Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.05.2010 ПО ДЕЛУ N А46-605/2010

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья); Реорганизация, объединение, ликвидация товарищества собственников жилья

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 мая 2010 г. по делу N А46-605/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2010 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Киричек Ю.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания
Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2849/2010) открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" на решение Арбитражного суда Омской области от 12.03.2010 по делу N А46-605/2010 (судья Пермяков В.В.), принятое по заявлению
открытого акционерного общества "ОмскВодоканал"
к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области
о признании незаконным решения по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц ТСЖ "Гелиос-8",
при участии в судебном заседании представителей:
- от открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" - Лукьянова Н.М. (удостоверение <...>, доверенность N 15/5 от 11.01.2010 сроком действия до 31.12.2010);
- от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области - Цередиани В.А. (паспорт, доверенность N 03-38/4 от 11.01.2010 сроком действия до 31.12.2010);

- установил:

Открытое акционерное общество "ОмскВодоканал" (далее - ОАО "ОмскВодоканал", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области (далее - МИФНС России N 12 по Омской области, налоговый орган, инспекция) о признании незаконным решения по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц ТСЖ "Гелиос-8".
Решением от 12.03.2010 по делу N А46-605/2010 Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении заявленных ОАО "ОмскВодоканал" требований.
При принятии обжалуемого решения арбитражный суд исходил из того, что правовые основания для удовлетворения заявленных обществом требований отсутствуют, поскольку вынесенное налоговым органом решение соответствует нормам действующего законодательства.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "ОмскВодоканал" обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
В апелляционной жалобе, в пояснениях к ней ОАО "ОмскВодоканал" просит решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на незаконность решения налогового органа по причине недостоверности представленных ТСЖ "Гелиос-8" для государственной регистрации документов, а именно - ликвидационного баланса, не отражающего сумму фактической задолженности ликвидируемого юридического лица.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ОАО "ОмскВодоканал" поддержал требования, заявленные в апелляционной жалобе.
В представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу и устном выступлении в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель МИФНС России N 12 по Омской области просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, пояснения к ней, отзыв на нее, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Между ОАО "ОмскВодоканал" и ТСЖ "Гелиос-8" заключено соглашение N 10501238 от 12.10.2007 на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ. Задолженность ТСЖ "Гелиос-8" перед ОАО "ОмскВодоканал" по данным последнего составляет 21 953 руб. 02 коп.
20.06.2009 общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: 14 Чередовая, 8, принято решение о ликвидации ТСЖ "Гелиос-8", в связи с чем в регистрирующий орган представлено уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица.
05.10.2009 в соответствии с решением МИФНС России N 12 по Омской области была произведена государственная регистрация прекращения деятельности юридического лица ТСЖ "Гелиос-8".
12.10.2009 в ОАО "ОмскВодоканал" поступило уведомление о ликвидации ТСЖ "Гелиос-8" и исключении его из реестра юридических лиц с 05.10.2009.
Полагая, что данное решение МИФНС России N 12 по Омской области является незаконным и нарушает охраняемые законом права и интересы, ОАО "ОмскВодоканал" обратилось в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.
12.03.2010 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "ОмскВодоканал" требований.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что удовлетворение требований о признании незаконным решения государственного органа возможно лишь при совокупности двух условий, а именно при нарушении им прав заявителя и несоответствии оспариваемого решения нормам закона.
Порядок ликвидации юридического лица регламентирован статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица. Требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано, считаются погашенными.
В рассматриваемом случае ТСЖ "Гелиос-8" соблюден порядок ликвидации юридического лица, предусмотренный статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, что подтверждается материалами дела.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации регулируются нормами Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей определена как акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из содержания части 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" следует, что для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
В силу части 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" основаниями для отказа в государственной регистрации являются непредставление определенных данным Законом необходимых для государственной регистрации документов; представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган; наличие обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 данного Закона; несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами; подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц; выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества.
Иных правовых оснований применительно к данной ситуации для отказа в государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, законом не предусмотрено.
Исходя из анализа указанной нормы, следует, что при отсутствии указанных оснований регистрирующий орган обязан произвести государственную регистрацию юридического лица в связи с его ликвидацией.
Нормы Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не возлагают на регистрирующий орган обязанность проверять достоверность сведений, изложенных в решении о ликвидации юридического лица, и факт соблюдения требований закона при принятии юридическим лицом решения о его ликвидации.
По смыслу Закона о государственной регистрации государственная регистрация юридических лиц носит уведомительный характер, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.
Достоверность представляемых для данного вида регистрации сведений подтверждается заявителями, в отношении которых в соответствии с частью 1 статьи 25 Закона о государственной регистрации установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений. Таким образом, представление недостоверных сведений при оспариваемой государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица влечет иные правовые последствия.
Установив, что ТСЖ "Гелиос-8" в регистрирующий орган были представлены все документы, перечисленные в части 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (заявление по форме N Р16001 о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (л.д. 62 - 63), ликвидационный баланс (л.д. 64 - 65), квитанция СБ РФ от 24.09.2009 на сумму 400 руб. (л.д. 66), протокол N 3 от 24.09.2009 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: 14 Чередовая, дом 8 (л.д. 67), справка территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации от 28.09.2009 (л.д. 68)), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований для отказа в государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, предусмотренных статьей 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, у МИФНС России N 12 по Омской области не имелось.
Поскольку решение МИФНС России N 12 по Омской области по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц ТСЖ "Гелиос-8" соответствует Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ, суд первой инстанции обоснованно признал его законным.
Не может явиться основанием для отмены или изменения обжалуемого ОАО "ОмскВодоканал" судебного акта доводы подателя апелляционной жалобы о том, что ликвидационный баланс не отражает сумму фактической задолженности ликвидируемого юридического лица, в связи с чем решение налогового органа по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц ТСЖ "Гелиос-8" является незаконным.
Как следует из материалов дела, должнику за оказанные услуги были выставлены счет-фактуры: N Аб-59466 от 26.06.2009 на сумму 5 447 руб. 43 коп., N Аб-69937 от 24.07.2009 на сумму 5 101 руб. 40 коп., N Аб-77795 от 11.08.2009 на сумму 3 612 руб. 26 коп., N Аб-89729 от 18.09.2009 на сумму 5 634 руб. 45 коп., N Аб-100516 от 19.10.2009 на сумму 2 157 руб. 48 коп.
Из имеющегося в материалах дела дополнительного соглашения N 1 об изменении условий соглашения N 10501238 на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ от 12.10.2007 (л.д. 22) следует, что расчеты ТСЖ "Гелиос-8" (Субабонент) с ОАО "ОмскВодоканал" производятся путем выставления счет-фактуры за потребленные услуги по водоснабжению и водоотведению. Счет-фактура выдается Субабоненту под роспись на втором экземпляре счет-фактуры. Субабонент оплачивает стоимость оказанных услуг по водоснабжению и водоотведению на расчетный счет ОАО "ОмскВодоканал" в течение 5-ти дней с момента выставления счет-фактуры.
Представленные обществом в материалы дела счета-фактуры: N Аб-59466 от 26.06.2009 на сумму 5 447 руб. 43 коп., N Аб-69937 от 24.07.2009 на сумму 5 101 руб. 40 коп., N Аб-77795 от 11.08.2009 на сумму 3 612 руб. 26 коп., N Аб-89729 от 18.09.2009 на сумму 5 634 руб. 45 коп., N Аб-100516 от 19.10.2009 на сумму 2 157 руб. 48 коп. (л.д. 24, 26, 28, 30, 32) не содержат росписи ТСЖ "Гелиос-8", как это предусмотрено вышеназванным дополнительным соглашением.
Таким образом, общество вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило бесспорных доказательств того, что ТСЖ "Гелиос-8" знало о существовании задолженности в размере 21 953 руб. 02 коп. согласно указанным счетам-фактурам.
Следовательно, ОАО "ОмскВодоканал" не доказало недостоверность бухгалтерского ликвидационного баланса ТСЖ "Гелиос-8" по состоянию на 24.09.2009.
Отказав в удовлетворении заявленных ОАО "ОмскВодоканал" требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы ОАО "ОмскВодоканал" не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ОАО "ОмскВодоканал".
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Омской области от 12.03.2010 по делу N А46-605/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Н.Е.ИВАНОВА

Судьи
Ю.Н.КИРИЧЕК
О.Ю.РЫЖИКОВ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)