИС" и актом от 02.03.2011 N 9, составленным ГЖИ Магаданской области, не установлено.
Объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного указанной правовой нормой КоАП РФ, выражается в нарушении лицами, ответственными за содержание жилых домов, правил их содержания и ремонта.
Апелляционным судом установлено и материалами дела подтверждается наличие в действиях общества нарушения обществом пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, требований пунктов 2.6.1, 2.6.2, 5.2.1, 5.2.9, 5.2.14 Правил и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, а также пунктов 9, 10, 12 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Факт совершения ООО "ЖИЛСЕРВИС" административного правонарушения подтвержден заявлением гражданки Чернавиной Л.М., актом обследования жилого помещения N 2 дома 4 корп. 1 по ул. Берзина в г. Магадане, протоколом об административном правонарушении от 17.03.2011 N 26.
При этом, в материалах дела отсутствуют доказательства о принятии обществом всех возможных мер для соблюдения правил и норм содержания общего имущества многоквартирного дома и условий договора управления от 30.06.2008 N Б4/1. Какие-либо иные обстоятельства, исключающие вину общества, материалами дела не подтверждаются. Не представлены они и в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции.
Довод заявителя о том, что стояки системы отопления многоквартирного дома, подведенные напрямую к магистральной сети, нельзя считать общим имуществом, несостоятелен, поскольку противоречит пункту 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Также апелляционный суд отклоняет и возражения об отсутствии вины общества в непредставлении тепловой энергии в квартиру N 2 дома 4 корп. 1 по ул. Берзина г. Магадана.
Уставом ООО "ЖИЛСЕРВИС" закреплено, что одним из основных видов деятельности общества является оказание коммунальных услуг и услуг по техническому содержанию зданий, сооружений, управление недвижимостью.
Исходя из положений договора управления от 30.06.2008 N Б4/1 в обязанности общества входит организация предоставления коммунальных услуг, проведение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в соответствии с действующим законодательством, обеспечение предоставления коммунальных услуг установленного уровня качества.
Факт отключения управляющей организацией участка подачи теплоснабжения в квартиру N 2 жилого дома 4 корп. 1 по ул. Берзина в г. Магадане 17.03.2011 установлен жилищной инспекцией в протоколе об административном правонарушении от 17.03.2011 N 26.
Кроме того, ООО "ЖИЛСЕРВИС" не предоставило ни в арбитражный суд первой инстанции, ни в апелляционный суд доказательств, обосновывающих необходимость проведения срочного демонтажа участка труб отопления в период отопительного сезона.
При таких обстоятельствах, наличие вины управляющей компании полностью подтверждается, а привлечение общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ, является правомерным.
Учитывая, что решение суда первой инстанции вынесено на основании полного установления обстоятельств совершенного правонарушения, выводы суда соответствуют установленным юридически значимым фактам, основанным на имеющихся в деле доказательствах и на правильном применении статьи 7.22 КоАП РФ, апелляционная инстанция считает жалобу заявителя неподлежащей удовлетворению.
Руководствуясь, статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 18.07.2011 по делу N А37-878/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
С.А.ЛОГВИНЕНКО
Судьи
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Е.А.ШВЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.09.2011 N 06АП-3726/2011 ПО ДЕЛУ N А37-878/2011
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 сентября 2011 г. N 06АП-3726/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Логвиненко С.А.
судей Гричановской Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ЖИЛСЕРВИС-СЕВЕР":
- представитель не явился;
- от Государственной жилищной инспекции администрации Магаданской области: представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖИЛСЕРВИС-СЕВЕР"
на решение от 18.07.2011
по делу N А37-878/2011
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Кушнеренко А.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЖИЛСЕРВИС-СЕВЕР"
к Государственной жилищной инспекции администрации Магаданской области о признании незаконным и отмене постановления от 05.04.2011 N 32
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖИЛСЕРВИС-СЕВЕР" (ОГРН 1074910002903, ИНН 4909095952, адрес: 685000, г. Магадан, ул. Первомайская, д. 46, далее - ООО "ЖИЛСЕРВИС", общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции администрации Магаданской области (ОГРН 10644910031097, ИНН 4909089797, адрес: 685000, г. Магадан, ул. Портовая, д. 8, далее - ГЖИ Магаданской области, административный орган, жилищная инспекция) от 05.04.2011 N 32 о привлечении к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением суда от 18.07.2011 в удовлетворении заявленных требований ООО "ЖИЛСЕРВИС" отказано, исходя из доказанности административным органом факта нарушения заявителем правил и норм, несоблюдение которых влечет за собой административную ответственность при наличии у юридического лица возможностей, позволяющих соблюдать данные правила и нормы.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит признать его незаконным и отменить. По мнению заявителя жалобы, радиаторы в квартире N 2 нельзя считать общим имуществом, поскольку они обслуживают исключительно квартиру N 2 дома 4 корп. 1 по ул. Берзина в г. Магадане. Отсутствие тепла в квартире объясняется тем, что собственником внесены изменения в инженерные коммуникации своей квартиры и для подачи тепловой энергии в жилое помещение, необходимо привести его коммуникации в соответствии с техническим планом. Полагает, что поскольку обязанность по приведению самовольно перестроенного помещения в прежнее состояние в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ) возложена на собственника, переустроившего инженерные сети, вина управляющей компании в не предоставлении коммунального ресурса отсутствует.
Лица, участвующие в деле о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Государственная жилищная инспекция Администрации Магаданской области в отзыве на жалобу отклоняет доводы и требования заявителя, считает решение законным и обоснованным; письменным ходатайством просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
02.03.2011 на основании обращения гражданки Чернавиной Л.М., являющейся собственником квартиры N 2 в доме 4 корпуса 1 по ул. Берзина г. Магадана, ГЖИ Магаданской области при участии представителя управляющей компании, произведена проверка по установлению факта отключения стояков отопления в вышеуказанной квартире. В ходе проверки составлен акт обследования, где зафиксировано невыполнение обществом своих обязательств по обеспечению тепловой энергией вышеназванного жилого помещения. При этом установлено, что для обогрева жилой комнаты собственник помещения установил масляные электрические обогреватели.
Факты, свидетельствующие о том, что собственник жилого помещения, в том числе, именно собственник у которого жилое помещение находится в собственности в рассматриваемый период, по указанному адресу производил работы по переустройству, переоборудованию или перепланировке своих жилых помещений, либо выполнял работы, которые могли бы привести к нарушению работы системы отопления в указанном жилом доме, не установлены.
По результатам проверки административным органом вынесено предписание от 02.03.2011 N 14, которым ООО "ЖИЛСЕРВИС" предложено в соответствии с пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме), немедленно принять меры по обеспечению безопасности для жизни и здоровья граждан и восстановить подачу теплоснабжения в квартиру N 2 дома 4 корп. 1 по ул. Берзина в г. Магадане, а также обеспечить постоянную готовность инженерных коммуникаций, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг гражданам. Кроме того, в силу пункта 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда), немедленно обеспечить поддержание оптимальной температуры воздуха и равномерный прогрев всех нагревательных приборов в указанной квартире.
17.03.2011 жилищной инспекцией с участием законного представителя ООО "ЖИЛСЕРВИС" составлен протокол об административном правонарушении N 26. По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вынесено постановление от 21.03.2011 N 32, в соответствии с которым ООО "ЖИЛСЕРВИС" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об его отмене.
Оценив установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции в соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установлены все фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для его полного и всестороннего рассмотрения, а также правильно применены нормы материального права, в связи с чем, решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Объектом указанного правонарушения является установленный порядок осуществления содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений и нарушение этого порядка, независимо от последствий, образует объективную сторону состава правонарушения.
Субъектом административного правонарушения может являться лицо, ответственное за содержание жилых домов (жилых помещений), то есть собственник жилого фонда, либо лицо, владеющее жилищным фондом на ином вещном праве (праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления), либо лицо, которому жилищный фонд передан по договорам о передаче имущества, либо по договорам по управлению жилищным фондом и организации оказания жилищных услуг и работ.
Арбитражным судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что управление многоквартирным домом и выполнение работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда и придомовых территорий жилого дома N 4, расположенного по ул. Берзина в г. Магадане, передано ООО "ЖИЛСЕРВИС" по договору управления от 30.06.2008 N Б4/1.
Согласно пунктам 4.1.1, 4.1.2, 4.1.5, 4.1.7, 4.1.8, 4.2.2 данного договора управляющая компания обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в спорном доме; обеспечивать предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в нем, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
В соответствии с частью 3 статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти.
Требования к содержанию общего имущества в многоквартирном доме обозначены в пункте 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
При этом в состав общего имущества, согласно пункту 2 данных Правил, включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Пунктом 6 указанных выше Правил в состав общего имущества включена внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых приборов учета тепловой энергии), а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Статьей 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно пункту 13 раздела 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором.
При этом исполнитель обязан, в том числе: а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; б) предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором; г) самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю; и) в течение 2 рабочих дней с даты получения жалобы (заявления, требования, претензии) направлять потребителю извещение о ее приеме и последующем удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении с указанием причин отказа; л) информировать потребителя в течение суток со дня обнаружения неполадок в работе внутридомовых инженерных систем и (или) инженерных коммуникаций и оборудования, расположенных вне многоквартирного дома или жилого дома (в случае его личного обращения - немедленно), о причинах и предполагаемой продолжительности приостановки или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также о причинах нарушения качества предоставления коммунальных услуг; н) по требованию потребителя направлять своего представителя для выяснения причин не предоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (с составлением соответствующего акта), а также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с авариями, стихийными бедствиями, отсутствием или некачественным предоставлением коммунальных услуг.
Согласно пункту 42 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, является составом правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Ссылка представителя заявителя о переустройстве жилого помещения судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку не подтверждается материалами дела.
Согласно части 1 статьи 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Однако, фактов, требующих внесения изменения в технический паспорт жилого помещения или переноса инженерных сетей, оборудования систем отопления квартиры N 2 дома 4 корп. 1 по ул. Берзина в г. Магадане актом осмотра от 21.11.2010, составленным "ООО ЖИЛСЕРВИС" и актом от 02.03.2011 N 9, составленным ГЖИ Магаданской области, не установлено.
Объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного указанной правовой нормой КоАП РФ, выражается в нарушении лицами, ответственными за содержание жилых домов, правил их содержания и ремонта.
Апелляционным судом установлено и материалами дела подтверждается наличие в действиях общества нарушения обществом пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, требований пунктов 2.6.1, 2.6.2, 5.2.1, 5.2.9, 5.2.14 Правил и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, а также пунктов 9, 10, 12 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Факт совершения ООО "ЖИЛСЕРВИС" административного правонарушения подтвержден заявлением гражданки Чернавиной Л.М., актом обследования жилого помещения N 2 дома 4 корп. 1 по ул. Берзина в г. Магадане, протоколом об административном правонарушении от 17.03.2011 N 26.
При этом, в материалах дела отсутствуют доказательства о принятии обществом всех возможных мер для соблюдения правил и норм содержания общего имущества многоквартирного дома и условий договора управления от 30.06.2008 N Б4/1. Какие-либо иные обстоятельства, исключающие вину общества, материалами дела не подтверждаются. Не представлены они и в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции.
Довод заявителя о том, что стояки системы отопления многоквартирного дома, подведенные напрямую к магистральной сети, нельзя считать общим имуществом, несостоятелен, поскольку противоречит пункту 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Также апелляционный суд отклоняет и возражения об отсутствии вины общества в непредставлении тепловой энергии в квартиру N 2 дома 4 корп. 1 по ул. Берзина г. Магадана.
Уставом ООО "ЖИЛСЕРВИС" закреплено, что одним из основных видов деятельности общества является оказание коммунальных услуг и услуг по техническому содержанию зданий, сооружений, управление недвижимостью.
Исходя из положений договора управления от 30.06.2008 N Б4/1 в обязанности общества входит организация предоставления коммунальных услуг, проведение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в соответствии с действующим законодательством, обеспечение предоставления коммунальных услуг установленного уровня качества.
Факт отключения управляющей организацией участка подачи теплоснабжения в квартиру N 2 жилого дома 4 корп. 1 по ул. Берзина в г. Магадане 17.03.2011 установлен жилищной инспекцией в протоколе об административном правонарушении от 17.03.2011 N 26.
Кроме того, ООО "ЖИЛСЕРВИС" не предоставило ни в арбитражный суд первой инстанции, ни в апелляционный суд доказательств, обосновывающих необходимость проведения срочного демонтажа участка труб отопления в период отопительного сезона.
При таких обстоятельствах, наличие вины управляющей компании полностью подтверждается, а привлечение общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ, является правомерным.
Учитывая, что решение суда первой инстанции вынесено на основании полного установления обстоятельств совершенного правонарушения, выводы суда соответствуют установленным юридически значимым фактам, основанным на имеющихся в деле доказательствах и на правильном применении статьи 7.22 КоАП РФ, апелляционная инстанция считает жалобу заявителя неподлежащей удовлетворению.
Руководствуясь, статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 18.07.2011 по делу N А37-878/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
С.А.ЛОГВИНЕНКО
Судьи
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Е.А.ШВЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)